Саммит "чемодана без ручки"
05.10.2007. Страна
Ру
Айдын Мехтиев
На 5 октября в Душанбе запланировано
проведение Совета глав государств СНГ, а также саммита ЕврАзЭС и сессии Совета
коллективной безопасности ОДКБ. "Совпадение протокольных встреч такого
числа организаций вовсе не случайно, - заявил в беседе с
обозревателем Страны.Ru заведующий отделом Средней Азии и Казахстана
Института стран СНГ Андрей Грозин. - На сессии ОДКБ будет обсужден вопрос о
создании региональных миротворческих сил, и это является серьезным
ответом России на попытки ГУАМ создать миротворческие контингенты в обход
Москвы. Что же касается саммита ЕврАзЭС, то главным его итогом должно стать
создание Таможенного союза с участием России, Казахстана и Белоруссии".
По словам Андрея Грозина, сессия Совета коллективной
безопасности ОДКБ в Душанбе проходит на фоне попыток НАТО усилить свое влияние
на постсоветском пространстве.
"Обращает на себя внимание то, что визит генерального
секретаря НАТО Яап де Хооп Схеффера в Грузию, начавшийся 3 октября, состоялся в
разгар политического кризиса в Грузии, - подчеркнул российский политолог. -
Своим визитом в эту республику глава Североатлантического альянса дает понять,
что НАТО и США активно поддерживают политику президента Саакашвили, который
пытается добиться скорейшего вступления своей страны в этот военный блок".
Таким образом, ОДКБ является противовесом росту
влияния НАТО на постсоветском пространстве. "И сейчас мы видим конкуренцию двух
проектов создания миротворческих сил -
"оранжево-демократический" проект в рамках ГУАМ, которым руководит
Вашингтон, и "евразийский" проект в рамках ОДКБ, хотя Белоруссию
вряд ли можно отнести к евразийским странам", - считает завотделом Средней Азии
и Казахстана Института стран СНГ.
Андрей Грозин особо отметил недавнее заявление
генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи о том, что миротворческие силы ОДКБ
могут быть задействованы для поддержания мира в "горячих точках" Южного Кавказа.
"Ясно, что именно Россия будет нести основное бремя
миротворчества, в том числе и в миротворческих силах ОДКБ, как это уже было в
разгар межтаджикского конфликта, - считает политолог. - Тогда, как
известно, самый большой контингент миротворцев в Таджикистане был
направлен из России, а республики Центральной Азии отказались от идеи
длительного присутствия своих миротворцев на таджикской земле. Хотя решение
Казахстана отправить свою саперную роту в Ирак, видимо, означает, что Астана
готова отправить миротворческие контингенты и в "горячие точки" Южного
Кавказа".
"Если
идея создания миротворческих сил в рамках ОДКБ цементирует военно-политический
союз стран СНГ, то создание Таможенного союза, о котором, как ожидается, будет
объявлено на саммите ЕврАзЭС в Душанбе, означает значительное усиление процесса
экономической интеграции республик бывшего СССР", - уверен Андрей Грозин.
По словам политолога, многие скептики указывают на то,
что Россия, Казахстан и Белоруссия, образующие Таможенный союз, могут
столкнуться с разногласиями, которые, якобы, неизбежны, если учесть
непоследовательную политику Александра Лукашенко.
"Действительно, от Белоруссии многого ждать нельзя, и в
течение минувшего года у нас были проблемы с Минском, - признает завотделом
Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ. - Тем не менее, я уверен, что для
Белоруссии подписание договора о Таможенном союзе в том виде, в каком он сейчас
предлагается, безусловно, выгодно. В данном случае расхождения могут возникнуть
по второстепенным вопросам. Но вряд ли речь пойдет о принципиальных
противоречиях, как это было между Киевом и другими участниками переговоров
по созданию единого экономического пространства. Тогда все застопорилось на
самой последней стадии именно из-за нежелания Киева даже символически уступить
часть своего суверенитета".
Вскоре к
"тройственному союзу" России, Казахстана и Белоруссии в Таможенном союзе могут
присоединиться также Киргизия и Таджикистан, которые уже заявили о своей
поддержке этой идеи.
В этой связи некоторые политологи высказывают
опасения, что Россия, имея самую мощную в СНГ экономику, вынуждена будет,
подобно буксиру, тянуть за собой экономически более уязвимые страны Центральной
Азии.
Однако Андрей Грозин считает, что в перспективе
российская экономика только выиграет от дальнейшей интеграции с экономикой
республик Центральной Азии. "Помимо экономических соображений, нужно
принять во внимание соображения чисто геополитические, - подчеркнул он. - За
свое собственное политическое влияние на этом стратегически важном пространстве
надо платить, и поэтому надо быть готовым к тому, что определенные жертвы
российской экономике понести придется. Но учитывая потенциал, который
открывается перед российской экономикой, ясно, что в долгосрочной
перспективе Россия выиграет. Российский бизнес, вкладывающий капитал в этот
регион, приобретет больше, не говоря уже о государственных
интересах".
По словам заведующего отделом Средней Азии и
Казахстана Института стран СНГ, страны Центральной Азии, которые видят в
укреплении связей с Россией гарантию своей политической стабильности, будут и
далее укреплять с ней альянс по двум направлениям: военно-политический
вектор (ОДКБ) и энергетический вектор, включающий строительство трубопроводов и
экспорт нефти и природного газа на мировые рынки.
"Так что СНГ имеет будущее, - продолжил далее
политолог. - Хотя порой можно услышать, как СНГ называют "чемоданом без ручки" –
и бросить жалко, и нести трудно. Но дело в том, что если бы эта структура
была не нужна, она отпала бы еще лет пять назад, когда уже
стало понятно, что в рамках СНГ очень трудно решить конкретные вопросы.
Российская экономика развивается, а цены на нефть и газ растут. Поэтому
российское сырье и оборонные возможности остаются интересными для многих. Но
даже при самом негативном для России развитии событий, если вся
азербайджанская нефть, большая часть казахстанской нефти, туркменского и
узбекского газа, пойдет в Европу в обход России, это составит не более четверти
от объема потребляемого сегодня странами ЕС российского природного газа.
Так что позиции России в этом вопросе очень сильны".
|