Андрей Грозин: «Никто в Москве не хотел бы, чтобы в Киргизии возникала конфликтная ситуация, потому что тогда Россия не сможет остаться в стороне от событий»
10.04.2007.
Бишкекский пресс-клуб (BPC)
Подготовила Гульнура Торалиева
BPC взял интервью у Андрея Грозина, заведующего отделом
Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, о текущей политической ситуации в
Кыргызстане, возможности переговоров между властью и оппозицией, позиции
российского руководства по отношению к событиям в республике и освещению в
российских СМИ.
BPC: Как вы оцениваете текущую политическую ситуацию в
Кыргызстане? Каков, по-вашему, наиболее приемлемый вариант развития
событий?
Грозин: К
сожалению, последние 2 года российское экспертное сообщество придерживается
только одного общего подхода: никто не берется судить о том, как может
развернуться ситуация. Существует очень много хаотических факторов, которые
затрудняют системный анализ процессов, происходящих в республике. Каждый месяц в
Кыргызстане происходит какой-то кризисный всплеск. То, что наблюдается
сейчас, - это наиболее заметное и серьезное событие из тех, которые
прошли с ноября прошлого года.
Что касается вариантов развития событий, то я
боюсь, что такое большое массовое скопление в центре столицы может действительно
выйти из-под контроля организаторов этого митинга. Чтобы контролировать даже
10-тысячную толпу, необходимо иметь организационную структуру. Несмотря на
появившуюся в интернете структуру и расписание того, кто
и за что отвечает во время митинга, у меня нет уверенности в том, что все
эти люди при всем моем уважении к ним, действительно компетентны и способны
контролировать большие массы населения. Это очень сложно, я не берусь судить о
том, насколько оппозиция в Киргизии владеет этими технологиями, но дело в том,
что я имею небольшой российский опыт, но не очень позитивный. Я не говорю даже о
времени противостояния президента Ельцина с Верховным Советом, но
имею в виду последние годы правления предыдущего президента,
которые ознаменовались многочисленными массовыми мероприятиями, в ходе
которых только чудом удавалось избежать серьезных конфликтов. Около десятка
подобных серьезных столкновений было в ходе массовых митингов и протестов, и все
это не переходило в стадию серьезных конфликтов только, благодаря случайностям.
Даже тогдашний московский постоянный митинговый электорат, их митинговая
активность насчитывала как минимум несколько лет с начала перестройки, и менее
постоянно проходили разного рода эксцессы: столкновения с милицией, с
политическими оппонентами. До каких - то серьезных конфликтов дело не доходило,
но я боюсь, что в Киргизии, которая имеет опыт сложных нескольких дней
после «тюльпановой революции», события могут пойти не по положительному
сценарию.
Конечно, здесь в Москве, люди, наблюдающие за ситуацией
в Киргизии и в столице, и в регионах, хотели бы больше всего, чтобы и нынешняя
часть оппозиции, объединившаяся вокруг Объединенного фронта, и
официальная власть сели за стол переговоров и нашли какой-то путь к компромиссу.
Никто в Москве не хотел бы, чтобы в Киргизии возникала конфликтная ситуация,
потому что тогда Россия, конечно же, не сможет остаться в стороне от событий,
происходящих в стране. Поскольку надо учитывать высокий уровень отношений между
нашими государствами, учитывать также то, что Россия несет довольно серьезный
уровень ответственности за стабильность вообще в регионе и в Киргизии в
частности, принимая во внимание наше общее членство в ряде политических и
военно-политических организациях. Никто не хотел бы того, чтобы в стране возник
какой-то конфликт. Такая головная боль здесь абсолютно никому не нужна.
Все хотели бы того, чтобы власть и оппозиция сумели урегулировать свои
противоречия именно за столом переговоров, а не на площадях.
BPC: Как вы считаете, есть ли у оппозиции реальная
возможность добиться своего главного требования: досрочных выборов
президента?
Грозин: Нынешняя
власть в стране, если сравнивать ее с предыдущей, несмотря на многочисленные
ошибки, которые новая власть тоже наделала в большом количестве, тем не менее,
смотрится достаточно прочно, в сравнении с режимом Акаева, который по большому
счету только внешне выглядел более устойчивым накануне марта 2005 года.
Оказалось, что достаточно лишь одного толчка, чтобы вся система рассыпалась.
К нынешнему политическому режиму можно предъявлять много
претензий и часто обоснованных, но как мне кажется, еще не время, чтобы
предъявлять ему какие-то серьезные счета. 2 года - это недостаточный срок
для этого.
Посмотрите на то, как начинался первый срок ныне
действующего президента России. Первый 3 года ушли не на строительство новых
вертикально связанных политических и экономических систем, а на преодоление
того, что досталось от предыдущего президента. То есть на избавление от опеки,
которая до недавнего времени называлась семейной, избавление от принятых
на себя ранее каких-то обязательств, причем это избавление происходило
безболезненно и никого не ущемило. Наведение элементарного порядка в экономике,
то есть первые шаги тогда вызывали очень большие вопросы в России, тем не
менее, ситуация менялась с каждым годом к лучшему, и поэтому можно сделать вывод
о том, что нынешняя 70%-ная поддержка действующего президента народом
возникла не в первый год его правления. Она начала формироваться буквально
к концу первого срока. Поэтому я думаю, нынешней власти в Кыргызстане при
множестве претензий, надо дать немного больше времени для решения проблем.
Кроме того, не следует забывать и о внешнеполитическом
контексте того, что происходит сейчас в Киргизии. К сожалению, Киргизия
все больше и больше и не только в глазах российского экспертного
сообщества, но и в глазах российских СМИ, бизнеса и в значительной части
российских политиков формируется в виде достаточно непривлекательной страны, в
которой постоянно происходят какие-то потрясения.
Ясно, что это не способствует улучшению ее
инвестиционного климата, улучшению ее политического имиджа, в особенности
учитывая предстоящий саммит ШОС, - все это сугубо внутрикиргизские
проблемы, который приобретают уже гораздо более широкое звучание. У многих
возникает вполне резонный вопрос, что же это за союзник, что же это за
стратегический партнер, и соратник по региональным организациям, у которого все
время происходят внутренние потрясения.
Необходимо более серьезно подходить к сохранению
внутренней политической стабильности. Это не только киргизская проблема, а также
ближайших соседей Киргизии. Что греха таить, посмотрите на то, что
происходит в Казахстане. Киргизия уже стала своеобразным пугалом для
граждан Казахстана и Узбекистана.
Во многом такие страшилки о том, что происходит в
Киргизии, обусловлены внутриказахстанскими и внутриузбекскими проблемами.
Проблемами тех режимов, которые существуют в этих странах. Очевидно, что
подобного рода тенденции отражаются на массовом сознании сопредельных с
Киргизией стран, и преодолеть потом эту инерцию восприятия Киргизии как какой-то
черной дыры региона, где происходят перманентные кризисы, где отстреливают
депутатов, где постоянно делят собственность и осуществляют давление на
инвесторов, будет трудно. В перспективе это может создать
дополнительные проблемы, когда страна будет преодолевать экономический и
социальный кризисы, в которых она сейчас находится.
BPC: Кому, по вашему мнению, сейчас симпатизирует
Кремль? Существующей власти или оппозиции? Или отдельной личности?
Грозин: Поскольку
Кремль многопартиен, каждая башня Кремля придерживается своей точки зрения на
то, как следует выстраивать политику в отношении к тому или иному союзнику и
партнеру по той или иной проблеме. Поэтому я не думаю, что существует некий
общий подход: «общекремлевский» или «президентский» по отношению к тому,
как России следует вести себя по отношению к нынешней ситуации в Кыргызстане. Но
я уверен, что четким индикатором более-менее суммированного российского подхода
является то, как подается информация о ситуации в Кыргызстане в российских
масс-медиа. Сравните ситуацию с Украиной, как освещаются их дела в сравнении с
делами в Киргизии, здесь можно заметить совершенно диаметральные подходы. Об
Украине, при наличии симпатий российского политического класса к одной из
участвующих в нынешнем конфликте сторон, говорится постоянно, много и очень
четко. А о Киргизии говорится очень мало, если вообще что-либо говорится.
BPC: Кстати, вы можете сказать, почему российские СМИ
отмалчиваются?
Грозин: Я думаю,
потому что было принято решение о том, что все происхjдящее в Киргизии – это
внутрикиргизская проблема. Противостояние оппозиции и власти должно
разрешиться силами самих граждан Кыргызстана. Желательно, чтобы это
разрешение произошло без каких-либо конфликтов. Вот, это основная
позиция.
То, что господин Кулов приезжал трижды в Москву, а также
некоторые люди от администрации президента Бакиева, говорит просто о том,
что очевидно Кремль сейчас не имеет желания поддерживать ту или иную сторону. То
есть во многом здесь проявляется ситуация схожая с той, которая складывалась в
начале зимы 2005 года. Тогда здесь тоже были и господин Бакиев, и госпожа
Отунбаева, и многие другие. Их в Москве тоже встречали, разговаривали, но
никаких гарантий не давали. Я думаю, что такой подход, когда выслушиваются в
разных башнях Кремля разные политики Кыргызстана, наверное, производится и
сейчас. Но они только выслушиваются, но никаких обещаний поддержки и
вмешательства и уж тем более помощи ресурсами не дают. Поэтому было
странно читать, что Кулова якобы поддерживает Россия, а Бакиева - Китай.
Собственно, и китайские коллеги были удивлены подобного рода оценками. Все
гораздо сложнее, и очень многие вопросы, особенно касающиеся перспектив
развития политического процесса в Кыргызстане, скрыты от посторонних глаз,
они обсуждаются на уровне неформальных контактов, закрытых встреч. Нам
известны лишь отдаленные, и даже искаженные данные. Я не думаю, что следует
искать в событиях после отставки Кулова с поста премьер-министра российскую
руку. Москва заинтересована в том, чтобы в республике была стабильность, чтобы
не пришлось расхлебывать всю кашу, которая может завариться в
Бишкеке.
|