Внешняя политика Белоруссии: новые акценты
Александр Фадеев
Внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь
обусловливается сегодня несколькими важными обстоятельствами. Главным из них
выступает то, что Белоруссия, с одной стороны, оказалась в силу особенностей
установившегося там политического режима изолированной от процессов становления
новых демократий в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, а с другой –
разошлась с линией развития формально союзной ей России. Проект создания
Союзного российско-белорусского государства был «положен под сукно». Республика,
несмотря на свои усилия по нормализации политического диалога и активизации
экономического сотрудничества с одним из геополитических лидеров - Евросоюзом,
остается пока за бортом общеевропейской интеграции и кооперации. ЕС не готов
снять претензии к Белоруссии по соблюдению прав человека и демократизации
общественной жизни, а также по сохранению в законодательстве РБ (единственной из
европейских стран) смертной казни. Целый ряд государств-членов
Европейского союза отказался в свое время ратифицировать Соглашение о
партнерстве и сотрудничестве ЕС с Республикой Беларусь; Германия, Франция,
Бельгия, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Люксембург высказались решительно
против. Белоруссия была лишена статуса «специально приглашенного» в Совете
Европы.
Не вписался Минск по объективным и субъективным причинам
в зону интересов США в Европе, не смог поэксплуатировать сопутствующей ей
потенциал, получить помощь и поддержку, как это удалось, например, соседней
Польше. Наоборот, белорусский политический режим попал в «черный список»
Вашингтона, законодательным путем США ввели ограничительные санкции в адрес
Белоруссии и ее государственных руководителей. Президент США Джордж Буш,
выступая на 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, приравнял расположенную
в центре Европы Белоруссию к «бесчеловечным диктаторским режимам в Северной
Корее, Сирии и Иране», где грубейшим образом нарушаются права человека.
Минск в очередной раз столкнулся с необходимостью
адекватно реагировать на эти выпады США с трибуны ООН. Ранее белорусское
руководство всячески уходило от резкой критики США и проводимой ими политики.
Особенно был показателен в этом отношении последний саммит государств Движения
неприсоединения в Гаване, когда белорусская сторона демонстративно ушла в
сторону, не поддержала открытый антиамериканизм, проявленный некоторыми
странами-участниками гаванской встречи, прежде всего Венесуэлой. На сей раз
министр иностранных дел РБ Сергей Мартынов в ответ на демарш Буша вынужден был
решительно отойти от этой позиции. Мартынов обвинил Вашингтон в том, что он
присвоил себе права Совета Безопасности ООН, злоупотребляет правом распорядителя
мировой резервной валюты и намеренно создает препятствия для легальной
экономической и коммерческой деятельности законных предприятий и банков
некоторых «неугодных» США стран. Более того, МИД РБ в жесткой форме упрекнул
«самое демократичное в мире государство» в разжигании конфронтации со всеми
странами, ведущими самостоятельную внешнюю политику, в создании климата
подавления инакомыслия и многообразия в международных отношениях.
Белоруссия продолжает предпринимать усилия по
«безусловному» отстаиванию своего суверенитета, под которым понимает
международно-правовое равноправие и невмешательство внешних акторов в
распределение властных полномочий внутри республики, в изменение режима
абсолютной, неделимой власти главы государства. Известные ограничения, введенные
рядом государств в отношении некоторых высших чиновников РБ, включая Александра
Лукашенко, вынуждают Минск все время заботится и о легитимизации своего
суверенного статуса и единого представительства на уровне президента.
Отстаивание своих национальных интересов в сфере
политики и внешнеэкономической деятельности высшее руководство РБ связывает
по-прежнему с осуществлением принципа «многовекторности». В целом эта
идея, зародившаяся во внешнеполитическом ведомстве еще только обретшей
независимость РБ, изначально предполагала некую «швейцаризацию» в
позиционировании Белоруссии на международной арене. Однако после прихода
Александра Лукашенко к власти, внешняя политика стала рассматриваться как поле
наступательного и эффективного продвижения национальных интересов на
международной арене, инструмент содействия экспансии во все возрастающих объемах
белорусского экспорта.
К последним новациям Лукашенко следует отнести и
выстраивание пресловутой «дальней дуги» внешней политики Белоруссии, которая
должна, с точки зрения Минска, в полной мере компенсировать, а по отдельным
направлениям и подменить, практику партнерства с государствами Старого
Света, в первую очередь в отношении импорта дешевых энергоресурсов. Ключевая
роль в дипломатической поддержке и в военно-политическом аспекте «дальнедуговой»
политики отводится Китаю.
Конечно, постепенное сокращение дотаций и льгот со
стороны России, втягивание Белоруссии в рыночные отношения в контексте повышения
мировых цен на энергоресурсы внесли новые нюансы в ее внешнюю политику. Так,
приоритетной была объявлена политика установления тесного партнерства с
Венесуэлой и Ираном, которые стали рассматриваться в качестве основных нефтяных
и финансовых доноров республики в будущем. Минск рассчитывает на масштабные
инвестиции в свою экономику со стороны Объединенных Арабских Эмиратов, с
которыми в последнее время были заключены несколько соглашений и обсуждены
проекты, включая проекты в области нефтепереработки, нефтехимии и энергетики, на
общую сумму в 100 млн. долларов США. Александр Лукашенко дважды с официальными
визитами побывал в ОАЭ, которые недавно назвал стратегическим партнером и
союзником в регионе Персидского залива. Важно при этом подчеркнуть, что взамен
поставок нефти и продуктов нефтепереработки, а также в счет погашения
потенциальных кредитов Минск взял на себя обязательства по экспорту в эти страны
широкого спектра продукции своего военно-промышленного комплекса и предприятий
машиностроения.
Критическая для экономики Белоруссии проблема импорта
энергоносителей может быть разрешена только при условии дальнейшего наращивания
экспорта белорусской продукции. Поэтому перед внешнеполитическим ведомством
республики была поставлена задача включиться в создание международных зон
свободной торговли с благоприятным для Белоруссии таможенными, транспортными и
безвизовыми режимами, обеспечивающими широкое проникновение продукции субъектов
хозяйствования РБ на внешний рынок. Белорусское руководство всячески
поддерживает, например, идею Таможенного союза с единой таможенной территорией,
стоит за активизацию работы над документами, направленными на интеграцию
транспортных систем в рамках ЕврАзЭС.
Судорожные усилия предпринимаются белорусской стороной и
по смягчению негативного воздействия на торгово-экономические отношения в
результате предстоящего вхождения в зону действия Шенгенского соглашения
некоторых важных торговых партеров Белоруссии, в первую очередь Польши. Минск в
этом случае выступает за упрощенный порядок получения виз, официально
аргументируя это стремлением «расширять межчеловеческие контакты с соседними
странами».
Громадное значение белорусская сторона придавала
формированию общего энергетического рынка ЕврАзЕС, который в том числе призван
оградить Белоруссию и другие страны от «неоправданного ущемления» их интересов и
«чрезмерного доминирования других». Реализация этого проекта натолкнулась на
естественное противодействие энергодостаточных стран-членов ЕврАзЕС и была
отложена в долгий ящик. Тем не менее, правящая элита РБ продолжает настойчиво
проводить идею об абсолютном равноправии в рамках ЕврАзЕС, которое невозможно, с
точки зрения Минска, в условиях неравенства цен на энергоресурсы и важнейшие
сырьевые товары.
Белорусская дипломатия стремится использовать новые
возможности и на западноевропейском векторе, не оставлять попыток наладить
диалог с общеевропейскими институтами. Не игнорирует при этом Минск и
относительно малопривлекательные с финансовой стороны проекты. Правительство РБ,
в частности, обратилось в Еврокомиссию с предложением о более глубоком
сотрудничестве в сфере энергетики по линии пришедшего на смену ТАСИС
Европейскому инструменту партнерства и добрососедства (ЕИПД). Программа в
области энергетики ЕИПД предусматривает формирование системы снижения
энергоемкости субъектов хозяйствования, однако ее фонд составляет всего лишь 5
млн. евро.
Особенно тревожно для России выглядит начавшийся осенью
торг Белоруссии с Секретариатом Энергетической хартии, который был
охарактеризован заместителем премьер-министра РБ Владимиром Семашко как
чрезвычайно актуальный «в силу известных событий прошлого года и первой половины
этого года». Напомним, что РБ пока не ратифицировала документы к
Энергетической хартии. При этом белорусское правительство выразило свою
готовность найти с Секретариатом взаимоприемлемые решения, поскольку Белоруссия,
стремящаяся в мировую экономику и ВТО, «заинтересована в решении этих проблем».
Возможно, это означает, что Минск отойдет от принципа синхронизации с Россией
шагов по ратификации документов к Энергетической хартии, что, конечно же,
приведет к ответным действиям с российской стороны, которую этот документ в
существующем виде не устраивает.
Белоруссия пытается подключить и ООН к решению проблемы
снабжения энергоресурсами развивающихся стран (к которым относит себя) и стран с
переходной экономикой в условиях повышенного спроса на энергоносители. Кроме
того, белорусская сторона предлагает возложить на ООН выработку практических мер
по передаче и распространению технологий альтернативных и возобновляемых
источников энергии «в глобальных масштабах», а заодно решить вопрос о
доступности таких технологий для стран, которые ими не располагают.
|