Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №178(15.10.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Это только начало?

09.10.2007, Столичные новости (Киев)

 Виктория Шестоперова

Внеочередные парламентские выборы в Украине не могли остаться без внимания со стороны России. Официально делегированные наблюдатели поделились с украинскими журналистами впечатлениями о ходе голосования и высказали свои прогнозы относительно развития ситуации. Политический кризис в нашей стране, по их мнению, далеко не исчерпан.

Вадим Густов, член Совета Федерации РФ, глава комитета по делам СНГ:

«Когда стали известны первые результаты, мы четко убедились, что выборы не сняли тот кризис, что был во власти. Как только Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко набрали достаточное количество голосов, чтобы сформировать правительство, так сразу все начали кричать, что Тимошенко снова будет премьером. Но она уже была премьером... И мы считаем, что простого выбора не будет, его будет очень сложно осуществить — с кем блокироваться, как блокироваться. Из положительного мы отметили, что практически не было антироссийской риторики. Подводя итоги, хочу сказать, что кризис остался, его загнали вглубь. Единственное вызывает недоумение: Партия регионов, имея власть, самостоятельно отдала свои посты. Контролирующую власть нельзя отдавать — она завоевана, ее надо реализовывать в своих программах. Я думаю, что формирование коалиции пройдет крайне сложно, и здесь проявится политический выбор Украины. Либо это будет курс, который провозгласил президент, а он не совсем соответствует тому курсу, который хотел бы народ (в частности, по натовским проблемам). Я не думаю, что Россия должна безучастно подходить к этому, потому что это проблема интеграции. Если интеграция России и Украины не будет продолжаться, то Россия потеряет колоссальное количество возможностей развиваться быстро и цивилизованно».

Константин Затулин, член комитета Госдумы РФ по делам сотрудничества независимых государств:

«Я наблюдал за выборами в Крыму и Севастополе и делал это потому, что в прошлый раз, на очередных выборах в 2006 году, также был наблюдателем от РФ. Могу сказать, что эти выборы в Крыму и Севастополе прошли не хуже и не лучше, чем в 2006 году. А в прошлый раз мы выявили ряд недостатков. В оценке нынешних выборов можно говорить о тактических недостатках, а также о серьезных проблемах, философии самих выборов: что в них было заложено и что в результате получено. Если говорить о тактических несовершенствах, то большинство недостатков выборов 2006 года так и не были устранены. Речь идет о реестре избирателей, их количестве, механизмах и процедурах избирательного процесса в Украине. Вы знаете, что есть целый ряд казусов, когда лидер крымских коммунистов Леонид Грач или, допустим, мэр города Донецка не могли проголосовать — их не было в списках. Это, конечно, казусы, но они показывают несовершенство избирательного процесса в Украине. Но я бы хотел сказать о других проблемах, которые, на мой взгляд, гораздо важнее. Прежде всего, это сам факт внеочередных выборов, которые были следствием политических договоренностей, а не основывались на законе. Политическая договоренность вызвала к жизни довольно любопытный эксперимент со сдачей депутатских мандатов. Эксперимент, который может еще аукнуться в политическом будущем Украины, который совсем не исключен в ближайшей перспективе после того, как новоизбранные депутаты Верховной Рады должны будут приступить к своим обязанностям. Конечно, политический кризис, который бушевал в Украине и подвел страну к противостоянию — может быть, даже военному, летом этого года перешел в иную фазу, но он не рассеивается как дым по мановению волшебной палочки. По-видимому, существует бездна вариантов различных коалиций. Другое дело, что в идейном отношении эти коалиции будут, скорее всего, компромиссными, и в их рамках будет продолжаться обсуждение вопросов, которые и сегодня, и вчера стояли перед Украиной. Речь идет о статусе страны, государственности русского языка, проблемах православной церкви и ряде других. И я не вижу, каким образом при нынешнем раскладе парламента они могут быть существенно решены. Очень бы хотелось, чтобы ваши политические партии нашли в себе силы договориться между собой, понять, что компромисс — это будущее Украины, прийти к каким-то выводам, более серьезным, чем просто обычное решение победить, преодолеть своего оппонента. Судя по всему, преодолеть оппонента не получается ни у одной, ни у другой силы. Потому нужно думать о будущем государства как таковом. Если говорить о российско-украинских отношениях, то для России будет выгодно все то, что будет выгодно для Украины. Другое дело, что мы, может быть, по-разному определяем, что хорошо для Украины, а что — плохо».

Сергей Марков, заместитель председателя Комиссии по международному сотрудничеству Общественной палаты РФ:

«Никаких эксцессов не было, все прошло без непосредственных столкновений. Сама избирательная кампания перед этим тоже проходила очень свободно, все политические силы без ограничения имели право оперировать к избирателям, активно использовали СМИ, которые в свою очередь также имеют разную ориентацию. А все дебаты шли открыто, публично. Однако это не означает, что результаты будут признаны и приведут к окончанию политического кризиса. Были систематические нарушения избирательного законодательства. Первое — это голосование по внутренним паспортам так называемых заробитчан, то есть лиц, которые уехали на заработки. По разным оценкам, специалисты называют цифры от 3 млн. до 7 млн. человек. В этот раз был принят закон, который позволяет тем, кто пересек границу, выразить свои взгляды, но списки были даны только на 500 тыс. человек. То есть можно сказать, что имели возможность проголосовать «мертвыми душами» от 3,5 млн. до 6,5 млн. человек. Сколько из них проголосовали, сколько не проголосовали — этого никто не знает. Но это остается массированным объемом искажения результатов. Следующий момент: пока у нас нет информации о фальсификациях, но, видимо, все политические силы ждут результатов выборов, а потом — результатов переговоров о создании коалиции. И те, кто окажется вне коалиции, заявят о фальсификациях. Я лично в этом не сомневаюсь. Мне кажется, что нас ждет серия судов, где будут поставлены под сомнение результаты выборов. Еще один момент заключается в том, что как бы мило, хорошо и спокойно не прошли эти выборы, они не могут никоим образом рассматриваться как нормальные. И не только потому, что они внеочередные, но и потому, что ни одна из политических сил не рассматривала их как нормальное волеизъявление народа, которому они должны последовать. Все политические силы рассматривают эти выборы в контексте, как один из этапов силовых сценариев. Без сомнения, Секретариат президента рассматривает их как элемент усиления главы государства. Для этого был распущен парламент, потом блокирована работа Конституционного суда и, видимо, очередной задачей Секретариата будет не допустить Юлию Тимошенко к премьерству и будущему президентству. Соответственно, сценарий Юлии Тимошенко тоже в какой-то мере является силовым, потому что следующим этапом, думаю, в нем стоит зачистка юга и востока страны. То есть все это — завершение той революционной работы, которая не была осуществлена оранжевыми после победы. Если кто-то думает, что ничего не будет сделано, то я советую хорошенько почитать историю. Напомню, что после гражданской войны в США победившие северяне установили свою власть, но очень быстро все реальные инструменты были сохранены за южанами за счет их экономического доминирования в регионе. Понятно, что конгресс США при большинстве северян принял жесткие решения, направил туда комиссаров с огромными полномочиями, которые разгромили всю эту экономическую основу политической власти южан. Мне кажется, очень велика вероятность того, что будет проходить зачистка экономических центров влияния на юге и востоке страны, которые являются одними из важнейших центров политического влияния. И, соответственно, Партия регионов вынуждена действовать в рамках этих сценариев, которые вовсе не абсолютизируют волеизъявление избирателей, а рассматривают его как один из этапов в борьбе за власть. Более того, я практически уверен, что если будет сформирована сине-красная коалиция, тогда оранжевые не согласятся с этим волеизъявлением и поставят выборы под сомнение. Лично для меня очень ярким символом этого является обращение президента Ющенко к нации 29 сентября, которое было выражено в беспрецедентно тенденциозной лексике, где, по сути, президент в завуалированной форме призывал голосовать за определенные политические силы. Я был бы рад поздравить избирателей Украины с окончанием политического кризиса, но, к сожалению, не могу этого сделать. Мне кажется, что он будет продолжаться в новых фазах, и будем надеяться, что пройдет без очень сильного нарушения Конституции, и не придется опять тащить избирателей Украины к урнам. Они не очень хотели идти к этим урнам — их попросили, и думаю, попросят еще. И последнее. Я думаю, надо поздравить Юлию Владимировну Тимошенко с очень серьезным успехом: сначала — с роспуском парламента, теперь — с оглушительной победой на выборах, когда она вышла практически в ту же самую лигу, что и Партия регионов. Это очень яркий политический деятель. При этом, правда, замечу, что это не идеологическая партия, не партия интересов, это группа поддержки одного лидера, несомненно яркого, полного энергии, полного популизма, очень харизматичного. И мне кажется, в дальнейшем во многом политическая жизнь Украины будет вертеться уже не столько вокруг президента, сколько вокруг фигуры Юлии Тимошенко. И вопрос стоит так: получит ли Тимошенко всю полноту власти в Украине? Если получит, то когда, какой ценой и как она будет пользоваться этой огромной властью?»


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ