Рассеянные люди Наши
соотечественники за рубежом не могут стать полнокровной диаспорой
08.10.07, «Единая
Россия»
Константин Затулин
Само по себе наличие большой,
даже огромной диаспоры не является аномалией в мире, где государственные границы
и условия жизни подвержены постоянному изменению. Понятие «диаспора» (то есть
«рассеяние») принято использовать для обозначения этнических общностей,
расселившихся и проживающих вне страны своего происхождения.
Российские соотечественники в странах СНГ и Прибалтики
по большей части не подпадают под такое определение. И даже сами они
категорически отвергают свое отношение к диаспоре. Особенно подчеркивается, что
основная масса русских, оказавшаяся за границами Российской Федерации, никуда не
уезжала – это прежнее государство уехало от них без их согласия. Добавлю к тому
же, что в восточных и северных районах Казахстана, восточных областях Украины, в
Крыму русское население расселялось ранее народов, ставших ныне титульными в
новых государствах.
Русские в Казахстане, Латвии, Эстонии, на Украине не
признают себя национальным меньшинством, что имеет свои основания. Русские
Украины, например, составляющие 22% населения, всегда были и остаются наряду с
украинцами крупнейшим народом на ее территории. Фактически они, как и украинцы,
претендуют на статус государствообразующей нации. Подобная ситуация в
Казахстане. В Латвии и Эстонии русских также никак нельзя пока отнести к
меньшинствам. В Эстонии, по последним данным, всего проживает около 1,5 миллиона
человек, а русских из них – 30%. В Латвии около 2,4 миллиона, из них также 30%
русские.
Неопределенность и в нашей стране. Нет четкого ответа,
кто мы – русские или «россияне»? Нынешняя Российская Федерация – это государство
русских, то есть по типу такое же национальное государство, каким пытаются стать
Украина, Казахстан или Туркмения? Или же Россия – государство для всех, кто в
нем живет?
Между тем от ответа на эти ключевые вопросы в
значительной степени зависит судьба нашей диаспоры за рубежом. Назови наше
государство русским, и сразу обнаружится, что шестая часть (17%) русских
остаются вне пределов России. А если уйти от этнической самоидентификации?
Из соображений политкорректности в условиях, когда не
сформулированы и не приняты окончательные ответы на названные выше ключевые
вопросы, в официальном обиходе понятие «русская (или российская) диаспора»
принято заменять словосочетанием «соотечественники за рубежом». Таким образом, к
российским соотечественникам с равным правом могут относить себя русские,
татары, адыги, башкиры, проживающие за границами России.
На современном этапе в постсоветских странах, которые
строятся, за исключением России и Белоруссии, как моноэтнически ориентированные,
удовлетворительного решения русского вопроса не найдено. Там, по сути, русских и
русскоязычных, то есть воспитанных на русской культуре, ставят перед дилеммой:
или им иммигрировать в Россию, или добровольно согласиться на ассимиляцию –
вначале политическую, затем культурную, языковую и прочее. Проведенные
исследования свидетельствуют: во многих странах бывшего СССР наблюдается
устойчивая и масштабная депрессия русских. Причины этого очевидны.
Четвертая часть населения Латвии до сих пор не признана
гражданами. Такого процента неграждан нет нигде в мире. Более 60% среди них –
русские. В отличие от них этнические латыши могут получать гражданство без
каких-либо ограничений, экзаменов и клятв.
В Эстонии сотни тысяч людей находятся в унизительном
положении «серых» граждан. Так себя называют 220 тысяч обладателей серых
паспортов, выданных людям, лишенным права на гражданство Эстонии и не оформивших
гражданство России. Попирается право на свободу вероисповедания. Более восьми
лет православные христиане, относящие себя к Эстонской православной церкви
Московского Патриархата и составляющие более 90% всех православных христиан
Эстонии, подвергаются грубой дискриминации со стороны государственных властей
республики.
На Украине проводится курс на дерусификацию и
ассимиляцию. Продолжается целенаправленная государственная политика вытеснения
русского языка, закрываются русские школы (в Киеве, где в 1990 году было 155
русских школ, их осталось 10, на Западной Украине вместо бывших 300 сохранилось
всего 7).
В Казахстане и республиках Средней Азии проблемы русской
диаспоры в первую очередь связаны с глубинным цивилизационным конфликтом. Причем
в Киргизии и Таджикистане власти делают попытки удержать русское население, в
Узбекистане и Туркмении таких попыток не делают. Но результат один:
представители русской диаспоры в основной массе не могут интегрироваться в
чуждую для них культурно-языковую среду. Все тот же проведенный опрос
свидетельствует: темпы миграции в Россию ограничиваются только материальными
проблемами и возможностями оформления российского гражданства.
В чем тяжелый урок прошлого для русских и основная
слабость их положения за рубежами России? В том, что русские люди без
государства не организуются. Они и прежде, еще до советских времен, чрезмерно
привыкли полагаться на решения «сверху», на централизованное начало. Кроме
государства, языка и культуры, у русского человека в истории никаких безусловных
поводов к гордости не было. Именно причастность к большому государству, большим
свершениям была важным ресурсом, опорой народа.
И вот, полагаясь во всем на государство, в случае с
распадом Российской империи, а потом Советского Союза русские за внезапно
закрытыми границами оказались у разбитого корыта. Национальные государства,
возникшие на обломках общей державы, не торопятся учитывать естественные
интересы своего русского населения, вымещают на нем вчерашний страх и месть
местных элит имперскому центру. На взгляд новой национальной власти, русские в
силу своего прежнего влияния, своей большой массы слишком медленно адаптируются,
плохо вписываются в новую политическую реальность. Сопротивляемость же русских,
привыкших к тому, что в советские годы национальное притеснение государством
осуждалось и пресекалось, оказалась утраченной, потому и наблюдается их
крайняя растерянность перед безразличием, а иногда и враждебностью к ним новой
власти.
Наши соотечественники еще не усвоили новые правила игры,
не овладели ее инструментарием, не выработали механизмов самозащиты, не стали
еще полнокровной диаспорой по образцу существующих в мире. На этом первом этапе
они оказываются недостаточно способными бороться за свое достойное
существование, за справедливое представительство в политической и общественной
жизни, за образование своих детей на родном языке. Возникает протест, но умение
постоять за себя не появляется так же сразу, как сам протест. И потому,
естественно, русские, русскоязычные адресуют свои беды, невзгоды и надежды
России, то есть государству, которое должно их защитить.
Но власти пока не идут на какие-то серьезные меры для
облегчения жизни русского и русскоязычного населения в соседних странах. Вместо
этого предпочитают «укреплять СНГ», расплачиваясь за мираж Содружества, «дружбы,
сотрудничества и стратегического партнерства» с его главами российским газом,
нефтью, Крымом, невниманием к русскому языку и русскому человеку за рубежом. Ни
на одном саммите СНГ в повестке обсуждения ни разу не появился такой вопрос, как
права человека.
Миграционная программа лишь один из ключевых элементов
государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. Умная
поддержка многомиллионной диаспоры извне, из России, и взаимодействие с ней
огромная проблема общенационального масштаба. Межведомственной комиссии, которая
время от времени собирается, такую глыбу свернуть не под силу. Необходимо, чтобы
в государстве был создан специальный орган – госкомитет (или федеральное
агентство) по делам соотечественников и миграции. Необходимо также создание
отдельного одномандатного округа по выборам депутата Государственной думы для
российских граждан, постоянно проживающих за рубежом. Их в одном только СНГ
насчитывается более полумиллиона. Но они приписаны к разным округам и, приходя
на избирательные участки, вряд ли представляют себе различия между тем или иным
кандидатом. У наших сограждан за рубежом должен быть хоть один депутат, для
которого высший законодательный орган страны стал бы трибуной выражения их
мнения и интересов.
Перед Россией стоит задача разработки
внешнеполитических, юридических, гуманитарных мер помощи соотечественникам, а
при необходимости – проведение операций по их спасению. Нужно урегулировать с
новыми государствами вопросы двойного гражданства, сохранения русского
образования, информационной среды, добиться гарантий равного доступа
русскоязычного населения к государственной службе и бизнесу.
Исследование, проведенное нашим институтом и на
материалах которого основаны мои выводы, – это своеобразное послание нашей
диаспоры. Пора уже не выдумывать велосипеды, а обратить внимание на то, чего
хотят люди. Наши люди за рубежом.
|