Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №177(01.10.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Являются ли межнациональные отношения в Казахстане закрытой темой?

Размышления по итогам двух семинаров в области межэтнических отношений

22.09.2007, http://www.kub.kz

Николай Ворфоламеев

14 сентября этого года в алматинском Доме Дружбы прошел семинар на тему «Межнациональное согласие: казахстанский опыт и перспективы», организатором которого выступило Министерство культуры и информации. Само название данного мероприятия и тот факт, что оно было проведено в рамках республиканской акции МКИ по этножурналистике «Шанырак», являются одним из ярких подтверждений актуальности в последнее время темы состояния межэтнических отношений в Казахстане.

Следует отметить, что основными участниками семинара стали представители СМИ, Ассамблеи народа Казахстана, различных национально-культурных центров, иных общественных организаций и эксперты, специализирующиеся в области межнациональных и межконфессиональных отношений. Но тон данного мероприятия задали именно первые из них, в результате чего основное внимание было уделено в основном проблемам журналистике, а не содержанию освещаемых ею процессов в сфере межэтнических отношений.

Кстати, по официальным данным, в республике сегодня издается 19 газет на языках различных этносов. Но, как и немалая часть казахстанских СМИ, они испытывают всевозможные проблемы. Правда, зачастую довольно специфические. Так, например, главный редактор газеты «Уйгур авази» Юлдаш Азаматов обратил внимание на то, что публикации о жизни уйгуров не всегда встречают понимание в сопредельных странах. Но какие именно из этих стран он имел ввиду, Китай или может быть Узбекистан, этот момент остался неясным.

По большому счету этот семинар напоминал собой внутриведомственное совещание, на котором руководители национальных газет типа немецкой «Дойче альгемайне цайтунг» или корейской «Коре ильбо» в основном отчитывались о работе вверенных им изданий по линии пропаганды дружбы народов и межнационального согласия в республике. То же самое в своих выступлениях отмечали и представители АНК.

Тем не менее, некоторые, так сказать, стоящие рекомендации и предложения на этом мероприятии все же были озвучены. В частности, тот же Азаматов предложил ввести на страницах «Казахстанской правды» рубрику - «О чем пишут национальные газеты». Оптимальность данного предложения заключается в том, что рассматриваемые газеты никто, кроме граждан соответствующей национальности, не читает. Соответственно немцы, к примеру, не знают, чем на самом деле живут узбеки, украинцам трудно понять, что сегодня больше всего волнует курдов и т.д. В связи с этим получается, что провозглашенное на официальном уровне межнациональное согласие не подкрепляется обменом информацией между разными народами Казахстана, в том числе друг о друге.

А вот главный редактор журнала «Достык-Дружба» Зейнеш Сейсенова полагает, что наибольшее внимание следует уделять освещению такой темы, как казахстанская идентичность. Безусловно, что в Казахстане давно пора создать полноценную единую нацию, как это давно имеет место в развитых зарубежных странах. Вместе с тем этнодемографическая специфика нашего общества говорит о том, что не следует забывать и о конкретных народах, проживающих в республике. Поэтому г-жа Сейсенова, обращаясь к представителям Минкульта, предложила организовать для журналистов, пишущих по вопросам межэтнических отношений, полноценную учебу, чтобы они четко понимали существо этих отношений и подходы к их освещению.

В целом же, основное содержание озвученных на это семинаре выступлений было обращено преимущественно к внутрикорпорационным вопросам и проблемам взаимного сотрудничества. Однако сама тема особенностей межэтнических отношений в Казахстане практически не затрагивалась здесь вовсе. Не исключено, что на это повлияло своего рода «табу», наложенное властями на освещение отдельных моментов в области межэтнических отношений после печально известных событий в Алматинской области (конфликты в Шелеке, Маловодном и Казаткоме – прим.). Речь, в частности, идет о довольно жестком предупреждении со стороны президента страны Нурсултана Назарбаева в адрес СМИ, которое он озвучил в своем апрельском интервью руководителям программ ведущих телеканалов. А именно масс-медиа дали установку, чтобы они не представляли «криминальные» столкновения как межнациональные.

Таким образом, возникает вопрос, следует ли сегодня считать тему состояния и развития межнациональных отношений закрытой для обсуждения среди широкой общественности и в СМИ? С одной стороны, Конституция запрещает любую цензуру и допускает плюрализм мнений по самым разным темам. С другой стороны, вслед за отмеченной выше реакцией главы государства последовало «мягкое» разъяснение со стороны Генеральной прокуратуры с акцентом внимания на уголовную ответственность за разжигание межнациональной розни.

Надо сказать, что подобная политика присуща не одному Казахстану. Об этом и многом другом 23 августа в Алматы говорили участники международного научно-практического семинара «Межнациональные отношения в России и Казахстане» современная ситуация и перспективы», который организовали Центр актуальных исследований «Альтернатива» и Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры. В работе этого мероприятия принимали участие представители научно-исследовательских структур и экспертного сообщества Казахстана и России.

По мнению одного из ведущих спикеров этого семинара, генерального директора Центра этнополитических и региональных исследований (РФ) Эмиля Паина, нигде не любят говорить об этнических проблемах, поскольку этим нарушается видимость образа стабильности. Поэтому большая часть данных проблем преподносится в скрытом виде, например, как хулиганство или в крайнем случае проявление локальной нестабильности. Вместе с тем, считает российский этнолог, все это является симптомом чего-то более глубинного.

Взять, к примеру, события, которые происходили в ночь с 29 на 30 августа 2006 года в Кондопоге – небольшом населенном пункте в Карелии, где произошла массовая драка и убийство между выходцами из Северо-Кавказского региона и жителями коренных национальностей Республики Карелия. По этой ситуации однозначных оценок нет: одни говорят, что первая драка носила случайный характер; другие считают, что все здесь было специально подстроено. Точно так же наблюдатели оценивают и конфликт, который произошел 18 марта в селе Маловодное Енбекшиказахского района Алматинской области.

Однако не все так просто, как кажется. Возможно, что российский и казахстанский случаи столкновений между представителями коренных народов и чеченской диаспоры не были кем-то сознательно спланированы. Но одно дело драки в ресторане или бильярдной и совсем другое – последующие погромы в отношении «лиц кавказской национальности», в которых уже приняли участие совершенно случайные и неучаствующие в этих драках люди. И двигало ими явно не желание помахать кулаками, а нечто такое, что ущемляет их национальное самолюбие и формирует крайне негативное отношение ко всем «чужим» этносам.

Как утверждает Эмиль Паин, все мы, выходцы из бывшего Союза ССР, живем в период распада советской империи. Очевидно, что на этой волне интенсивно идут масштабные процессы дезинтеграции республик, разобщенности между целыми народами, расслоения общества по социальным, этническим, религиозным и прочим признакам. Однако на все это есть и обратная реакция в виде не менее активной консолидации и мобилизации определенных слоев и групп населения. Только при этом они проходят в самых простейших формах - этнических, конфессиональных, клановых, семейных и т.д.

Сегодня практически повсеместно на постсоветском пространстве граждане коренной национальности тех республик, которые обрели и развивают свой долгожданный суверенитет, испытывают немало проблем, которые в бытность СССР многим из них и не снились. В частности, с них вымогают непомерные взятки, лишают заработка и даже жилья, делают с ними чуть ли ни что угодно. Но в итоге люди замыкаются в своих семьях, принимают успокоительное, а кто-то уезжает в другие регионы или даже вообще за рубеж, и в целом ничего не происходит.

Но стоит только той или иной социальной проблеме принять хотя бы мало-мальски этнический окрас, происходит консолидация. Поэтому когда многие удивляются, почему массовые нарушения конституционных прав и свобод граждан, рост коррупции и прочие пороки современного постсоветского общества не приводят к возмущениям и протестам у пострадавших от них людей, они ошибаются. Соответствующие протестные настроения среди населения есть. Все дело лишь в том, что они уходят в такую форму, которую не всегда видно. Но приходит время и все это выходит наружу.

В той же России это видно по росту национал-экстремистских организаций, которые многие считают следствием каких-то хулиганствующих действий молодежи. Правда, проявление национальных чувств имеет и относительно цивилизованные, прежде всего политические формы. Речь идет о деятельности партий и движений национально-патриотической направленности типа «Родина». Вместе с тем подобная этническая мобилизация русского населения, которая, казалось бы, является сугубо элитарной и проявляется только в крупнейших городах, еще более сосредоточена и проявляется как форма протестного поведения в широкой части русской глубинки, как это и случилось в той же Кондопоге.

Нечто похожее имеет место и в Казахстане. Как считает эксперт ЦАИ «Альтернатива» Серик Бельгибаев, сегодня имеется четкая тенденция на политическую активизацию казахской аудитории. На этот процесс сильно влияют как социально-экономические, так и еще больше неэкономические факторы. Во втором случае это обусловлено явным вакуумом идей в обществе и низкими темпами политического развития. К тому же среди коренного этноса в последнее время заметно проявляются переживания по поводу развития собственного языка и культуры. Все это требует выплеска энергии определенной части казахского населения в том русле, к которому оно наиболее склонно, то есть национально-этническом. Отсюда и наблюдаемый за последние два года процесс активного создания общественно-политических объединений типа «Халык рухы», «Улт тагдыры», «Халык дабалы» и т.д.

Очевидно, что в области межэтнических отношений полной гармонии еще не достигнуто. И это касается не только постсоветских государств. За последние годы различные негативные ситуации наблюдаются здесь, к примеру, в развитых Бельгии, Испании, Франции и т.д. Другое дело, что в этих странах никто не преследуется властями за то, что говорит о данных проблемах открыто.

Тем не менее, и в Казахстане, несмотря на «табу» со стороны властей, рассматриваемая тема все же остается актуальной. Надо отметить, что это положительная тенденция. Точнее говоря, положительная не в плане проявления в сфере межнациональных отношений критических моментов, вплоть до конфликтов, а в том, что их еще можно обсуждать активно и свободно. Причем не только на казахстанском, но и на международном. А это значит, что в обществе еще есть эксперты и иные люди, которых интересует данная проблема и самое главное - ее решение.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ