Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №58(01.09.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: КАКИМ ПУТЕМ ИДТИ РОССИИ?
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ



В Москве утверждена программа помощи зарубежным соотечественникам

А.Докучаева

20 августа с.г. состоялось заседание Правительства Москвы, на котором утверждена Целевая комплексная программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003 – 2005 годы. С небольшими корректировками программа, доложенная руководителем Департамента международных связей Г.Л.Мурадовым, принята. Согласно программе на работу по поддержке соотечественников на три года Москва выделит 476 миллионов рублей, из них в 2003 году – 138 млн.руб., в 2004 году – 158 млн.руб., в 2005 году – 180 – млн. руб. Около 9% этих средств выделяется на организационное обеспечение деятельности Правительства Москвы по работе с соотечественниками, главным звеном которой является создание и функционирование Московского дома соотечественников.

Средства выделяются на деятельность по нескольким направлениям: правовая защита соотечественников, поддержка общественных организаций и объединений российской диаспоры, оказание помощи соотечественникам в области медицины, поддержка русского языка, культуры и образования, развитие экономического сотрудничества Москвы с российской диаспорой, информационное сотрудничество с российской диаспорой, поддержка социально незащищенных слоев соотечественников, научное и экспертное  обеспечение программы. К этой многообразной деятельности будут подключены все подразделения Правительства Москвы и общественные структуры: Институт стран СНГ, фонды «Москва-Крым», «Москва-Севастополь», «Сотрудничество», Московское отделение фонда «Россияне».

На заседании, которое вел заместитель Мэра В.П.Шанцев, с содокладом выступил заместитель директора Департамента по поддержке соотечественников и правам человека МИД России А.Б.Гусев. Он подчеркнул важность принимаемой программы и вообще деятельности Москвы по поддержке соотечественников, которая подает пример и федеральным структурам, отвечающим за данное направление государственной политики. В обсуждении программы приняли участие: депутат Мосгордумы Е.Бунимович, директор  Института стран СНГ К.Затулин, исполнительный директор Московского отделения государственно-общественного фонда поддержки соотечественников за рубежом «Россияне» В.Скринник, генеральный директор Фонда «Москва-Севастополь» М.Апполонов. Высокую оценку деятельности Москвы по поддержке соотечественников в Крыму дал в своем выступлении С.П.Цеков, депутат Верховного Совета Автономной Республики Крым, руководитель Русской общины Крыма.

В обсуждении программы приняли участие члены Правительства Москвы.  О.Толкачев подчеркнул, что важнейшим направлением, которое в настоящее время фактически в одиночестве ведет Институт стран СНГ, является работа над формированием в России благоприятного общественного мнения по отношению к нашим зарубежным соотечественникам. Л.Швецова подчеркнула, что работа Москвы по поддержке соотечественников должна увязываться с той деятельностью, которая ведется в столице по отношению к представителям диаспор других государств, проживающих в Москве.  Московский опыт должен использоваться для продвижения  положительного отношения к российским соотечественникам за рубежом, в первую очередь в странах СНГ и Прибалтики. Она призвала к более тесному сотрудничеству с федеральными структурами, в частности с Росзарубежцентром, который сейчас активно подключается к решению гуманитарных вопросов российской диаспоры.

В заключение обсуждения В.Шанцев указал на необходимость некоторых корректировок в распределении средств по разделам программы. Призвал активнее работать с русским бизнесом за рубежом. Привлекать его для нужд столицы. И более того, при решении вопросов о размещении московских заказов среди производителей предпочтение, при прочих равных условиях, необходимо отдавать нашим  зарубежным соотечественникам. Все в Москве, подчеркнул Вице-мэр, должны помнить установку, данную Ю.Лужковым, о приоритете заботы о наших соотечественниках за рубежом.

Ниже публикуем материалы прошедшего заседания Правительства Москвы. Выдержки из стенограммы: доклад руководителя  Департамента Международных связей Г.Мурадова, содоклад заместителя директора Департамента по поддержке соотечественников и правам человека МИД России А.Гусева, выступление директора Института стран СНГ К.Затулина, справку о деятельности Правительства Москвы по поддержке соотечественников в 2002 году. Постановление Правительства Москвы о Комплексной среднесрочной программе поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы и саму программу  опубликуем в следующем номере, после подписания ее Мэром Москвы.




Доклад руководителя  Департамента Международных связей Г.Л.Мурадова

Уважаемые члены Правительства! Уважаемый Валерий Павлинович!

На ваше рассмотрение выносится комплексная целевая среднес­рочная программа поддержки соотечественников за рубежом на

2003-2005 годы. Основанием для разработки программы явилось пос­тановление Правительства Москвы от 18 сентября 2001 года "Об ос­новных направлениях работы по поддержке соотечественников за ру­бежом".

Для подготовки программы была создана рабочая группа из чис­ла ученых, представителей Правительства Москвы, специалистов в области межнациональных отношений, фондов, занимающихся поддерж­кой соотечественников, членов совета соотечественников при Государственной Думе. Активное участи в ее работе принимали также члены межведомственной комиссии Правительства Москвы по поддержке соотечественников.

Таким образом, на Ваше рассмотрение выносится коллективный труд, позволяющий, на наш взгляд, серьезно продвинуться вперед в деле оказания помощи и поддержки соотечественников.

Программа является важным этапом реализации долгосрочной стратегии Правительства Москвы по поддержке соотечественников. Заложенные в ней мероприятия имеют внутреннюю динамику и получат свое дальнейшее развитие на этапе 2006-2008 годов.

И наконец, деятельность Правительства Москвы по созданию и развитию эффективной модели взаимодействия с зарубежными сооте­чественниками является составной частью общегосударственной поли­тики, направленной на "собирание" и структурирование зарубежного "русского мира".

Работа Правительства Москвы с зарубежными соотечественниками хорошо известна и оценивается позитивно как Федеральными структу­рами, так и российским общественным мнением. Однако как отдельное направление, координирующее все аспекты данной деятельности, она сформировалась лишь недавно - с конца прошлого года с созданием в рамках ДМС Отдела по работе с соотечественниками, состоящего из 5 человек.

 В целях экономии времени, я не буду подробно останавливаться на том, что уже сделано. Перед Вами стенды, наглядно показывающие складывающуюся систему работы с соотечественниками за рубежом. Вам также представлены дополнительные материалы, с которыми Вы можете ознакомиться. Скажу буквально несколько слов о наиболее крупных делах.

Успешно осуществляется программа "Стипендия Мэра Москвы" в странах Балтии". Проведены эффективные акции по оказанию юриди­ческой помощи и защите прав соотечественников. Создан и начал действовать Центр по защите прав соотечественников. Проведены ме­роприятия по культурному обмену, фестивалей в Болгарии, Молдавии. Украине, Белоруссии, Грузии, Эстонии, Латвии, Литве. Более 200 учителей русского языка прошли переподготовку на курсах повышения квалификации.

Проведен "круглый стол" "Зарубежная диаспора - экономический потенциал России". Особое внимание уделено оказанию помощи вете­ранам войны - защитникам Москвы, оказана помощь более чем 300 ве­теранам г. Севастополя.

В работе с соотечественниками неоценимую помощь и поддержку оказывают практически все подразделения Правительства Москвы, фонды "Россияне", "Сотрудничество", "Москва - Крым", "Москва -Севастополь", "Институт стран СНГ". Особенно хочется отметить Ко­митеты образования, здравоохранения и Департамент науки и промыш­ленной политики.

Остановлюсь коротко на самой Программе поддержки соотечест­венников.

Цель программы: создание эффективной системы мер Московского правительства по поддержке соотечественников.

В основе программы: подход к российской диаспоре как к важ­нейшему социально-экономическому, демографическому, интеллекту­альному ресурсу России, способному стать весомым фактором прове­дения российской внешней политики, развития экономических связей с зарубежными странами и содействия решению проблем развития го­рода за счет привлечения потенциала диаспоры.

Главная задача программы: собирание и укрепление "русского мира" как социокультурного феномена путем подключения Москвы в рамках общегосударственной политики к созданию эффективной систе­мы взаимодействия государственных, общественных структур и хо­зяйствующих субъектов столицы с российской диаспорой ближнего и дальнего зарубежья.

Работа выстраивается не только по страновому признаку, но и по признаку, предполагающему консолидацию социально значимых сло­ев диаспоры, выступающих в качестве опорных точек работы с сооте­чественниками (например, ассоциации учителей школ с русским язы­ком обучения, деятелей культуры, бизнесменов и т.д.).

Приоритетное место в Программе отводится работе, созданной в этом году. Межведомственной комиссии по работе с соотечественни­ками за рубежом, куда входят представители большинства подразде­лений Правительства Москвы. А одним из главных инструментов меж­ведомственной комиссии становится Московский Дом Соотечественни­ков, принципиальное решение о создании которого принято Мэром Москвы Ю.М. Лужковым. Его создание горячо поддержано организация­ми соотечественников.

К программе приложен сводный план финансирования по годам. За исходную сумму принята сумма в 120 млн. рублей, выделен­ная на поддержку соотечественников в текущем году. Рост финанси­рования в ценах 2002 года не предусматривается. Номинальная кор­ректировка цифр идет только за счет антиинфляционного коэффициен­та и составляет в 2003, 2004, 2005 годах соответственно 138, 158. и 180 млн. рублей.

В первоначальном варианте программы, которая была одобрена на заседании нашей Межведомственной комиссии Правительства Москвы на 2003 год была заложена сумма 174 млн. рублей. Но нам не уда­лось ее отстоять перед Департаментом финансов, который отметил, что эта работа не относится к числу приоритетных.

В результате этого нам приходится отказываться от распрост­ранения программы "Стипендия Мэра Москвы" со стран Балтии на дру­гие страны СНГ, на чем уже давно настаивают наши соотечественни­ки.

Не находит своего развития программа молодежных мероприятий. Крайне недостаточно средств на пополнение библиотечного фонда на­циональных библиотек и библиотек русских культурных центров.

Мы практически оставили без внимания проблему доставки и распространения московских изданий, газет, прежде всего, в стра­ны, где проживает наибольшее количество наших соотечественников, и приходится сокращать средства, выделяемые на материальную под­держку нуждающихся ветеранов и инвалидов.

Кроме того, ряд подразделений Правительства Москвы некоторые вопросы, связанные с международной деятельностью, причем не имею­щей отношения к сотрудничеству с организациями соотечественников, перекладывает на бюджет работы с соотечественниками.

Перед нами, таким образом, 2 варианта действий: либо мы кон­солидируем всю работу через Межведомственную комиссию Правитель­ства Москвы и Московский дом соотечественника и избавляем другие подразделения Правительства от этой нагрузки по работе с сооте­чественниками, но на это потребуется дополнительно около 40-50 млн. рублей в 2003 году, либо подразделениям Правительства будет необходимо продолжить те программы, которые они вели в последние годы с соотечественниками.

На уровне 2002 года остаются расходы на оказание медицинской и материальной помощи соотечественникам; на оказание юридической помощи и защиту прав и свобод соотечественников; на производство и распространение тематических теле- и радиопрограмм, проведение рекламных акций.

Увеличиваются средства на мероприятия по поддержке программ сохранения русского языка и культуры. Особое место здесь занимает помощь в учебной и учебно-методической литературе, обучение в московских вузах студентов из числа соотечественников. В этом смысле не оставлено без внимания поручение Президента Путина о доведении до 1 процента количества обучающихся студентов в вузах из числа соотечественников. В Программе предусматриваются сред­ства на их медицинское страхование и социальное обеспечение.

Особая роль в программе отводится созданию единой информаци­онной системы, способной обеспечить взаимодействие между различ­ными слоями и категориями диаспоры, преодолеть ее разобщенность и региональную расколотость.

Весьма важно в этом контексте оказать действенную помощь в создании Международного Совета соотечественников, в координации, разумеется, с федеральными ведомствами.

В программе заложена тенденция постепенного сокращения средств на поддержку объединения российских соотечественников за рубежом путем простого грантового финансирования. Вместо этого, появляется новый раздел экономической поддержки российской диас­поры путем оказания содействия в развитии бизнеса наших сооте­чественников, а также привлечения деловыми кругами российского зарубежья в экономику Москвы дополнительных инвестиций на взаимо­выгодной основе. Мы исходим из того, что чем активнее будет нор­мальный и легальный бизнес россиян зарубежья, тем богаче будут Россия и Москва.

Уже в текущем году отрабатывается система такого взаимодей­ствия. В начале года проведено первое заседание "круглого стола" "Зарубежная диаспора - экономический потенциал России", в начале октября будет проведен второй "круглый стол". Создается биз­нес-клуб деловых людей российского зарубежья, в Программе предус­матриваются небольшие средства на обеспечение и организацию его работы.

Создана и начала работать рабочая группа по предварительному отбору предложений деловых кругов российского зарубежья. Надо от­метить, что деятельность на этом направлении подразделений Прави­тельства Москвы несколько активизировалась. Однако мы убедительно просим наших коллег принять во внимание серьезный политический характер данной работы и оказать содействие продвижению экономи­ческих программ сотрудничества с организациями соотечественников. А здесь не все гладко получается.

Вот только один пример приведу: Акционерное общество "ASWE-GA" г. Таллин выпускает тепловые счетчики. На предприятии работа­ет более 90 процентов русских. Эти счетчики хорошо известны в Москве, используются, хорошо себя зарекомендовали. Есть поручение Ю.М.Лужкова об участии этого коллектива в конкурсах, не в ка­ких-то прямых поставках, а в конкурсах по закупке выпускаемой им продукции в Москве. Но все равно дело не движется, конкурсы не проводятся, решаются каким-то другим образом эти вопросы.

Не сделана даже попытка как-то наладить взаимовыгодные отно­шения с этим коллективом, а именно "ASWEGA" подпитывает, во мно­гом помогает, содействует организациям российских соотечественни­ков в Эстонии, где, как известно, очень большая русская община. Надо сказать, что и многие другие проекты соотечественников также пока не находят поддержки в городских структурах. Понятное дело, там уже сложившиеся какие-то, отработанные связи, схемы и т.д. Не решается вопрос приведения в порядок помещения, выделенного для фонда "Россияне", который выполняет большую часть работы по под­держке соотечественников за рубежом. Т.е. ми помещение, прави­тельство я имею ввиду, выделило, но оно завалено мусором, порядка 30 тонн и требует хотя бы небольшого ремонта. Уже полтора года, несмотря на поручение Мэра, не найдено возможности для того, что­бы привести в порядок это помещение.

Складывается сложная ситуация и с выделением помещения под Московский дом соотечественников. Мы сами в инициативном порядке нашли варианты решения этой проблемы. Они находят поддержку у Мэ­ра, но пока Комплексу по имущественно-земельным отношениям нам отказывают, Юрий Михайлович уже дважды не соглашался с этой пози­цией комплекса. Конечно все это тормозит выполнение задач, пос­тавленных Мэром Москвы и Правительством по поддержке соотечест­венников за рубежом и по налаживанию соответствующей работы. Мы убедительно просим решить эти базисные для нашей работы проблемы.

Я остановился на наиболее важных аспектах обсуждаемой сегод­ня программы поддержки соотечественников на 2003 - 2005 годы на имеющихся нерешенных проблемах.

Конечно, мы понимаем, что утверждение Программы - это только полдела. Главное - в организации ее выполнения, но и департамент, конечно же, готов приложить все силы, чтобы успешно справиться с этой задачей.

Но мы понимаем также и то, что одни мы мало, что можем сде­лать. В этой связи мы просим об активном участии в реализации Программы все структурные подразделения Правительства Москвы, префектуры и управы города.

Работа с нашими соотечественниками несет в себе колоссальный политический потенциал. Особенно это важно учитывать в год выбо­ров, поскольку у 2/3 москвичей волею судьбы родственники и близ­кие друзья в последние годы, в последнее время, оказались зару­бежными соотечественниками и общественное мнение столицы весьма чувствительно к их проблемам.

Спасибо за внимание.




Содоклад заместителя директора Департамента по поддержке соотечественников и правам человека МИД России А.Б.Гусева

'Уважаемый Валерий Павлинович! Уважаемые члены Правительства Москвы! Уважаемые участники заседания!

Прежде всего хотел бы выразить признательность за возмож­ность принять участие в сегодняшней очень важной встрече. Она имеет во многом знаковый характер.

Сегодня мы участвуем не в обычном заседании Правительства Москвы. Вопрос сегодняшней повестки дня - не рядовой вопрос из того длинного списка более или менее острых проблем, которые вол­нуют сегодня москвичей и власти столицы. Проблемы миллионов со­отечественников, проживающих за рубежом, проблемы организации дальнейшей работы на этом направлении - это проблемы по-настояще­му крупные, политические и приоритетные, а факт принятия Прави­тельством Москвы первой комплексной целевой программы в данной области - событие действительно неординарное и общегосударствен­ного значения.

Как представителю Департамента по делам соотечественников и правам человека МИД России, мне особенно приятно отметить высокий профессионализм разработчиков программы, которая фактически при­обретает модельный характер. Ее текст показывает, что практика взаимодействия Москвы с соотечественниками претерпевает ряд ка­чественных изменений. Системный и комплексный подход при подго­товке документа позволил дополнить традиционные, апробированныеформы поддержки новыми. Среди них компьютеризация классов, орга­низация дистанционного образования, предоставление медицинской и профессиональной юридической помощи и многие другие направления.

Как известно, в октябре прошлого года прошел Конгресс сооте­чественников. С учетом его итогов и последовавших затем решений Президента Российской Федерации сейчас должна быть выстроена но­вая конфигурация работы по поддержке зарубежных соотечественни­ков, защите их законных прав и интересов.

Ее смысл - в создании на общегосударственном уровне единой мощной системы органов, инструментов и механизмов, с помощью ко­торых можно было бы целенаправленно, оперативно и комплексно за­ниматься всем кругом вопросов соотечественников, продвижением по этим каналам российских национальных интересов. Программа Прави­тельства Москвы - крупный шаг в этом направлении.

Хочу подчеркнуть - сейчас проблемами соотечественников пыта­ются заниматься очень многие, и сам факт работы на этом поле большого круга партнеров, безусловно, позитивен. Но эта деятель­ность приобретет особый эффект, когда станет по-настоящему осмыс­ленной на всех уровнях, станет системной, скоординированной, ког­да не придется каждому вариться в своем соку и по двадцать раз выдумывать собственный велосипед. В этом плане должен отметить, что уже несколько месяцев обсуждается идея создания постоянно действующего консультативного органа субъектов Российской Федера­ции, работающих на поддержку соотечественников. Уже имеется и формальное решение о создании соответствующей рабочей группы при Правительственной комиссии по делам соотечественников под эгидой Совета Федерации (руководитель - Густов). Но я уверен, импульс первому этапу этой работы должен быть дан политический - с учас­тием на уровне глав заинтересованных регионов. Хотелось бы пред­ложить, чтобы Москва взяла на себя такую инициативу, заодно и опытом поделились бы на таком уровне, который позволяет сразу принимать очень важные решения, решения долговременного характе­ра.

Исключительно важной сегодня представляется также задача полноценного включения в эту работу всех полезных общественных инициатив, задача поддержки объединительных тенденций в среде со­отечественников. Эти тенденции на лицо, причем в самых разных странах и иногда даже неожиданных регионах. Но крайне важно не дать им увянуть, дать живую, в том числе информационную и органи­зационную подпитку.

Еще на одну проблему я хотел бы обратить внимание также, как чиновник, профессионально занимающийся проблемами соотечественни­ков, но также как заинтересованный московский налогоплательщик, житель Северо-Восточного округа. В этих двух качествах мне вовсе небезразлично, какова материальная, деловая отдача от всех этих затратных проектов. Нас правильно критиковали - от Президента России до едва ли не всех соотечественников - здесь надо прояв­лять гораздо больше смекалки.

Отрадно, что эти моменты нашли свое, хотя и довольно скром­ное, отражение в программе Правительства Москвы. Но это основное, магистральное направление, которое требует безусловной поддержки. Именно оно позволит в перспективе перейти от чисто затратных экс­тенсивных форм поддержки соотечественников к подлинному сотрудни­честву и взаимодействию с зарубежным многонациональным русским миром.

С этим же тесно связана проблема миграции, в том числе тру­довой. Ее актуальность и острота для Москвы сомнения не вызывает. Здесь считаю необходимым отметить, что при должном понимании, а оно, очевидно, имеется при должной координации деятельности заин­тересованных подразделений Правительства Москвы, а все предпосыл­ки для этого, как я понимаю, также имеются, на рабочем уровне проблемы могут и должны найти взаимоувязанные решения во благо соотечественников и во благо москвичей.

И последнее. Мне недавно пришлось побывать в Украинском доме на Арбате. Получается так, что украинцам в Москве есть где соби­раться, а в Киеве, например, наши соотечественники нашли свой специфический вариант места сбора. Там им помещение предоставляет еврейское общество. На фоне этих примеров, мне кажется, стоит бо­лее серьезно подумать о том, где бы в Москве могли собираться на­ши зарубежные соотечественники. Тем более, как мы слышали, уже имеется на этот счет и соответствующее решение Мэра Москвы.

Спасибо за внимание.




Выступление директора Института стран СНГ К.Ф.Затулина

Уважаемый Валерий Павлинович, уважаемые члены Правительства, товарищи, дамы и господа!

10 лет, прошедшие с момента разрушения Советского Союза, ко­торые изменили мир, породили чрезвычайно острую проблему наших соотечественников Эта проблема присутствовала и в советский пе­риод несколько в иной форме. В советские годы у нас за рубежом соотечественников не было, у нас были эмигранты, а эмигранту сино­ним - слово «предатель». Прошло уже 10 лет с момента распада Советс­кого Союза и теперь очевидно, что и те, кто в советские годы ока­зался в эмиграции, по крайней мере большинство из них, и особенно те, кто после 1991 года образовал новую русскую диаспору в странах СНГ, Латвии, Эстонии и Литве - это люди, которые нужда­ются в поддержании связей, в заботе, в опеке со стороны России и Москвы, как столицы России. Потому что все вместе они создают тот самый русский мир, о котором достаточно много говорится во всту­пительной части и в преамбуле программы, представленной на ут­верждение Правительства Москвы.

Мне приходилось в течение этого года уже дважды выступать на сходные темы. Я не буду повторяться, хочу только обратить ваше внимание на то, что положение, в котором оказались наши сооте­чественники именно на постсоветском пространстве на территории стран СНГ и Прибалтики, это положение реально приводит к массо­вой, масштабной депрессии именно у русских и русскоязычных. За это время все государства на пространствах СНГ потеряли в населе­нии. Россия потеряла миллион человек. В общей сложности число проживающих в пределах бывшего Со­ветского Союза сократилось на 6 миллионов человек и при этом чис­ло русских, проживающих на этих пространствах, сократилось почти на 11 млн.человек. То есть происходит не пропорциональное выбытие именно русских, и это является самым ярким и непреложным свиде­тельством той депрессии, которая охватила русское население в си­туации, когда от этого населения уехало собственное государство без всякого на то их согласия. И, естественно, поэтому первый главный вопрос, который может возникнуть: почему именно Прави­тельство Москвы, почему вот уже много лет именно Москва является инициатором обсуждения этих проблем, а самое главное - не только обсуждения, но и решения?

Георгий Львович приводил эту цифру, она может по-разному трактоваться - от трети москвичей, которые имеют прямых родствен­ников в так называемом ближнем зарубежье, до двух третей, которые имеют не только близких родственников, но и дальних родственников, друзей и как-то связаны сами по жизни с быв­шими союзными республиками. Все это не мелочи. Это создает атмосферу, ту самую ситуацию, которая является подтверждением факта, что Москва является соборным городом, Моск­ва является собирательницей если не земель, то народа, и роль Правительства Москвы здесь ничем нельзя заменить. Я не хочу на эту тему долго распространяться и очень рад выслу­шать выступление представителя Министерства иностранных дел. Отрадно, что у нас появились чиновники, которые занимаются профессионально проблемами соотечественников. Несколько лет назад приходилось доказывать Правительству России, что это вообще необходимо. Правительству Москвы это не нужно было до­казывать - с первых дней.

Теперь по сути вопроса, который сегодня обсуждается. Я хотел обратить внимание на один важный раздел этой программы, а именно о создании Московского Дома соотечественников. Эта идея была изло­жена, в частности, мной и Б.Н.Пастуховым в совместном письме к Ю.М.Лужкову уже около года назад, и мы здесь ссылались на примеры и опыт, которые есть у Москвы, есть у соответствующих подразделе­ний Москвы, которые создали в свое время Московский Дом нацио­нальностей. Действительно, у разных национальностей, проживающих в Москве есть место, где они могут обменяться своим опытом, скоординировать свои планы, у соотечественни­ков-россиян, проживающих за рубежом, должно быть в Москве место, где они могут встретиться, получить квалифицированную консульта­цию, выйти на связи, которые им необходимы. Этот опыт существует за рубежом. В Польше, например, существует Дом Полонии, куда каж­дый поляк, проживающий за рубежом, может обратиться, придти, по­лучить ответы и советы. В Словакии маленькой существует соответс­твующая структура, которая занимается словаками, проживающими за рубежом. Я не буду сейчас сравнивать, каждый человек - это инди­видуальность и ценность, целый мир и целый Космос, поэтому не бу­ду сравнивать количество словаков, проживающих за рубежом, и русских, проживающих за рубежом. Но ясно, что у нас это тоже по крайней мере также важно, как для словаков и поляков.

Что касается Московского Дома соотечественников, мое глубо­кое убеждение, что это, конечно, не должно никак подменять дея­тельность департамента, общественных организаций и фондов, которые здесь в фойе представили свои материалы. Но это должен быть координатор, это должно быть муниципальное, унитарное предприятие, которое также, как Московский Дом национальностей, иметь свой Общественный, Попечительский совет и будет таким образом организатором всей этой работы.

В отношении программы. Мы принимали участие в ее создании, это плод коллективного труда и, конечно, как всегда бывает, есть у отдельных авторов свои претензии к этому документу. Лично я считаю, что она вполне добротная, она действительно может быть модельной, учитывая тот факт, что программа соответствующих мер Правительства России еще не утверждена.

Я бы только, может быть, предостерег не столько в программе, сколько в разговорах по этому поводу от излишней эйфории в отно­шении экономического потенциала и инвестиций, которые с собой не­избежно принесут соотечественники, чуть ли не сразу. Этого, ко­нечно, не произойдет, потому что сегодня возможности наших сооте­чественников далеко не так велики, особенно в странах СНГ. Но на это надо рассчитывать, это надо постепенно готовить безусловно. Я думаю, что на перспективу очень большая роль Правительства Москвы в поддержании культурных связей, сохранения культурного наследия, поддержке общественной и политической наших соотечественников за рубежом.

Что касается экономических связей, если они к этому прило­жатся, это будет замечательно. Однако я бы не хотел, чтобы соответствую­щие структуры превращались в хозяйствующие субъекты, оставив эти общеполитические, общекультурные проблемы в поддержку русского

языка, главные свои усилия направляли на заключение договоров и пробивание каких-то подрядов.

Наконец, последнее что я хотел бы сказать, я хотел бы ска­зать, что мы пытаемся в нашем институте со своей стороны при под­держке соответствующих подразделений, прежде всего Департамента международных связей и Комитета общественных и межрегиональных связей Прави­тельства Москвы развивать соответствующие научные программы, кое-какие материалы мы вам представили. Мы договорились с ТВЦ (надеюсь, что по крайней мере однажды здесь присутствующие видели наши передачи) и делаем для канала передачи, посвященные в значи­тельной степени нашим соотечественникам за рубежом, это передачи телецикла "Материк". Я считаю, что безусловно очень важно помо­гать нашим соотечественникам впрямую, поддерживать программы, связанные с развитием русского языка, направлением учебников, оз­доровлением детей и т.д. Но пока у нас в России недостаточно сформирована структура по работе с соотечественниками. Это то, о чем я говорил в связи с Московским Домом соотечественника.. Это то, о чем я сейчас говорю в связи с научными учреждениями. Наш Институт, к сожалению, остается единственным существующим в стране, кото­рый занимается этими проблемами. Поверьте, нас это совсем не радует. Поэтому я бы хотел обратить внимание, что здесь, конечно, очень правильно поступили разработчики программы, значительную часть усилий направить на то, чтобы создать, собственно, меха­низм, с помощью которого дальше, в течение многих лет - может быть, очень долгих лет - будут решаться эти вопросы.

Спасибо.




Справка о работе Правительства Москвы по поддержке соотечественников за рубежом в 2002 году

На протяжении многих лет Правительство Москвы ведет целенаправ­ленную и планомерную работу по поддержке соотечественников, делает все, что в его силах, понимая под словом "соотечественники за рубежом" всех тех, кто проживая за пределами Российской Федерации, считает именно Рос­сию своим Отечеством, независимо от того, где они родились и гражданами какого государства они являются.

Можно с уверенностью констатировать, что работа с соотечественни­ками не только выделилась в самостоятельное направление, но стала также одним из главных приоритетов работы Правительства Москвы в сфере меж­дународных отношений. Именно таким образом определяет ее сегодня Мэр столицы Ю.М. Лужков и это нашло свое отражение в постановлении Прави­тельства Москвы от 18 сентября 2001 года № 844-ПП "Об основных направ­лениях работы по поддержке соотечественников за рубежом".

Эта работа носит комплексный характер и в основном ориентиро­вана на сохранение и развитие русского языка, культуры и образования, оказания юридической, материальной, финансовой и иной поддержки, стимулирования развития взаимовыгодных отношений с хозяйствую­щими субъектами, участвующих в программах поддержки русскоязыч­ного населения за рубежом, оказания помощи в трудоустройстве наших зарубежных соотечественников, тесное взаимодействие в сфере СМИ. Большое внимание уделяется поддержке Русской православной Церкви и ее единству. Сохранение Русской зарубежной Церкви - фактор дезинтеграции организаций соотечественников. В решении данных задач принимают уча­стие многие структурные подразделения Правительства Москвы и террито­риальные органы исполнительной власти города. Стержневой является рабо­та в сфере образования, сохранения и развития русского языка, обеспечение учебными пособиями, подготовки и повышения квалификации преподава­тельских кадров русскоязычных школ, открытие новых учебных заведений с преподаванием на русском языке, которая проводится в соответствии с при­нятой Правительством Москвы программой по поддержке русского образо­вания в странах СНГ и Балтии.

В государствах Балтии продолжает осуществляться программа "Сти­пендия Мэра Москвы", призванная содействовать сохранению высшего об­разования на русском языке в Прибалтике, где проживает в общей сложно­сти около 2 млн. жителей для которых русский - родной язык. В настоящее время стипендиатами Мэра Москвы являются 164 студента различных выс­ших учебных заведений, которым в торжественной обстановке представителями Правительства Москвы и посольств вручены дипломы стипендиата Мэра Москвы.

В текущем году по рекомендациям организаций российских соотечест­венников, посольств Российской Федерации в ближнем зарубежье оказыва­ется медицинская стационарная помощь в лечении 265 ветеранов войны, Вооруженных сил, труда, участников ВОВ, детей соотечественников на базе московских медицинских учреждений. Оказана безвозмездная материальная помощь более 700 остро нуждающимся соотечественникам на сумму 5 300 тыс. рублей. Проводится работа по поддержке мероприятий, направленных на сохранение и развитие русской культуры. Так, впервые было поддержано проведение в Болгарии Фестиваля русской песни награждением лауреатов призами и сувенирами, участием в нем московского ансамбля русской песни.

Настоящее время ознаменовано качественными изменениями в органи­зации работы с соотечественниками. В рамках Департамента международ­ных связей создан Отдел по работе с соотечественниками за рубежом, при­ступила к работе Межведомственная комиссия по работе с соотечественни­ками за рубежом Правительства Москвы.

Впервые бюджетом города была предусмотрена консолидированная статья по поддержке соотечественников и выделено для этих целей 120 мил­лионов рублей, что позволило подготовить соответствующий план работы и претворить в жизнь ряд практических мероприятий.

Это:

- международный "круглый стол" на тему "Зарубежная диаспора -экономический потенциал России" (февраль с.г.), в работе которого приняли участие более 250 предпринимателей, в том числе 187 бизнесменов из 24 за­рубежных стран, с целью обеспечить консолидацию усилий представителей деловых кругов российского зарубежья, готовых содействовать налажива­нию плодотворного экономического сотрудничества между Россией, Моск­вой и странами их проживания в реализации программы Правительства Мо­сквы по поддержке соотечественников;

- международную научно-практическую конференцию "Новое в рос­сийско-украинских отношениях" (февраль с.г.);

- заседание координационного совета Центра по защите прав соотече­ственников за рубежом (март с.г.);

- "круглый стол" по обсуждению проекта Комплексной целевой сред­несрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы (апрель с.г.), с участием членов Совета соотечественников при Го­сударственной Думе Российской Федерации;

- оказание адресной гуманитарной помощи ветеранам - соотечествен­никам, проживающим в Севастополе, к Дню Победы в Великой Отечествен­ной войне;

- открытую международную олимпиаду по русскому языку для уча­щихся школ стран СНГ и Балтии;

- совещание директоров русских школ стран ближнего зарубежья;

- курсы повышения квалификации учителей русского языка из стран СНГ и Балтии, Болгарии;

- международный фестиваль "Дети - детям" в Крыму;

- фестивали "Поет гармонь в Прибалтике" и авторской русской песни в Эстонии.

Впервые осуществляется реализация проекта дистанционного обуче­ния старшеклассников в странах СНГ и Балтии.

Под существующую программу на 20 августа с.г. оформлены договора на сумму около 90 млн. рублей, которые находятся в стадии выполнения.

Эффективную роль в решении вопросов по поддержке соотечествен­ников играют созданные при участии структурных подразделений Прави­тельства Москвы фонды: "Москва-Крым", "Сотрудничество", "Москва-Севастополь", "Россияне". В изучении реального положения соотечествен­ников за рубежом, в подготовке и проведении мероприятий с соотечествен­никами немаловажную помощь оказывает Институт стран СНГ.

Сегодня по существу создается долговременная модель поддержки соотечественников, проживающих за рубежом и отрабатывается меха­низм по оказанию необходимой помощи. В разработанной Правительст­вом Москвы, при участии видных ученых и практиков в области про­блем российских соотечественников за рубежом "Комплексной целевой среднесрочной программе поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы" предлагается модель взаимодействия Москвы с зарубеж­ной диаспорой, которая носит двусторонний , взаимовыгодный характер, что позволит использовать потенциал столицы для поддержки тех категорий со­отечественников, которые нуждаются в защите и покровительстве, и при­влечь возможности той части диаспоры, чей потенциал позволяет разрабо­тать и осуществить четкую и эффективную систему экономического, куль­турного сотрудничества, основанного на взаимных интересах сторон.

Работа Правительства Москвы заслужила высокую оценку участников Конгресса соотечественников, Совета соотечественников при Государствен­ной Думе Российской Федерации, в средствах массовой информации, в письмах и обращениях, приходящих на имя Мэра Москвы Ю.М. Лужкова.

Помимо деятельности, направленной на поддержку соотечественников за рубежом, важной для Правительства Москвы оставалась и остается работа с многочисленными национальными диаспорами и различными конфессия­ми в столице России. Этим Москва подает странам СНГ м Балтии Много­численные примеры уважительного отношения к национальным и конфес­сиональным меньшинствам, что является весомым аргументом в отстаива­нии прав соотечественников, проживающих в этих государствах.




Заседание Координационного совета Центра правовой помощи соотечественников

27-28 августа 2002 года в Москве при поддержке Департамента международных связей Правительства Москвы состоялось второе заседание Координационного совета Центра защиты прав соотечественников за рубежом "Москва - Россияне". Подготовка и проведение заседания Координационного совета осуществлялась Московским отделением Государственно-общественного Фонда поддержки соотечественников

В Координационном совете Центра защиты прав соотечественников за рубежом "Москва-Россияне" приняли участие юристы-правоведы из организаций соотечественников в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Латвии, Литве, Молдавии, Туркмении, Украине, Эстонии, представители Администрации Президента РФ (Ю.А.Полякова - советник управления по внешней политике;), министерств и ведомств (А.Б.Гусев - зам.директора Департамента по делам соотечественников и правам человека МИД РФ, А.В.Жадаева - главное Управление министерства юстиции Российской Федерации по Москве и Московской области), научных институтов и учреждений (М.Г.Арутюнов - президент Международной правозащитной ассамблеи; С.В.Кулешов - директор Института государствоведения, профессор, д.и.н.; Р.И.Спектор - вице-президент Союза диаспор РФ; В.О.Елионский - ст. научный сотрудник Института законодательства и сравнительного права при Правительстве РФ), занимающихся вопросами защиты прав и свобод соотечественников за рубежом.

В работе Координационного совета приняли участие Заместитель Руководителя Департамента международных связей Правительства Москвы, ответственный за работу с соотечественниками Б.И. Силаев и начальник отдела по работе с соотечественниками Департамента международных связей Правительства Москвы Ю.И. Каплун.

Одним из первых на заседании был рассмотрен организационный вопрос. Председателем Координационного совета Центра защиты прав соотечественников за рубежом "Москва - Россияне" избран исполнительный директор Московского Фонда "Россияне" В.М Скринник. В состав Координационного совета введены два новых члена: Т.А. Жданок - Сопредседатель Латвийского комитета по правам человека г. Рига (Латвия) и С.В Платонов - Президент адвокатского объединения юридической фирмы "Атлант" г. Киев (Украина).

На заседании обсуждались вопросы корпоративного права, формы и методы защиты прав соотечественников в странах СНГ и Балтии, вопросы сотрудничества с международными организациями и механизмы его осуществления.

О роли организаций соотечественников в реализации Комплексной целевой среднесрочной программы по работе с соотечественниками за рубежом на 2003 - 2005 гг., принятой 20 августа 2002 года Правительством Москвы, доложила д.п.н, профессор, главный научный сотрудник Дип. Академии МИД РФ, руководитель Аналитического центра фонда "Россияне". Т.В. Полоскова.

О создании и особенностях функционирования на Интернет-портале "Москва и соотечественники" раздела "Координационный совет" рассказал Каплун Юрий Ильич, начальник отдела по работе с соотечественниками Департамента международных связей Правительства Москвы.

В дискуссиях участвовали все присутствующие на заседании Координационного совета.

Координационный совет принял решение "О развитии сети опорных пунктов и центров правовой помощи в странах СНГ и Балтии", утвердил план работы на 2002-2003 годы.

Информационно- издательский центр Московского Фонда "Россияне"




МИД России выпустил доклад «Русский язык в мире»

А.Докучаева

Министерство иностранных дел Российской Федерации подготовило и опубликовало доклад  «Русский язык в мире».  Это первый опыт систематизации данных в чрезвычайно важной для России сфере – функционирования русского языка за рубежом.  Книга на 165 страницах содержит статьи о положении  или использовании русского языка в 140 государствах на всех континентах Земли и в Международных организациях.

Основная цель доклада, как сообщается пресс-службой МИДа – «не только создать целостную картину распространения русского языка в мире, но и привлечь общественное внимание к проблемам и тревожным тенденциям, существующим в этой сфере. Прежде всего, это относится к области обеспечения языковых прав соотечественников в бывших республиках СССР, а также сохранению русского языка как одного из мировых языков».

Доклад открывается обращением к читателю Министра иностранных дел И.Иванова:

«В последнее десятилетие положение русского языка за рубежом претерпевает серьезные изменения. С одной стороны, он по праву сохраняет за собой статус мирового и остается важнейшим инструментом приобщения других народов к российской культуре, одним из ключевых факторов формирования позитивного восприятия России в мировом сообществе. Русский язык продолжает быть де-факто средством межнационального общения на постсоветском пространстве, инструментом диалога в международных организациях.

В то же время, если говорить в целом о ситуации с русским языком в мире, то здесь обозначаются тревожные тенденции.

Неоднозначные процессы наблюдаются прежде всею в ряде стран СНГ и Балтии, в которых русский язык для значительной части населения является родным. Сужение сферы использования русского языка, резкое сокращение возможностей получения на нем образования ущемляют права проживающих там наших соотечественников.

Значительное сокращение объемов изучения русскою языка характерно для ряда стран дальнего зарубежья.

Российская дипломатия не может быть равнодушной к положению родного языка за пределами страны. Этому вопросу в прошлом году было посвящено одно из заседаний Коллегии МИД России. В принятом постановлении сформулирована программа мер по повышению эффективности участия дипломатической службы в решении практических задач по укреплению позиций русского языка в мире в качестве одного из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности.

МИД России налаживает тесное взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами, общественными фондами и организациями, непосредственно занимающимися вопросами распространения русского языка за рубежом. Объединение их усилий и мобилизация ресурсов уже дает некоторые позитивные результаты.

Значительный вклад в эту работу вносят наши диппредставительства. Они формируют информационную базу но положению русского языка, поддерживают контакты с образовательными учреждениями государств пребывания, организациями соотечественников. Перед посольствами стоит задача по отбору кандидатов из местных граждан на учебу в Россию, по взаимодействию с выпускниками российских вузов. Много делается для поддержки деятельности центров науки и культуры с функционирующими при них курсами русского языка, оказания содействия налаживанию межвузовских связей и обменов преподавателями и студентами. Принимаются конкретные меры по практическому закреплению статуса русского языка как официального и рабочего в международных организациях и по недопущению его дискриминации в какой бы то ни было форме.

В деле защиты, поддержки и распространения русского языка за рубежом предстоит большая, кропотливая и многоплановая работа, подспорьем в которой, надеемся, в определенной степени послужит настоящий доклад».

Выход в свет данного доклада обозначает отрадный поворот российской дипломатии к  важнейшей сфере жизни наших соотечественников. Но как первый опыт  доклад не избежал присущих «первому блину» особенностей.  Недостатки доклада особенно заметны в наиболее актуальной его части, когда речь идет о положении русского языка на постсоветском пространстве. Статьи доклада, характеризующие состояние русского языка в странах СНГ и Прибалтики, очень неровные.  Если информация по  Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Армении, со скидкой на дипломатический такт, отражает языковую ситуацию, то характеристика положения русского языка в других странах СНГ имеет явный уклон к сглаживанию, ретуширует или обходит острые моменты. Создается неверное представление о реальной ситуации, что, с учетом значимости данного доклада для выработки российской  политики в этом направлении, является его серьезным недочетом.

Доклад, по замыслу его составителей,  претендует быть не только сборником информационных справок, но и аналитическим материалом по данной проблеме. Но именно аналитическая оценка развития  языковой ситуации  отсутствует в работе.  Очевидно, что для влияния на процессы, ведущие в настоящее время в постсоветских государствах к сужению сферы русского языка, необходимо располагать убедительной аргументацией исторического, правового характера. Этого, к сожалению, доклад не предоставляет. Например, статья по Украине наполнена обильным статистическим материалом, из которого видно, как непропорционально потребностям населения  сужаются возможности получения полноценного образования на русском языке.  Но обходятся молчанием важнейшие исторические и правовые факты, указывающие  на дискриминационный характер политики украинского государства в отношении русского языка. Так, русский язык, который на Украине переводят в статус иностранного, является наряду с украинским автохтонным языком, возникшим и развивавшемся  на территории Украины, с участием филологов и писателей этнических украинцев.  Защиту русского языка можно было бы обеспечить, опираясь на международное право. Но Украина не ратифицирует Европейскую Хартию языков национальных меньшинств, хотя обязана это сделать, входя в Европейский Союз. Это обстоятельство могло бы быть использовано российской дипломатией для исправления «перегибов» в отношении русского языка на Украине.

Статья по Казахстану вообще создает впечатление вполне благополучной ситуации. Хотя именно Казахстан дает самый большой поток в Россию мигрантов-соотечественников, которые называют языковые проблемы – одним из первых выталкивающих факторов. Это - уменьшение количества часов на изучение русского языка в русскоязычных школах, сужение возможностей получить бесплатное высшее образование на русском языке. Это резкое сужение возможности найти работу для русского населения из-за  планомерно проводимого перевода делопроизводства на казахский язык во всех сферах, в соответствии с государственной программой развития и функционирования языков в 2001-2010 годах (похвально отмеченной в докладе).

Статья по Туркмении, например,  содержит ошибочную информацию о том, что в стране работает 49 школ с полным преподаванием на русском языке. Хотя на русском языке действует единственная гимназия в Ашхабаде.

Указанные недочеты, на наш взгляд делают актуальной продолжение работы и подготовки нового выпуска доклада в следующем году,  в котором необходимо подойти более объективно к освещению ситуации в ближнем зарубежье. А материала для этого МИД может найти достаточно и в Государственной Думе, и в Правительстве Москвы, и в Институте стран СНГ, которые располагают информацией от экспертов, проживающих в этих странах и хорошо знающих ситуацию.




Русский ресурс избирательной кампании в восьмой Сейм Латвии

А.Докучаева

Избирательная кампания в восьмой сейм Латвии вступает в завершающую стадию.  5 октября граждане страны определят, кто из 20 политических партий и объединений, заявивших об участии в выборах,  войдет в высший законодательный орган на следующие четыре года.

Решение «русских» вопросов»: права получать образование на русском языке, право на гражданство для сотен тысяч людей,  свободное пользование русским языком – связывают с победой политического объединения «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ).

Четыре года назад, 23 июля 1998 года, три партии: «Партия народного согласия», «Социалистическая партия Латвии» «Равноправие» - заявили о создании политического блока. Сейчас они готовятся прийти к власти в республике, как полтора года назад - на выборах в Рижскую Думу. Лидеры ЗаПЧЕЛ уверены, что именно их фракция станет объединяющей силой социально ориентированного правительства страны.

Приоритеты ЗаПЧЕЛ:

·                     повышение уровня жизни народа и борьба с безработицей;

·                     тесные партнерские отношения с Россией, облегчение визового режима;

·                     интеграция в Европейский Союз, взвешенная внешняя политика как в западном, так и в восточном направлении;

·                     решение вопросов безгражданства, защита прав неграждан;

·                     ратификация Европейской рамочной конвенции по защите пав национальных меньшинств, безусловное обеспечение права для представителей национальных меньшинств на среднее образование на родном языке.

Так говорит о программе  своего объединения 31-летний публицист газеты “Вести сегодня” Николай Кабанов, кандидат в депутаты VIII Сейма от ЗаПЧЕЛ: «Принцип ЗаПЧЕЛ шире, чем просто ликвидация негражданства. Принцип - возврат людям всех долгов - политических, социальных, экономических. Девяностые годы довели народ до отчаяния и готовности бороться. Неграждане были и остаются нашим политическим ресурсом - ведь когда люди выходят на улицы, у них не спрашивают паспорта. ЗаПЧЕЛ всегда ориентировался не только на часть населения – на всех. Надо только довести дело до конца. Добиться, чтобы русский язык был представлен в статусе второго официального языка во всех самоуправлениях, где русские составляют не менее 20 % жителей. Все крупные города страны и вся Латгалия станут точкой приложения наших политических усилий. По вопросу образования я поддерживаю точку зрения своего коллеги по ЗаПЧЕЛ Якова Плинера: русская школа в Латвии должна быть на всех уровнях, включая докторантуру. 

Когда мы ликвидируем абсолютно постыдные условия апартеида, в которых существует русское население Латвии, тогда мы сможем решить абсолютно все экономические, социальные и остальные проблемы. Языковая политика государства - средство выдавливания русских из всех престижных сфер деятельности, пресс-форма для изготовления маргиналов в социально-экономическом плане».

Знакомим читателей бюллетеня с предвыборной программой ЗаПЧЕЛ, которую публикуем ниже.

Выборы в Латвии, уже традиционно (начиная с V Сейма),  получили своих «отказников». 1024 кандидата были заявлены в партийных списках. Пятерым из них отказано в возможности баллотироваться. Это – лидеры наиболее влиятельных оппозиционных партий – Г..Боярс и Я.Адамсонс (Латвийская социал-демократическая рабочая партия), которых «зарубили» из-за их работы в правоохранительных органах в советское время. Это - председатель социалистической партии Латвии  - А.Рубикс, и председатель партии «Равноправие» - Т.Жданок, входящие в объединение ЗаПЧЕЛ,  Журавлев . Татьяна Жданок уже направила документы с протестом в Страсбургский суд и надеется, что к следующим выборам международная юстиция поможет преодолеть дискриминационное латвийское законодательство. 

Политическая ангажированность отказного решения Центральной избирательной комиссии очевидна на примере Яниса Адамсонса, который проходил в латгальском избирательном округе под первым номером по спискам социал-демократов.. Напрасно бывший министр внутренних дел пояснял, что он уже был депутатом двух Сеймов, а погранвойска, где он служил в советское время, не подчинялись непосредственно КГБ. 6 из 7 членов Центризбиркома проголосовали за вычеркивание. Лишь «равноправец» Янис Лапинскис выступил против.  Примечательный факт, что, когда Адамсонс был членом «Латвияс цельш», никто его из списка не вычеркивал. А вот после того, как он стал социал-демократом и ЛСДРП составила коалицию с ЗаПЧЕЛ в столичной думе, оказалось – Адамсонс парламентарием быть не может.

Избирательная кампания изобилует и другими скандалами. В СМИ активно муссируется слух об отказе Мэру Москвы Ю.М.Лужкову в латвийской визе в связи с его поездкой в Ригу. Этого визита ждут в Риге. Он придется как раз на финал избирательной кампании, и кто-то возлагает на Лужкова надежды, а кто-то опасается усиления влияния «русского» фактора. Именно поэтому предпринимается информационная атака на предстоящий визит. Ниже публикуем статью газеты «Панорама Латвии» по этому поводу.




Панорама Латвии (Рига) 195 (2964),
22 августа 2002

Предвыборная программа объединения политических организаций "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ)

Наша цель - сотрудничество, основанное на принципах социальной соли­дарности и уважения прав человека.

Мы - за эффективную экономику и справедливую социальную политику, инте­грацию общества и последовательное соблюдение прав человека независимо от национальности, гражданства и политических взглядов человека. Мы не скомпрометировали себя коррупцией и участием в незаконной приватизации. После муниципальных выборов 2001 г. мы начали работать в структурах исполнительной власти Риги и других городов Латвии, решая проблемы, накопленные правыми партиями за последние десять лет. После выборов 8-го Сейма к власти в Латвии придут партии социальной направленности, и ЗаПЧЕЛ составит костяк будущего правительства. В процессе развития народного хозяйства нашей задачей будет возместить латвийскому народу ущерб, нанесенный непродуманными и несправедливыми реформами последних лет. Надо вернуть долги всем, за счет кого проводились эти болезненные реформы: пенсионерам, малообеспеченным, студентам, крестьянам, учителям, работникам купьтуры и медикам.

Народное хозяйство/экономика

Цель развития народного хозяйства - повышение уровня жизни каждого жителя Латвии.

Государство должно выбрать перспективные для Латвии отрасли промыш­ленности и сельского хозяйства и оказывать им стабильную и долгосрочную поддержку.

Для малых и средних предприятий, а также предприятий, создающих высокую добавленную стоимость, используя научный потенциал Латвии, надо снизить подоходный налог до 10%.

Государственная политика в сфере народного хозяйства - это гибкая налого­вая политика, контроль и регулирование монопольной деятельности, прямые государственные инвестиции в важные объекты инфраструктуры, честная и открытая система государственных и муниципальных заказов, стимулирующая экспорт монетарная политика, соблюдение требований к качеству среды. Для всех регионов Латвии надо создать равные возможности развития.

Особая государственная поддержка нужна социально нестабильным реги­онам с высоким уровнем безработицы - Латгалии, Северной Видземе и Лиепае.

Сельскохозяйственникам - такие же условия производства и реализации продукции, как и в странах - членах ЕС. Государство должно поддерживать кооперацию в сельских регионах, интенсивные, конкурентоспособные отрасли сельского хозяйства.

Наше правительство:

• разработает и внедрит государственную программу создания новых рабочих мест, сократив реальную безработицу вдвое;

• установит минимальную заработную плату в соответствии с установ­ленным в Латвии прожиточным минимумом, который сейчас составляет 86 латов;

• внедрит систему прогрессивных ставок подоходного налога - бедные будут платить меньше, богатые - больше;

• предоставит преимущества тем предприятиям, которые будут создавать новые рабочие места;

• увеличит размер целевых дотаций и государственных кредитов для производства традиционных для Латвии видов сельскохозяйственной продукции;

• внедрит государственные закупки сельскохозяйственной продукции у крестьян и паевых обществ с предоплатой в размере 30%;

• будет оказывать государственную поддержку развитию кооперации на селе;

• установит государственную монополию на торговлю алкогольными и табачными изделиями;

• реализует программу повышения конкурентоспособности транзита через Латвию;

• учитывая особенно высокий уровень безработицы и развал региональной экономики, введет должность министра по вопросам развития Латгалии.

Социальная политика

Латвия должна отозвать оговорки, с которыми была ратифицирована Европейская социальная хартия.

Государственная социальная помощь - дифференцированная, индивидуальная и достаточная, чтобы надежно защитить беднейшие слои общества, особенно в вопросе социальных пособий и жилья. Надо прекратить выселение малообеспеченных из квартир, развивать социальный жилой фонд самоуправ-/а _

лений. Надо ввести систему компенсации коммунальных платежей, чтобы помочь тем малообеспеченным, у которых коммунальные платежи превы­шают 1/3 доходов семьи.

Мы - за снижение подоходного налога для работников с низкими доходами и постепенное введение прогрессивных ставок подоходного налога. Минимальная заработная плата должна соответствовать прожиточному мини­муму.

Задача пенсионного закона - справедливое отношение ко всем пенсионерам независимо от времени выхода на пенсию. Повышение пенсионного возраста и дискриминация пенсионеров неграждан недопустимы. Государственный бюджет социального страхования и здравоохранения - ради повышения благосостояния людей, а не чиновников, поэтому надо увеличить выдачу бесплатных лекарств и гарантировать минимум бесплатной медицин­ской помощи малообеспеченным жителям страны. Бюджет здравоохранения должен составлять не менее 6-8% от внутреннего валового продукта. Надо увеличить государственную помощь семьям с детьми, а детские пособия должны быть повышены до уровня кризисного прожиточного минимума.

Наше правительство:

• установит кризисный прожиточный минимум для расчета пенсий и социальных пособий;

• введет гарантированный государством бесплатный минимум медицинск­ой помощи;

• обеспечит бесплатное получение лекарств для больных, страдающих хроническими заболеваниями, и малообеспеченных;

• восстановит зональную сеть больниц и амбулаторного лечения на селе;

• разработает программу государственной поддержки в вопросах жилья;

• возобновит выплату компенсаций физическим лицам, потерявшим денежные накопления в результате банкротства кредитных учреждений;

• увеличит минимальную пенсию до уровня прожиточного минимума и отменит повышение пенсионного возраста.

Интеграция общества

ЗаПЧЕЛ выступает за интеграцию общества на основе латвийского патри­отизма, признания и уважения культуры всех проживающих в Латвии групп населения.

Обязанность государства - обеспечить равные стартовые возможности для всех жителей Латвии, независимо от их социального происхождения, наци­ональности, гражданства или пола.

Государство должно способствовать честной конкуренции на рынке труда без искусственно созданных привилегий для каких-либо этнических или социаль­ных групп.

Государство должно предоставить русскому языку статус официального в тех самоуправлениях, где этот язык является родным по крайней мере для 20% жителей.

ЗаПЧЕЛ - за безусловное предоставление гражданства Латвийской Республики всем негражданам, выразившим такое желание. В качестве перво­го шага для достижения этой цели можно было бы содействовать предостав­лению статуса гражданина членам семей граждан и всем родившимся в Латвии негражданам, ускорению и упрощению процесса натурализации. Право выбирать самоуправления надо предоставить всем постоянным жителям страны.

Латвия должна безоговорочно ратифицировать Всеобщую конвенцию о защи­те прав национальных меньшинств и честно претворять ее в жизнь. ЗаПЧЕЛ - за отмену ограничений политических прав для бывших членов оппозиционных организаций начала 90-х годов.

Образование, наука и культура

Государство несет ответственность за финансируемое им высшее образо­вание, за государственный заказ по важным для народного хозяйства специальностям. Надо увеличить объемы студенческих кредитов, упростить систему кредитования студентов.

Надо сохранить в Латвии финансируемое государством и самоуправлениями среднее образование на языках национальных меньшинств, на которые есть спрос населения, одновременно повышая качество преподавания латышского языка.

Государство несет ответственность за всестороннее развитие культуры, бережное сохранение наследия мультикультурного латвийского общества и уважение к культурным традициям людей всех национальностей, проживающих в Латвии.

Мы поддерживаем развитие спорта как средства укрепления здоровья народа и спортивных достижений.

Наше правительство:

• обеспечит финансируемое государством среднее образование на родном языке и после 2004 г.;

• обеспечит выполнение закона об обязательном начальном образовании и ограничит бродяжничество детей, увеличит государственную поддержку

высшего образования;

• вдвое увеличит размер студенческих стипендий;

• повысит оплату труда и социальную защиту учителей и преподавателей;

• увеличит финансирование библиотек и учреждений культуры.

Государственная внешняя политика и политика в области безопасности

Интеграция в Европейский союз содействует демократическому развитию Латвии.

При формировании отношения Латвии к интеграции в международные структуры безопасности надо учитывать новые реалии в развитии мировой политики безопасности.

Надо осуществлять постепенный переход на профессиональные вооруженные силы.

Внешняя политика Латвии - сбалансированная как на Западе, так и на Востоке.

Надо укреплять добрососедские отношения со всеми соседними государст­вами, в том числе Россией и Белоруссией.

Надо содействовать включению Латвии в транспортные коридоры Восток -Запад и Юг - Север.

Пути искоренения преступности надо искать в социальных проблемах и проблеме "лишних" людей, добывающих средства на пропитание воровством, попрошайничеством, распространением наркотиков. Надо исключить возможности подкупа должностных лиц, что содействует контрабанде, нарушениям в коммерческой деятельности и другим преступлениям. Надо создать такую структуру по борьбе с коррупцией, которая бы подчинялась и отчитывалась только Сейму. Работу правоохранительных органов надо поднять на более высокий уровень качества, приняв соответствующие изменения в законах и увеличив финанси­рование. За счет сокращения военных расходов надо увеличить финансиро­вание государственной полиции.

Наше правительство:

• будет проводить сбалансированную политику, максимально упростит визовый режим и пересечение границ с соседними государствами;

• будет содействовать региональному сотрудничеству, прежде всего со странами региона Балтийского моря и Северными странами;

• осуществит мероприятия для сужения социальной базы преступности, чтобы гарантировать безопасность жителей;

• будет поддерживать стабильное и долгосрочное развитие судебных учреждений, прокуратуры и полиции.

Государственное управление и самоуправления

Мы поддерживаем скорейшее претворение в жизнь принципов Закона об административном процессе, что позволит преодолеть отчужденность и беспомощность жителей в отношениях с органами государственного управ­ления.

Государственное управление должно заботиться о честности и открытости в работе, постановлениях государства и самоуправлений, об удовлетворении повседневных нужд жителей.

Территориальная и региональная реформа - с максимальным соблюдением принципа добровольности и интересов жителей. Эти реформы должны быть увязаны с ростом финансирования на создание инфраструктуры. Должны расти финансовая независимость и роль самоуправлений в государ­ственном управлении.

Наше правительство:

• будет в полном объеме выполнять Европейскую хартию о местных самоуправлениях и не допустит нарушения ее требований;

• развернет реальную борьбу с коррупцией, начиная с политической кор­рупции на высшем уровне управления;

• будет защищать права и интересы жителей в отношениях с государством.




Лужков в «черных списках» не значится...

Инна Харланова

Рижский мэр ущучил премьера в "зависти, склерозе, провинциализме" и многом другом...

Вчера мэр Риги Гундар Боярс распространил заявление, в котором весьма крепко досталось главе Кабинета министров, председателю партии «Латвияс цельш» и экс-мэру столицы - Андрису Берзиньшу.

Глава правительства вывел из себя мэра высказываниями, прозвучавшими 20 августа в телепередаче. В частности, Берзиньш высокомерно заметил: не позволю себе так низко - до встреч с московским мэром Юрием Лужковым - пасть. Сквозь кичливые сентенции без труда прочитывался адресат - соцдемы и запчеловцы в столичной думе, инициировавшие визит в конце сентября одного из влиятельнейших политиков России.

Главный парадокс в подобных словоизвержениях мэр увидел в том, что среди приоритетов, провозглашенных правительством, наряду с интеграцией в ЕС и НАТО объявлено добрососедство с Россией. Правда, премьеру на последнем направлении не найдется и двух  слов сказать для отчета. Хотя возможностей у него для этого гораздо больше, нежели у столичного градоначальства. Тем не менее у последних успехи очевидны...   –

Да Берзиньшем двигали в его изысках с экрана самые низменные чувства, именуемые политической завистью, - хлестко резюмировал мэр.   Впрочем, отповедь премьеру изобилует острыми эпитетами. Так, Боярс ущучил господина в расцвете лет - всего-то 50 с небольшим, - в болезни глубоких стариков.- Разве вы забыли, - едко заметил  мэр, - как на 850-летие Белокаменной вы еще в статусе рижского мэра приняли от Лужкова с большой благодарностью приглашение для участия в юбилейных торжествах, попировали на них от всей души, а затем и в Ригу пригласили с ответным визитом?..

Оставаться провинциалом во внешней политике, размахивая знаменем с замшелым кличем «Латыши, не поддавайтесь!» - позавчерашний день для государственного мышления. Еще один  упрек мэра в адрес премьера. Давно пора скинуть с глаз пелену близорукости и посмотреть на карту мира, трезво оценить происходящие геопроцессы вокруг Латвии. Прислушаться, наконец, к правителям цивилизованного покроя, давно призывающим мировое сообщество идти к интеграции, а не назад, к разобщенности!

Боярс также обвинил Берзиньша в нелояльности к законам собственной страны, ибо тот использовал высокотиражную трибуну популярной телепередачи как бесплатный рекламный ролик для пропаганды собственной партии, а также для агитации избирателей не ошибиться с правильным выбором при голосовании за новый Сейм. Разумеется, имелся в виду родной «Латвияс цельш»... И это при том, что ведущий передачи анонсировал разговор на другую тему - о делах правительства.

Мэр направил в адрес телевидения запрос с требованием не оставить без внимания грубое нарушение законодательства, регулирующее выборные кампании.

Похоже, Боярс весьма усмирил многих, жаждущих воспрепятствовать приезду Лужкова. О планах не выдать визу Юрию Михайловичу уже, дескать, есть сведения, сообщил журналистам рижский мэр. Однако вскоре МИД стал уверять, что выполняет роль всего лишь технического механизам в выдаче проездных документов. Поэтому помешать при всем желании не может. Ну а Управление по делам гражданства и миграции в лице замначальника Андриса Яниса Леиньша подтвердило: в "черном списке" Лужков не значится...   




Русская библиотека, собранная в Аргентине

В Москве появилась в продаже электронная версия библиотеки, собранной русскими людьми, которых судьба 60 лет назад забросила в Аргентину. «О судьбах России» – так назван CD-диск, на котором записано 64 книги. Это - Евангелие - с толкованием, С.Платонов - Учебник русской истории,  В.Солоухин - Последняя ступень,  И.Солоневич - Народная монархия, и др.. Среди авторов также  Б.Башилов, Епископ А.Милеант, Дж.Оруэл, Бразоль, О.Г.Фаст, И.Шафаревич, Э.Саттон,И.Никифоров-Волгин, Кусаков, Арх.Нафанаил (Львов), О.Андрей Кураев, Ольденбург, А.Паршев, В.И.Белов, Н.Воейков, Сахновский, Андрушкевич, Н.Тальберг, Г.Назаров, О. Серафим Роуз, Арх. Серафим Соболев, Л.Тихомиров, С.Мельгунов, Беликова,  Кузмич (Цикунов), И.Шмелев, Б.Балашов, И.Ильин, О.Платонов, Зигмунд, И.Забелин, Л.Владимиров,  Рахманов, А.Тольстой, В.Махнач, Тарасевич.

Диск можно приобрести в Москве в киосках Союза писателей России, в редакции газеты «Русский вестник»,  В книжной лавке Сретенского монастыря, в Музее Васильева.

Публикуем введение, которым открывается библиотека, и желаем ее собирателям доброго здоровья, успехов и поддержки в их благородном деле.




О Судбах России. Введение

Даром получили, даром отдавайте.

Евангелие.

Нет, не даром получили мы наше  видение беды Российской, ее причин, но и надежда на выздоровление, торжество ее правды. Мучительные и кропотливые поиски, целенаправленные раздумья, перелопачивание тонн литературы, пристальное внимание к политике, социальному строю и мировоззрению стран, в которые злая эмигрантская судьба забрасывала с материка на материк в течение полувека с 42-го года, когда нас детьми вывезли немцы на чужбину. В 12 поездках от 2-х до 5-ти месяцев  по России, считанные дни туристами, остальные же – бомжами. Пользующимися извечным гостеприимством (странноприимством) сердобольных русских (не обязательно кровью русских, но всегда духом) случайно встреченных на нашем пути людей, или смиренными паломниками по русским православным святыням.

Все это чтобы решить, почему столько боли выдалось нам, русским, «в отчизне и рассеянии сущем», как молится о нас наша церковь?

Германия и Австрия, Франция и Бельгия, Аргентина, Уругвай и Бразилия, США и Канада – любая работа, чтобы прокормить семью, поставить на ноги детей, воспитать их, рожденных на чужбине, русскими.

И читать, читать, читать …

Мы отдаем тебе, дорогому читателю и соотечественнику весь наш талант, наш ум и все результаты нашего труда, чтобы вернуть нашей Родине те труднодоступные книги, которые произвели нас наибольшее впечатление. При этом мы отнюдь не претендуем ни на полноту, ни на совершенство этого подбора. Книги эти и статьи разного достоинства, разной тематики, объединяются только нашей любовью к Родине и людям ее, болью за Российскую катастрофу и страстным желанием торжества Правды.

Вот сейчас только мы отмечали 200-летие рождения А.С. Пушкина. Правда ли, что  пуля его расплющилась о пуговицу Дантеса, или верно, что под сюртуком у него (Пушкин, как мы знаем по известной картине, стрелялся в рубашке) была кольчуга, за которой отчим Дантеса посылал за две недели до дуэли специального гонца в Ярославль? И было ли это убийством политическим? Какова роль Бенкендорфа в этом преступлении? И верен ли облик поэта как жуира, мота и распутника, который нам навязывают?

В интервью с корреспондентом приложения «Москва» (Аргументы и Факты) Игорем Изгаршевым директор Пушкинского музея Некрасов говорит об убийстве Лермонтова из того же оружия, что и Пушкина. Случайно ли это? Или планомерное уничтожение русских православных гениев?

Являются ли бомбардировки Югославии холопским угодничеством НАТО перед англосаксами  или звеном в цепи планомерного уничтожения православных славян? Вспомним хотя бы только Крымскую войну, вспомним Крестовые походы. Да и Чеченская эпопея – любыми руками уничтожать православных. Недаром же нам навязывают идею гражданской войны.

Построение рая на земле нам, да и человечеству всему, не поручено, и все попытки этого построения приводят к аду. За наше полувековое скитание по свету мы на эти попытки вволю насмотрелись, и диапазон их от сытой самоцензуры из боязни ограничить роскошь до тоталитарных решений, будь то национал-социализм или религиозные общины, где женщина чтобы постирать идет просить благословение у «учителя» …

Мы за все полвека старались не оторваться от России и при первой возможности рвемся домой. А дом наш в России под кровлей тех дорогих нам близких, с кем мы, вчера на автобусной остановке познакомившись сегодня, (и через 5 лет) ночуя, делили, когда черную икру, когда картошку с простоквашей. И где всегда для нас находится место. Изредка даже отдельная комната с кроватью, а то и под кухонным столом с обилием резвых тараканов, иногда  роскошный сеновал или баня. Но всегда от всего сердца. И это вопреки всем испытаниям и ужасам, которые Россией достались! Даже под самой злой коростой в России можно достучаться до совести и сердца человека. Недаром же мы поем о Кудеяре!

В заключение этого введения хочу еще сказать тебе, терпеливый читатель: мы лично в поисках причин, судеб и надежд пришли к Православию, но и неверующему следует познакомиться со Св. Евангелием (оставив изучение Библии на более поздние времена, желательно под руководством духовно опытного учителя) так как в нем (Евангелии) исторически и духовно формировалась Россия.

Материал, который мы вам предлагаем, разделен на 2 ступени - так он более последователен.

Далеко не со всем предлагаемым материалом мы полностью согласны, но каждый нами представленный автор освещает, осмысливает затронутые вопросы с иной точки зрения: мистической, исторической, моральной, политической, экономической, а то и со своей личной. Что дает более широкую панораму и более полное и глубокое понимание темы.

Также рекомендуем прочитать труды, которые со временем мы постараемся  осилить, чтобы  предоставить широкому  читателю этим же путем CD  диском.

МЕЧТЫ …

Что мы, собственно, ожидаем от «хорошего» правительства и, следовательно, от государства? Обеспечение нашего благополучия – это всё одним словом. А из чего оно состоит? По мне из:

·         духовной свободы;

·         внешней безопасности, то есть защиты от внешнего врага и, следовательно, уважение в мире;

·         внутренней безопасности, стабильности как гарантии от гражданской войны, и защиты от преступности;

·         права на самостоятельность в распоряжении своей жизнью в рамках, не тревожащих сограждан («самореализация»);

·         защиты от экономической агрессии.

Номера в оглавлении указывают на рекомендуемый нами порядок прочтения во избежаниие уныния, которое – большой грех! Нам надо знать не только скверное что происходит с нашей страной и его причины и цели. Но и чётко сформулировать к чему  мы стремимся и что  из  прошлого нашей Родины мы хотим возродить, а что было причиной нашего обвала, постепенно низведшего нас до нынешнего катастрофического состояния. Для читателей младше 30 лет рекомендуем предварить все чтения  "Последней ступенью" Вл. Солоухина (в списке N3).

Не даром нам досталось это знание, но даром – от слова дарить – с  любовью вышлем каждому, кто его запросит по адресу BELIKOW Echeverria 3080 Buenos Aires 1428 Argentina или belikow@arnet.com.ar. И будем высылать до тех пор, пока хватит мизерных наших  сбережений.  Если же кто-нибудь найдёт возможным пожертвовать любую, даже малую, сумму на это наше дело – великая ему за то благодарность.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ