Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №178(15.10.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


А.Грозин: «Создание Таможенного союза означает экономическую реинтеграцию на постсоветском пространстве»

10.10.2007. KM.RU

Я согласен с той оценкой, которую дал прошедшим мероприятиям в Душанбе Владимир Путин. Напомню, он охарактеризовал результаты саммита ЕврАзЭС как «почти революционные». Последние изменения становятся тем более заметными на фоне продолжающейся интеграции структур СНГ. Очень многие наблюдатели говорят о том, что эта организация себя изжила. А также о том, что она является аналогом «бракоразводной конторы».

На самом деле прошедшие в столице Таджикистана мероприятия — и саммит СНГ, и особенно саммиты ЕврАзЭС и ОДКБ завершились для многих очень неожиданно. Причем по всем трем направлениям. Все три мероприятия были ознаменованы очень серьезными прорывами. Главное теперь, что все договоренности воплощались в реальные действия. Но уже сейчас можно говорить о том, что основные решения были приняты на саммитах ЕврАзЭС и ОДКБ. Хотя и концепция реформирования СНГ тоже дает определенные надежды на то, что эта организация может серьезно интенсифицировать свою работу и превратиться из клуба общения президентов в нормальное межгосударственное объединение.

Что касается Саакашавили, то здесь можно согласиться с той достаточно емкой оценкой, которую дал хозяин саммита господин Эмомали Рахмон, который сказал, что, видимо, глава Грузии «еще не до конца вошел в курс дел». Сказывается его молодость и определенная неопытность. Если же говорить более откровенно, мне представляется, что президент Грузии поставил себя в достаточно глупое положение. Стоило ли ему тогда вообще ехать в Таджикистан — тратить столько времени и денег своих налогоплательщиков только для того, чтобы попить чай и вернуться обратно?! Со стороны это выглядит достаточно странно.

Относительно позиции лидера Украины понятно, что послевыборная ситуация в этой стране ставит перед Ющенко много сложноразрешимых задач - с кем объединяться и против кого дружить. Подводные течения украинской политики, этого «многосерийного сериала», который наблюдаем уже столько лет, в определенном смысле связывают руки нынешнему президенту. У него есть гораздо более приоритетные задачи. А то, что он поехал в Европу вместо Душанбе, - это своеобразное послание всему СНГ, что нынешний руководитель Украины, видимо, не считает участие своей страны в этой структуре основным приоритетом. И его отсутствие на саммите было более чем прозрачным намеком на это. В любом случае, если президент Ющенко не считает необходимым решать насущные для его страны вопросы в широком формате, от двухсторонних встреч он никуда не денется. Я думаю, что в ближайшее время мы будем наблюдать попытки украинского МИД организовать встречи президента Украины и со своим российским коллегой, и с туркменским и казахстанским президентами. Если бы он нашел возможность приехать в Душанбе, он получил бы возможность решить все эти вопросы более эффективно. Теперь же ему придется ради достижения того же самого эффекта тратить гораздо больше ресурсов, времени и сил.

Вообще, тема создания Таможенного союза (и более широко - единого экономического пространства для наиболее развитых государств СНГ) насчитывает уже не один год. В последнее время, к сожалению, хорошо проработанный проект ЕЭП из-за позиции украинского руководства, по сути дела, оказался заморожен. Теперь, после решения начать практическое строительство ТС, несмотря на длительные сроки его реализации (2011-2012 гг.), этот интеграционный экономический проект начинает воплощаться в жизнь. Конечно, я думаю, на этом пути будет еще очень много проблем. Например, несостыковка тарифной политики, по линии предоставления преференций и другим разным темам. Но это уже технические вопросы, которые будут решаться в рамках дальнейших согласований. Главное, что принципиальное решение Минском, Москвой и Астаной принято. Хотя многое, повторюсь, будет зависеть от того, насколько лидеры подписавших это соглашение государств будут воспринимать его в качестве реального руководства к действию для своих министров, премьеров и руководителей ответственных ведомств. Если эта идея будет реализована в том виде, в каком было заявлено, это будет означать очень серьезные экономические преференции для всех участников проекта.

Я думаю, что заявления о том, что и Узбекистан, и Таджикистан, и Киргизия хотели бы присоединиться к этому союзу, уже говорят о привлекательности подобного рода экономических проектов. Ясно, что де-факто речь идет об экономической реинтеграции и снижении очень серьезных экономических рисков. В конце концов это означает экономический выигрыш для всех участников ТС. Конечно, это еще пока не единое экономическое пространство, которое существует в Европе. Но надо понимать, что подобного рода проекты в один-два года не реализуются. Это многолетний проект, к которому нужно долго идти, и в Душанбе был сделан конкретный шаг в сторону его реализации. Ясно, что и для бизнеса, и особенно для населения стран, входящих в ТС, это создаст гораздо более льготные условия с точки зрения расширения своих экономических связей. Это касается и крупного бизнеса, но в большей мере, как мне представляется, это касается среднего и мелкого бизнеса. То есть основной силы, которая действительно может продвигать экономическую интеграцию на практике.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ