Государство и диаспора
Сергей Цеков: "У России есть мощная поддержка - её соотечественники"
5.10.07,
http://www.rdu.org.ua/news.
Юлия ВЕРБИЦКАЯ
На Координационном совете российских
соотечественников, проходившем в Ливадии в начале сентября, каждый из
выступавших говорил о том, что Россия сегодня проводит абсолютно новую политику
в отношении соотечественников. О том, в чём суть этой политики и какой от неё
толк крымчанам, мы беседуем с первым вице-спикером Верховного Совета Крыма,
главой Русской общины Сергеем ЦЕКОВЫМ.
- Сергей Павлович, Конгресс российских соотечественников
проходил в Крыму впервые.
Я знаю, что для Русской общины и для вас лично это очень
важно.
- Выбор Крыма для проведения Координационного совета не
случаен - да, это моя инициатива, инициатива Русской общины, но сложилась и
соответствующая ситуация. Крым - единственный регион в мире, где проживает почти
60% русских и 80% русскоязычных, мы обладаем элементами государственности, у нас
самые древние православные монастыри, храмы и памятники истории. Всё это -
российская история. Поэтому Крым должен стать духовной столицей Русского мира.
- Вы поддерживаете связи с Российской Федерацией с 1991
года. Как вы полагаете, насколько изменилась за это время политика России по
отношению к соотечественникам, проживающим за рубежом?
- Она меняется на глазах. Любая политика начинается с
организационных моментов. Так вот, в России впервые за шестнадцать лет на
федеральном уровне создана такая структура, как Координационный совет российских
соотечественников.
И теперь уже проводится предметная работа по
консолидации соотечественников - все говорят, что они разобщены, что много
одинаковых организаций в разных государствах и так далее.
- В Крыму помимо Русской общины масса всяких организаций
утверждает, что они являются пророссийскими.
- Когда мне задают подобные вопросы, я обычно привожу
один пример. Смотрите, если бы я притащил макет самолёта и сказал крымчанам:
садитесь, мы полетим в Москву, все бы надо мной смеялись, как над идиотом. То же
самое и в данном случае: вы утверждаете, что в Крыму много пророссийских
организаций?
А я говорю, что их нет. Есть только имитация
организаций. Да, есть организации с названиями, есть один-два человека в
организации, но самой организации нет. Потому что организация - это структура,
счета в банке, представительство в органах власти, материальная база.
- Я понимаю, о чём вы говорите. Тем не менее у обычных
людей, которые путаются в этих так называемых организациях, складывается другое
впечатление.
- Понимаете, всё дело в том, что нас специально путают.
Ведь для этого есть определённые структуры, которые хотят доказать, что русские
разобщены, неконсолидированы.
- Но ведь действительно так оно и есть...
- Я могу сказать, что у русских нет опыта объединения.
Мы всегда были великими, сильными и многие века опекали представителей других
национальностей, не чувствуя угрозы по отношению к себе. А после развала
Советского Союза мы впервые столкнулись с тем фактом, что нам необходимо
консолидироваться. В Крыму, кстати, ситуация не так уж плоха, если сравнить с
другими регионами. Как раз в Крыму у нас, у Русской общины, большие достижения.
Другое дело, я признаю, что мы ещё не стали организацией, авторитетной для
подавляющего большинства крымчан, русских по национальности, русских по языку.
Это правда.
- Вы это признаёте?!
- Если бы мы были очень авторитетными, то Русская община
была бы представлена в Верховном Совете Крыма не девятнадцатью депутатами, а
большей частью, а может, и всеми ста. Всё-таки крымская власть ещё не в полной
мере занимается проблемами российских соотечественников. Большинство населения
вроде бы эту власть выбирает, но отношение к этому большинству получается по
остаточному принципу. Хотя, конечно, мы достигли многого. Кто бы что ни говорил,
но этот состав Верховного Совета гораздо лучше, чем прошлый. Впервые из бюджета
Крыма выделены средства на мероприятия по поддержке соотечественников. Впервые в
бюджете заложены нормальные суммы на проведение таких мероприятий, как "Учитель
года" по русскому языку и литературе. На пополнение библиотечного фонда русскими
книгами выделено шестьдесят тысяч гривен. Да, мало, но до этого не было ничего
вообще. Запланированы деньги на проведение мероприятий, связанных с именами
выдающихся русских деятелей, среди которых Н. Данилевский,
Л. Толстой, А. Суворов. На проведение серьёзных
конференций, к примеру, "Крым в контексте Русского мира" и многое другое.
- Давайте вернёмся к новой политике России. Чем она
вызвана? Полным провалом в развитии отношений со странами СНГ?
- Почему провалом? Россия просто стала сильным
государством, решила свои внутренние проблемы в экономической, социальной сфере
и стала уделять больше внимания проблемам внешним. Там наконец-то пришли к
выводу, что за пределами России у неё есть мощная основа - это соотечественники,
тридцать миллионов соотечественников. Это больше, чем население некоторых
европейских государств. Руководство России понимает, что настала пора заниматься
соотечественниками, нельзя же их бросать на произвол судьбы.
- Иначе соотечественники перестанут ими быть, правильно
я понимаю?
- Я бы так не сказал. Пора заниматься, потому что иначе
будет потеряно время для серьёзной и предметной работы по их консолидации. В
России есть две структуры, объединяющие соотечественников, проживающих за
рубежом. Во-первых, Международный совет российских соотечественников - эта
структура создана при поддержке правительства Москвы, в ней объединены разные
организации соотечественников, в том числе и по нескольку организаций из одного
государства. Во-вторых, Координационный совет российских соотечественников идёт
по другому пути, стараясь консолидировать уже сами организации соотечественников
в государствах.
Кстати, это процесс обоюдный: Россия помогает
соотечественникам, а они ей.
Крым с учётом того, что здесь живёт подавляющее
большинство российских соотечественников, - очень серьёзная сила, которая может
влиять на ситуацию не только в автономии, но и за её пределами. Государство,
законно претендующее на роль самого влиятельного в мире, обязано это учитывать.
- Для обычного человека словосочетание "консолидация
соотечественников" - не то чтобы пустой звук, а, скажем, далёкое от него
выражение. Давайте ближе к реальности.
- Конечно же, основой деятельности Координационного
совета является защита, сохранение и развитие русского языка. Объявлен Год
русского языка.
И разработана соответствующая программа - до 2010 года.
Впервые в России создан фонд "Русский мир".
- Что это за фонд и чем он будет заниматься?
- Это государственный фонд, возглавляет его известный
политолог Вячеслав Никонов. Именно через этот фонд будет осуществляться
конкретная поддержка соотечественников, живущих за пределами России. В мире есть
много фондов, которые направо и налево раздают гранты...
- Фонд Сороса, например.
- Да, в основном это антироссийские фонды. Россия тоже
начинает создавать свои фонды. Фонд "Русский мир" будет финансировать
определённые программы. К примеру, есть намерение сделать фестиваль "Великое
русское слово", который мы проводили в июне в Крыму, ежегодным. Проведением
фестиваля остались довольны и на Украине, и со стороны России дана высокая
оценка.
Идём дальше. В трёх странах мира - Австрии, Эстонии и
Казахстане - создаются своего рода опорные пункты, через которые
соотечественники смогут держать связь друг с другом. Кроме того, в этих странах
создаются журналы для соотечественников. Нет сомнений в том, что подобный журнал
нужен и на Украине. На конгрессе в Ливадии мы обсуждали эту тему и предложили,
что нужен один общий журнал и один канал телевидения - "Российский
соотечественник", а также одна газета и одно информагентство. Кроме того, есть
программа создания сети русских библиотек, которые будут укомплектованы
российскими книгами. Это - сто библиотек по всему миру.
- Мало.
- Это только то, что запланировано на следующий год,
потом будут ещё. Так же Россия будет поддерживать русские театры и школы с
русским языком обучения. К примеру, обсуждается тема создания русских гимназий -
с преподаванием на основе российских программ. Вообще Россия сейчас внимательно
изучает опыт Франции - там есть министерство франкофонии. Такая структура,
возможно, появится и в российских федеральных органах власти, она будет
заниматься русофонией, то есть Русским миром, миром, где звучит русский язык.
Кроме того, важна и моральная поддержка организаций российских соотечественников
- Москва учредила звание "Соотечественник года".
- Российские соотечественники в Австралии и
соотечественники на Украине - не одно и то же. У них абсолютно разные проблемы.
Это как-то учитывается?
- Давайте не будем делить соотечественников. Безусловно,
в разных государствах у пророссийских организаций разные задачи, но много и
общего. К примеру, работа с посольствами и консульствами, оказание материальной
помощи на проведение различных мероприятий.
- Как вы относитесь к программе переселения российских
соотечественников в Россию?
- Это тема, которую мы всегда подвергаем очень жёсткой
критике.
- Но кто-то же хочет уехать из Крыма.
- Мы занимаем жёсткую позицию: мы никому не будем
помогать выезжать из Крыма. Конечно, пусть едут, если хотят, но люди должны
задуматься над тем, что предлагается: это не Москва, не областные центры, а
глушь.
С точки зрения переселения соотечественников из
неблагоприятных регионов, к примеру, из Грузии, Таджикистана, Узбекистана или
некоторых стран дальнего зарубежья - здесь нет вопросов. Им надо помогать. Но
способствовать выезду русских из Крыма я считаю ошибкой. Я не раз об этом
говорил, и в Москве мою позицию знают. Не представляю, как русские будут
выезжать из русского города Севастополя. Я не исключаю, что со временем Россия
будет помогать въезжать русским в Крым. С Украины. Пусть русскоязычные граждане
Украины знают, что Крым - это место, где их тепло встретят.
Вопросы по-русски
По официальной версии властей
Казахстана так называемого русского вопроса в республике не существует.
9.10.2007.http://posit.kz
Антон Лисицын
Возможно, так оно и есть – власти виднее. В конце концов
нежелание государства обсуждать скользкую тему (а межнациональные отношения
таковой, безусловно, являются) иногда дает нужный результат. Непросвещенный на
предмет существования взрывоопасной проблемы обыватель последнюю в упор не
замечает и живет без забот. Но появление мало-мальски в Казнете любой, даже
самой предельно политкорректно выверенной заметки, тем не менее вызывает шквал
эмоциональных комментариев.
Поэтому мы решили осветить этот вопрос или его
отсутствие с самых разных, в том числе и экстремальных точек зрения.
Собеседником «Позиции.kz» стал Константин Крылов – редактор интернет-издания
«Агентство политических новостей» (www.apn.ru), поэт, философ и русский
националист.
– Какое положение, по Вашему мнению, занимают русские в
казахстанском обществе?
– Я не специалист по Казахстану. Насколько мне известно,
русских в современном Казахстане не преследуют, не угнетают, но и о равных
возможностях по сравнению с этническими казахами говорить не приходится.
– Чем обусловлено положение русских в казахстанском
обществе в большей степени (тем, что принято называть менталитетом русского
народа, особенностями государственного устройства Казахстана или чем-либо
еще)?
– Прежде всего, продуманной и грамотной политикой
казахского руководства. В отличие от большинства постсоветских республик,
Казахстан управляется в высшей степени умными людьми, способными на проведение
долговременной, исторически продуманной политики. Разумеется, они строят (более
того, построили) Казахстан для казахов. Но они совершенно не заинтересованы в
каких-либо межнациональных конфликтах, особенно в ситуации, когда для этого нет
оснований. Зачем преследовать русских, когда их можно использовать?
Русские – хорошие граждане и квалифицированные
специалисты, способные много работать и не очень много требовать. Казахи же,
полностью контролируя государственную машину, собственность и стратегические
бизнесы, могут не беспокоиться за своё доминирование.
– Как относится государство Казахстан к русским?
– Русские занимают своеобразную нишу «квалифицированной
прислуги правящей нации».
– Насколько правильную национальную политику в целом
проводит Казахстан?
– С точки зрения интересов Казахстана – безусловно
правильную. Пожалуй, это лучшая политика, которую только можно придумать в
данной ситуации.
– Какое будущее ждет русских в Казахстане? Нам интересны
возможные, по вашему мнению, варианты развития событий.
– Это зависит от вектора развития Казахстана. Насколько
можно понять, сейчас он эволюционирует в сторону среднеразвитой страны с лёгким
азиатским колоритом – что-то наподобие Южной Кореи в период подъёма. Если дело и
дальше так пойдёт, то всем достанется свой кусок пирога.
– Что следует делать русским в Казахстане для того,
чтобы сохранить свою национальную идентичность? Следует ли вообще русским в
Казахстане ее сохранять?
– Сейчас русским следует осознать себя как диаспору,
имеющую свои интересы и не имеющую никаких опор вне себя (ибо современная РФ не
является государством русского народа и не желает им быть). Следует также
осознать, что русская национальная идентичность – не только бремя, но и капитал.
Например, русский язык даёт доступ к широкому культурному и образовательному
пространству. Этнические, кровные связи с русскими по ту сторону границы тоже
являются ценностью. И так далее. Русским следует всеми силами обогащаться, потом
приобретать влияние. И уже, исходя из этого, строить политику, конечная цель
которой – действительное равноправие.
– Насколько, по вашему мнению, отражает действительность
понятие «казахстанская нация»? Существует ли она, может ли быть создана?
– Сейчас «казахстанской нации» не существует. Есть
совокупность общин, находящихся в равновесии. Создать «казахстанскую нацию»
можно, но для этого нужны исторические события, которые вряд ли ждут Казахстан –
может быть, и слава Богу.
– Существует ли вообще так называемый русский вопрос в
Казахстане?
– Существует глобальный русский вопрос: русские не имеют
своего государства и являются угнетённым народом везде, где проживают. В
Казахстане им ещё не так плохо, как в других государствах, в том числе и в
некоторых «российских» регионах, где правят этнократии, да и на территории самой
России тоже. Пока это так, «русский вопрос» в Казахстане будет пребывать в
замороженном состоянии.
Была б община, лидеры найдутся
Или почему в Эстонии нет диалога
между эстонцами и русскими?
01.10.2007,
http://rus.delfi.ee
Димитрий Кленский
Пять месяцев, прошедших после "Бронзовых ночей",
убеждают: растерявшиеся было власть и элита, перепуганное поначалу общество так
и не сделали выводов. Подтверждением тому и последняя "забота" — поиск новых
русских лидеров. Этим озабочена и Россия. Для неё, впрочем, как и для Эстонии,
лидер, а значит и община, должны быть управляемыми, и чтобы никакой инициативы
"снизу".
Потому наряду со ставленником власти — юным публицистом
Криштафовичем, в кандидаты зачислен и молодой ученый-филолог, московский
"интеллектуал" Красноглазов. Харизму обеспечат политтехнологи и СМИ, было бы
только указание.
Для Эстонии важнее всего недопущение самостоятельной и
сильной местной русской общины. Вот и нужен назначенец, который поведет "стадо"
куда надо, даже к пропасти. А ведь казалось, что интерес к "кадровому вопросу"
породит наконец надежды на серьезное отношение к "русскому вопросу". Увы, решать
его будут по старинке, цель все та же — планомерная добровольно-принудительные
ассимиляция и "манкуртизация".
Но теперь, ради подавления инакомыслия, и, прежде всего
среди русских, власть взяла на вооружение полицейские спецсредства, психотеррор
и методы устрашения, а также тотальное очернение в СМИ каждого, кто заикнется о
равноправии русских и самостоятельной русской политике. И не важно, с помощью
Москвы или Евросоюза.
1. Эстонскаая
национал-демократия
Было бы желание
Решить "русский вопрос" можно. Было бы желание.
Достаточно предоставления без всяких условий гражданства всем желающим, жившим в
Эстонии до 1991 года. Далее, это — планомерное, на основании закона,
выравнивание социально-экономического положения между эстонцами и неэстонцами.
Наконец, это и квотирование представительства
русскоязычного населения во всех ветвях власти, а также, например, при
поступлении в вузы, но еще и в адвокатской деятельности или в руководящих
должностях органов правопорядка (по примеру Охридского соглашения ЕС и
Македонии). Это компенсировало бы созданное политикой Эстонии отставание
русского населения по уровню образования и профессиональной подготовки. Уже
этого было бы достаточно, чтобы не так остро стояли другие неотложные для
русского сообщества проблемы — статус русского языка, реформа русского
гимназического образования, обязательное и высококачественное преподавание
эстонского языка, искоренение русофобии в быту и на государственном уровне.
И впрямь, что страшного случится, если все
"серопаспортники" станут гражданами ЭР и получат право быть избранным в
Рийгикогу или участвовать в парламентских выборах? С какого конца это ослабит
безопасность Эстонии, если неэстонское население массово приняло вступление
нашей страны в НАТО и Евросоюз?! Короче, не нужна никакая "потемкинская"
интеграции русскоязычного населения, можно ограничиться вполне комфортным для
всего общества и обеих языковых групп населения состоянием — умением "жить
рядом". При всеобщем равноправии и законопослушании.
Цивилизованная сегрегация
Напрашивается параллель с Бельгией, где существуют две
языково-этнические общины со своими парламентами и еще — общенациональным.
Кстати, мирное сосуществование сегодня обособленных
эстонской и неэстонской общин имело место и в советское время. Вариант
цивилизованной сегрегации уже давно предлагали местные русские — правопреемные
граждане Эстонии, которые накопили опыт совместного проживания с эстонцами до
Второй мировой войны. Им ясно, что сегодня еще невозможен конструктивный диалог
с эстонской стороной о совместном равноправном проживании эстонцев и неэстонцев.
Такая позиция отвергается не только эстонской элитой,
которая понимает, что тогда "король окажется голым" — этническое неравноправие,
апартеид, пусть даже бархатный, обнаружат себя в самом откровенном и безобразном
виде.
Это парадоксально, но против двух параллельно
существующих общин выступает и большая часть неэстонского населения. Оно и
сегодня живет в мире наивных в условиях нынешней Эстонии иллюзий о силе
космополитизма и интернационализма.
Надо учитывать паралич воли, деморализацию русского
населения в силу отстранения его в свое время от реформы собственности вплоть до
отторжения на окраины общественно-политической и социально-экономической жизни
страны.
Многое объясняет и торжество потребительской психологии,
рост уровня жизни в стране. Потому и наивны надежды на компромиссы и диалог, ибо
все последние пятнадцать лет они сводились к предательству русскими партиями
интересов русских и отказу власти считаться с законными в европейском контексте
требованиями неэстонского населения.
Так что бельгийский опыт может быть перенят только с
согласия власти. А ей это надо?
План "Ост" в действии?
В Конституции Эстонии записано, что наше государство —
мононациональное (rahvusriik)?! То есть Эстония — для эстонцев. О гражданском
обществе только говорят. Сколько не прикрывайся интеграцией, но по
социально-экономическим показателям эстонцы имеют преимущество от полутора до
двух с половиной раз перед русскими, другими национальными меньшинствами.
В среднем зарплата русского составляет 70% от доходов
эстонца. Среди эстонской молодежи в Таллине уровень высшего образования в два
раза выше, чем у русских. В два раза больше у первых и шансов в карьерном росте.
Зато безработица среди русских в 2,5 раза выше, чем среди эстонцев…
Кратно, не в пользу местных русских, отличаются
показатели по наркотической и алкогольной зависимости, заражённости СПИДом,
преступности.
Та же разница в общественно-политической жизни — вопиюще
нарушается европейский принцип пропорционального представительства нацменьшинств
в выборных органах власти. Неэстонцы составляют 1/3 населения страны, но нет их
среди министров и директоров госдепартаментов. В Таллине половина населения —
неэстонцы, а среди чиновников их меньше 10%. Та же картина среди чинов полиции
среднего, тем более высшего звена. Национальность имеет значение даже в спорте.
Языковая инспекция, прозванная в народе "языковой
инквизицией", вместо защиты эстонского языка борется с русским. Реформа русской
гимназии призвана эстонизировать русское образование. Православной церкви не
возвращают ее же собственность. Диапазон русофобии, национального унижения
огромен — от требования писать столицу Эстонии по-русски с двумя "эн", а русское
имя Мария — "Мариа", до отказа изменить Закон о лекарствах, чтобы все аннотации
к лекарствам были также на русском языке.
Никого в эстонском обществе, в Евросоюзе эти факты и
цифры не волнуют. Их и не опровергают! Аргументы? Неэстонцы — это оккупанты и
колонисты и их потомки. То есть все объясняется как бы естественной
второсортностью русских. Моральное состояние неэстонской части общества стали
сравнивать с духовным концлагерем.
Но в Европе не задумываются о последствиях такой
национал-демократии, которая далека от германского национал-социализма, но
сильно попахивает гитлеровским планом "Ост", который предусматривал колонизацию
восточных земель. В Эстонии многое из "этой оперы" уже реализовано. Русские —
заложники восстановленной независимости.
Демократия в "коротких
штанишках"
Ситуация столь очевидна, что порой сомневаешься в
здравомыслии эстонской политической элиты, причем независимо от партийного
состава правительства. Спасает реноме Эстонии лишь международная обстановка —
Эстония натравливается против России самим Западом, который оказывает за это
иную помощь молодому, несмышленому в большой политике государству.
Таллинн часто идет ва-банк, не гнушаясь рисковать
репутацией своей страны и народа. Вроде глупо дуть против ветра, но дуют ведь! И
тогда, когда официально переписывается история и, что еще полбеды — пособников
нацистов объявляют борцами за независимость, а воевавших в немецких мундирах —
освободителями.
Но выноси всех святых, когда советских солдат, гнавших к
Берлину немецких захватчиков, считают оккупантами. И тут уже задумаешься: не
имеет ли такая метаморфоза, которой, конечно же, спекулируют политики, глубинные
причины?
Для большинства западноевропейских народов их
собственная независимость — аксиома. У эстонцев же одно лишь упоминание о ней,
да тот же национальный триколор, вызывает бурю восторгов, даже напыщенный
патриотизм. В то же время любое замечание, кажущееся для эстонца посягательством
на независимость, вызывает бурю негодования. Такая обостренная чувствительность,
часто вульгарная реакция объяснимы молодостью эстонского государства и нации.
Борьба за свободу свежа в народной памяти.
И тут напрашивается аналогия с молодым, незрелым еще
вином. У Эстонии очень мало государственного опыта, а потому много политиков и
мало государственных мужей, которые — по Черчилю — в отличие от первых думали не
только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем. Местные политики умудряются жить
еще и в прошлом. Спикер парламента Эне Эргма осмелилась признаться: эстонская
демократия "ходит в коротких штанишках".
(Продолжение следует)
|