Русское кино - снова в Литве
04.10. 2007,
http://www.kurier.lt
Владас ЛЮБАРТАС.
5-12 октября в вильнюсском киноцентре Skalvija (а заодно
- и в нескольких других городах Литвы) пройдут ставшие уже традиционными "Дни
нового русского кино". В программу показа в этом году вошли наилучшие, наиболее
интересные, самые-самые обсуждаемые и самые признанные, по мнению российской
стороны, киноленты, снятые в России за последний год. Организатором показа, как
и в прошлом году, стала Конфедерация Союзов кинематографистов стран СНГ и
Балтии. В Вильнюсе, Каунасе, Паневежисе, Паланге покажут картины, произведенные
в последнее время в России. Это - ставший "событием года" "Остров" Павла Лунгина
с Петром Мамоновым и Дмитрием Дюжевым в главных ролях, "Путешествие с домашними
животными" Веры Сторожевой, "Артистка" Станислава Говорухина, "Глянец" Андрея
Кончаловского, "Многоточие" Андрея Эшпая (по повести Виктора Некрасова "Кира
Георгиевна" с Евгенией Симоновой в главной роли), "Свободное плавание" Бориса
Хлебникова и "Простые вещи" Алексея Попогребского. В состав киноделегации войдут
актеры и режиссеры, принимавшие участие в создании этих картин.
В "Острове" рассказывается о небольшом монастыре на
севере России, где несут свой крест главные герои - отец-эконом в исполнении
Дмитрия Дюжева, настоятель (Виктор Сухоруков) и юродивый кочегар-Мамонов.
"Остров" - это житие современного чудотворца, спящего на углях в котельной при
североморском монастыре и божьей помощью спасающего прихожан. "Остров" собрал в
России все возможные призы - а видеодиск с записью этого фильма продается в
российских храмах.
"Путешествие с домашними животными" стало лучшим фильмом
конкурсной программы Московского международного кинофестиваля 2007 года. С одной
стороны, история о нищей жизни глухой российской провинции могла бы стать
"беспредельной чернухой" о чумазых полудурках. Возможно, "Путешествие" напомнит
благополучным жителям крупных городов о том, что не отсутствие центрального
отопления и канализации превращает человека в скотину, а утрата уважения к себе
и другим. Тем не менее, фильм получился очень искренним и добрым, светлым и
ясным, словно солнечный апрельский день - и лишенным слащавости.
"Артистка" - это фильм o cyдьбe нe cлишкoм ycпeшнoй
aктpиcы cpeднeгo вoзpacтa c нeycтpoeннoй личнoй жизнью, кoтopaя oднaжды
вcтpeчaeтcя c тaлaнтливым yчeным, и этo cлyчaйнoe знaкoмcтвo пepepacтaeт в
глyбoкoe чyвcтвo. Этo иcтopия o дpyжбe и вepнocти дeлy, o тepпeнии и
caмoпoжepтвoвaнии, и o любви, кoтopoй дeйcтвитeльнo "вce вoзpacты пoкopны".
Андрей Кончаловский назвал свой "Глянец" (ставший "самой
глянцевой премьерой года") "горькой комедией о сладкой жизни". Как и любая
картина Кончаловского - это не дань моде, хотя именно о ней фильм. "Глянец" -
это то, что заполняет нашу повседневную жизнь с утра до вечера - глянцевые
обложки журналов, глянцевые телешоу, глянцевые лица, смотрящие на нас с
глянцевых страниц. Это фильм о тех, кто находится на гребне успеха и о тех, кто
создает этот успех. А еще о той цене, которую приходится за него платить.
Сценарий "Многоточия" написан по повести Виктора
Некрасова "Кира Георгиевна" и его рассказу "В высшей степени странная история".
Но, если перечитать Некрасова и сравнить с фильмом, можно сказать, что у него
все жестче и определеннее. Так, у Некрасова совершенно определенно говорится,
что одного из героев - Вадима - арестовали в 37-м. И его двадцатилетняя жена
пострадала как член семьи врага народа, была изгнана из института, но стала
известным скульптором и вышла замуж за профессора, который старше ее все на те
же двадцать лет. В картине Эшпая все вроде бы так, но все как-то осторожно,
полунамеками, так что сразу и не поймешь, где пропадал герой (и это, видимо,
принципиально). Но нам, в сущности, не так важно, где он был. Все здесь
переведено в иную, общечеловеческую плоскость. Такое могло произойти с кем
угодно. Люди расставались, хоть и любили, а потом всю жизнь вспоминали о том,
что потеряли. Короче, обычная городская история о том, что стало с людьми
двадцать лет спустя.
"Свободное плавание" автор назвал "абсурдистским
комедийным комиксом". Главный герой картины - этакий современный
Иванушка-дурачок. Но дело не в том, что один умнее, другой глупее, один
образован, а другой не очень - а в том, что в провинции нужно сделать
колоссальное усилие над собой, чтобы задуматься о том, что ты реально хочешь
делать в этой жизни, чтобы попытаться что-то изменить. Сделать осознанный выбор
- уехать или пойти учиться - это подвиг сознания.
"Простые вещи" - отнюдь не такие простые, как может
показаться на первый взгляд. По словам режиссера, главной идеей его работы была
встреча двух малопохожих людей - одного молодого, полного сил современника - и
смертельно больного старого интеллигента. Интересно, что во время съемок
сыгравший старика Леонид Броневой настоял, чтобы в фильм вошло прочитанное им
стихотворение Тютчева об уходе из жизни. Эта сцена - одна из самых сильных в
картине. Несмотря на некоторую комичность отдельных бытовых эпизодов, в "Простых
вещах" ставятся глубокие философские вопросы о жизни и смерти, о человеческой
порядочности. Хотя лента выдержана в мрачновато-коричневых тонах, тем не менее,
ослепительно белый снег и зарождающаяся новая жизнь в финале делают его почти
оптимистичным. Фильм "Простые вещи" получил приз Гильдии киноведов и
кинокритиков "Малый белый слон", "Хрустальный глобус" за лучшую мужскую роль,
приз ФИПРЕССИ за правдивое изображение пост-тоталитарного общества и Приз
экуменического жюри на фестивале в Карловых Варах.
|