Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №177(01.10.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Андрей Грозин: Очевидно, что Киргизия не ищет для себя легких троп

17.09.2007. ИА «24.kg» (Киргизия)

«По крайней мере, для меня очевидно, что Киргизия не ищет для себя легких троп», - заявил сегодня ИА «24.kg» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, известный российский политолог Андрей Грозин, комментируя решение Конституционного суда КР о признании нелегитимными ноябрьского и декабрьского 2006 года вариантов Основного закона.  

 «Ничего подобного на постсоветском пространстве я не припомню. В Украине тоже хватает юридических проблем, помноженных на политические потрясения, но в свете конституционной реформы, которая имеет место в Киргизии, даже не берусь что-либо прогнозировать», - говорит Андрей Грозин.

 «Мне кажется, что налицо юридическая коллизия. Достаточно неожиданное решение для КС Киргизии. Думаю, что госпожа Баекова, довольно длительный срок возглавляющая этот орган, представляла себе, что после такого решения в стране может наступить очередной виток конституционного кризиса», - подчеркивает российский политолог.

 «Уверяю вас, что большинство российских экспертов не могут сейчас спрогнозировать дальнейшее развитие в Киргизии конституционной реформы в частности и политического развития сложившейся ситуации в целом. Повторюсь: Киргизия не ищет для себя легких троп», - считает Андрей Грозин.

По мнению главы отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, «вероятно, что Киргизия вступает в предвыборный период, поскольку сегодня очевидно одно: парламент страны после решения Конституционного суда становится нелегитимным».

 «Ситуация складывается таким образом: в администрации президента Киргизии и Центризбиркоме (где неожиданно решено сменить руководство) производят впечатление о том, что страна находится в преддверии новых парламентских выборов. Честно говоря, иных законных путей выхода из сложившейся ситуации я лично пока не вижу», - резюмирует Андрей Грозин.




Прощай и здравствуй, Конституция…

17.09.2007. ИА "24.kg"

Антон Лымарь

Осень… С некоторых пор начинаешь все больше опасаться этого времени года в Кыргызстане. Исключая весну…

И ведь все было относительно спокойно. Народ авоськами затоваривается продуктами первой необходимости в связи с обещанной правительством стабилизацией цен на продукты первой необходимости, напрочь забыв о напророченных аналитиками политических катаклизмах. Мэрия вновь борется с мусором, который ветер вперемешку с опавшими листьями гоняет по постШОСовскому Бишкеку. Парламент, да и тот, нарушив данный на время летних отпусков обет молчания, не смог сильно отвлечь людей от своей повседневной и рутинной борьбы за выживание.

Все было тихо и покойно. Даже оппозиция унялась, торжествуя в тесном кругу по поводу периодического закрытия уголовных дел, которые против нее навозбуждали Генеральная прокуратура и Государственный комитет национальной безопасности. Ну реально никто не хотел нынешней осенью лезть на баррикады – флаги-то с лозунгами еще в прошлый апрель милиция поотбирала. А новые чего-то не придумываются…

Если глянуть на СНГ в целом, то только одна Украина все лето и начало осени вместо накосов, надоев и обмолотов занята сбором урожаев на полях политических ристалищ. Любимым словом подрастающего и растящего молодежь поколений там уже давно стало "нелегитимность". Слово не из повседневного употребления, оно, тем не менее, очень четко отражает состояние всей Украины. Там вообще не понятно, кто руководит страной. Один подписывает указ – ему с десяток говорят: не имеешь прав, нелегитимен. Раду – местный парламент - распустили, а он… хоп! и не распустился. И все так весело, так задорно обсуждают данные политические коллизии, что, судя по всему, зимой окажутся в роли стрекозы из басни дедушки Крылова. Вот только найдется ли кто-то готовый исполнить роль муравья?

Да, это все смешно. Страна-то далекая. Но, как оказалось, смеялись мы не долго. Только до прошлой пятницы (вроде бы и не 13-е число было), когда, словно гром среди ясного неба, прогремел глас Конституционного суда Кыргызстана. Правда, до сих пор не понятно, если Герцена в России в свое время разбудили декабристы, кому же отдать лавры в нашем случае?

Однако, как ни крути, отошедший от сна Конституционный суд за несколько часов просто в пыль стер все, "что было нажито непосильным трудом". Даже прежний рекорд Жогорку Кенеша, успевшего за месяц принять два Основных закона (причем один из них - глубокой ночью). Наворотили тогда, надо признать, от души. До сих пор с возникшими коллизиями разгребаемся… Вернее, разгребались. Конституционный суд подарок преподнес гораздо серьезнее.

Итак, живем мы теперь, судя по всему, по акаевской Конституции 2003 года. И вновь собираемся доводить конституционную реформу до конца. То ли до победного, то ли как всегда… Рейтинги КВН и прочих юмористических программ уже стремительно падают: реалити-шоу из Кыргызстана и Украины затмевают любые шутки-прибаутки апологетов юмора.

А слово, упомянутое выше, и у нас пошло в народ. "Нелегитимен" - звучит. И еще как! Из невнятных комментариев юристов от сохи понятно пока одно – а все, что сделано в законодательном плане за последние восемь месяцев, можно выкинуть в мусорное ведро. Ведь Жогорку Кенеш работал в соответствии с Конституцией от декабря 2006 года, как и избирал правительство, как и одобрял судей. Да и много еще чего делал.

А тут еще незадачка получилась: часть служителей Фемиды самого Конституционного суда, который кто-то из активистов неправительственных организаций поспешил назвать "самым справедливым", а его председателя - Чолпон Баекову - Курманжан даткой XXI века, тоже оказались не совсем уж, как бы это помягче сказать, легитимными. И дальше потянулась веревочка…

Ситуацию попытался прояснить председатель Верховного суда Кыргызстана Курманбек Осмонов. "Это правовой казус, конечно. Здесь существует пробел - как в Конституции, так и в законах КР "О Конституционном суде" и "О конституционном судопроизводстве". Пока непонятно, как быть в таком случае", - признался он ИА "24.kg".

"Например, в общих судах неправомочность их состава, избранного или назначенного незаконно, влечет пересмотр судебных решений, которые они выносили", - продолжил далее руководитель ВС КР. По его словам, даже если решение безупречно, но принято нелегитимным составом суда, вердикт в любом случае подлежит пересмотру. А вот в законе о конституционном судопроизводстве эти моменты не отрегулированы.

Одним словом, коллизия. Очередная из сотен, допущенных во время азартных игрищ наших политиков с Основным законом страны. И что теперь делать? Все пожимают плечами. Одна надежда на гаранта Конституции. Уж он-то наверняка 19 сентября, выступив со своим посланием к парламенту, объяснит народу, что почем и для чего. Главное, чтобы как в анекдоте не получилось: "Народ пропустил воззвание предводителя мимо ушей, потому что все сказанное предводителем ему, народу, было известно и без предводителя".

А пока остается довольствоваться комментариями экспертов и прочих деятелей, которые все больше окрашены в восторженные тона. Некоторых даже пришлось удерживать от того, чтобы они в экстазе от решения Конституционного суда не пустились в пляс. Жаль, но народных гуляний по этому поводу пока не предвидится. "Решение Конституционного суда по отмене последних редакций Основного закона можно трактовать как глубокую и тайную политическую игру команды президента Курманбека Бакиева", - заявил ИА "24.kg" политолог Марс Сариев.

Он считает, что конечной целью этой затеи может быть "разгон Жогорку Кенеша". "Недавно губернаторы в связи с переходом на двухуровневый бюджет получили возможность контролировать областной бюджет. Таким образом, идет наращивание административного ресурса. Этот факт может служить подтверждением того, что страна готовится к новым парламентским выборам", - отмечает Марс Сариев.

А над Украиной я больше не смеюсь. И сильно-пресильно жалею о том, что с такой же легкостью, как плетутся политические интриги, в Кыргызстане не решаются экономические проблемы. Рост цен на продукты, приближающийся отопительный сезон, вот так же легко, как Конституции, нелегитимными не объявишь…




Законов и зрелищ

19.09.2007. Литер (Казахстан)

Руслан Андреев (Бишкек)

Конституция Кыргызстана вновь стала дореволюционной

Республика ждет реакции президента и парламента республики на решение Конституционного суда страны, которое оставило в силе Основной Закон от 2003 года.

Оглашая судебное решение высшего конституционно-судебного органа страны, его председатель Чолпон Баекова констатировала, что в ноябре и декабре 2006 года, принимая новые варианты Основного Закона, жогорку кенеш вышел за пределы своих полномочий, установив неконституционную процедуру принятия изменений в Конституцию без учета заключения Конституционного суда и соблюдения положенных сроков.

"Жогорку кенеш также не принял во внимание, что Конституция от 18 февраля 2003 года была принята путем референдума. Изменение или отмена ее возможна только путем референдума, а это не входит в полномочия парламента. То есть были нарушены конституционные принципы власти народа", – подчеркивается в заключении Конституционного суда. Кроме того, суд признал неконституционным принятый в ночь с 7 на 8 ноября прошлого года закон "О регламенте Жогорку Кенеша".

Это положение развязало депутатам руки в поспешном принятии новых вариантов Основного Закона. Впрочем, в апреле этого года рабочая группа под руководством премьера Алмаза Атамбаева "родила" очередной конституционный проект. Таким образом в республике возникла реальная ситуация бесконечного переписывания национального законодательства.

"Решение Конституционного суда окончательное, и его должны исполнять все госорганы, должностные лица и граждане, – считает министр юстиции Кыргызстана Марат Кайыпов, – все государственные органы и служащие должны выполнить решение суда своевременно и точно. В случае, если решение КС не будет выполняться теми или иными структурами исполнительной власти и конкретными ответственными лицами, они будут отвечать перед законом".

Законодательная инициатива КС незамедлительно обрела поддержку в регионах республики.

"Это решение выражает волю всего кыргызского народа. Теперь мы должны прекратить обсуждения насчет справедливости или неправильности решения КС и перейти к работе над новой редакцией Конституции. Если Основной Закон страны будет принят путем всенародного референдума, то такого ажиотажа и двусмысленности, какие наблюдались во время принятия поправок в прошлом году, не будет", – отмечает губернатор Чуйской области Кубанычбек Сыйданов.

Между тем часть экспертов полагает, что за основу нового проекта Основного Закона может быть принята Конституция от группы Атамбаева. "Пришло время всем политическим силам отбросить свои амбиции и во благо всего кыргызского народа работать совместно над новым проектом, – убежден общественный деятель, социолог Кусейин Исаев. – Думаю, что президент страны готов к этой работе". Он считает, что надо ускорить конституционную реформу, так как возврат к закону 2003 года не решает тех острых политических вопросов, которые стоят перед обществом и страной.

Тем временем кыргызский политолог Валентин Богатырев уверен, что еще рано окончательно хоронить две предыдущие конституции. "Отмена конституций не является прерогативой КС. Речь идет о признании неконституционными тех законодательных актов, на основе которых были приняты данные конституции", – говорит политолог.

Он убежден, что важным уроком произошедшего в республике конституционного хаоса является то, что нельзя принимать столь ответственные для страны решения под давлением политических страстей. "Конституция – не резолюция митинга и не заявление политической партии. Это документ всего народа, наш общественный договор. Поэтому народ и должен решать, что в ней менять, а что нет", – подчеркивает В. Богатырев.

Спикер парламента Марат Султанов уже дал соответствующие поручения по пересмотру всех законодательных актов, принятых за последние 2,5 года.

Помимо серьезных нюансов в отношении пока смутного будущего Основного Закона, в политических кругах активно обсуждают вопросы, связанные с правительством: что с ним теперь будет? Получается, что оно создавалось по приостановленному Основному Закону. Также ряд депутатов полагает, что если принятая в декабре президентская Конституция отменяется, Бакиев должен уйти в отставку.

В то же время парламентский оппонент гаранта Конституции Омурбек Текебаев полагает, что с возвращением к Конституции 2003 года президент Кыргызстана получил мощное оружие для того, чтобы держать парламент в режиме роспуска. "Глава государства не раз угрожал этим и прежде, когда еще работала акаевская Конституция. Думаю, это вновь повторится, особенно при принятии важных законопроектов, например, в сфере энергетики", – подчеркнул народный избранник.

Вторым козырем, появившимся в руках К. Бакиева, Омурбек Текебаев называет возможность президента по собственному усмотрению выносить вопросы внесения изменений и дополнений в Конституцию на всенародный референдум.

Другой известный оппозиционер – депутат Мелис Эшимканов, полагает, что "у КС Кыргызстана не было иного пути, кроме того, как вынести единственно правильное решение", – заявил сегодня депутат парламента КР Мелис Эшимканов.

На 19 сентября намечено ежегодное обращение главы государства к парламенту и народу страны. Вероятней всего, Курманбек Бакиев озвучит свое отношение к позиции Конституционного суда.




Станет ли Курманбек Бакиев генеральным секретарем своей партии и Кыргызбаши нашего народа?

21.09.2007. Комсомольская правда в Кыргызстане

Семетей Аманбеков

Слухи о скорейшей "кончине" нынешнего парламента витают вот уже два года

Воистину мы с вами живем в историческое время. Судите сами, за всю многолетнюю историю Кыргызстана еще не было такого, чтобы за неполный год мы выбирали третью подряд Конституцию страны. Еще никогда так не дорожала жизнь, никогда до такой степени не накалялась политическая обстановка, даже наши правители никогда так не лицемерили перед своим народом. Мудрые китайцы утверждают, что самое страшное - это жить в эпоху перемен. Но, к сожалению, мы не вольны выбирать время, в котором живем. Впрочем, и у этого времени есть свои плюсы. Президент наш, к примеру, буквально на днях заявил, что жить стало лучше, жить стало веселей… Если с первой частью можно еще поспорить, то правдивость второй части не вызывает никаких сомнений. Хлеба все меньше, зато зрелищ больше. Вот еще один плюс: какой еще президент дарит три раза в год своему народу разные Конституции? Правильно, никакой… Поэтому радуйтесь товарищи, и прибудет вам счастье… Впрочем, это тоже не гарантируется.

Нынешний созыв Жогорку Кенеша обречен?

Слухи о скорейшей "кончине" нынешнего парламента витают вот уже два года. Сначала его хотели разогнать только из-за того, что он был "акаевским" парламентом. Потом во время поразившего страну политического кризиса и чехарды с ноябрьско-декабрьскими Конституциями. После того как сенат подвергли чистке, изгнав нескольких депутатов, лояльных к прежнему режиму (в том числе и детей Акаева) и уже нынешний президент нашел с Жогорку Кенешом общий язык, оппозиция начала выдвигать требования разогнать парламент из-за того, что он нынче стал "бакиевским". Однако твердо заявить, что и у президента Бакиева была большая любовь к ЖК, тоже нельзя. По признанию депутата Омурбека Текебаева, в интервью одному из местных информагентств многие депутаты взамен своих голосов требуют у президента крупные денежные вознаграждения и поблажки в своем бизнесе. Текебаев считает, что тем самым президент унижается перед такими депутатами, постоянно удовлетворяя их растущие аппетиты. И конечно, теперь рад избавиться от такого парламента, в котором сидят свидетели его позора. А сколько тонн грязи сенаторы вылили на "цезаря"…. Поэтому решение о роспуске ЖК, скорее всего, лишь дело времени…

По большому счету если парламент разгонят, то это будет логическим концом его деятельности. Во-первых, в последнее время Жогорку Кенеш практически не занимался своими прямыми обязанностями, а, по словам того же Омурбека Текебаева, превратился в орган политического торга, выпрашивая крупные денежные средства у чиновников, которые проходят утверждение в парламенте. Во-вторых, нардепы наряду с правительством также несут ответственность за ценовой кризис в стране. В-третьих, многие из депутатов, наверное, сами позабыли, когда в последний раз встречались со своими избирателями и решали их проблемы. Какую пользу для страны несут такие парламентарии, сказать очень трудно.

В самом Жогорку Кенеше сейчас царит похоронное настроение. Депутаты поговаривают, что участь нынешнего созыва предрешена. Правда, те, кто уже сторговался с властью, чувствуют себя достаточно спокойно, административный ресурс им обеспечит места либо в следующем созыве ЖК, либо в другой ветви власти. Мечутся лишь те, кто совсем не уверен в своем потенциале и особой любви со стороны избирателей. К примеру, депутат Азимбек Бекназаров, у которого, по слухам, резко упала популярность среди избирателей, сразу начал выступать с заявлениями, что президент не имеет права вносить на референдум проект новой Конституции, а, следовательно, и распускать парламент. Беспокойство Бекназарова понять можно, в следующий раз избиратели голосовать за его партию не будут, да и с властями он не в ладах. И подобных парламентариев тоже немало…

В кого переселилась душа Туркменбаши?

Та часть речи президента, в котором глава государства заявил о намерении создать собственную партию, являются основной сутью, квинтэссенцией его выступления. Именно здесь заложены основы, личные стратегические задачи Курманбека Бакиева. Если референдум пройдет на ура (а при нынешней избирательной системе никто и не сомневается, что будет сделано так, что подавляющее большинство кыргызстанцев "подержат" Конституцию, предложенную президентом) и нынешний Жогорку Кенеш будет распущен, то вероятно уже к началу следующего года будут назначены новые выборы. И первоосновная задача Курманбека Бакиева провести как можно больше своих людей в парламент, следовательно, заиметь "карманный" Жогорку Кенеш. Которого ему так не хватает для достижения абсолютной власти в стране. С помощью "своего" парламента можно лоббировать удобные законопроекты, подавлять оппозиционные силы и, может, чем черт не шутит, выхлопотать себе еще пару-тройку президентских сроков. Один президентский срок Бакиев досидит до конца, а потом по новой Конституции добавятся еще два "законных" срока, а далее… На сей счет один из участников популярного кыргызского форума точно заметил, что душа Туркменбаши, вероятно, переселилась не в того человека.

Сама по себе схема создания партий власти апробирована во многих странах и успешно оправдывает себя. Однако нигде, кроме лагеря соцстран (Китай, Северная Корея, Куба), президенты, как правило, не возглавляют эти правящие партии. К примеру, Аскар Акаев, создав партию "Алга Кыргызстан", тщательно пытался завуалировать, что имеет причастность к ней. Партию курировали приближенные ему лица, в том числе и дочь. Но никогда сам президент не признавал, что это его партия. Бакиев поступил прямолинейно, объявив во всеуслышание, что готов создать и возглавить свою партию. Не удивлюсь, если со временем он станет ее генеральным секретарем… Ведь история имеет свойство повторяться…

Аскар Акаевич, учитесь расправляться с оппозицией у своего ученика!

Понимая, что делать прогнозы в нашей политике - дело архинеблагодарное, все же посмеем предположить, что партия власти наберет подавляющее большинство голосов в новый парламент. Не переметнувшихся в лагерь власти оппозиционеров в парламент и близко не подпустят. И естественно, в наше время, когда все продается и покупается, в законодатели пройдут представители крупных бизнес-кругов (опять!). Ситуация как две капли похожая на парламентские выборы 2005 года. Тогда вышеуказанный эксперимент окончился многочисленными митингами оппозиции, приведшим к государственному перевороту 24 марта 2005 года и полному краху прежнего режима. Повторится ли история в этот раз? И как себя поведет в этой ситуации оппозиция? В этой связи хотелось бы подойти к вопросу с другой стороны. Отметим, что, несмотря на многочисленные минусы и недостатки в деятельности Курманбека Бакиева, время доказало, что в умении вести очень ловкую политическую борьбу со своими оппонентами нынешнему главе государства не откажешь.

Страна пребывает в экономическом и политическом коллапсе, наступила небывалая дороговизна и инфляция, полным чередом идет криминализация власти, люди окончательно потеряли веру в завтрашний день, и все, кому позволяют возможности, массово уезжают в соседние страны. Словом, республика стоит на грани распада и потери государственности, разве все это не идеальная почва для оппозиции в борьбе с действующей властью, допустившей такое фиаско? Так нет же, даже при таких условиях Бакиеву удалось посечь и рассеять силы оппозиции. Если Акаев в течение десяти лет так и не смог устроить "политическую смерть" свою вечному оппоненту Феликсу Кулову, то Бакиев сделал это в одно мгновение. Называвший его "политическим трупом", Алмазбек Атамбаев, нынче его верный сподвижник, восхваляет своего босса в каждом углу "Белого дома". Произносившие с трибун многочисленных митингов сотни речей о "проворовавшемся и криминальном режиме Бакиева" депутаты Мелис Эшимканов и Кабай Карабеков преподнесли президенту возможность разогнать парламент и принять удобную ему Конституцию на блюдечке с голубой каемочкой.

Один из лидеров Объединенного фронта Омурбек Суваналиев добровольно пришел служить в бакиевскую администрацию. А его тезка, депутат Омурбек Бабанов, еще в ноябре прошлого года поведший на разгон бакиевского митинга сотню своих людей, нынче подумывает о посте первого вице-премьера в правительстве. Словом, оппозиция потерпела полный крах, в стане которых теперь лишь гордо реет "черной молнии подобный" непримиримый Омурбек Текебаев. Согласитесь, такая тактика президента Бакиева заслуживает аплодисментов. Поэтому ожидать, что оппозиция, вернее, что от нее осталось, сможет реально поколебать "схему президента", маловероятно. Остается лишь один вопрос, а лучше ли от этого станет простому народу?


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ