Выйти из цитадели.
Отказаться в процессе
формирования национального самосознания и языковой политики от «позиции
осажденной крепости» и взять курс на построение современного динамично
развивающегося мультикультурного и мультилингвального общества советует Эстонии
спецдокладчик ООН
01.10.2007,
http://www.rushke.ee
Отказаться в процессе формирования национального
самосознания и языковой политики от «позиции осажденной крепости» и взять курс
на построение современного динамично развивающегося мультикультурного и
мультилингвального общества советует нашей стране спецдокладчик ООН по вопросам
дискриминации, ксенофобии и терпимости Дуду Диен, посетивший с официальным
двухдневным визитом Эстонию. Встреча с журналистами специального докладчика ООН
Дуду Диена в пресс-центре Министерства иностранных дел состоялась с получасовым
опозданием: тем для обсуждения, как пояснил он, было слишком много. Для того,
чтобы обсудить, оценить и осмыслить предложенное зарубежным специалистом,
обществу нашей страны потребуется, пожалуй, куда как больше времени.
Воля и желание
В Эстонию Д. Диен прибыл после визитов в Литву и Латвию.
Зарубежный гость отметил свое понимание непростой истории Эстонии, Латвии и
Литвы, однако призвал не зацикливаться на прошлом, а смотреть в будущее и быть
готовым к тем новым вызовам, которые преподносит Балтийским странам членство в
ЕС с его прозрачностью границ и свободным перемещением рабочей силы. «Здесь, в
отличие от стран Западной Европы, еще нет представителей мусульманского,
африканского, азиатского мира – но они рано или поздно появятся, потому вопросы
противостояния национальной, расовой, религиозной дискриминации и борьбы с ней
станут в будущем еще актуальнее», – предсказывает спецдокладчик ООН.
Перечисляя положительные моменты, Д. Диен, прежде всего,
упомянул готовность Эстонии бороться с проявлениями дискриминации на
политическом уровне: особо сильно его убедило в этом общение с премьер-министром
А. Ансипом. Второй отмеченный гостем позитивный пункт – наличие очень сильной
законодательной базы для борьбы с дискриминационными проявлениями. Одобрительной
оценки спецдокладчика ООН была также удостоена деятельность канцлера права, Бюро
министра по делам народонаселения, Министерства социальных дел, Департамента
гражданства и миграции. «Они очень мотивированны в своей работе, и уровень ее
высок», – отмечает Д. Диен.
«Стоит обязательно упомянуть и те замечательные
достижения, которые наблюдаются в сфере построения гражданского общества, –
продолжает он. – Особенно положительные эмоции оказала на меня поездка в
Ида-Вирумаа, где мне удалось пообщаться с представителями многих групп
нацменьшинств и воочию увидеть, каким образом происходит мультикультурная
интеграция, подлинная борьба с дискриминацией без нее невозможна: одного
политического усилия недостаточно, если его не поддерживает инициатива
внеправительственных гражданских объединений».
Мост вместо барьера
Разговор о присущих Эстонии негативных явлениях Д. Диен
начал с упоминания проблемы лиц, до сих пор не имеющих гражданства какого-либо
государства: несмотря на сокращение их числа, ситуация все еще далека от
окончательного разрешения. «В связи с этим я предлагаю соответствующим органам
власти задуматься над тем, не нуждается ли политика предоставления гражданства в
пересмотре?» – задается вопросом спецдокладчик ООН, отмечая, что в ходе встреч с
представителями нацменьшинств ему доводилось сталкиваться с точкой зрения тех,
кто считает наличие языкового экзамена для ходатайствующих о паспорте ЭР
дискриминационной мерой.
В целом же именно сфера языковой политики вызвала у Д.
Диена больше всего негативных эмоций. Особенно досталось непопулярной, мягко
говоря, у значительной части русскоязычного населения нашей страны Языковой
инспекции: зарубежный гость признал, что большинство встречавшихся с ним
называло ее деятельность дискриминационной. Подчеркивая, что требование к знанию
государственного языка в любой стране является абсолютно нормальным,
спецдокладчик ООН предложил взглянуть в глаза реальной действительности и
обратить более пристальное внимание на второй по распространенности язык в
государстве. «Статус русского языка должен соответствовать численности
русскоязычного меньшинства в демократическом обществе, – считает он. – Русский
язык мог бы стать вторым государственным языком в Эстонии: язык должен быть не
барьером, а мостом, объединяющим общины, и если в Эстонии живет около тридцати
процентов русских, то разумно их не игнорировать».
Неудивительно, что столь радикальное предложение вызвало
среди ряда сотрудников эстонских СМИ удивление, граничащее с опасением, не
окажутся ли в случае реализации предложения Диена в роли дискриминируемых сами
эстонцы. На соответствующий вопрос Д. Диен ответил, что повода для подобных
опасений, с его точки зрения, нет. «Можно понять Эстонию, прошедшую сложный
исторический путь и оккупацию, равно как и ее стремление ревностно сохранять
свое национальное и языковое своеобразие, – комментирует спецдокладчик ООН. – Но
одновременно Эстонии было бы полезно отказаться от слишком оборонительной
позиции и заняться поиском путей построения динамически развивающегося
мультикультурного общества, а общество должно быть обществом множества языков».
При этом Д. Диен добавил, что мультилингвальная модель не может быть навязана ни
одному обществу извне и вопрос о статусе используемых в государстве языков может
и должен быть разрешен исключительно общенародным демократическим путем.
Д. Диен отмечает, что результаты его визита в Балтийские
страны будут окончательно представлены в рапорте не позднее конца ноября –
начала декабря текущего года. «В него войдут и пожелания по адресу Эстонии», –
уточняет он, добавляя, что сделанные им на месте выводы являются
предварительными и могут быть изменены в окончательном варианте рапорта.
«Спецдокладчик ООН – не гость из космоса или с небес,
который спускается на землю и предлагает универсальный рецепт разрешения всех
проблем, – предупреждает Д. Диен. – Его задача и задача составляемого им рапорта
– помочь государствам найти верный путь решения стоящих перед ними проблем,
основываясь при этом на нормах и актах международного права».
|