Право, в котором отказали
25.05.2007г., Журнал «Новый взгляд»
Россия
должна проявлять настойчивость в том, чтобы вести работу по официальному
признанию «непризнанных» государств. Речь не идет об их незамедлительном
включении в состав Российской Федерации. Речь идет о признании права
народов, живущих в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья на самоопределение. То
право, в котором им без всяких оснований отказали в 1991 году, хотя на этот счет
были прямые записи в советских законах. Мне кажется, что это не
справедливо, и здесь Россия имеет право на активность.
– Константин
Федорович, Вам не кажется, что США восприняли окончание «холодной войны»
как свою победу и именно этим объясняется их проникновение в государства
Кавказа, Средней Азии и в другие государства постсоветского
пространства?
– Безусловно, США воспринимают
окончание «холодной войны», как свою победу. И должен заметить, что ничего
другого не остается думать и нам, поскольку каковы бы не были наши
субъективные чувства, объективно – это была их победа.
В
апреле 2007 года Хилари Клинтон внесла законопроект, предлагая
вознаграждать за победу в «холодной войне» ветеранов американской разведки,
дипломатии, общественных и политических деятелей и т.д. У нас по этому
поводу было много комментариев, где мы пытаемся доказать, что в «холодной
войне» никаких победителей не было, но все эти наши объяснения несколько
натянуты. Никакие наши слезы, сожаления, призывы к новому мышлению, как во
времена Горбачева, не сумели затушевать тот факт, что Советский Союз и США
были конкурентами, противниками. И это, мне кажется, на тот момент было связано
ни столько с идеологическим противостоянием, поскольку СССР эпохи Брежнева,
что уж тем более – эпохи Горбачева, не был рассадником мировой революции, как,
скажем, Советское государство периода Ленина и Троцкого. Это связано,
прежде всего, с объективностью того факта, что интересы двух крупнейших держав
сталкивались во всем мире и, конечно, исчезновение такого государства, как
СССР, его распад были встречены с ликованием в американском истеблишменте.
Объясняется ли этим проникновение США на Кавказ? Дело в
том, что они увидели для себя новые возможности не только на Кавказе, но и
дальше в Средней Азии. Сам по себе Кавказ, конечно, им интересен, но в период,
когда обостряется борьба за ресурсы и с каждым годом эти ресурсы все более
ограничены, конечно же, США рассматривают кладовые Центральной Азии,
Каспийского моря, не как тайну за семью печатями, а как своеобразный
кувшин, который должен быть раскупорен. Между тем Кавказ как раз и является
горлышком этого кувшина.
– Чем продуктивен
интерес Запада к Грузии?
–
Грузия является единственной коммуникацией, которая фактически
связывает между собой Азербайджан, Каспий и дальше в Центральную Азию. Для
тех, кто не хотел бы получать доступ к Центрально-Азиатским ресурсам и
ресурсам Каспийского моря по договоренности с Россией, через территорию России,
по договоренности с Китаем и по договоренности с Ираном, выясняется, что
попасть к этим ресурсам возможно только через территорию нынешней Грузии.
Собственно, в этом и заключается интерес Запада к Грузии, не более
того.
Грузия
как экономический партнер незначительна. Сельское хозяйство Грузии
представляют определенный интерес лишь тем, кто жил в бывшем Советском Союзе.
Промышленность в Грузии всегда была придатком в экономике Грузии, и не продуктом
самостоятельного развития. Сегодня она переживает убытки и кризис.
Для
Запада здесь остается география – геополитика, ради которой, собственно говоря,
и поддерживают грузинское государство и выстраивают его в наиболее
антироссийском ключе.
Безусловно, к этому добавляется известное расхождение
в оценке происшедшего в Абхазии и в Южной Осетии, разный подход к тому, каково
природа Грузино-Абхазского и Грузино-Осетинского конфликта. Я при этом
думаю, что у США и их западных союзников при этом нет такого уж желания брать на
себя все проблемы Грузии и решать их за свой счет. Я никогда не встречал
американцев, которые бы занимались чистой благотворительностью, когда дело
касается чужих национальных интересов. Мне кажется, что они до определенной
степени и при определенных обстоятельствах готовы даже допустить раздел Грузии.
Он для них окажется дополнительной гарантией того, что та часть Грузии, которая
их интересует (та, которая сегодня подконтрольна Тбилиси) будет
враждебна к Абхазии и Южной Осетии. И будет обвинять во всем Россию.
Грузия
настроена, может быть, наиболее антироссийски из всех постсоветских
государств. Для США подобное положение в определенной степени выгодно. И
США не хотят породить у Грузии подозрение, что они готовы на какой-то
сговор по вопросу Абхазии, Южной Осетии с Россией и с той же Абхазией и Южной
Осетией. Но, уверяю вас, они в принципе не так уж заинтересованы в этой
территориальной целостности Грузии. Само по себе возвращение Абхазии и
Южной Осетии для них явилось бы серьезным испытанием, которое заставило бы их
корректировать свою политику, тратить средства. Им же важно иметь здесь
конфликт. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда Запад и Грузия заинтересованы
не в разрешении конфликта, а в том, чтобы этот конфликт вечно на этой территории
был постоянным.
– Можно ли
расценивать агрессивную политику Грузии по отношению к России слабостью режима
Саакашвили?
– Внешне все выглядит
наоборот. «Ай, Моська! Знай, она сильна, раз лает на слона», – так написал
классик в своей басне.
Знаете,
когда в свое время происходили известные события в Польше, связанные с
«Солидарностью» (они были, конечно, серьезнейшим ударом по Варшавскому договору
и системе мирового социализма), один злоязычный немецкий журнал, а немцы
всегда доверительно относились к самостоятельности Польши, опубликовал
карикатуру. В ней поляк смотрит на глобус в подзорную трубу и видит только
Польшу. Вот примерно так, мне кажется, в большую, очень большую подзорную трубу
на карту мира смотрят грузинские политики.
Как
представляется, в подоплеке сегодняшнего отношения Грузии к России несколько
основных причин. Первая причина – это насквозь проникнутый шовинизмом и
национализмом грузинский правящий класс. Это началось не вчера.
У нас в
России мы, наоборот, сейчас остро переживаем всякие попытки националистов
выставить вперед, выделить из числа россиян именно русских, везде и всюду, надо
это или не надо, защищать их права. В России, если я скажу, что я русский, в
определенной части обществам сразу возникнет подозрение, что я, по всей
видимости, – националист.
В
Грузии такое – в порядке вещей. Желание правящей элиты Грузии находить
виноватых везде и всюду, кроме как в своей собственной среде, привело к тому,
что с течением времени стало выдаваться за аксиому: во всех бедах сегодняшней
Грузии виновата Россия. В случае с Абхазией и Южной Осетией – это в Москве
разработали коварный план, как разделить Грузию, как ее наказать, и вот в
соответствии с этим коварным планом вначале поссорили грузин с осетинами, а
затем и с абхазами.
Вторая
причина агрессивности Грузии – забвение истории. Грузия и грузинский народ были
в свое время спасены для будущего с приходом России на Кавказ. Более того,
грузинские властители были теми, кто инициировал этот приход. Сегодня же
стараются вытравить из грузинского народа всякое взвешенное, дружелюбное
отношение к России, перечеркнуть все страницы наших отношений в прошлом, дать им
ложную интерпретацию, поменять с плюса на минус прежние оценки. Фактически это
попытки загнать грузинский народ в такое идейное состояние, при котором все, что
ни происходит с Грузией и в Грузии, объявляется не плодом собственных
заблуждений и ошибок, а заговоров и всякого рода происков со стороны России. Ну,
кто в 91–93 годах в России думал о происходящем с Грузией? Россия еще в тот
момент с трудом избавлялась от шока в результате распада СССР. Внутри России шла
борьба между Ельциным и Верховным Советом. И нелепо говорить, что тогда, когда в
своей собственной стране стреляли танки по парламенту, у нас был какой-то
изощренный план в отношении Грузии.
И,
наконец, последнее: агрессивность правящей элиты Грузии связана с ее
нежеланием сосредоточить свои усилия и силы грузинского народа на решении
больших задач, связанных с подъемом благосостояния, экономики, достижением
подлинной демократии, а не «усеченной» демократии. Происходящее трагически
сказывается на судьбе самого грузинского народа, который достоин лучшей участи,
чем постоянно ожидать, как манны небесной, реванша за Абхазию и Южную
Осетию.
– Что Вы имеете в виду,
когда заявляете, что «Грузия в СНГ никому не нужна»?
– Грузия не была в
СНГ на момент, когда СНГ провозглашалось, она вошла в него в 1992 году с
«заднего входа». Если Грузия точно также из СНГ выйдет, никто этого
особенно не заметит кроме самой Грузии, где будут кричать о развале
СНГ.
– Кто что теряет и что
выигрывает в случае вхождения Грузии в НАТО?
– В отличие от
Украины, у
меня нет сомнений, что грузинское население в основном убедили в том, что
панацея для Грузии – это вступление в НАТО. В Грузии нет активных сил,
которые боролись бы против такого вступления. Во многом это связано, безусловно,
с впечатлением, которое удалось создать грузинской элите: все хорошее
связано с Западом и НАТО, а все плохое – с Россией. Если Россия против НАТО –
значит, нам надо в НАТО быть. По примитивной логике грузинского
правительства, если Россия против НАТО – значит, нам
надо в НАТО быть.
Разумеется, есть и более основательные причины. Прежде
всего, представители грузинской правящей элиты путем втягивания НАТО в
кавказские дела пытаются добиться от НАТО более активного вмешательства в
абхазский и осетинский конфликты. Им кажется, что, раздув какой-то грандиозный
пожар, они решают свои узкокорыстные или даже национальные задачи. Понимая, что
Россия, конечно, не допустит какого-то силового решения этих
конфликтов, они ищут других, кто мог бы ими заняться.
Интересы же НАТО на Кавказе в том, чтобы иметь здесь
местный форпост, авангард, помогающий пробивать проход дальше в те территории,
которые на самом деле интересны для Запада с точки зрения недр.
Конечно, членство Грузии в НАТО дополнительно
гарантирует постоянное нахождение Грузии в орбите Запада. Но не следует
думать, что вопрос о вступлении Грузии в НАТО уже предрешен, как это пытаются
представить в Тбилиси. В самом НАТО, судя по всему, хватает здравомыслящих
людей, которые понимают, что идти на поводу у экстремистских кругов в этом
ли районе земного шара или в другом – серьезная угроза международной и
собственной безопасности.
НАТО
играет в свою игру, но до определенных пределов. Грузия все время ищет
хозяина – спонсора, которого, как ей кажется, она обрела в лице
западноевропейских государств. Но НАТО не организация, которая занимается
насаждением демократии или экономикой или торгует тюльпанами. Это –
военно-политический блок.
И, в
принципе, мне кажется, что членство в НАТО отбросят Грузию от важных
прошлых связей и отношений. А превращение Грузии во врага, конкурента
России породит для грузинского народа целый комплекс труднейших проблем, которые
лучше не создавать.
– Какие шаги по
поддержке самопровозглашенных республик остаются в запасе у российской
власти?
– Я, конечно, не могу
отвечать за российскую власть в целом, хотя и принадлежу к правящей
партии, состою во фракции «Единая Россия», являюсь членом Генерального
Совета партии. Могу сказать, что я выступаю в ряде случаев острым критиком
российских властей, когда дело касается последовательности нашей политики на
Кавказе.
Постараюсь уточнить, что я считаю на сегодняшний день
определяющим в заданном Вами вопросе. Главное для России на Кавказе сегодня –
четко установить, кто является здесь врагом, а кто другом.
Грузия
по идее должна состоять в первых рядах врагов. Самое простое было бы
реагировать по принципу: «Все, что плохо для моих врагов, что хорошо для врагов
моих врагов – хорошо для России». Но Россия, как ответственный
международный игрок, как великая страна, конечно, не может так упрощенно
вести себя в международных отношениях.
Мы
стараемся в случае с абхазским и осетинским конфликтами придерживаться
определенных принципов, которые, кстати сказать, по-разному определяют, скажем,
в МИД России.
Я лично
считаю, что в сложившейся ситуации у России нет оснований поддерживать идею
территориальной целостности Грузии. Официальная же позиция России с
момента возникновения этих конфликтов по данному вопросу до сих пор не менялась.
Т.е. мы по-прежнему официально исходим из позиции, что Грузия – это
целостное государство.
Лично я
в этом не уверен. Я уверен в обратном, – что никаких оснований, ни правовых, ни
исторических, ни, наконец, политических на сегодняшний день нет, чтобы считать
власть Грузии распространяющейся на территории Абхазии и Южной Осетии,
которые Грузия ни одного дня с момента провозглашения своей независимости
не контролировала.
Что
касается нахождения российских миротворцев в регионе, то их уход – это
провокация войны. Мы против войны на Кавказе. Такая точка зрения победила здесь,
хотя еще совсем недавно, еще в последние годы правления Ельцина, были мысли
о том, что если, конечно, Грузия будет настаивать, то мы вынуждены будем по
ее просьбе уйти и из Абхазии и из Южной Осетии. Нам удалось доказать, и я в этом
участвовал, что это было бы катастрофическим решением.
На мой
взгляд, сегодня уже нет рецидивов когда-то популярного в России подхода:
Грузия хочет – мы остаемся, Грузия не хочет – мы не остаемся. Мы исходим из
того, что если обе стороны конфликта нас приглашали, то до тех пор, пока они обе
вместе не скажут, что необходимость в этом отпала, мы будем оставаться на месте.
А всякая другая трактовка означает провокацию военных действий. Это в России
понимают, и это, на мой взгляд, стоит многих заблуждений российских
политиков.
Но
Россия этим не ограничивается. Она сегодня оказывает реальную поддержку в
принятии гражданства РФ жителями Абхазии и Южной Осетии, в распространении на
них большинства своих гарантий пенсионных норм. Хотя в последнем случае, хочу
заметить, борьба идет, и я тоже в ней участвую. В борьбе за то, чтобы в полном
объеме гражданам России, живущим в Абхазии и Южной Осетии, оказывались все те
возможности и услуги, которые положены гражданину России.
Россия
сегодня в политическом плане заявила о том, что предоставление
независимости Косово, вопреки мнению Сербии, означает прецедент,
который может быть применим к «непризнанным» государствам на постсоветском
пространстве. При этом конечно, не совсем корректно конфликты в Закавказье
ставить в один ряд с косовским конфликтом. Но важен момент, важен сам факт, что
в России заговорили об ином возможном российском решении в данном
вопросе.
Россия,
и в этом я выступаю в роли критика российской официальной позиции, должна
проявлять настойчивость в том, чтобы вести работу по официальному признанию
«непризнанных» государств. Речь не идет об их незамедлительном
включении в состав Российской Федерации. Речь идет о признании права народов,
живущих в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья на самоопределение. То
право, в котором им безо всяких оснований отказали в 1991 году, хотя на этот
счет были прямые записи в советских законах. Мне кажется, что это не
справедливо, и здесь Россия имеет право на активность.
Кроме
того, у России, безусловно, существует целый ряд возможностей поддержки Абхазии,
Южной Осетии и Приднестровья по линии экономического сотрудничества,
социальной взаимопомощи, снятия барьеров и ликвидации остатков блокады
(которые действовали, во всяком случае, в отношении Абхазии, в том числе с
российским участием). Я обратился к руководству нашей страны с настоятельной
просьбой возобновить не только пассажирское железнодорожное, но и морское и
воздушное сообщение с Абхазией. Считаю, кроме прочего, что в ситуации, когда
Сочи остается претендентом на проведение Олимпийских игр 2014 года, даже с
точки зрения норм авиационной безопасности, аэропорты Абхазии должны быть
открыты.
– Сохранится ли
преемственность российской политики в отношении Абхазии, Южной Осетии и
Приднестровья после президентских выборов в России 2008 года?
– Мне
хотелось бы думать, что периоды поисков хорошего и плохого для России во внешней
политике завершены. В целом у нас общенациональная внешняя политика и по
отношению к Абхазии, Южной Осетии и Приднестровью ясна, в чем состоят наши
интересы. Они, кроме прочего, в том, чтобы сохранить уважение народов, которые
доверили нам свое спокойствие, чтобы сохранить мир в регионе, то есть оставить
на месте миротворцев, дать возможность людям, которые к нам обращают свои
надежды, жить достойно людей в XXI веке. Я не вижу, чем такое наше желание в России
ущемляет кого-либо, включая Грузию.
– Вы согласны с таким
мнением: «Если бы Абхазия находилась от Вены в 3–4 часах езды, ее бы
признали»?
– У нас есть обратные
примеры. Hи в 3–4 часах езды, но на значительно более близком
расстоянии от Вены находится Приднестровье, но это, тем не менее, не решает
приднестровской проблемы. В наш век быстрых перемещений дело не столько в
расстояниях, сколько в геополитических интересах.
–
Резолюция Совета Безопасности ООН, принятая семь месяцев назад, не выполнена
грузинской стороной. В Кодорском ущелье по-прежнему находится большое количество
вооруженных людей силовых структур и тяжелого оружия. Также грузинской
стороной не выполнено положение резолюции 1716, предписывающее необходимость
воздерживаться от провокационной и воинственной риторики. И мировое сообщество
на этом фоне молчит, более того, делает это весьма артистично...
– Молчать
тоже
можно
артистично. Говорят, что высшая форма актерского мастерства – это
способность держать паузу. Что касается желания западных стран требовать от
Грузии выполнения резолюции по Кодорскому ущелью, оно, конечно, очень
избирательно. На последнем заседании Совета Безопасности ООН по
грузино-абхазскому конфликту американцы очередной раз продемонстрировали свою
пристрастность, не пустили Сергея Шамбу на обсуждение абхаза темы. На мой
взгляд, это факт вопиющий, на него обратил внимание наш представитель в ООН
Чуркин. Могу себе представить, какой бы крик поднялся, если б каких-нибудь в
Балканских делах представителей косовских албанцев не пустили на обсуждение
судьбы Косово где-нибудь в международных инстанциях. Для меня это лишний пример
применения двойных стандартов. Мой вывод: мы не должны продолжать только
сетовать, удивляться и возмущаться. Мы должны делать, прежде всего, выводы и
вести себя адекватным образом, не обращать внимания на бесконечные попытки нас
запугать тем, что наше признание Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья означает
что-то непоправимое для России.
– Как Вы полагаете,
возможна ли ситуация, когда бы Российская Федерация официально признала
независимость Абхазии?
– В
российском обществе хватает голов, которые тратят много пороху на
изобретение таких катастрофических сценариев: что с Россией
произойдет, если вдруг она признает Абхазию, Южную Осетию или Приднестровье.
Ничего
с ней не произойдет. Мне кажется, что ни от нашего газа в Европе не
откажутся в ответ на наше признание, ни в кредитах нам не откажут (с прежними мы
расплатились и теперь долгов не имеем), ни санкции против нас
международное сообщество через ООН (где, в Совете Безопасности у нас есть
право вето) не предпримет.
Нечего
этим себя запугивать. Нужно трезво оценить, в какой мере такое признание
послужит в конкретный момент действительно общим интересам. Прежде всего,
интересам народов Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Другое дело, что
мы это решение так долго не принимали, то просто так им разбрасываться в
любой момент было бы тоже не правильно. Оно должно прозвучать в тот момент,
когда оно будет наиболее востребовано.
Наконец, это решение не должно быть одиночным гласом
вопиющего в пустыне. Есть много государств, не только Венесуэла с Кубой, но
и целый ряд других государств, которые вполне могли бы, не очень многим
рискуя, поддержать это признание. Во всем мире огромное количество признанных,
но «не состоявшихся» государств, которые не имеют и десятой доли признаков
государства, которые на сегодняшний день имеют Абхазия, Южная Осетия и
Приднестровье. На это надо обращать внимание.
– Может ли Запад
пересмотреть свое отношение к Абхазии, Южной Осетии и Приднестровью, в целом к
конфликтам, после того как Косово приобретет статус независимого
государства?
– Нужно заметить, что
все усилия сегодня Запада как раз состоят в том, чтобы не допустить
утверждения этого подхода: не рассматривать независимость Косово как прецедент
для Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.
Сегодня
очень серьезно стоит вопрос о возможности принятия плана Ахтисаари. Весь смысл
этого плана заключается в том, чтобы вынудить Сербию согласиться на
«усеченную» независимость. Пока Сербия не сдается в этом отношении и получает
вдохновение в известной позиции России, которая дала понять, что она
применит право вето в этом случае.
В свою
очередь, США последнее время заявляет: что бы там не произошло, они
независимость Косово признают. И при этом никакой взаимосвязи между Косово и,
допустим, Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем не видят. Это
избирательность объяснима. По большому счету, с более вменяемыми
американскими дипломатами можно договариваться по этим вопросам.
– Что бы Вы хотели
пожелать абхазскому народу?
– Я желаю успехов
абхазскому народу. Абхазский народ мне лично очень много дал. Больше, чем я смог
отплатить самой Абхазии за это время. Если мне за прошедшие годы как-то
удалось своей активностью, заявлениями,
выступлениями компенсировать недочеты нашей политики по отношению к
Абхазии, то я счастлив!
|