Нефть с Кашагана пойдет в Китай
17.09.2007. РБК
daily
Екатерина Голубкова
Нефть с гигантского месторождения Кашаган в казахском
секторе Каспия помимо европейских рынков может пойти в Китай, не исключают
топ-менеджеры "КазМунайГаза". Это станет возможным при реализации проекта
строительства системы трубопроводов до Атасу, откуда стартует нефтепровод до
Алашанькоу. Но предварительно надо решить вопрос с началом коммерческой добычи
на Кашагане, вокруг которого идут ожесточенные споры, предупреждают
аналитики.
Кашаган расположен в казахском секторе Каспийского моря,
запасы нефти и конденсата на нем оцениваются почти в 3 млрд т. Месторождение
разрабатывается на условиях СРП международным консорциумом Agip KCO: оператор -
Eni, остальные участники - Total, ExxonMobil и Shell (по 18,52%), ConocoPhillips
(9,26%), у "КазМунайГаза" (КМГ) и Inpex по 8,33%.
Кашаган один из самых масштабных проектов в Казахстане.
На первоначальном этапе на нем планировалось добывать чуть более 22 млн т, на
втором почти 45 млн т, на третьем около 60 млн т нефти в год. Именно на него
республика делала ставку, заявляя о намерении увеличить добычу нефти с нынешних
67 млн до 140 млн т в год к 2015 году. Однако сроки начала промышленной
разработки Кашагана корректируются уже второй раз: сначала Eni называла 2005
год, затем 2008-й, теперь 2010-й. Изначально предполагалось, что пик добычи
почти 60 млн т придется на 2015 год, теперь оператор упоминает 2019-й.
Нефть с Кашагана и Тенгиза предполагалось направлять в
трубопровод Баку Тбилиси Джейхан (БТД), для этого планируется создать
казахстанскую каспийскую систему транспортировки (ККСТ). В рамках проекта будут
построены нефтепровод Ескене Курык, нефтесливные терминалы в порту Курык,
нефтеналивные терминалы на азербайджанском побережье Каспия и
соединительные сооружения до БТД. На первоначальном этапе ККСТ обеспечит
транспортировку 25 млн т нефти в год с последующим увеличением до 38 млн и 60
млн т. "БТД имеет возможности для расширения на 15 млн т нефти в год (до 65 млн
т. - РБК daily) за счет строительства дополнительных насосных станций,
применения химических реагентов", говорит директор информационного агентства
Trend Capital Вагиф Шарифов. Срок реализации ККСТ зависит от начала коммерческой
добычи на Кашагане, предварительно в 2011 году, говорится в годовом отчете
КМГ.
Total, Eni, Inpex и ConocoPhillips помимо Кашагана
одновременно являются и инвесторами БТД, контрактом за ними закреплено 15%
пропускной мощности. "Часть нефти с Кашагана должна быть поставлена в БТД,
соответствующий контракт подписан", напоминает г-н Шарифов. Остальные объемы они
могут перераспределить на другие направления, говорит он. В частности, во время
второго Евразийского энергетического форума KazEnergy, состоявшегося 67 сентября
в Астане, исполнительный директор КМГ Арман Дарбаев сообщил, что при реализации
строительства системы трубопроводов нефть с Кашагана может пойти в Китай.
В частности, предполагается сделать перемычку
(протяженностью около 80 км) и прокачивать сырье в реверсном режиме по
существующему нефтепроводу Кенкияк Атырау (пропускная способность первой очереди
6 млн т в год). С Кенкияка до Кумколя предполагается построить нефтепровод его
мощность на первом этапе составит 10 млн т в год, на втором 20 млн т, стоимость
827 млн долл. Затем рассматриваются два варианта: прокладка вдоль существующего
нефтепровода Кумколь Каракоин Атасу новой трассы (мощность 15 млн т, инвестиции
230 млн долл.) либо строительство прямой ветки Кумколь Атасу, где система
соединится с Атасу - Алашанькоу Душаньцзы.
"Пока у Казахстана не появятся экспортные возможности в
20 млн т нефти в год, строить данную систему не имеет смысла. Ведь Атасу
Алашанькоу рассчитан на 10 млн т нефти в год (с расширением до 20 млн т. РБК
daily), но по нему пока качается лишь 4 млн т", пояснила РБК daily независимый
казахский аналитик Кызибек Ибрай. По ее мнению, данная система будет введена в
строй не ранее 20102011 годов. По словам нескольких участников казахского
нефтегазового рынка, запасов Кашагана хватит на оба направления. На данный
момент остается решить вопрос с началом реализации проекта и ростом сметы
расходов (см. РБК daily от 11.09.2007). "Пойдет ли кашаганская нефть в Китай,
зависит и от того, будет ли покупная цена на этом направлении интересной для
продавцов", рассуждает Игорь Ивахненко из RusEnergy.
|