Международный опыт межрегионального сотрудничества в контексте регионального взаимодействия России со странами СНГ
Л.Ф. Петрожицкая
Наибольшую ценность и планетарную значимость представляет
опыт межрегионального взаимодействия объединенной Европы. Европейский союз –
один из наиболее экономически развитых и богатых регионов мира. С момента
расширения он объединяет 25 стран, 254 региона и более 450 млн. жителей. Однако
различия в уровне экономического, социального и культурного развития отдельных
регионов по-прежнему велики и оказывают деструктивное влияние на интеграционные
процессы в едином целом. Устранение этих различий и поиск дополнительных
резервов развития регионов лежит в основе региональной политики ЕС.
В 1958 г. для выполнения одного из положений Римского
договора о гармонизации и снижении различий в развитии регионов были созданы два
отраслевых фонда: Европейский социальный фонд и Европейский фонд аграрной помощи
и гарантий.
В 1975 г. был создан один из основных инструментов
региональной политики — Европейский фонд регионального развития, занимающийся
распределением вкладов членов ЕС в общий бюджет между проектами, реализуемыми в
наиболее отсталых регионах.
Маастрихтский договор 1992 г. задекларировал политику
выравнивания состояния регионов в странах ЕС как один из главных приоритетов
Европейского Союза наряду с общим рынком и валютным союзом. С 1994 по 1999 гг.
более 200 млрд. ЭКЮ (одна треть бюджета ЕС) было направлено на реализацию этой
политики. Кроме того, в этот период были окончательно сформированы финансовые
инструменты для политики регионов, которые включали в себя структурные фонды и
специализированные программы (ISPA, SAPARD, PHARE и т. д.).
С 1994 г. активное участие в формировании политики на
европейском уровне принимает специально созданный орган ЕС — Комитет регионов
(Сommittee of Regions, COR), куда входят представители всех регионов Европы.
Комитет является совещательным органом, участвующим в процессе принятия решений
в различных областях: экономическое и социальное взаимодействие,
трансъевропейские инфраструктурные сети, здравоохранение, образование, культура,
социальная политика и политика занятости, профессиональный тренинг, охрана
окружающей среды, транспорт.
Таким образом, реализуется постепенная трансформация
концепции Европы наций в Европу регионов. Одним из следствий такой трансформации
является повышение конкурентоспособности регионов за счет создания единого рынка
с общими «правилами игры», на котором регионы могут рассматриваться как
самостоятельные игроки.
Практически каждый из регионов имеет своих представителей
в Брюсселе, которые занимаются лоббированием интересов региона, отслеживают
изменения европейской политики, способные повлиять на ситуацию в регионе,
«выбивают» деньги для региональных проектов и программ.
Факторами, влияющими на успешность того или иного
региона, все чаще становятся его инфраструктура, экология, качество рабочей
силы, политика региональных властей в отношении инвестиций. Соответственно,
снижается и напряженность отношений внутри государства, где отдельные регионы
уже не дискриминируются в рамках модели «большинство – меньшинство», но
становятся равными игроками в «Европе меньшинств».
Особенно это важно для тех регионов, которые в силу
различных причин стремятся получить большую самостоятельность (Каталония и
Страна Басков в Испании, Бретань во Франции, Фрисланд в Нидерландах), а также
там, где исторически региональное самоуправление очень развито, – в Дании,
Швеции, Германии. Таким образом, при определенной потере суверенитета на уровне
государства регионы в Европейском Союзе приобретают большую независимость.
Хотя построение «Европы регионов» и не является
декларируемой целью европейской интеграции, по всей видимости, ее можно
рассматривать как промежуточную стадию на пути трансформации ЕС в «Европу
граждан». В пользу данного вывода свидетельствуют разработка и активное
продвижение концепции гражданства ЕС, попытки придания легитимности органам ЕС
через их прямую выборность, разработка Конституционного договора, могущего
служить определенной базой для трансформации ЕС в федеративное образование.
Таким образом, если говорить о региональной политике,
направленной на «выравнивание» регионов в рамках ЕС, то в качестве ее
инструментов можно рассматривать не только программы, занимающиеся в той или
иной степени перераспределением финансовых средств, но и общие принципы
построения Европейского Союза.
Региональная политика построена на принципах солидарности
и направлена на экономическое развитие наиболее отстающих регионов стран
Европейского Союза.
В 2007–2013 гг. общий бюджет в размере 313 млрд. EUR
будет направлен на выполнение трех главных задач. Первая из них – конвергенция.
Это наиболее значимая из задач, которая получит 78% общего, распределяемого
через структурные фонды и фонд выравнивания бюджета для финансирования проектов
на развитие регионов, в которых ВВП на душу населения составляет менее 75% от
среднего по ЕС.
Вторая задача – региональная конкурентоспособность и
занятость. В рамках выполнения этой задачи основное внимание будет уделяться
поддержке и проведению экономических и социальных реформ, внедрению инноваций и
развитию социальной сферы для повышения экономической привлекательности
регионов, не входящих в число поддерживаемых в рамках первой задачи.
Наконец, третья – это европейское территориальное
сотрудничество. Данная задача направлена на усиление трансграничного и
межрегионального сотрудничества, развитие общей инфраструктуры, экономических
связей и сетей компаний малого и среднего бизнеса и базируется на существующей
программе INTERREG[22] (название образовано сочетанием приставки inter (меж-, пере-, взаимо-) и reg (сокращения от region). В одной из самых крупных и значительных
программ Европейского союза по сотрудничеству в области проектов
межрегионального значения. На языке политико-экономических мероприятий ЕС эта
программа называется Инициативой Сообщества (Community Initiative).
В отношении к пространственному
развитию INTERREG является ведущей программной оболочкой большинства
проектов пространственного развития различных европейских территорий.
Неоднократно упоминается в «Европейской перспективе пространственного развития»,
«Основополагающих принципах устойчивого пространственного развития европейского
континента» и других документах. Служит одним из главных инструментов и
механизмов поддержки транснациональных проектов регионального
планирования/развития, стимулирующих межрегиональное сотрудничество в ЕС.
Программа/инициатива финансируется одним из Структурных
фондов – Европейским фондом регионального развития (ЕФРР). Целью инициативы
является укрепление экономического и социального согласия в Европейском союзе,
осуществляя сбалансированное развитие континента путем международного,
межнационального и межрегионального сотрудничества. Особый акцент падает на
интеграцию разделенных регионов (remote regions) и находящихся на границах
стран-кандидатов.
Из целей INTERREG по поддержке сотрудничества в области
пространственного развития можно выделить:
развитие творческих процедур и форм сотрудничества в
области пространственного развития между Европейской Комиссией, государствами –
членами и их региональными и местными властями;
реализацию политических задач Европейской перспективы
пространственного развития (ESDP) в межнациональных областях сотрудничества
путем реализации объединенных проектов.
Общая цель Инициатив Интеррег состоит в достижении того,
чтобы национальные границы не были барьером для сбалансированного развития и
интеграции европейской территории. Изоляция пограничных областей имеет два
следствия: с одной стороны, наличие границ разъединяет в экономическом,
социальном и культурном отношениях и препятствует согласованному управлению
экосистемами; с другой стороны, в национальных политиках часто пренебрегали
пограничными областями, в итоге их экономика получила тенденцию становиться
периферийным компонентом в рамках национальных границ. Действия по усилению
сотрудничества пограничных областей составляют большую проблему и вызов
Сообществу, особенно в связи с расширением ЕС.
В течение прошлого программного периода (1994–1999),
Интеррег II продолжил и расширил функции Интеррег I внутри трех сфер:
международное сотрудничество на региональном и национальном уровнях («A», 2.600
млн.), завершение межнациональных энергетических сетей («B», 550 млн.) и
объединенные действия по предотвращению наводнений и засухи и развитию
пространственного планирования крупных групп географических областей Союза и
Центральной и Восточной Европы («С», 413 млн.).
Поддержка Сообщества преимущественно касалась развития
систем совместного управления и международных и межнациональных органов,
сотрудничества между малыми и средними предприятиями, образования, обучения и
культурных обменов, проблем здоровья в пограничных районах, защиты окружающей
среды, энергетических сетей, транспорта и коммуникаций. Кроме этого,
сотрудничество внутри Европейского Сообщества по проблемам, соответствующим
региональному развитию было специально развито внутри Статьи 10 Регламента
Европейского фонда регионального развития (200 млн. в 1994–1999).
Интеррег II C позволил приобрести опыт по сотрудничеству
на больших межнациональным территориях, включая местные, региональные и
национальные власти в процесс достижения более высокой степени территориальной
интеграции. Это часто включало сотрудничество по внешним границам с третьими
странами.
Цель новой Инициативы «Трансевропейское сотрудничество
для сбалансированного развития» состоит в продвижении международного,
межнационального и межрегионального сотрудничества и сбалансированного развития
территории ЕС. Ядром Инициативы являются действия на границах и в пограничных
областях. С расширением большее внимание будет уделяться внешним границам ЕС.
Специальное внимание должно уделено ультрапериферийным, замкнутым областям и
сотрудничеству между городами.
Инициатива INTERREG преследует следующие цели:
продвижение объединенного регионального развития между
пограничными районами, включая внешние и морские границы (A);
помощь гармоничной территориальной интеграции в ЕС (B);
расширение потенциала развития отстающих и переживающих
изменения областей ЕС путем межнационального / межрегионального сотрудничества
ради улучшения регионального развития и политик и методов единения (C).
Преимущество в финансовых ресурсах для этой Инициативы
будет отдаваться категории A. Эта категория выделяет
трансграничное международное сотрудничество
(cross-border cоoperation) и нацелена на развитие международных экономических и
социальных групп и объединенных подходов пространственного развития (joint
spatial development approaches).
В рамках категории А
разрабатываются и реализуются следующие международные стратегии:
продвижение городского, сельского и прибрежного развития;
укрепление предпринимательства и развитие малых и средних
предприятий (включая туризм) и местных инициатив занятости;
адаптация трудового рынка и поддержка социального
включения;
привлечение человеческих ресурсов и средства в RTD,
образование, культуру и здоровье;
продвижение защиты окружающей среды, эффективной
энергетики и возобновляемых источников энергии;
улучшение транспорта (особенно более экологичных
средств), коммуникации, воды и энергетической системы;
улучшение сотрудничества в судебной и административной
сферах, включая вершенствование безопасности внешних границ;
создание человеческих и институциональных возможностей
для международного сотрудничества; и т.д.
Категория B
фокусируется на межнациональном сотрудничестве (transnational cooperation) между
местными, региональными и национальными властями с целью продвижения более
широкой европейской интеграции и устойчивого и сбалансированного развития.
Главная проблема здесь – рассеивание усилий, поэтому особое значение приобретает
Европейская перспектива пространственного развития, выделяющая приоритеты и
представляющая скоординированную стратегию взаимодействия различных политик.
Особенно важны следующие действия:
Подготовка и развитие межнациональных cтратегий и
пространственных планов координируемого и сбалансированного экономического и
территориального развития, включая городские системы, транспорт и коммуникации,
особенно для продвижения связи между замкнутыми и периферийными областями и
между ними и центральными областями ЕС; совместное управление в областях
энергетики, окружающей среды и водообеспечения отмеченных регионов;
Развитие передачи технологий, объединенных исследований и
обмена опытом в вопросах пространственного планирования;
Совершенствование инфраструктуры особой важности для
сбалансированного территориального развития на избранном основании.
Категория С нацелена на межрегиональное сотрудничество
(interregional cooperation). Приоритеты состоят, во-первых, в расширении обмена
опытом и практическими наработками внутри Сообщества в отношении международного
и межнационального сотрудничества по категориям А и B и, во-вторых, в
продвижении европейских сетей по избранным темам региональной политики,
наподобие строительства городов. Специальное внимание уделяется участию островов
и периферийных областей.
Большая часть такого сотрудничества поддерживается
Статьей 10 Регламента ERDF.
Межрегиональное сотрудничество в Европе в настоящий
момент достигло той стадии развития, когда чисто количественные показатели этого
процесса переросли в определенное новое качество. В текстах ЕС все чаще термин
«региональная политика» заменяется понятием «политика сплочения» (conesion
policy). Политика сплочения означает переплетение региональной и социальной
политики, когда уже не рассматриваются изолированно друг от друга. Сплочение
предполагает одновременное сплочение по горизонтали (между регионами) и по
вертикали (между слоями общества).
Опыт Европейского союза по межрегиональному
сотрудничеству представляет для России большой академический и практический
интерес.
Попытаемся сформулировать основные направления его
освоения:
– во-первых, межрегиональное сотрудничество само по себе
не в состоянии существенно повысить конкурентоспособность слаборазвитых и
периферийных районов. Напротив, в известной степени, межрегиональная интеграция
деформирует их в «защиту расстоянием»[23];
– конструктивный потенциал интеграции «притягивают»
наиболее развитые регионы с эффективной транспортной системой, социальными,
образовательными и научно-культурными институтами[24];
– наивысшая степень эффективности управления
межрегиональными связями достигается в сочетании централизованных и
децентрализованных действий государственных структур[25];
– существует целый ряд инструментов государственного
стимулирования межрегионального взаимодействия:
формирование специальных финансовых фондов содействия (структурные и
интеграционные); пространственное распределение
деятельности государства в области межрегионального сотрудничества; стимулирование деятельности компаний путем финансовой
поддержки; «мягкие» меры стимулирования
(информационная поддержка, консалтинговая деятельность, научные исследования и
т.д.);
– позитивное влияние межрегиональных связей на
сглаживание национальных межконфессиональных и межэтнических противоречий
(Испания – движение банков, Ирландия и т.д.) и формирование единого
политического пространства;
– возможность и необходимость определения в
межрегиональном сотрудничестве приоритетных направлений, исходящих из специфики
территорий (Германия)[26].
|