Россия закрывает долги по СНГ
11.10.2007, РИА
Новости
Константин Затулин
Реализация документов, подписанных на саммите СНГ,
положительно скажется на каждом из нас. Всем экономистам это понятно.
Что же касается политических итогов встреч, состоявшихся
в Душанбе, то само проведение этих саммитов в таком представительном
формате дает определенный ответ на соображения о преждевременной смерти СНГ. Эти
слухи мы слышим каждый раз накануне межгосударственных встреч, они очередной раз
проверены и очередной раз оказались ложными.
России необходимо постоянно разрабатывать и выдвигать
позитивные инициативы, которые позволили бы судить по достоинству о наших
намерениях на постсоветском пространстве.
В течение последних лет обострившиеся нефтяные и газовые
вопросы, проблема рыночных цен на сырье часто приводили к тому, что в адрес
России усиливалась критика, что она применяет только кнут и устрашение, пытаясь
достичь в СНГ свои политические цели. В том числе с помощью рыночных рычагов,
таких как цены на энергоносители.
Мне кажется, это не всегда было справедливо. Рынок,
безусловно, всем диктует цены, и я пока не слышал, чтобы кто-нибудь из стран СНГ
бесплатно что-то предоставлял Российской Федерации.
Тем не менее, наряду с этими объективными
обстоятельствами, есть вопросы, которые связаны с нашей позитивной инициативой.
А эта инициатива демонстрируется, причем все более откровенно, полно и
доверительно.
Так, в Душанбе решено, что в рамках ЕврАзЭС создается
Таможенный союз, чего мы, к сожалению, до сих пор не достигли в рамках СНГ. Для
членов СНГ из этого следует, по крайне мере, одно обстоятельство: если вы
действительно заинтересованы в Таможенном союзе, то думайте о той команде,
которая вам нужна. Выбирайте.
В рамках Содружества главной проблемой, о которой всегда
говорили, был контроль за выполнением принятых решений. Опыт наших друзей и
партнеров из Европейского союза подталкивал к тому решению, которое и было на
этом саммите принято - введению института национальных координаторов за
исполнением принятых решений. Хочу напомнить, что в ряде стран Восточной и
Центральной Европы, да и в ряде стран СНГ существуют или существовали в
правительствах министры по делам евроинтеграции, специальные уполномоченные.
Мне кажется, что для стран в составе СНГ это вполне
логично, и давно должно было быть сделано. У нас в Российской Федерации было
министерство по делам СНГ, на какой-то период времени оно перестало
существовать, но сейчас мы по сути возвращаемся к этой структуре, только
называем ее по-другому. Я уверен, что эту деятельность вполне можно
координировать и согласовывать внутриведомственно, скажем, с деятельностью
Министерства иностранных дел. Это одна внешняя политика, только разной степени
глубины в работе по определенным направлениям.
Ну и, наконец, то, что касается политических аспектов
самого формата проведенных переговоров. Это был рекордный по присутствию глав
государств саммит, и, как отметили многие, это саммит последний для президента
Путина в бытность его на этом посту на данном этапе.
Решения, которые были подготовлены и согласованы к
саммиту СНГ, лишний раз говорят о желании России заниматься этими вопросами.
Никакой паузы в нашей деятельности на направлении СНГ нет. Сейчас
инвентаризуются и закрываются долги предшествующих периодов, когда многие
вопросы не были до конца решены, когда был разрыв между разными направлениями
деятельности и простор для того, чтобы подозревать Россию, что она забыла об СНГ
и ищет себя в каких-других форматах, например, ШОС или восьмерки. Это не так.
Осталось дело за немногим. За тем, чтобы документы по
СНГ все-таки были реализованы, а принятые решения - выполнены. Так вот, я думаю,
что новое руководство Исполнительного комитета и этой стороне деятельности
придаст нужный импульс. Кандидатура, которая утверждена на должность
председателя Исполкома - исполнительного секретаря СНГ (Сергей Лебедев - ред.), дает нам повод на это
надеяться.
|