Запад обеспокоен
09.10.2007.
Кремль.Орг
Андрей Грозин
- Скажите, пожалуйста, какие решения саммита СНГ в
Душанбе наиболее значимы и важны?
- Помимо решений, принятых на саммите СНГ, гораздо
большее значение и для России и для Содружества независимых государств имеют
соглашения, принятые в более узком формате в рамках саммита организации Договора
о коллективной безопасности - ОДКБ - и Евразийского экономического сообщества -
ЕврАзЭС. Соответственно, это решение о сотрудничестве с ОДКБ и Шанхайской
организацией сотрудничества, а также решение о создании Таможенного союза между
Россией, Казахстаном, Белоруссией. Я думаю, что именно документы, принятые на
саммите ОДКБ и ЕврАзЭС, по сути, являются фундаментом для реализации решений,
принятых в рамках саммита СНГ.
Как известно, в основу концепции реформирования
Содружества независимых государств положен принцип наполнения существовавшего
ранее механизма функционирования СНГ практическим содержанием. В первую очередь
- экономикой, кроме экономики на пространстве СНГ очень многих заботят проблемы
безопасности. Если отбросить дипломатический язык, можно говорить о том, что мы
присутствуем в начале формирования конвергенции пространства ОДКБ и ШОС. Запад
уже обеспокоен данным процессом, они называют это 'Восточным блоком',
'Анти-НАТО', как угодно. Наверное, будет преувеличением говорить о том, что на
саммите ОДКБ приняли решение о слиянии ОДКБ и ШОС. Пока речь идет о координации
действий, направленных на противодействие международному терроризму. Поэтому
называть документы, подписанные в Душанбе, основой военного блока, конечно же,
неоправданно. Но я думаю, что у наших западных друзей есть основания для
беспокойства, потому что эти соглашения размывают имевшую место ранее монополию
Запада на экономическое доминирование в Центральной Азии, и на военное
доминирование тоже, если учесть их военное присутствие в Афганистане. По сути
дела, решения саммита в Душанбе продолжают менять геополитическую картину мира.
Так же точно, как это происходило на саммите Шанхайской организации о
сотрудничестве в Бишкеке. То есть, без преувеличения и без всякой патетики можно
сказать, что мы являемся свидетелями серьезного изменения не только
континентальной геополитики Евразии, но и всего мира. Конечно, принятые в
Душанбе решения пока еще во многом являются протоколами о намерениях, это
касается и Таможенного союза, это касается и решения в рамках ОДКБ. Но они
закладывают первую практическую основу под формирование континентальной системы
безопасности и континентальной экономики, являющейся абсолютно самодостаточной
и, в общем, не нуждающейся в патронировании.
Главная проблема заключается в том, чтобы все эти вполне
адекватные в современной геополитической картине мира решения подкреплялись
практическими шагами. К сожалению, все они во многом носят персонифицированный
характер и зависят от политической воли руководителей стран СНГ и стран
Шанхайской организации сотрудничества. В первую очередь, многое зависит от того,
как будет развиваться Россия после весны 2008-го года. При всем уважении к
союзникам - и по СНГ, и по Шанхайской организации сотрудничества - ясно, что
стратегия России будет зависеть от того, кто конкретно будет контролировать
исполнение всех решений. Например, исполнение договоренностей по Таможенному
союзу растянуто на достаточно продолжительный период времени, это 2011-2012-й
год. Энергетический, транспортный, и гуманитарный проекты в рамках СНГ и ЕврАзЭС
также рассчитаны на длительную временную перспективу. Пока Россия развивается
динамично, и в экономическом плане, и в плане обеспечения собственной
безопасности, она является весьма притягательным союзником для окружающих
государств. В первую очередь, для государств, ранее входивших в состав единого
Советского Союза. Успешное развитие экономики, политической и социальной сферы
во многом зависит от того, насколько серьезно, долго и внутренне непротиворечиво
будет развиваться Россия, которая сейчас является основным стержнем и СНГ, и
Организации Договора о коллективной безопасности, и ЕврАзЭС. Именно ролью России
объясняется растущее влияние Шанхайской организации сотрудничества и внимание к
этой организации во всем мире. Россия становится основным двигателем
интеграционных, экономических, и иных процессов. Все упирается в стабильность
российской политической системы и в стабильность российской экономики.
- Означает ли назначение на пост генерального секретаря
ЕврАзЭС Таира Мансурова усиление позиций Казахстана?
- Вы совершенно правы, это свидетельство растущего
влияния в центрально-азиатском регионе Казахстана как ведущей, в экономическом
плане, страны среди постсоветских азиатских государств. Таир Мансуров длительное
время работал послом в Российской Федерации, это весомая фигура, как в России,
так и в Казахстане. Достаточно сказать, что он поменял пост посла на должность
акима, губернатора одной из областей Казахстана, и всерьез рассматривался в
качестве возможного премьер-министра Казахстана. Это не 'картонная', а
действительно значимая и влиятельная в казахстанском истеблишменте фигура,
близкая к действующему президенту Казахстана. Мансуров хорошо знает ситуацию не
только в Казахстане, в России, но имеет широкое представление о континентальных
процессах, о том, как действует механизм принятия решений в Китайской Народной
Республике и тем более - в среднеазиатских государствах. Это грамотный
специалист, который будет, как мне представляется, на своем месте.
- Проявились ли противоречия между странами в ходе
саммита в Душанбе?
- Я бы не сказал, что в отношениях между странами
центрально-азиатского региона сейчас имеет место какое-либо обострение. Есть
разночтения в подходах к различным проблемам, в том числе в вопросах
водопользования, есть проблема границ, проблема миграции. Кстати, на саммите СНГ
были приняты решения, облегчающие миграцию, это реальный шаг в сторону снятия
противоречий в этой сфере. Нужно сказать, что противоречия между странами
Центральной Азии носят не антагонистический характер, они во многом технические,
существовали и 10 лет назад и, к сожалению, останутся еще на долгие годы.
Проблема состоит в том, чтобы они не приобретали острой формы. В этом никто не
заинтересован, в первую очередь, среднеазиатские государства. Механизмы СНГ,
ОДКБ и ЕврАзЭС являются очень удобными площадками для разрешения многих проблем.
Президенты этих стран встречаются в кулуарах, ведут переговоры. С учетом того,
что во всех среднеазиатских республиках выстроены достаточно жесткие механизмы
власти, замкнутые на первое лицо страны, именно первые лица страны решают
основные проблемы и устраняют многие противоречия. Очень часто говорят, с
определенной долей скепсиса, о том, что СНГ превращается в Клуб президентов. Для
центрально-азиатских республик это определение вовсе не снижает статус СНГ.
Наоборот, Клуб Президентов является очень удобной площадкой для решения насущных
проблем. Есть проблемы, и отрицать это было бы бессмысленно, но эти проблемы
вполне разрешимы. Я думаю, что каких-то резких скандалов или демаршей со стороны
центрально-азиатских лидеров на саммите в Душанбе не было. Все обратили внимание
на отсутствие украинского президента и на поведение грузинского президента,
который непонятно зачем приезжал в Душанбе и, по большому счету, ничего кроме
вреда своей репутации не сделал.
|