Соотечественники вступают на родную землю
Первый заместитель директора ФМС
России Владимир Александрович Каланда рассказывает о том, как идет выполнение
Госпрограммы
12.10.07, журнал «Земляки» № 9, 2007
год.
Владимир Климов
Нынешний год для Федеральной миграционной службы особый.
Вступили в действие и достаточно четко исполняются новые законы и постановления
Правительства Российской Федерации. Особый он еще и потому, что это первый год,
обозначенный в Государственной программе по оказанию содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,
как год начала переселения. Оно действительно началось. О том, как идет
выполнение Госпрограммы, рассказывает первый заместитель директора ФМС России
Владимир Александрович КАЛАНДА.
-Владимир Александрович, в прошлом году должны были
подготовить необходимые нормативные правовые акты для реализации Государственной
программы. Какие акты приняты, какова их основная характеристика? Какие
нормативные акты предполагается принять?
-Планировалось, что все нормативные правовые акты,
необходимые для реализации Государственной программы, будут готовы до конца 2006
г. Сейчас из 15 нормативных правовых актов, предусмотренных планом мероприятий
по реализации Государственной программы, приняты 2 указа Президента Российской
Федерации и 12 постановлений Правительства Российской Федерации.
Подготовка проекта указа Президента Российской Федерации
об учреждении представительств ФМС России за рубежом находится на завершающей
стадии.
-С 2007 года начался второй этап реализации
Государственной программы. Есть ли и сколько на сегодняшний день добровольных
переселенцев, какие регионы в России они предпочитают?
-Первые 5 семей участников Государственной программы
прибыли в Калининградскую область 7 июня. Привлекательность проектов переселения
для участников Государственной программы связана, прежде всего, с наличием
трудовых вакансий по выбранной специальности в конкретных территориях вселения,
личными предпочтениями участника Государственной программы в географическом
положении и климатических условиях выбранного региона. Поэтому популярность
каждой территории вселения будет определена после анализа статистических данных,
полученных после приема первых переселенцев. Представительствами ФМС России за
рубежом уже получено свыше 2 тысяч анкет соотечественников, желающих принять
участие в Государственной программе. С учетом данных консульских учреждений
Российской Федерации на сегодняшний день изъявили желание на переселение в
рамках Государственной программы 28 тысяч человек.
-Проведен ли анализ региональных программ, какие
положительные моменты и недостатки он выявил? Какие региональные программы
утверждены Правительством Российской Федерации? Если таковых нет, то какие
программы близки к утверждению и что в них положительного? Какие регионы и
почему хотели бы присоединиться к пилотным в решении задач Государственной
программы? В каких регионах руководство активно подключилось к решению проблем
Государственной программы, а где до сих пор не раскачались как следует?
-Анализ региональных программ по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом, показывает, что практически во всех программах обозначены следующие
проблемы социально-экономического состояния в территориях:
• Естественная убыль населения, обусловленная снижением
рождаемости и сокращением продолжительности жизни населения. Старение
населения.
• Снижение численности населения большинства регионов за
счет миграционного оттока.
• Рынок труда характеризуется структурной безработицей,
несоответствием спроса и предложений рабочей силы. Нехватка трудящихся по
рабочим специальностям и в сельском хозяйстве сочетается с безработицей
инженеров и служащих.
•Региональные программы субъектов Российской Федерации
разрабатывались исходя из сложившейся в регионе демографической ситуации и
потребности в трудовых ресурсах. Привлечение переселенцев с территории
иностранных государств на территорию субъектов Российской Федерации
осуществляется с учетом профессиональной квалификации лиц, желающих прибыть на
территорию Российской Федерации в качестве участника Государственной программы,
наличия вакантных рабочих мест в регионе, что позитивно отразится на достижении
баланса спроса и предложения рабочей силы на региональных и общероссийском
рынках труда.
Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации
реализуются крупные инвестиционные проекты, которые требуют привлечения большого
количества квалифицированных работников. Прибывшие в рамках Государственной
программы переселенцы окажут содействие в успешной реализации этих проектов, что
будет способствовать социально-экономическому развитию регионов.
Отметим, что субъекты Российской Федерации разрабатывали
проекты региональных программ переселения в разные сроки. Регионы первой очереди
представили в Правительство Российской Федерации проекты программ к 1 сентября
2006 г. Проекты региональных программ переселения Приморского, Хабаровского и
Красноярского краев, а также Амурской, Иркутской, Новосибирской, Тюменской,
Калужской, Липецкой, Тверской и Калининградской областей согласованы с
Правительством Российской Федерации.
Региональные программы Приморского и Хабаровского краев,
Липецкой, Калининградской, Новосибирской и Тюменской областей уже утверждены в
субъектах Российской Федерации.
Проекты региональных программ переселения второй очереди
были представлены в Правительство Российской Федерации к 1 января 2007 г. На
данный момент они проходят согласование в заинтересованных федеральных органах
исполнительной власти. Данная процедура регламентирована постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. 751 "Об утверждении
правил рассмотрения и согласования проекта программы субъекта Российской
Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Cколь эффективно работают представительства ФМС России
за рубежом, намечается ли расширение таких представительств? Что мешает этому?
Подготовлена ли информационная база для ознакомления соотечественников с
Государственной программой? Что она содержит?
Работа с соотечественниками за рубежом возложена на
представительства ФМС России за рубежом, консульские учреждения Российской
Федерации и временные группы, в состав которых вошли специалисты Федеральной
миграционной службы и Министерства иностранных дел Российской Федерации. В
настоящее время представительства ФМС России за рубежом функционируют в Армении,
Латвии, Киргизии, Таджикистане и Туркменистане. Временные группы работают в
Узбекистане, Украине, Молдавии, Казахстане.
В информационном плане ведется серьезная постоянная
работа, ориентированная как на мониторинг ситуации в сфере реализации
Государственной программы, так и на освещение этапов ее осуществления в
федеральных и региональных СМИ. Руководители и сотрудники ФМС России постоянно
участвуют в теле- и радиопередачах, специальных репортажах, пресс-конференциях,
касающихся миграционной политики России и реализации Государственной программы.
СМИ на регулярной основе предоставляют информационные статьи, справочную
информацию, проводят консультации. На данный момент завершается разработка
специального сайта.
В настоящее время за рубежом осуществляется
информирование соотечественников о Государственной программе, разъяснение ее
целей, задач и механизмов реализации, а также предоставляемых ею гарантий и
социальной поддержки. В представительствах ФМС России за рубежом, в консульских
учреждениях Российской Федерации, во временных группах организована работа по
приему лиц, желающих принять участие в Государственной программе. Осуществляется
их предварительный учет.
Для обеспечения подробного информирования
соотечественников о Государственной программе подготовлен официальный
информационный пакет о региональных программах переселения субъектов Российской
Федерации, тиражом в 250 тыс. экземпляров вышла брошюра с текстом
Государственной программы, которая через консульские учреждения Российской
Федерации и представительства ФМС России за рубежом распространяется среди
соотечественников.
В случае личных обращений граждан или их родственников
(знакомых) в территориальные органы ФМС России, администрации субъектов
Российской Федерации по вопросам реализации Государственной программы им даются
разъяснения, проводятся консультации и предоставляется печатный справочный
материал.
Поможет ли в решении проблем Государственной программы
указ Президента Российской Федерации, предоставивший ФМС России
самостоятельность? В чем выражается такая помощь?
Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2007 г.
№ 403 не предоставил самостоятельность ФМС России. Мы по-прежнему находимся в
ведении МВД России. Просто ФМС России как координатор Государственной программы
наделена дополнительными полномочиями, касающимися реализации общей стратегии
государственной политики в сфере миграции, совершенствования
нормативно-правового регулирования в сфере миграции, представления Президенту
Российской Федерации и Правительству Российской Федерации проектов
законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере миграции, внесения в
Минфин России предложений по формированию федерального бюджета в части,
касающейся финансирования ФМС России, координации деятельности федеральных
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленной
сфере деятельности.
На территории России, в частности на Дальнем Востоке,
разворачиваются грандиозные стройки. Поедут ли на них участники Государственной
программы?
Объективно, что сегодня регионы Восточной Сибири и
Дальнего Востока обретают все большую ценность. В этих территориях сосредоточены
основные природные запасы планеты, отсюда открывается выход в пространство
Азиатско-Тихоокеанского региона, стремительно превращающегося в один из главных
полюсов развития мировой цивилизации.
Особо подчеркнем, что все без исключения проекты
переселения субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный
федеральный округ, имеют первостепенное значение для региона в целом, так как
призваны решить проблемы демографического и социально-экономического характера
Дальнего Востока.
В случае если указанные вами проекты (стройки) включены
в региональные программы переселения Дальневосточного федерального округа, то
наши соотечественники, безусловно, смогут в них участвовать.
Один из самых сложных вопросов - предоставление
переселенцам жилья. Как предстоит его решать?
Самая большая проблема в реализации любой региональной
программы переселения - жилищная. Здесь надо сказать, что однозначного ее
решения нет, проблема решается различными способами: это и создание центров
временного размещения переселенцев, наем жилой площади в частном секторе, в
дальнейшем решение жилищной проблемы путем ипотечного кредитования,
предоставление добровольным переселенцам пустующих домов. Мы от участников
Государственной программы этих трудностей не скрываем и открыто говорим о том, с
чем они столкнутся по прибытии на территорию вселения. Это один из наших
принципов - абсолютная честность информации.
В нашей стране живут очень много людей из бывшего СССР,
не являющихся гражданами России. Будет ли решаться и как вопрос о предоставлении
им российского гражданства?
Анализ предварительных итогов по реализации
Государственной программы, а также информации, получаемой в ходе ее обсуждения,
показал, что в программу необходимо внести определенные дополнения. В первую
очередь требуется разработать механизмы по переселению активных социальных групп
- предпринимателей и молодежи, выезжающей на учебу. Представляется
целесообразным также включить в круг участников программы тех соотечественников,
которые уже продолжительное время пребывают и работают на территории Российской
Федерации, но не имеют российского гражданства. Механизмы и процедуры такого
участия разрабатываются.
|