Узбекистан – гарант стабильности Центрально-азиатского региона
04.04.2007.
Азияинформ
Леонид Гусев
События последних лет показали, что именно Узбекистан с
его довольно авторитарным режимом стал основным препятствием распространения
исламского фундаментализма в Центральной Азии, и ближайшим союзником его
оказалась Россия. Именно военная мощь Узбекистана (включая прямое участие его
вооруженных сил) гарантировала победу кулябского и ходжентского кланов в
жестокой гражданской войне в Таджикистане. При этом у Ташкента в сложившихся
условиях не было особого выбора. Ведь победа демократической и исламской
оппозиции в этой республике была чревата для Узбекистана угрозой роста
внутренних кризисных явлений, что могло вызвать катастрофическое увеличение
числа беженцев узбеков из Таджикистана и усиление напряженности в местах
компактного проживания таджиков (на территории республики их проживает более
двух миллионов) и дальнейшую активизацию местных исламистов, особенно в
Ферганской долине.
В целях обеспечения национальной безопасности Ташкент во
времена правления талибов был вынужден проводить более активную политику в
отношении Афганистана в надежде на то, что оказание экономической и военной
поддержки генерала Р. Дустума обеспечит сохранение буферной зоны между
Узбекистаном и афганскими фундаменталистами. Однако, несмотря на то, что
Узбекистан объективно является одним из наиболее влиятельных государств региона
и его стремление стать гарантом стабильности в Центральной Азии вполне
оправдано, его географическая и этническая вовлеченность в региональные
конфликты настолько глубока, что в настоящее время треугольник Узбекистан –
Афганистан – Таджикистан для окружения представляется наиболее взрывоопасным.
Необходимо отметить, что в Узбекистане, как уже указывалось, проживает
значительное число таджиков, а также по территориям Узбекистана и Таджикистана
проходит Ферганская долина, где базируются экстремистские организации.
Кроме того, для Узбекистана огромную опасность
представляет проблема наркобизнеса уже давно поглотившая Афганистан и
захватывающая Таджикистан. Но с учетом наличия в Ташкенте мощного репрессивного
аппарата, опирающегося на авторитет И. Каримова, а также тщательно разработанной
законодательной базы можно утверждать, что Узбекистан в настоящее время может
создать наиболее эффективный заслон на маршрутах наркопотоков, поскольку
основные транспортные магистрали с юга на север проходят через это государство.
В связи с этим, Узбекистан, объявив в качестве одной из приоритетных задач
борьбу с международным терроризмом и экстремизмом, выделяет значительные суммы
для подготовки специалистов и технического оснащения таможенных и пограничных
пунктов. Для реализации этой задачи специалисты отдела по борьбе с незаконным
оборотом наркотиков МВД республики работают в тесном сотрудничестве со
специалистами аналогичных ведомств соседних Центрально-азиатских стран, России,
международных организаций.
С учетом этого, уже сейчас необходимо, опираясь на
имеющийся мировой опыт, создать на территории Узбекистана с помощью России,
прежде всего, глубоко эшелонированную систему противодействия региональному
наркобизнесу, которая должна функционировать в наступательном режиме, постепенно
расширяя зону свободную от производства и распространения наркотиков.
Узбекистан и в дальнейшем, несмотря на наличие
внутренних проблем, будет играть в Центральной Азии все возрастающую роль, хотя
это настораживает соседние государства, такие как Таджикистан и Киргизия,
поскольку бывшие среднеазиатские республики опасаются попасть в зависимость от
него. Между тем тот факт, что Россия все больше начинает отстаивать свои
интересы в регионе может в принципе склонить политические элиты этих стран пойти
на более тесное сотрудничество с Ташкентом. Руководители центрально-азиатских
республик предпочитают балансировать между различными центрами сил, для того
чтобы сохранить свою власть.
Еще прошлые выборы в новый двухпалатный парламент
Узбекистана, состоявшиеся 26 декабря 2004 года показали прочность режима Ислама
Каримова. Тогда в начале избирательной компании власти республики постарались
обезопасить себя от разного рода "бархатных" революций. В апреле 2004 года
отделению Фонда Сороса в Узбекистане было отказано в регистрации. Счета всех
неправительственных организаций, финансировавшихся из-за рубежа, были
заморожены. К выборам были допущены партии, поддерживающие официальные власти.
Основные оппозиционные организации "Бирлик" и "Эрк" в выборах не участвовали. В
результате победу одержали кандидаты в основном от двух партий власти – Народно-
демократической и Либерально- демократической.
Также узбекский режим показал свою силу во время
известных событий в Андижане в мае 2005 года. Тогда были подавлены выступления
узбекских оппозиционных сил в Ферганской долине.
В настоящее время Ташкент сосредотачивает все ресурсы
для проведения президентских выборов в декабре этого года, чтобы не возникло
никаких экстремальных ситуаций.
Такая ситуация является наиболее приемлемой как для
Узбекистана так и для региона в целом, потому что нестабильность в стране могла
бы привести к очень тяжелым последствиям, как уже отмечалось выше, к ситуации,
которая возникла в Таджикистане в начале 90 х. годов. Кроме того, в связи с
неопределенностью ситуации в Афганистане весь регион мог быть охвачен кровавыми
столкновениями.
|