Была б община, лидеры найдутся
Или почему в Эстонии нет диалога
между эстонцами и русскими?
01.10.2007,
http://rus.delfi.ee
Димитрий Кленский
Пять месяцев, прошедших после "Бронзовых ночей",
убеждают: растерявшиеся было власть и элита, перепуганное поначалу общество так
и не сделали выводов. Подтверждением тому и последняя "забота" — поиск новых
русских лидеров. Этим озабочена и Россия. Для неё, впрочем, как и для Эстонии,
лидер, а значит и община, должны быть управляемыми, и чтобы никакой инициативы
"снизу".
Потому наряду со ставленником власти — юным публицистом
Криштафовичем, в кандидаты зачислен и молодой ученый-филолог, московский
"интеллектуал" Красноглазов. Харизму обеспечат политтехнологи и СМИ, было бы
только указание.
Для Эстонии важнее всего недопущение самостоятельной и
сильной местной русской общины. Вот и нужен назначенец, который поведет "стадо"
куда надо, даже к пропасти. А ведь казалось, что интерес к "кадровому вопросу"
породит наконец надежды на серьезное отношение к "русскому вопросу". Увы, решать
его будут по старинке, цель все та же — планомерная добровольно-принудительные
ассимиляция и "манкуртизация".
Но теперь, ради подавления инакомыслия, и, прежде всего
среди русских, власть взяла на вооружение полицейские спецсредства, психотеррор
и методы устрашения, а также тотальное очернение в СМИ каждого, кто заикнется о
равноправии русских и самостоятельной русской политике. И не важно, с помощью
Москвы или Евросоюза.
1. Эстонскаая
национал-демократия
Было бы желание
Решить "русский вопрос" можно. Было бы желание.
Достаточно предоставления без всяких условий гражданства всем желающим, жившим в
Эстонии до 1991 года. Далее, это — планомерное, на основании закона,
выравнивание социально-экономического положения между эстонцами и неэстонцами.
Наконец, это и квотирование представительства
русскоязычного населения во всех ветвях власти, а также, например, при
поступлении в вузы, но еще и в адвокатской деятельности или в руководящих
должностях органов правопорядка (по примеру Охридского соглашения ЕС и
Македонии). Это компенсировало бы созданное политикой Эстонии отставание
русского населения по уровню образования и профессиональной подготовки. Уже
этого было бы достаточно, чтобы не так остро стояли другие неотложные для
русского сообщества проблемы — статус русского языка, реформа русского
гимназического образования, обязательное и высококачественное преподавание
эстонского языка, искоренение русофобии в быту и на государственном уровне.
И впрямь, что страшного случится, если все
"серопаспортники" станут гражданами ЭР и получат право быть избранным в
Рийгикогу или участвовать в парламентских выборах? С какого конца это ослабит
безопасность Эстонии, если неэстонское население массово приняло вступление
нашей страны в НАТО и Евросоюз?! Короче, не нужна никакая "потемкинская"
интеграции русскоязычного населения, можно ограничиться вполне комфортным для
всего общества и обеих языковых групп населения состоянием — умением "жить
рядом". При всеобщем равноправии и законопослушании.
Цивилизованная сегрегация
Напрашивается параллель с Бельгией, где существуют две
языково-этнические общины со своими парламентами и еще — общенациональным.
Кстати, мирное сосуществование сегодня обособленных
эстонской и неэстонской общин имело место и в советское время. Вариант
цивилизованной сегрегации уже давно предлагали местные русские — правопреемные
граждане Эстонии, которые накопили опыт совместного проживания с эстонцами до
Второй мировой войны. Им ясно, что сегодня еще невозможен конструктивный диалог
с эстонской стороной о совместном равноправном проживании эстонцев и неэстонцев.
Такая позиция отвергается не только эстонской элитой,
которая понимает, что тогда "король окажется голым" — этническое неравноправие,
апартеид, пусть даже бархатный, обнаружат себя в самом откровенном и безобразном
виде.
Это парадоксально, но против двух параллельно
существующих общин выступает и большая часть неэстонского населения. Оно и
сегодня живет в мире наивных в условиях нынешней Эстонии иллюзий о силе
космополитизма и интернационализма.
Надо учитывать паралич воли, деморализацию русского
населения в силу отстранения его в свое время от реформы собственности вплоть до
отторжения на окраины общественно-политической и социально-экономической жизни
страны.
Многое объясняет и торжество потребительской психологии,
рост уровня жизни в стране. Потому и наивны надежды на компромиссы и диалог, ибо
все последние пятнадцать лет они сводились к предательству русскими партиями
интересов русских и отказу власти считаться с законными в европейском контексте
требованиями неэстонского населения.
Так что бельгийский опыт может быть перенят только с
согласия власти. А ей это надо?
План "Ост" в действии?
В Конституции Эстонии записано, что наше государство —
мононациональное (rahvusriik)?! То есть Эстония — для эстонцев. О гражданском
обществе только говорят. Сколько не прикрывайся интеграцией, но по
социально-экономическим показателям эстонцы имеют преимущество от полутора до
двух с половиной раз перед русскими, другими национальными меньшинствами.
В среднем зарплата русского составляет 70% от доходов
эстонца. Среди эстонской молодежи в Таллине уровень высшего образования в два
раза выше, чем у русских. В два раза больше у первых и шансов в карьерном росте.
Зато безработица среди русских в 2,5 раза выше, чем среди эстонцев…
Кратно, не в пользу местных русских, отличаются
показатели по наркотической и алкогольной зависимости, заражённости СПИДом,
преступности.
Та же разница в общественно-политической жизни — вопиюще
нарушается европейский принцип пропорционального представительства нацменьшинств
в выборных органах власти. Неэстонцы составляют 1/3 населения страны, но нет их
среди министров и директоров госдепартаментов. В Таллине половина населения —
неэстонцы, а среди чиновников их меньше 10%. Та же картина среди чинов полиции
среднего, тем более высшего звена. Национальность имеет значение даже в спорте.
Языковая инспекция, прозванная в народе "языковой
инквизицией", вместо защиты эстонского языка борется с русским. Реформа русской
гимназии призвана эстонизировать русское образование. Православной церкви не
возвращают ее же собственность. Диапазон русофобии, национального унижения
огромен — от требования писать столицу Эстонии по-русски с двумя "эн", а русское
имя Мария — "Мариа", до отказа изменить Закон о лекарствах, чтобы все аннотации
к лекарствам были также на русском языке.
Никого в эстонском обществе, в Евросоюзе эти факты и
цифры не волнуют. Их и не опровергают! Аргументы? Неэстонцы — это оккупанты и
колонисты и их потомки. То есть все объясняется как бы естественной
второсортностью русских. Моральное состояние неэстонской части общества стали
сравнивать с духовным концлагерем.
Но в Европе не задумываются о последствиях такой
национал-демократии, которая далека от германского национал-социализма, но
сильно попахивает гитлеровским планом "Ост", который предусматривал колонизацию
восточных земель. В Эстонии многое из "этой оперы" уже реализовано. Русские —
заложники восстановленной независимости.
Демократия в "коротких
штанишках"
Ситуация столь очевидна, что порой сомневаешься в
здравомыслии эстонской политической элиты, причем независимо от партийного
состава правительства. Спасает реноме Эстонии лишь международная обстановка —
Эстония натравливается против России самим Западом, который оказывает за это
иную помощь молодому, несмышленому в большой политике государству.
Таллинн часто идет ва-банк, не гнушаясь рисковать
репутацией своей страны и народа. Вроде глупо дуть против ветра, но дуют ведь! И
тогда, когда официально переписывается история и, что еще полбеды — пособников
нацистов объявляют борцами за независимость, а воевавших в немецких мундирах —
освободителями.
Но выноси всех святых, когда советских солдат, гнавших к
Берлину немецких захватчиков, считают оккупантами. И тут уже задумаешься: не
имеет ли такая метаморфоза, которой, конечно же, спекулируют политики, глубинные
причины?
Для большинства западноевропейских народов их
собственная независимость — аксиома. У эстонцев же одно лишь упоминание о ней,
да тот же национальный триколор, вызывает бурю восторгов, даже напыщенный
патриотизм. В то же время любое замечание, кажущееся для эстонца посягательством
на независимость, вызывает бурю негодования. Такая обостренная чувствительность,
часто вульгарная реакция объяснимы молодостью эстонского государства и нации.
Борьба за свободу свежа в народной памяти.
И тут напрашивается аналогия с молодым, незрелым еще
вином. У Эстонии очень мало государственного опыта, а потому много политиков и
мало государственных мужей, которые — по Черчилю — в отличие от первых думали не
только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем. Местные политики умудряются жить
еще и в прошлом. Спикер парламента Эне Эргма осмелилась признаться: эстонская
демократия "ходит в коротких штанишках".
(Продолжение следует)
|