Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №177(01.10.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Казахстанская нефть в обмен на комбайны в Беларусь не пойдет

БДГ. Wider Europe. 18.09.07

Анна Меркова

У белорусской экономики нынче, как минимум, две беды: энергоносители и отрицательное торговое сальдо. Туго набитый соглашениями портфель премьер-министра Сергея Сидорского, вернувшегося 13 сентября из Астаны, поможет чуть отогнать первую - увеличить размеры экспортной выручки. А вот ни дополнительным, ни, тем более, альтернативным поставщиком энергоносителей для Беларуси Казахстан не становится.

Не в пример Минску ладящая со всеми сторонами света Астана в выборе партнеров исключительно прагматична.

Несмотря на резкий рост импорта из Казахстана в минувшем году (+135,8%, экспорт + 42,3%, товарооборот 334,3 млн. долларов), торговля с ним по-прежнему выгодна Беларуси: положительное сальдо в 187 млн. долларов сегодня для нее нечастый случай. Горизонты, обозначенные в Астане главой белорусского правительства на ближайшую перспективу, - 500 млн. долларов, что, убежден он, «совершенно реально», ведь совместные проекты должны пойти один за другим.

Так, в Казахстане планируется собирать до 5 тыс. белорусских тракторов (в июле «Автоспецмаш-Павлодар» уже осуществил предоплату 70 тракторокомплектов МТЗ на 1 млн. долларов), будут наращиваться поставки белорусской автомобильной техники, создано сборочное производство комбайнов. Известно, что заключен контракт на 5 млн. долларов на поставку «БелАЗов», есть договоренности об участии Беларуси в создании в Казахстане шинного производства, рассматривается возможность участия в строительстве завода по производству фосфорно-азотных удобрений и двух цементных заводов. Построят белорусы в Астане и крупнейший торгово-логистический центр. «Я думаю, он займет достойное место по товарной номенклатуре легкой промышленности, радиоэлектроники: телевизоры, холодильники, мебель. Будет представлена вся товарная номенклатура, которая востребована в Казахстане», - заявил Сидорский.

Однако по товарам, боле всего востребованным Минском – нефти и газу – Астана в лучшем случае готова подстраховать при форс-мажоре. По завершении переговоров глав правительств казахстанский премьер Карим Масимов лишь в очередной раз подтвердил заинтересованность страны в транзите нефти по белорусской территории и в частичной ее переработке на белорусских НПЗ.

Ни о каком прорыве речи нет: возможность поставок казахстанского сырья и его переработки здесь, а также транспортировки на экспорт через Россию обсуждаются не первый год. В мае 2005 года было заключено двустороннее соглашение о развитии поставок энергоресурсов. С тех пор Астана регулярно «выражает свою заинтересованность», подчеркивая при этом необходимость соответствующей договоренности белорусских предприятий со странами-транзитерами — Россией и Украиной, а также указывая вечно ищущим преференций белорусам на безоговорочную силу рынка в формировании цен на ресурсы.

Совокупные запасы нефти Казахстана оцениваются специалистами в 26 млрд. тонн - 12-е место в мире. Все основные трубопроводы, идущие из страны, проходят сегодня по российской территории. Схема железнодорожной транспортировки нефти в Беларусь через Россию, или сухопутно-морская до Черного моря, а затем через Украину резко увеличивает долю транспортной составляющей в стоимости сырья. А ослабить энергетические рычаги российского влияния за счет казахстанских энергоресурсов Минску очень бы хотелось, ведь, по словам Александра Лукашенко, Казахстан «никогда Беларусь не критиковал, не вмешивался в ее внутренние дела, не советовал, как жить и работать белорусскому народу… Беларусь и Казахстан всегда были в первых рядах всех интеграционных процессов, которые проходили на просторах СНГ, и Минск, и Астана всегда понимали друг друга. Я считаю, что мы вполне можем договариваться не только по политическим вопросам с Казахстаном, но и в сфере поставок энергоносителей».

Европейский союз, также заинтересованный в импорте казахстанских углеводородов, рассчитывает на реализацию Транскаспийского газопровода, идея которого была выдвинута еще в 1996 году Соединенными Штатами в противовес российскому проекту «Голубой поток». Речь идет о строительстве в обход российской территории по дну Каспия газопровода пропускной способностью 30 млрд. кубометров в год. «Мы поддерживаем создание четвертого коридора для транспортировки газа в страны Евросоюза, поскольку нам это даст дополнительные объемы газа, а для Казахстана станет одним из путей диверсификации своих экспортных маршрутов», - аргументирует свою позицию Европейская комиссии по вопросам энергетики.

Первоначально завершить строительство Транскаспийской газовой магистрали планировалось в 2002 году. Однако, несмотря на подписание многочисленных межправительственных соглашений и создание консорциума по строительству и эксплуатации трубопровода (в него вошли американские компании General Electric и Bechtel National, а также англо-голландская Shell), проект пока остается на бумаге.

Экономисты просчитывают: пройдя через такое количество стран (с Германией - восемь), из-за транзитных тарифов казахстанский газ будет иметь неконкурентоспособную цену в пункте сдачи. ЕС, тем не менее, по-прежнему готов оказать всякую помощь в его реализации.

Кроме того, Астана указывает на технические и юридические сложности. «Вопрос строительства транскаспийского газопровода на Эрзурум очень сложный, потому что Каспийское море не принадлежит только Казахстану. Пять стран расположены вокруг этого моря, и, конечно, это интересы пяти стран», - отмечал в мае вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Болат Акчулаков на VII заседании комитета парламентского сотрудничества «Республика Казахстан - Европейский союз», не отрицая, что «вопросы транспортировки газа через Каспийское море рассматриваются нами, естественно, очень серьезно». Не исключаются, например, поставки сжиженного газа танкерами. По мнению Акчулакова, «это наиболее безопасный метод транспортировки газа взамен строительства подводного газопровода».

Проведший же переговоры с Сидорским казахстанский премьер Масимов в недавнем интервью «Эхо Москвы» заявил, что Казахстан пока не планирует принимать участие в строительстве Транскаспийского газопровода: «В соответствии с той декларацией, которая подписана главами трех государств - Туркмении, Казахстана и России - речь сейчас идет о строительстве Прикаспийского газопровода, причем Казахстан является транзитной стороной в данном отношении».

«Здесь сугубо прагматический подход, — пояснил он, — там, где будет выгодно и куда будет выгодно для народа Казахстана, туда и будет экспортироваться газ. Сейчас все договоренности с Россией дошли до такого уровня, что нам выгодно двигаться в данном направлении».

Президенты России, Казахстана и Туркменистана, напомним, договорились о совместном строительстве газопровода протяженностью 1000 км, из которых более 400 км придется на территорию Туркменистана, и более 500 км - на Казахстан.

Трубопровод по этому маршруту уже существует, но из-за того, что он не эксплуатировался в течение 30 лет, его технические возможности в настоящее время не превышают 4 млрд. кубометров газа в год, тогда как проектная мощность - 10 млрд. кубометров. Те же три страны плюс Узбекистан обязались обновить устаревшие трубы. Таким образом, центрально-азиатский газ из всех «сосудов» будет стекаться на север, в российскую газотранспортную систему.

По оценкам Владимира Путина, восстановление и расширение системы прикаспийского трубопровода позволит к 2012 году увеличить прокачку газа на 12 млрд. кубометров.

Тем временем в одном из последних номеров лондонской The Times приводится неожиданное мнение ведущей консалтинговой компании, занимающаяся энергетикой, в соответствии с которым усилия Еврокомиссии по либерализации рынков энергии в Европе и сокращению зависимости от импорта российского газа увеличат риск сбоев в поставках. Cambridge Energy Research Associates (Cera) предостерегает: кампания либерализации в Евросоюзе может воспрепятствовать развитию следующего поколения трубопроводов, предназначенных для экспорта и распределения газа. Консультанты призывают Еврокомиссию уделять больше внимания такой задаче, как надежность поставок, и выстроить с Россией отношения «взаимозависимости».

Одним из ключевых элементов пакета законодательных инициатив, подготовленного Еврокомиссией по либерализации энергетического рынка, отмечает издание должно стать принудительное выделение газораспределительных сетей в самостоятельные компании, которыми не могут владеть собственники других звеньев газоснабжения. Против такой меры яростно протестуют ведущие европейские энергетические компании Gaz de France и E.ON, а также «Газпром».

В докладе Cera подчеркивается, что активные шаги по либерализации рынка ЕС могут повысить риски, поставить под угрозу жизненно важные инвестиции в российский газ и подтолкнуть Россию к отказу от экспорта в Европу.

Возрождение российской экономики, пишет The Times, означает, что «Газпром» все больше дорожит рынком внутри страны – объемы продаж газа отечественным потребителям уже могут соперничать с экспортом в Европу.

В этой связи сомнению подвергается тезис о том, что европейский рынок газа нуждается в расширенной либерализации. Cera ссылается на то, что рынки газа в США и Великобритании были открыты в период, когда предложение намного превышало спрос, и газодобытчики остро конкурировали между собой.

Нефтегазовое же сотрудничество Минска и Астаны выглядит еще более проблематичным, если принять во внимание желание первого найти не только ресурсы, но и привилегированные условия их получения. Между тем, как заметил руководитель проекта Ассоциации содействия экономическому развитию, глава общественного объединения «Альтернатива ХХІ» Леонид Злотников, Казахстан — страна, наиболее далеко среди государств СНГ продвинувшаяся по пути рыночных реформ, и игры в особые отношения здесь не сработают. По его словам, в Казахстане сегодня почти везде частная собственность и иностранный капитал, продажей энергоресурсов там занимаются не только правительство, но крупные мировые транснациональные корпорации. Они то и определяют отношения и цену, а не Назарбаев. Частники могут продать нефть дороже полякам, прибалтам и другим. За казахстанской нефтью стоят в очереди Украина, Молдова, Румыния, Болгария, … Почему казахи должны продавать дешевле белорусам? Прикаспийская нефть сейчас — интерес всего мира, прежде всего, Китая и Соединенных Штатов, которые готовы платить за нее цену мирового рынка, и какие-то преференциальные условия для Беларуси на этом фоне трудно предположить».

Едва ли, считает эксперт, можно усмотреть в казахстанской топливной альтернативе экономическую выгоду и для самой Беларуси: «Экономическая выгода может быть только тогда, когда после всех путей транзита казахстанская нефть в Беларуси окажется дешевле, чем российская. Вопрос: возможно ли это? Сомневаюсь. Сегодня, несмотря на вывозную пошлину, Россия продает нам нефть по цене, более чем на 100 долларов ниже мировой (каждую тонну). Лучшего быть не может. И за газ с нас берут пока 100 долларов, а не 260, как, например, с Латвии. Сегодня я не представляю что-то более выгодного, чем российские энергоресурсы».

Возможно, Минск предложит Астане свою технику в обмен на нефть? «Мы не можем продавать нашу технику Казахстану дешевле, чем продаем ее России или еще кому-то, - считает экономист. - Ее конкурентоспособность и так невысока, рентабельность наших машиностроительных предприятий в среднем составляет 11-13%, и снижение цены на технику для того, чтобы получать по более низким ценам нефть, абсолютно ничего не изменит в экономике страны».

Кроме того, Леонид Злотников сомневается в том, что казахстанцы будут расхватывать белорусские машины: Если взять грузовики, полагает он, то китайские по качеству уже не хуже наших, но дешевле и ближе к Казахстану. Россия начинает делать автобусы уже лучше, чем белорусские при той же цене. В условиях рынка никто не заставит купить то, что похуже и дороже. Подходы, по которым белорусский президент пытается направить наше правительство, — вчерашний день. Подобные отношения были в начале перестройки, когда Назарбаев приехал в Минск и газеты писали о том, как сидели руководители двух стран и торговались, что вы нам поставите, а что взамен мы вам.

Сергей Сидорский убеждал казахстанских партнеров в том, что Беларусь поставит им не просто технику, не уступающую по качеству немецкой или американской, а еще и специально адаптированную под климатические условия потенциального покупателя. Беларусь, заверил премьер, в последнее время сделала все, чтобы ее сельхозтехника соответствовала мировым стандартам: «В итоге вы получите более качественное зерно и увеличите рентабельность производства».

Обсудили стороны и варианты военно-технического сотрудничества. Вместе с руководителем правительства в Астане побывал белорусский министр обороны Леонид Мальцев, договорившийся со своим казахстанским коллегой о возможности создания совместного предприятия по выпуску радиолокационных станций «Восток», а также о том, что находящиеся на вооружении военно-воздушных сил Казахстана Су-27 будут ремонтироваться на белорусских заводах. Соответствующий контракт на 2 млн. долларов заключен.

Нас связывает Договор о коллективной безопасности, напоминает белорусский экономист Л.Злотников. Но у Беларуси ничтожно малое влияние на национальную безопасность Казахстана, и использовать этот рычаг в энергетическом вопросе, уверен он, тоже вряд ли удастся.

В целом, учитывая степень развития рынка в Казахстане и тот факт, что с Беларусью его ничего, кроме экономической выгоды, не связывает, нельзя рассчитывать на то, что методами 20-летней давности можно что-то решить. Будет у работающих в Казахстане компаний экономическая выгода от работы с Беларусью — будут и отношения. Не будет прибыли — никаких, отношений, тем более особых, не будет. Так что с трудом можно представить, что руководители двух стран смогут по нефти о чем-то договориться.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ