Освещение конференции в СМИ
41% соотечественников недовольны преподаваниемистории отношений с Россией
11.12.2007, «Регнум»
41% соотечественников, проживающих в странах СНГ,
недовольны тем, как преподается история отношений России со страной их
проживания. Об этом заявил директор Института стран СНГ Константин Затулин,
выступая на конференции по вопросам школьных учебников истории в странах
ближнего зарубежья в Москве сегодня, 11 декабря, передает корреспондент ИА
REGNUM.
Согласно результатам опроса, проведенного Институтом
стран СНГ среди почти 5 тыс. российских соотечественников, в том числе граждан
РФ, постоянно проживающих за рубежом, 36% опрошенных довольны преподаванием
истории отношений с Россией в их стране проживания. По странам отношение к
уровню преподавания распределилось следующим образом: в Армении - 71% довольны,
11% недовольны; в Белоруссии - 57% довольны, 17% недовольны; в Казахстане - 38%
довольны, 39% недовольны; в Молдавии - 73% недовольны, 9% довольны; на Украине
- 65% недовольны, 16% довольны. При этом, как подчеркнул Затулин, чем моложе
респонденты, тем больше среди них тех, кого удовлетворяет качество преподавания
истории отношений с Россией. В частности, недовольных преподаванием из тех, кто
еще не достиг 24 лет, - 18%, тех, кому до 34 лет, - 42%, до 54 лет - 43%. Глава
Института стран СНГ отдельно отметил, что 66% участников опроса сожалеют о
распаде СССР.
Организаторами конференции выступил Институт стран
СНГ и МИД России. В ней приняли участие эксперты, а также ученые,
учителя-практики, разработчики учебников истории из России и стран СНГ и
Прибалтики. Как говорится в приветствии министра иностранных дел РФ Сергея
Лаврова участникам конференции, "вопросы истории, объективность оценок
исторического наследия приобретают особое значение на фоне непрекращающихся
попыток исказить прошлое в угоду конъюнктурным соображениям, политической
целесообразности".
Затулин: Война за историю в странах СНГ имеетярко выраженную антироссийскую направленность
11.12.2007, «Регнум»
"Настоящая война за историю, которая
развернулась в странах СНГ, среди прочих своих характеристик имеет ярко
выраженную антироссийскую направленность", - считает директор Института
стран СНГ Константин Затулин. Об этом он заявил, выступая на конференции по
вопросам школьных учебников истории в странах ближнего зарубежья в Москве
сегодня, 11 декабря, передает корреспондент ИА REGNUM.
По словам эксперта, "налицо попытки объяснить
факт независимости жгучей потребностью избавления от российского влияния".
"За редким исключением, Россия представлена как колонизатор, а период
нашей общей истории - как нечто темное и мрачное. Нас беспокоит то, что растет
поколение, не знающее нашей общей истории и не умеющее ценить историческую
дружбу между нашими народами. Мы бы не хотели, чтобы представители этого
поколения выросли б манкуртами или янычарами. И тот и другой вариант был бы
чрезвычайно тяжел для России", - уверен Затулин.
Как считает руководитель Института стран СНГ,
"если мы не объединим усилия в борьбе с фальсификацией истории, то мы
проиграем будущее нашего общего пространства, а также всякую возможность идейного
обоснования интеграции на всех уровнях (политическом, экономическом,
военном)".
Напомним, конференция по вопросам школьных учебников
истории в странах ближнего зарубежья проходит в Москве. Она была организована
Институтом стран СНГ при поддержке МИД РФ. В конференции участвуют
представители МИД России, эксперты, а также ученые, учителя-практики,
разработчики учебников истории из России и стран СНГ и Прибалтики.
Мнение:Закрытие русских школ в Эстонии имеет своей целью заставить неэстонцев нетолько говорить, но и думать по-эстонски
11.12.2007, «Регнум»
Закрытие русских школ в Эстонии имеет своей целью
заставить неэстонцев не только говорить, но и думать по-эстонски. Об этом
заявил директор Института управления и экономики (Таллин, Эстония) Ханон Барабанер,
выступая сегодня, 11 декабря, в Москве на конференции по вопросам школьных
учебников истории в странах ближнего зарубежья, организованной Институтом стран СНГ и МИД РФ, передает
корреспондент ИА REGNUM.
По словам Барабанера, в Эстонии одним из наиболее
модных слов сегодня является слово "интеграция". "Но при этом
оно абсолютно по-разному понимается теми, кто интегрирует и теми, кого
интегрируют. По факту, субъектом интеграции является государство, а объектом -
неэстонская часть населения. Окончательные цели этого процесса никак не
обозначены, однако очевидно, что речь идет об "обэстонивании".
Закрытие русских школ в Эстонии имеет своей целью, заставить неэстонцев не
только говорить, но и думать по-эстонски. Таким образом, речь идет не об
интеграции, а об ассимиляции", - полагает эстонский эксперт.
По его мнению, события с переносом Бронзового солдата заставили эстонскую научную
элиту по-новому подойти к осмыслению исторических событий. Как выяснилось,
среди эстонских историков по этим вопросам имеются самые разные точки зрения.
Обиднее всего, по словам Барабанера, что националистическое восприятие истории
положительно воспринимается молодежью. После апрельских событий имелись два
варианта дальнейшего развития, отметил эксперт. Первый - это уменьшение уровня
дискриминации, второй - его усиление. "К сожалению, сейчас становится
ясно, что дело пошло именно по второму варианту", - заявил директор
Таллинского Института управления и экономики.
Еще за некоторое время до этих событий в эстонском
истеблишменте начали раздаваться голоса за смягчение ряда дискриминационных
законов. Чтобы не допустить победы этой точки зрения в истеблишменте, были
спровоцированы апрельские события, считает эксперт.
В своем выступлении Ханон Барабанер представил
периодизацию современной истории Эстонии. На его взгляд, первый период можно
охарактеризовать как "Эстония для эстонцев". Тогда были приняты все
дискриминационные законы. Главной целью ставилось доведение числа неэстонцев до
довоенных показателей, то есть до 10% при существовавших на тот момент 40%.
Когда выяснилось, что массового оттока населения не произошло, начался второй
период. Было фактически продекларировано, что "да, у нас живут неэстонцы,
но решать, как жить, будут только эстонцы". Третий период был связан с
интеграцией в ЕС и НАТО и
возникшей необходимостью хотя бы внешне соответствовать европейским нормам.
Было заявлено: "Мы готовы интегрировать неэстонцев". По факту, это означает:
"Мы примем тех, кто готов ассимилироваться и со временем стать
эстонцами", - полагает Барабанер
Ученые обсудят фальсификацию истории в странахбывшего СССР
11.12.2007, РСН
Известные историки, профессора из России и стран
Ближнего зарубежья собрались сегодня, чтобы обсудить проблемы преподавания
истории и написания школьных учебников в бывших республиках Советского Союза.
Два дня участники дискуссии посвятят проблеме фальсификации истории. В
учебниках по истории стран бывшего Советского союза, как рассказал директор
института стран СНГ Константин Затулин, формируется негативный образ России -
страны-врага и угнетателя. Это задевает экономические и политические интересы
страны. Переписанная история формирует новое поколение людей, которые будут стыдиться
связями с Россией. Затулин объяснил, почему это происходит и что нужно сделать.
Затулин:
"В новых национальных республиках сегодня
утверждается такое националистическое прочтение истории, где есть прямые выпады
против России. Большинство из ныне независимых государств прежде не были
независимыми, вообще не имели своей государственности. Для того чтобы доказать
таким образом свое право на государственность, они пытаются изобрести историю,
которая свидетельствовала бы о том, что их всегда угнетали. Необходимо не
уставая это разоблачать. Нам нужно сделать максимум, для того чтобы была связка
между учеными-историками, преподавателями истории и теми, кто эту историю затем
несет на экран, в художественные фильмы и художественную литературу".
41 проц. соотечественников недовольныпреподаванием истории
11.12.2007, Инфорос
В Москве прошла конференция по вопросам школьных
учебников истории в странах ближнего зарубежья. Как сообщил принимавший участие
в работе конференции директор Института стран СНГ Константин Затулин, 41 проц.
соотечественников, проживающих в странах СНГ, недовольны преподаванием истории
отношений России со страной их проживания, сообщает REGNUM.
Организаторами конференции выступили Институт стран
СНГ и МИД России. Активное участие в работе конференции приняли участие
эксперты, а также ученые, учителя-практики, разработчики учебников истории из
России и стран СНГ и Прибалтики.
Как рассказал Константин Затулин, сотрудниками
Института стран СНГ был проведен опрос почти 5 тыс. российских соотечественников,
в том числе граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом.
Данные опроса выявили большой процент недовольных
преподаванием истории в учебных заведениях страны проживания. Причем самое
большое число негативных мнений по поводу тенденциозности, непрекращающихся
попыток исказить прошлое и конъюнктурного подхода к нашему общему прошлому в
Молдавии и в Украине – там соответственно недовольны преподаванием истории 73 и
65 проц.
Лучше всего, по мнению респондентов, преподают
историю в Армении и Белоруссии – там положительно по данному вопросу
высказываются соответственно 71 и 57 процентов опрошенных.
Как подчеркнул директор Института стран СНГ
К.Затулин, чем моложе респонденты, тем выше среди них процент, кого устраивает
качество преподавания истории отношений с Россией. В частности, недовольных
преподаванием из тех, кто еще не достиг 24 лет, - 18 проц., тех, кому до 34
лет, - 42
Кроме того, Константин Затулин отдельно отметил, что
66 проц. респондентов сожалеют о распаде СССР
Переписать историю и рассказать всю правду опрошлом России. В Москве проходит конференция ученых и преподавателей из странСНГ.
12.12.2007, ТРК «Мир»
Они обсуждают содержание учебников истории, вернее
насколько достоверно в них отражена судьба российского государства. По мнению
участников конференции, сейчас в школьном курсе очень много ошибок, которые
необходимо исправить. Над этим и будут совместно работать историки из стран
Содружества.
Так, по словам ученого секретаря РАН Андрея Петрова,
знать историю Отечества необходимо любому выпускнику школы, чтобы, «выходя в
эту суровую и полную общественных бурь жизнь, он был хотя бы в общих чертах
подготовлен и снабжен информацией о том, какие проблемы могут возникнуть в его
взаимоотношениях с окружающим миром и соседями».
Историкам не до смеха
14.12..2007, «Московские новости»
Дмитрий Булин
Вопрос об искажении фактов истории бывших республик
СССР год от года не теряет актуальности. 11 и 12 декабря в Москве проходила
конференция, на которую съехались школьные и вузовские преподаватели истории из
стран СНГ и Балтии. Мероприятие, организованное Институтом стран СНГ, открыл
его директор Константин Затулин. "Мы уже не можем ограничиться лишь
узкопрофессиональными дискуссиями на эту тему, - подчеркнул он. - Когда речь
заходит о "ста эстонцах", которые в составе Олеговой дружины
штурмовали в 907 году Константинополь (это цитата из учебника "История
Эстонии" Марта Лаара), - можно еще улыбаться. Но когда встает вопрос о
голодоморе как геноциде, направленном против украинского народа, - становится
не до смеха". По словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, который
направил участникам конференции приветствие, сегодня как никогда важно не допустить
"попыток исказить прошлое в угоду конъюнктурным соображениям".
Войнаисторий - итоги конференции
17.12.2007, www.materik.ru
Олег Горбунов
11-12 декабря в Москве прошла конференция,
посвященная проблеме преподавания истории в школах на постсоветском
пространстве. Актуальность темы, сохранявшаяся с начала 1990-х гг., значительно
повысилась в последние годы, когда в Грузии и на Украине произошли «цветные
революции». С этого момента история этих стран начала переписываться наиболее
активно. Политические и научные элиты «удлиняют» свою историю (как это сделал
один из авторов украинских учебников, написав, что украинцы жили на своей земле
около 140 тыс. лет назад), подчеркивают якобы «колониальный» характер
Российской империи и Советского Союза. Однако проблема не ограничивается
грузинским и украинским прошлым. «Революционные» события и ситуация в этих
республиках, несомненно, подогревают интерес к происходящему, но зачастую более
незаметно и одновременно в тех же масштабах процесс переписывания истории,
происходящий по заказу новых элит постсоветских стран, идет и в Средней Азии,
Прибалтике и Азербайджане.
Организатором конференции выступил Институт стран
СНГ, занимающийся проблемами ближнего зарубежья, в частности, поддержкой там
соотечественников. От Института на конференции присутствовали: директор
Константин Затулин, замдиректора Владимир Жарихин, директор украинского филиала
Института Владимир Корнилов, руководитель представительства Института в
Севастополе Владимир Соловьев. Министерство иностранных дел России представлял
заместитель министра Александр Чепурин.
Из стран ближнего зарубежья были приглашены деятели
науки и педагоги, в частности, директор Таллиннского языкового центра
(Института) «Пушкин» Инга Мангус (Эстония), доктор философии, представитель
Ассоциации учителей русских школ Литвы Андрей Фомин, президент
общественно-научной организации «Украинская академия русистики, автор школьного
учебника по истории России Александр Олейников, профессор
Казахстанско-немецкого университета Тамара Волкова, профессор
Киргизско-российского университета Александр Князев и многие другие.
Российская научная элита была представлена ученым
секретарем отделения историко-филологических наук РАН Андреем Петровым,
замдиректора Института всеобщей истории РАН Виктором Ищенко, руководителем
информационно-аналитического отдела Московского дома соотечественников
Александром Афанасьевым, академиком Российской Академии образования, зав.
Лабораторией исторического образования РАО Людмилой Алексашкиной и др.
Ситуацию в целом обрисовал Константин Затулин. По
его словам, «с помощью своих полномочий власть [в некоторых странах СНГ]
пытается дать новую трактовку истории». Стремление к независимости здесь
перешло в «очернение» всего русского, во всех бедах того или иного народа
начали виниться именно русские. Наши соотечественники представлены
угнетателями, и это несмотря на то, что большинство этих стран (а в некоторых
случаях и наций) было образовано усилиями СССР. Именно тогда и была воспитана
та интеллектуальная элита, которая потом стала клеймить позором все русское и
советское. Еще одна немаловажная тенденция в описании истории постсоветских
стран – это ее «удлинение». Так, например, в эстонских учебниках
подчеркивается, что 100 эстонцев сыграли едва ли не ключевую роль при взятии
киевских князем Олегом Константинополя. И это притом, что эстонцы как нация
тогда вообще не существовали.
Как сообщил Затулин, Институт проводил масштабное
исследование отношения к новым учебникам русских, проживающих на Украине, в
Молдове, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. По результатам
исследования выявилась отрицательная тенденция: чем моложе наши соотечественники,
тем более они доверчивы к новым «редакциям» истории. Одновременно, чем выше
уровень образования у респондентов, тем больше скептиков. Большинство русских в
ближнем зарубежье не удовлетворены преподаванием истории. Наиболее
благоприятная ситуация с учебниками сложилась в Армении и Белоруссии. Там
большинство опрошенных довольны их качеством. В остальных странах в среднем 38%
респондентов не согласны с новыми трактовками истории. Одна из наиболее сложных
ситуаций сложилась на Украине: здесь таких – 65%.
Такая оценка нового украинского исторического
образования не случайна. Ведь именно власти этой страны хотят воздвигнуть
памятник Карлу XII за сотрудничество с предателем Мазепой, сделать героем
нацистского пособника Шухевича и называют геноцидом («Голодомором») то, что
было общей бедой всех советских крестьян – коллективизацию. Более того, в
украинских учебниках, по которым учится подрастающее поколение, Великая
Отечественная война называется «Советско-немецкой», при этом утверждается,
якобы украинцы ждали с нетерпением прихода немцев. Коротка же память некоторых
нынешних «историков», не помнящих, что по нацистскому плану «Ост» пространство
Украины должны были заселить немецкие колонисты, а оставшиеся славяне стали бы
фактически рабами. И, тем не менее, как сообщил Затулин, украинские
националисты не намерены отступаться от дальнейшего пересмотра истории.
В Эстонии – похожая ситуация. О ней рассказал Ханон
Барабанер, директор Института экономики и управления (Эстония). Сначала в 1990-х
гг. там начали говорить о пересмотре законов о гражданстве, иностранцах,
образовании и др. Затем эти дискриминационные законы, сделавшие наших
соотечественников «негражданами», были приняты. Образование стало осуществляться
преимущественно на эстонском языке. Теперь речь идет о закрытии неэстонских
школ. Фактически русских хотят заставить думать по-эстонски! Одновременно возник
лозунг: «Эстония для эстонцев!» И это притом, что в этой стране 40% населения
составляют неэстонцы. Главными темами для спекуляций становятся, разумеется,
вхождение Эстонии в СССР в начале 1940-х гг. (зачастую это называется аншлюсом
или оккупацией), отношение к освобождению Эстонии советскими войсками в 1944 г.
(это также именуется оккупацией) и т.д.
Самые радикальные призывы к пересмотру истории звучали
из уст эстонских националистов в начале 1990-х гг. Затем страна начала
готовиться к вступлению в ЕС и НАТО, и подобные разговоры поутихли. Однако
националистическое движение в Эстонии, имеющее особый взгляд на нашу общую
историю, пробудилось с новой силой в 2007 г ., когда был принят закон о переносе
«Бронзового солдата» в Таллине. Тенденция, безусловно, отрицательная, тем более
что около 82% эстонцев поддержало перенос этого памятника.
Подобная «война историй», как выразился Барабанер,
происходит и в соседней Литве. Со слов представителя Ассоциации учителей русских
школ Литвы Фомина, история России в большинстве учебников представлена
фрагментарно, более того, только через отрицательную оценку деятельности Ивана
IV, Петра I, Ленина и Сталина. Формируется образ опасной, агрессивной,
варварской и постоянно отстающей в своем развитии страны! При этом о русской
культуре вообще практически не говорится. Такая вот «история» преподается и
русским, живущим в Литве. Однако в последнее время ситуация начала изменяться:
появился специальный учебник для русских школ, где нет таких гигантских
искажений.
Все страны, о которых говорилось выше, в той или иной
степени конфликтуют с Россией на международной арене. Но «исправления»
собственной и общей истории присутствуют и внутри стран, с которыми наша страна
имеет, вроде бы, дружеские отношения. Так, например, обстоит дело в Казахстане.
В одном из учебников, по которым учится подрастающее поколение, вся история
Казахстана с момента вхождения в состав Российской империи и до 1991 г . названа
«колониальным прошлым». Россия представлена коварным государством, постоянно
использовавшим в своих целях проблемы казахов. И это при том что вся
промышленная база, на которой строится экономика сегодняшнего Казахстана,
унаследована именно от Советского Союза. Тем не менее, авторы учебника, также
как и некоторые их украинские «коллеги», утверждают, будто во время
«коллективизации» осуществлялся геноцид казахов. Более того, по мнению тех, кто
написал этот учебник, тогда было уничтожено казахское земледелие, хотя казахи
вообще были скотоводческим народом.
Вот такой «новый взгляд на историю» России и стран
нашего ближнего зарубежья приобретает все большую популярность на части
постсоветского пространства. Какие же меры, призванные исправить ситуацию,
сейчас применяются? Так, была создана Ассоциация историков стран СНГ, которая
призвана ликвидировать «недопонимание» в преподавании истории в наших странах.
Эти же задачи стоят и перед Российско-украинской комиссией молодых историков.
Министерством иностранных дел РФ выпускается ряд журналов для соотечественников
за рубежом, которые отчасти помогают им не терять связь с Родиной и собственной
историей. Однако таких журналов слишком мало, и они не могут переломить
ситуацию. По словам Затулина, необходимо объединить усилия различных организаций
и ведомств в России и за рубежом для противодействия фальсификации истории. Как
следствие, должны быть изданы учебные пособия для образовательных учреждений
ближнего зарубежья. В этом отношении особенно важно (и это подтвердили некоторые
участники конференции) сначала добиться схожего взгляда среди российских
историков на главные вопросы отечественной истории, которая не может быть
отделенной от историй других бывших советских республик. Затем необходимо
скоординировать усилия российских властей и организаций соотечественников за
рубежом по написанию пособий по истории для стран ближнего зарубежья. И в этом
отношении важны такие конференции, как та, которая была проведена Институтом
стран СНГ 11-12 декабря.
На практике усилий по взаимодействию с историками из
других стран СНГ не достаточно. Как сообщил Ищенко, в январе или феврале 2008 г.
должны быть изданы очерки по истории России и Украины. Об учебнике пока речь не
идет, но если промедлить и упустить момент, то современные школьники и студенты
могут просто оказаться «Иванами, не помнящими родства».
|