«Я русский бы выучил только за то…!» А за что, собственно?
Размышления по окончании года
русского языка в мире
16.11.2007,
http://www.russians.kz
Алексей Лобанов
Известно, что 2007 год
объявлен президентом России В.В. Путиным годом русского языка в мире. Год 2007
подходит к концу и есть смысл оглянуться назад, чтобы оценить сделанное и
посмотреть вперед, чтобы наметить предстоящее.
Без сомнения, проведение года русского языка в мире –
акция хоть и не новая, но в нынешних обстоятельствах и в нынешнем состоянии
России вещь знаковая. В ситуации, когда Россия неожиданно для всего мира
вернулась в категорию великих и значимых держав, звучание и резонанс этой
программы, безусловно, приобрели совсем иное содержание, нежели в прошлые
времена. Тем более, что следующий год в продолжение темы, скорее всего, будет
объявлен годом русской литературы и чтения.
В рамках этого масштабного мероприятия были проведены
сотни акций по всему земному шару, потрачено много миллионов хоть рублей, хоть
долларов, на фуршетах съедены тонны канапешек, да и в целом гостиничный бизнес
мира получил какую-никакую поддержку. А еще в ближайшие пару-тройку месяцев нам
наверняка предстоит выслушать несколько десятков бодрых отчетов высоко и не
очень поставленных товарищей о проделанной работе. С бюрократией все нормально.
А что же по сути, что, собственно, с русским языком в мире?
Можем робко с надеждой предположить, что, вроде бы, для
русского языка открываются блестящие перспективы. Без сомнения можно как угодно
относится и к самим мероприятиям по теме, и к тому как они были реализованы, но
с уверенностью можно утверждать, что сам факт обращения России к проблемам
родного языка несет колоссальный позитивный момент в восприятии России в мире.
Собственно, все прежние пики интересов государства к своему языку приходились на
пики подъема российской государсвтенности. Так было при Петре, при Екатерине,
так было в конце 19 века. Собственно также обстоит и сегодня. Однако, как
разовая акция, пропагандистский прием это смотрится вполне нормально и имеет
право на жизнь. Тем не менее, с точки зрения долгосрочных перспектив русского
языка в мире и перспектив России все не так безоблачно и очевидно.
В свое время, как и Владимиру Владимировичу Маяковскому,
так и большой части человечества было легко ответить на поставленный в заголовке
статьи вопрос. Конечно же, Россия в начале 20 века перевернула не только себя,
но и весь мир. При всех неоднозначных последствиях большевицкого переворота все
же нельзя отрицать, что Россия стала на добрые 2\3 столетия для одних «лучом
света в темном царстве», государством рабочих и крестьян, которое нужно всем
сердцем любить; для других империей зла, с которой нужно бороться с таким же
великим энтузиазмом. Ни первая, ни вторая идеологемы не предполагают равнодушия.
Одни учили русский язык, чтобы приобщиться через русскую культуру и язык к
«единственно верному учению», другие, чтобы лучше знать своего врага. И для
русского языка в мире, его распространения по всему свету настали самые радужные
времена. Ведь если отбросить иронию по поводу помощи СССР развивающимся странам,
то стоит вспомнить и осознать, что за 20-25 лет русскому языку были обучены
порядка 10 миллионов представителей стран Азии, Африки и Латинской Америки и
десятки миллионов европейцев. Больше в восточной Европе, меньше в западной, но,
без сомнения, русский язык был одним из самых популярных в Старом Свете да и во
всем мире. За счет ресурсов бывшей нашей общей страны была проведена
колоссальная по своим масштабам работа. Ее плоды мы «вкушаем» до сих пор. Но
ничто не вечно и в, казалось бы, неиссякаемом сосуде прошлых достижений уже
проглядывало дно безнадежности.
После распада СССР бывшим братским народам, обретшим
независимость и незалежность досталось много различных ресурсов, которые частью
были разворованы, частью разбазарены. Но есть ресурс, который вновь возникшими
государствами не только не рассматривался как национальный ресурс, а вовсе даже
наоборот. От него открещивались и некоторые до сих пор пытаются открещиваться
как от чумного, пытаются целенаправленно от этого ресурса избавиться – это
русский язык и свободное владение им почти поголовно всем населением. Феномен
этот присущ не только постсоветскому пространству. Схожие процессы можно было
наблюдать во всех странах, получивших независимость в процессе деколонизации в
середине 20 века. Другой вопрос, что после пира национализма наступает похмелье
реальности. Отказ обитателей колоний и доминионов от языка метрополий
(английского, французского, португальского (в меньшей степени испанского или
русского языка) практически означает и отказ от массового образования и
отступление от каких-то других социальных достижений народа. И уже ничто не
сможет вернуть ситуацию. Ни переход на латиницу, ни на китайскую грамоту. Что
ставит крест на экономическом развитии страны и общества.
Спустя 16 лет после (не к ночи помянутой) беловежской
пущи можно констатировать, что русский язык в бывшем цветнике дружбы народов, за
исключением разве что Белоруссии в общественном сознании титульных этносов стал
если и не изгоем, то далеко не в первом ряду жизненно необходимых знаний. Это
утверждение верно, правда, с весьма существенными оговорками или лучше сказать
исключениями.
Дело в том, что в результате перипетий конца 80-х и 90-х
годов прошлого столетия Россия просто напросто потеряла статус единственного и
ранее незаменимого источника, из которого народы бывшей 1\6 части суши
практически без ограничения черпали знания, технологии, культурные традиции и
многое-многое другое. Сейчас этот «светлый образ» значительно померк,
пообтрепался и уже не вызывает прежнего восторга. Если раньше иметь успех в
Москве – это вершина карьеры, то нынче это, в лучшем случае, один из возможных
жизненных путей. Тем более, что экономические, политические, а кое-где и военные
потрясения отбросили общества постсоветских стран на десятилетия, а кое кого и
на столетия назад.
Если говорить о странах Центральной Азии и Кавказа, то
можно смело утверждать, что за исключением Казахстана, русский язык в целом в
государствах региона потерян. И потерян, скорее всего, если и не навсегда, но
надолго. Казалось бы, прошло всего 16 лет и на тебе, такие необратимые
изменения. А ведь с утерей русского языка теряется еще и некая ментальная связь
России с проживающими здесь народами. Причин множество, но главная, на мой
взгляд, заключается в специфике устройства государств и общества в этих странах.
Ни экономическая, ни политическая, ни культурная, ни общественная жизнь не
подталкивает большинство населения к необходимости знать и учить русский язык.
Стиль жизни большинства таков, что в русском языке просто нет необходимости.
Если представить себе дехканина, работающего на бескрайних хлопковых плантациях,
то, уверяю, о чем он подумает в последнюю очередь, это о русском языке. Да, мы
можем сокрушаться, что это все ведет к потере образованности населения (надо
сказать, одним их главных достижений Советской власти – 100% грамотность), что
это ставит крест на будущем детей, ведет к ограниченности, однобокости и
местечковости мышления. Что местные власти не обращают внимание на этот вопрос,
что они пошли на поводу у мелкотравчатых идеологов-националистов. Все это так,
но кто сказал, что эти самые местные власти заботят все эти вопросы? Как и
положено при начальной фазе капитализма грамотность народа и другие гуманитарные
вопросы не относятся к числу первостепенных для элит. Мы знали это по учебникам,
теперь ощущаем на своей шкуре.
Это все, так сказать, тенденция, неутешительная, но и
неумолимая, как восход или закат солнца. Но в этой тенденции, как уже отмечалось
выше, есть и обнадеживающие проблески.
Большинство представителей той части населения, которую
принято называть интеллигенцией (технической, научной, творческой, госслужащие и
пр.) еще помнят как все (и плохое и хорошее) было, каков был уровень
образования, общения, уровень контактов с коллегами по всему бывшему Союзу.
Сейчас плохое забывается, оставляя только щемящее сердце ностальгию. И если в
начале нашей «эпохи перемен» именно интеллигенция внесла определяющий вклад в
развитие этнонациональной доминанты в становлении и развитии вновь образованных
государств, то сейчас большая часть той же самой интеллигенции, осознав
губительность для своего народа самоизоляции в архаичных национальных ценностях,
пытается хоть частично вернуть среду русского языка, хотя бы для своих детей.
Это мы видим и в Казахстане, и в других странах нашего региона. Вот пример,
говорящий об этой тенденции больше, чем сотни аналитических отчетов – в
Казахстане порядка 120 частных школ, из них только 2 с казахским языком
обучения. По национальному составу в этих школах учится 75-80% детей казахской
национальности. Т.е., родители готовы платить за образование своих детей именно
на русском языке. В Узбекистане есть также примеры, когда именно национальная
элита возвращается к русскому языку, отдавая своих детей в школы с русским
языком обучения. В южных регионах Киргизии, где русского населения осталось 1-3%
именно киргизы требуют от властей открытия новых русских школ и классов. Если
вспомним встречу президента России В.Путина с его туркменским коллегой Г.
Бердымухамедовым, то именно туркменский президент поднимал вопрос о возвращении
России в сферу гуманитарного сотрудничества с Туркменистаном. Т.е. мало помалу
начинает приходить понимание, что в свое время выплеснули вместе с водой
ребенка.
Имея в одном месте и по одному вопросу две прямо
противоположные тенденции, России в своей политике в области гуманитарного
сотрудничества, продвижения русского языка в регионе, стоило бы четко и ясно
определиться с тем, как, кого и в каких объемах необходимо обучать русскому
языку. Какие группы населения в каждой стране станут целевыми для продвижения
русского языка.
Без сомнения, и для России, и для российской диаспоры
региона жизненно важно, чтобы правящая элита, чиновничество всех уровней
говорило по-русски, еще лучше, была русскоязычной. Это сохранит в какой-то мере
среду обитания для диаспоры. Даст возможность для России определенную основу для
дальнейшего развития сотрудничества в этой области.
Также стоит обратить внимание на то, что, по крайней
мере, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан являются мощным источником трудовой
миграции в Россию. Россия не может на сегодня обойтись без этих трудовых
ресурсов, но, в то же время, это есть и замечательный шанс для продвижения
русского языка в бывших республиках Советсткого Союза. Как это сделать?
Вариантов много, например, обязать каждого трудового мигранта знать русский
язык, сдать тест по русскому языку в специально организованных центрах,
например, при Домах российской культуры и науки (представительствах
Росзарубежцентра). В любом случае необходим стратегический план развития
русского языка. А для организаций соотечественников будет шанс организовывать
курсы русского языка для местного населения. Причем мера эта никак не будет
выглядеть натяжкой. За пределами столиц в странах региона русский язык
действительно практически утерян! Молодежь по-русски и не говорит, и не
понимает!
Предлагаемая мера может дать мультипликативный эффект,
когда возникнет потребность и в преподавателях русского языка, в учебной
литературе, и т.д.
В настоящей статье мы не ставим задачу описать все, что
можно сделать для продвижения русского языка в регионе. Тем более, что Россия в
лице своего высшего руководства начинает предпринимать действительно системные
меры для продвижения русского языка и культуры. Другое дело, для эффективной
работы, все-таки следует четко и ясно определиться с конкретными целями и
задачами, установить для каждого региона, в зависимости от его специфики, стиль
и методы продвижения русского языка, ключевую аудиторию и хотя бы приблизительно
размер этой самой аудитории. Можно сказать, что это весь мир. Но тогда судьба
продвижения русского языка будет сродни борьбе с озоновой дырой. Деятельности
много, толку никакого.
Конечно же, то, что применимо для региона средней Азии и
Кавказа, да и всего бывшего СССР, то для стран Европы будет выглядеть более чем
странно и комично. Нужна стратегия, без которой весь пар предпринимаемых усилий
уйдет в свисток.
В завершении хотел бы отметить, что Россия, ставшая с
колен, воспрянувшая духом, единая, дружная, удобная и комфортная для жизни,
открытая миру, но и сохраняющая свою самобытность, притягивающая людей
очарованием своей культуры - главный стимул для изучения русского языка, русской
культуры. Как нам кажется, современный вариант строки В.В. Маяковского звучал бы
так: «Я русский бы выучил только за то…», что бы быть вместе с Россией.
|