А.Грозин: «Создание Таможенного союза означает экономическую реинтеграцию на постсоветском пространстве»
10.10.2007.
KM.RU
Я согласен с той оценкой, которую дал прошедшим
мероприятиям в Душанбе Владимир Путин. Напомню, он охарактеризовал результаты
саммита ЕврАзЭС как «почти революционные». Последние изменения становятся тем
более заметными на фоне продолжающейся интеграции структур СНГ. Очень многие
наблюдатели говорят о том, что эта организация себя изжила. А также о том, что
она является аналогом «бракоразводной конторы».
На самом деле прошедшие в столице Таджикистана
мероприятия — и саммит СНГ, и особенно саммиты ЕврАзЭС и ОДКБ завершились для
многих очень неожиданно. Причем по всем трем направлениям. Все три мероприятия
были ознаменованы очень серьезными прорывами. Главное теперь, что все
договоренности воплощались в реальные действия. Но уже сейчас можно говорить о
том, что основные решения были приняты на саммитах ЕврАзЭС и ОДКБ. Хотя и
концепция реформирования СНГ тоже дает определенные надежды на то, что эта
организация может серьезно интенсифицировать свою работу и превратиться из клуба
общения президентов в нормальное межгосударственное объединение.
Что касается Саакашавили, то здесь можно согласиться с
той достаточно емкой оценкой, которую дал хозяин саммита господин Эмомали
Рахмон, который сказал, что, видимо, глава Грузии «еще не до конца вошел в курс
дел». Сказывается его молодость и определенная неопытность. Если же говорить
более откровенно, мне представляется, что президент Грузии поставил себя в
достаточно глупое положение. Стоило ли ему тогда вообще ехать в Таджикистан —
тратить столько времени и денег своих налогоплательщиков только для того, чтобы
попить чай и вернуться обратно?! Со стороны это выглядит достаточно странно.
Относительно позиции лидера Украины понятно, что
послевыборная ситуация в этой стране ставит перед Ющенко много сложноразрешимых
задач - с кем объединяться и против кого дружить. Подводные течения украинской
политики, этого «многосерийного сериала», который наблюдаем уже столько лет, в
определенном смысле связывают руки нынешнему президенту. У него есть гораздо
более приоритетные задачи. А то, что он поехал в Европу вместо Душанбе, - это
своеобразное послание всему СНГ, что нынешний руководитель Украины, видимо, не
считает участие своей страны в этой структуре основным приоритетом. И его
отсутствие на саммите было более чем прозрачным намеком на это. В любом случае,
если президент Ющенко не считает необходимым решать насущные для его страны
вопросы в широком формате, от двухсторонних встреч он никуда не денется. Я
думаю, что в ближайшее время мы будем наблюдать попытки украинского МИД
организовать встречи президента Украины и со своим российским коллегой, и с
туркменским и казахстанским президентами. Если бы он нашел возможность приехать
в Душанбе, он получил бы возможность решить все эти вопросы более эффективно.
Теперь же ему придется ради достижения того же самого эффекта тратить гораздо
больше ресурсов, времени и сил.
Вообще, тема создания Таможенного союза (и более широко
- единого экономического пространства для наиболее развитых государств СНГ)
насчитывает уже не один год. В последнее время, к сожалению, хорошо
проработанный проект ЕЭП из-за позиции украинского руководства, по сути дела,
оказался заморожен. Теперь, после решения начать практическое строительство ТС,
несмотря на длительные сроки его реализации (2011-2012 гг.), этот интеграционный
экономический проект начинает воплощаться в жизнь. Конечно, я думаю, на этом
пути будет еще очень много проблем. Например, несостыковка тарифной политики, по
линии предоставления преференций и другим разным темам. Но это уже технические
вопросы, которые будут решаться в рамках дальнейших согласований. Главное, что
принципиальное решение Минском, Москвой и Астаной принято. Хотя многое,
повторюсь, будет зависеть от того, насколько лидеры подписавших это соглашение
государств будут воспринимать его в качестве реального руководства к действию
для своих министров, премьеров и руководителей ответственных ведомств. Если эта
идея будет реализована в том виде, в каком было заявлено, это будет означать
очень серьезные экономические преференции для всех участников проекта.
Я думаю, что заявления о том, что и Узбекистан, и
Таджикистан, и Киргизия хотели бы присоединиться к этому союзу, уже говорят о
привлекательности подобного рода экономических проектов. Ясно, что де-факто речь
идет об экономической реинтеграции и снижении очень серьезных экономических
рисков. В конце концов это означает экономический выигрыш для всех участников
ТС. Конечно, это еще пока не единое экономическое пространство, которое
существует в Европе. Но надо понимать, что подобного рода проекты в один-два
года не реализуются. Это многолетний проект, к которому нужно долго идти, и в
Душанбе был сделан конкретный шаг в сторону его реализации. Ясно, что и для
бизнеса, и особенно для населения стран, входящих в ТС, это создаст гораздо
более льготные условия с точки зрения расширения своих экономических связей. Это
касается и крупного бизнеса, но в большей мере, как мне представляется, это
касается среднего и мелкого бизнеса. То есть основной силы, которая
действительно может продвигать экономическую интеграцию на практике.
|