ШОС - конструирование идентичности
14.09.2007 Институт
общественной политики (Киргизия)
Муратбек Иманалиев, президент Института общественной
политики
Наверное ни один из Саммитов ШОС не вызывал столько
кривотолков, публицистических провокаций и немотивированных ожиданий как
Бишкекский. Интригосодержащие посылы на этот раз находились за пределами
Центральной Азии. Их было две. Первая связана была с решением администрации
Президента США разместить на территории Польши и Чехии военных объектов и
договоренностью между США, Японией и Австралией о создании в зоне Тихого океана
чего-то подобного. Военно-политический мир замер в ожидании того как
прореагирует ШОС на эти инициативы американцев. Сопровождалось все это на Западе
масштабной критикой России за использование "нефтегазового" фактора в качестве
"ударного" политического инструмента давления на Запад и своих "не идущих
вместе" соседей по СНГ. Китай же подвергся критике за качество своих
производимых и поставляемых на Запад товаров, использование труда заключенных,
права человека и пр.
Все это происходило в преддверии Бишкекской Встречи в
Верхах, но, наверняка, необходимо взглянуть на календарь внутристрановых событий
дальше, то есть иметь ввиду приближение дат Больших выборов в России и ХУ11
съезд Коммунистической партии Китая. Казалось бы лидеры России и Китая, загодя,
на Саммите ШОС, по логике конструирования внешнеполитических позиций должны были
бы озвучить свое понимание проблем отношений с Западом, в первую очередь с
Вашингтоном. Путин должен был бы дать сигнал своему преемнику, а Ху Цзиньтао -
съезду КПК. Возникло объективное впечатление, что США действительно ожидают
резких выпадов со стороны двух лидирующих государств ШОС, особенно России.
Напомню лишь об отчаянном заявлении помощника Государственного секретаря США
Баучера о том, что тема функционирования военной базы в аэропорту "Манас" не
должна обсуждаться на встрече руководителей стран-участниц ШОС, поскольку эта
проблема сугубо кыргызско-американская. Однако на самом Саммите антиамериканская
риторика полностью отсутствовала, за исключением двух-трех закомуфлированных
фраз.
Более того, лидерам ШОС удалось убедить и иранского
коллегу обойтись на этот раз без экстримистских заявлений в адрес американцев. В
этой связи в кругу политтиков, экспертов и журналистов возникли весьма ложные
представления, что никаких сигналов по позиционным конструкциям в отношении США
не было. Ожидание интриги не оправдалось. Косвенным признаком нежелания
участников Саммита говорить об отношении к Западу явилось, на мой взгляд, и
выговаривание ими массы новых, но не очень внятных идей гуманитарного свойства:
институты изучения друг друга, молодежные ассоциации, университеты, фонды
развития экономически слабых стран и т.д. Только регистрация подобных инициатив
займет, наверное, целый лист.
На самом деле, как мне представляется, сигнал преемнику и
съезду был подан. И его суть в следующем - не портить отношений с американцами.
Другой вопрос как этот сигнал будет воспринят политическими кругами России и
Китая. И следующий очень важный вопрос как отреагирует на этот сигнал сами
Соединенные Штаты. Разумеется, представляет интерес какова будет мощь
резонансного колебания этого сигнала и когда он погаснет.
Второй вопрос - энергетика. Идея создания энергетического
клуба - это тоже некий сигнал Западу. Но, судя по вялым тезисам президентов и
дальнейшим их действиям энергоклуб пока не состоялся и его некое организационное
движение состоится еще не скоро. Движение по энергетическим азимутам все еще
идет по двусторонним каналам и с учетом не т.н. общеШОСовских интересов, о
которых говорят, но они до сих пор не сформулированы, а страновых. И вообще идея
объединить продавцов и покупателей в единый союз представляется, мягко говоря,
не очень многообещающей. Мне кажется, что объединение в таком формате может
носить сугубо политический характер.
Выскажу еще более крамольную мысль. Предложение
Президента Путина о необходимости проведения конференции по Афганистану в
будущем году не столько обусловлено готовностью стран ШОС и самой организации к
активизации ее деятельности с полноценными проектами на этом направлении, а
созреванием идеи возможности контактов с американцами не только на уровне
двусторонних консультаций, но и ШОС. Ведь совершенно очевидно, что решение
афганской проблемы в существующих и предполагаемых условиях не мыслимо без
Вашингтона. И если иметь ввиду также непредсказуемость в стратегической
перспективе ситуации в Пакистане, то более или менее становится понятной
актуальность некоего вынужденного партнерства с американцами.
В целом следует отметить, что единых подходов, могущих
быть впоследствии оформленных в четкие позиции ШОС по западной проблематике пока
нет. Превалирование страновых отношений с Западом, прежде всего с США,
достаточно явно просматривается.
Все, что сказано выше, казалось бы должно быть
опровергнуто военными учениями стран ШОС в Чебаркуле. Не будучи военным
стратегом, но скажу, что чересчур образцово-показательные учения по сути своей,
в плане конструирования военных замыслов, вряд ли имели антиНАТОвскую
целнпаправленность. Кто подразумевался под государством "А", которое обращается
с просьбой о помощи к странам ШОС остается только додумывать. Стоит лишь
добавить, что, как я думаю, речь не идет о Европе, Тихом океане или Южной
Азии.
Безусловно, военно-политический компонент ШОС должен
получить необходимое развитие: слишком много проблем, связанных с обеспечением
безопасности на огромном пространстве Центральной Азии и следует без
политического надрыва и кокетства признать, что государства региона серъезнейшим
образом заинтересованы в создании системы коллективной безопасности.
Высказывания некоторых западных политологов о том, что Россия и Китай в Евразии
создают антиНАТО по крайнем мере не обоснованны, если не надуманны, и
представляют из себя нечто вроде "информационного питания" для ястребов как на
Западе так и на Востоке. В данном случае более рельефно обозначается вопрос
стратегирования и проектирования мировой политической конъюктуры в сторону
реальной многополярности. Каковы уровень и формат конфликтогенности и
антогонизма либо сотрудничества - вопрос неоднозначный и четкого ответа на него
пока нет. Вот уже и новый французский президент заговорил по-новому об идее
многополярности. Значит ли это, что нужно ожидать кардинальных изменений в
сторону изменений в глобальном раскладе сил? Мир в режиме ожидания.
На Бишкекском Саммите более остро, правда в несколько
завуалированной форме, возникла еще одна серъезная проблема, которая заключается
в следующем. Чем более старше по возрасту, а значит опытнее становится
организация, тем более расплывчатой становится иерархия приоритетов и пропадает
конструктивное проектирование как политическое, так и экономическое. И опять
чрезмерная насыщенность ШОСовских встреч различного рода инициативами лишний раз
подчеркивает не многофункциональность оганизации, а начало "забалтывания" и
бюрократизации деятельности ШОС. В соответствие с уставными и иными документами
ШОС можно и нужно рассматривать как мнопрофильную международную организацию. И
последний "бишкекский" Договор о долгосрочном сотрудничестве предполагает
развитие именно этой ипостаси ШОС, но сущствующие незримые противоречия между
странами-участницами и, как одно следствий этого, отсутствие гармонизации
интересов как-бы нивелируют ее. В этой связи полагал бы возможным генеральному
секретарю Исполкома ШОС инициировать обсуждение этой проблематики в рамках
"второй дорожки" и соответствующих форумов министров. Неформально считается, что
наиболее важными приоритетами ШОС являются проблемы безопасности и
экономического сотрудничества.
Это абсолютно правомерная фиксация генеральных векторов
деятельности организации и значит нужно двигаться в этом направлении, то есть,
прежде всего четко институализировать и спроектировать совместную работу в
области обеспечения безопасности и экономики, выровнять их политическую
значимость и приоритетность, а затем создавать необходимые условия и изыскивать
возможности для открытия всевозможных учебных центров, молодежных ассоциаций и
т.д. При этом весьма важно иметь ввиду, что зона ШОС - это пока только во всех
отношениях развивающееся политическое и экономическое пространство. Констатация
и верная оценка этого должна быть, на мой взгляд, в качестве одной из основ
деятельности организации.
|