Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №182(15.12.2007)
<< Список номеров
НАПЕРВОЙ ПОЛОСЕ:
Международная конференция по проблемам преподавания истории в странах СНГ, Литве,Латвии и Эстонии
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Государство и диаспора



Казахское общество в интерьере демографической статистики

В этом году исполнилось 110 лет первой Всероссийской переписи населения, проводившейся в 1897 году. Она также положила начала статистическому учету численности жителей Казахстана в целом и казахов, в частности. До того представления о том, сколько же народу обитает в казахских степях, была самой разноречивой.

28.11.2007, http://www.ZONAkz

Рашид САТТАРОВ

Казахское общество в интерьере демографической статистикиК примеру, в “Плане оренбургского муфтия Мухамеджана Хусаинова, представленном имп. Александру I, о составе и численности Малой Орды и о способах возмещения убытка купцам”, датированном 25 июня 1805 года, высказывается предположение, что ее население могло составлять 4 млн. человек. А ведь это было за 92 года до того, как проводилась вышеназванная перепись. К тому же в том документе речь шла лишь об одной из трех составных частей казахского народа.

Позже также назывались такие цифры, которые впоследствии оценивались как завышенные. Так что первые реальные представления о численности казахов дала именно проведенная в 1897 году перепись населения.

В царской России статистический учет населения велся и до нее. Проводился он еще с 1720-ых годов в форме так называемых ревизий. Их результаты, разумеется, были не такими подробными и всеобъемлющими, какие получаются по итогам переписей населения. Но эти ревизии давали вполне реальные данные о численности жителей в тех или иных регионах и в целом по стране. Однако казахи такой формой учета не охватывались. Поэтому имели место заблуждения на счет их количества до той поры, пока не была проведена перепись 1897 года.

Она также дала конкретное представление о том, какова же была процентная доля казахов в общей численности населения во всей царской Центральной Азии и на тех землях, которые впоследствии составили территорию нашей республики. В ее итоге выявилось, что казахи являлись самым многочисленным коренным народом этого региона тогдашней Российской империи.

Более того, они были признаны одним из крупнейших этносов всей России. Об этом можно судить по следующей цитате специалиста: “На протяжении второй половины ХIХ века - начала ХХ века они обогнали литовцев и латышей и теперь уступали только русским, украинцам, полякам, евреям, белорусам, татарам и финнам, причем почти догнали последних (их было 2,7 млн. человек)” (журнал “Вопросы истории”, №12, 1989 г., “Немецкое население в России в XVIII - начале ХХ века”, 29-стр.). Отсюда видно, что на стыке девятнадцатого и двадцатого столетий казахи официально признавались шестым по численности этносом царской России. Другими словами, это был крупнейший восточный народ тогдашней империи.

Итак, в 1897 году на всем пространстве Центральной Азии, состоявшем тогда из Степного края и Туркестанской губернии, казахи составляли более половины совокупной численности 11 коренных народов. А именно – 52,5%.

Тут следует уточнить еще вот что. Конечно же, та перепись не приняла на учет всех жителей тогдашней Центральной Азии. Тому имелись свои причины. Тогда Бухарский эмират и Хивинское ханство являлись протекторатами царской России, и их население переписью, проводившейся в 1897 году, не учитывалось. Но оценочные данные о том, сколько там в те времена жило народу, и каков был примерно их этнический состав, публиковались в свое время.

Так, в Бухарском эмирате тогда, по мнению специалистов-исследователей, проживало 2-2,5 млн. человек, в том числе 55%-60% - узбеки, порядка 30% - таджики, 5%-10% - туркмены.

В Хивинском ханстве - 700-800 тысяч, в том числе порядка 65% - узбеки, 27% - туркмены, 4% - каракалпаки, 4% - казахи.

Но даже с учетом численности и этнического состава населения двух этих протекторатов Российской империи в Центральной Азии казахи могли считаться крупнейшим коренным этносом всего региона.

Что же касается русских, тогда их в Степном крае и, особенно, в Туркестанской губернии насчитывалось относительно немного. Первый из них включал практически все северные, западные, восточные и центральные районы современного Казахстана. А во вторую входили тогдашние Семиреченская и Сырдарьинская области. Значительная часть этих областей впоследствии отошла Казахской республике.

Степной край и Туркестанская губерния отличались друг от друга еще и тем, что первый из них начал осваиваться русскими еще с начала XVIII века. А вторая - только во второй половине XIX века.

Поэтому, видимо, не удивительно то, что при переписи 1897 года выяснилось, что русские в Степном крае составляли целых 20%, а в Туркестанской губернии – всего 3%. А казахи в первом из них почти 80%, а во второй – свыше 40%.

В целом же в Степном крае всего населения тогда насчитывалось порядка 2 миллион 465 тысяч человек, в том числе русских - 493 тысячи. А в Туркестанской губернии - 5 миллионов 280 тысяч 983 человек. В том числе русских – свыше 158 тысяч. А значит, всего их тогда в Центральной Азии было 651 тысяча. И это при общей численности населения всецелой подчиненной империи части региона, составлявшей 7 млн. 745 тысяч. Следовательно, доля казахов в совокупной численности жителей Степного края и Туркестанской губернии тогда равнялась 48,8%, доля русских – 8,4%.

В последующем это соотношение стало меняться. Но еще долго казахи продолжали оставаться крупнейшим по численности этносом вначале всей российской, а потом советской Центральной Азии.

В 1926 году впервые было учтено отдельно население Казахстана. На то время доля казахов равнялась 58%. Они все еще составляли большинство, хотя их численность тогда оказалась немногим больше того, что было отмечено при первой Всероссийской переписи населения в 1897 году.

При переписи, проведенной в 1939 году, казахи впервые составили меньшинство в Казахстане. Их доля тогда равнялась 47%, а доля русских - 48%.

В течение следующих почти пятидесяти лет русские в Казахстане оставались самым многочисленным этносом. Вместе с другими русскоязычными славянскими и европейскими народами они составляли все это время подавляющее большинство. Это объяснялось, прежде всего, особенностями индустриально-урбанистического и агропромышленного развития республики. В советское время промышленное производство располагалось в крупных городских центрах или специализированных на добычу сырья малых и средних городах. Большинство рабочих там составляли представители русско-славянского и в целом европейского населения.

А казахское население республики в течение этих десятилетий в основном было сосредоточено в сельских районах. В больших городах их доля была незначительной. К примеру, в Алматы, столице республики, в 1970 году она равнялась всего 10%, в 1979-м – 15%, в 1989-м – 22,5%. Из этих данных видно в советский период урбанизация среди казахов стала набирать силу только в ходе последних двух его десятилетий.

Но не только в больших городах они являлись меньшинством. Казахи даже в поздний советский период за пределами аграрного сектора экономики составляли столь незначительное число, что даже среди коренных народов в Центральной Азии были на последнем месте.

Так, к примеру, по данным ученых-экономистов, в 1987 году узбеки в Узбекистане и туркмены в Туркменистане составляли 53% трудящихся в промышленности, таджики в Таджикистане – 48%, кыргызы в Кыргызстане – 25%, а казахи в Казахстане – всего 21%. Соответствующий показатель в России был равен 83%.

И, тем не менее, казахи, начиная с 1959 года, когда их доля в составе всего населения республики оказалась наименьшей за все время проведения переписей, а именно 30% (по другим данным – 28%), стали увеличивать свой вес в демографической статистике Казахстана. К настоящему времени этот показатель уже вдвое больше того, что было отмечено в конце 1950-ых г.г.

О динамике роста доли казахов в составе населения Казахстана можно судить по следующим статистическим данным: в 1970 году – 32,5%, в 1979-м – 36%, в 1989-м - 39,7%, в 1999-м – 54%, в 2007-м – 60%.

Причем нельзя не сказать, что восстановление количественного веса казахов в Казахстане на протяжении всех этих десятилетий происходило лишь на фоне стагнации или регресса демографического динамизма представителей других населяющих республику народов. К примеру, в 1959-1992 годах численность русских здесь увеличилась на 60% - с 3 млн. 972 тысяч до 6 млн. 247,1 тысяч. Но при этом их доля в составе всего населения Казахстана сократилась с 42,7% до 37%. То есть в течение этих 35 лет у казахов, увеличивших свой демографический вес с 30% до 40%, динамика численного роста была заметно более высокой, чем у других крупнейших этнических групп в республике.

В дальнейшем их доля в сопоставительном смысле стала увеличиваться еще и за счет того, что за 1990-е г.г. из страны выехало около 2 млн. русских, украинцев и белорусов, а также 0,8 млн. немцев. Население Казахстана сократилось с 16,9 млн. в 1991 г. до 14,9 млн. в 1999 г. Это произошло главным образом вследствие уменьшения численности русско-славянских и русско-европейских народов.

За 1989-1999 г.г. количество русских сократилось на четверть или, если быть точнее, на 26% (с 6 млн. 62 тысяч до 4 млн. 479,6 тысяч), украинцев – на 38% (875,7 тысяч до 547,1 тысяч), немцев – на 63% (с 946,9 тысяч до 353,4 тысяч).

Поэтому не удивительно, что за эти 10 лет доля казахов оказалась увеличенной сразу почти на 15%.

С началом нынешнего десятилетия эмиграция из Казахстана заметно сократилась. Но доля русских и так называемого русскоязычного населения в республике продолжает уменьшаться, а казахов - увеличиваться. При этом ныне общая численность жителей республики гораздо меньше того показателя, который был в конце 1980-ых годов.

Да, сейчас казахи в Казахстане восстановили свое численное преимущество. Но при этом успели утратить демографический динамизм.

И прежнюю численность жителей в республике восстановить будет очень сложно. В ближайшие годы русско-славянское и русско-европейское население Казахстана будет продолжать уменьшаться. У него сейчас очень высокий средний возраст и низкая рождаемость. В числе других причин, обуславливающих сокращение привлекательности для людей русско-славянского и русско-европейского происхождения значительной части Казахстана как места проживания, – суровые климатические условия и исчезновение рукотворной микроклиматической среды в городах и поселках, экологическая запущенность и деградация, приток новых для Казахстана этнических групп из прилегающих стран и регионов с избыточным населением…

Спустя 100 с лишним лет казахи снова составляют большинство в Казахстане. Но они более не являются крупнейшим этносом Центральной Азии.




Смешанные семьи в Германии: структура, распределение, проблемы

19.11.2007, http://www.rosbalt.ru

Борис Немировский

флаг Федеративной Республики Германии1. Общая структура русскоязычной иммиграции в ФРГ

Федеративная Республика Германия является крупнейшей в Европе страной по количеству проживающего в ней русскоязычного населения. По данным Федерального статистического ведомства ФРГ, к 2006 году в Германии проживало более 3,5 млн человек, считающих русский язык своим родным – это вторая по количеству этноязычная группа в стране после турок. При этом следует заметить, что, в отличие от турецкой этнической группы, русскоязычная не является однородной: ни с юридической, ни с фактической точки зрения. Она разделена на неравные по численности подгруппы. По мере убывания численности, это так называемые «поздние переселенцы» (Spataussiedler) и члены их семей: этнические немцы (признанные таковыми немецкими государственными органами), имеющие подобное действующему в Израиле «право на возвращение» и с момента своего прибытия в Германию обладающие всеми правами немецкого гражданства; еврейские эмигранты из стран бывшего СССР, до 2005 года называвшиеся «контингентными беженцами» (Kontingent Fluchtling), а также граждане стран экс-СССР, проживающие в ФРГ постоянно или временно на иных основаниях (политические беженцы, небольшое количество нелегальных мигрантов и еще меньшее – тех, кто прибыл в Германию на длительный срок по причинам, связанным с профессиональной деятельностью либо браком с коренными немцами). Следует также заметить, что в официальной немецкой статистике немцы-переселенцы рассматриваются в качестве граждан ФРГ, не влияя таким образом на статистические иммиграционные данные, так что сведения о них в этом отношении государственными научно-исследовательскими службами не собираются и не систематизируются. Отмечены разрозненные попытки создания подобной систематики на уровне общественных организаций, однако до сих пор собранные данные имеют весьма приблизительный характер и не могут служить прочной основой для каких-либо выводов.

Имеется и еще одна, сравнительно малая группа русскоязычных иммигрантов в ФРГ, получивших право проживания в стране не на основании одной из вышеизложенных возможностей. Это те, чьи предки или они сами были во время Второй Мировой войны занесены в составлявшиеся нацистами в 1939-43 годах списки так называемого «немецкого народа оккупированных территорий». Фактически, в то время внесение в данные списки означало предоставление гражданства Третьего Рейха по принципу коллективной натурализации. Федеративная Республика Германия всегда рассматривала себя в качестве правопреемницы всех существовавших на немецкой земле германских государств. Поэтому парламент ФРГ еще в 50-е годы XX века отдельными постановлениями признал действенность произведенных в период Второй Мировой войны актов натурализации. Тем не менее это решение Бундестага никогда не афишировалось, а те, кто знают о нем и имеют право претендовать на приезд в Германию в соответствии с ним, стараются все же доказать свое немецкое происхождение иными способами.

Распределение русскоязычных немцев-переселенцев по стране можно с небольшим допуском назвать равномерным: в последнее время выходцы из деревень Поволжья и Казахстана нередко оседают в восточногерманских селах, однако по-прежнему основная масса как этой категории, так и еврейских мигрантов тяготеет к городам. Крупнейшая по русскоязычному населению федеральная земля ФРГ – Северный Рейн – Вестфалия, где их проживает около полутора миллионов, крупнейший город с русскоязычным населением – Гамбург: более 280 тысяч человек. В столице Германии, Берлине, проживает около 250 тыс. русскоязычных – как немцев-переселенцев, так и евреев. В последние годы наблюдается бурное развитие русскоязычной информационной структуры: достаточно сказать, что в стране официально зарегистрированы более 400 русских либо двуязычных (русско-немецких) печатных изданий. Кроме еженедельных русскоязычных газет федерального уровня, в столице Северного Рейна – Вестфалии, Дюссельдорфе, появилась первая ежедневная русскоязычная газета «Рейнская Газета» — основным ее акционером является известное издание Westdeutsche Zeitung. В Берлине и Гамбурге действуют локальные частные русскоязычные радиостанции, кроме того, в столице Германии существует частный локальный русскоязычный телеканал. В скором времени планируется введение в действие первого общегерманского открытого русскоязычного телеканала, подобного давно уже работающему на территории ФРГ турецкому телеканалу TRT с главной редакцией в Мюнхене. Основной интерес для темы данного доклада представляет тот факт, что, согласно исследованиям (в частности, монографии В. Куренного «СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ В ГЕРМАНИИ»), базовая социальная единица, которой адресована вся без исключения русскоязычная пресса в Германии — это семья, а не социальные группы, сформированные на основе профессиональных, имущественных или политических интересов. Семья, в свою очередь, является базовым структурным элементом как этнической, так и культурной макросоциальной группы.

Кроме того, в разных городах Германии существует более двух десятков частных русскоязычных школ и детских садов. Все это говорит о том, что развитие русскоязычного населения Германии вошло в автоматический режим и потеря русского языка из-за смены поколений произойдет вряд ли. Несмотря на все более полную интеграцию детей и подростков из русскоязычных семей в немецкое общество, полной ассимиляции в обозримом будущем ожидать не следует.

2. Смешанные семьи: национальное определение

Как известно, понятие «смешанная семья» имеет два основных определения: национальное и религиозное. В первом случае подразумевается брак двух человек разных национальностей, во втором – различных религий. Если говорить о национальном аспекте, то смешанные браки в среде русскоязычных мигрантов в Германии превалируют над мононациональными, причем в данном случае не имеет значения, рассматривается ли группа немцев-переселенцев либо еврейских мигрантов. По данным различных исследовательских групп, общее количество смешанных семей превышает 52%, причем на эту тенденцию влияет, в основном, количество смешанных браков, заключаемых уже в Германии молодыми представителями русскоязычной миграции: главную роль в данном случае зачастую играют не национальные либо религиозные соображения молодых людей, а простой факт наличия общего родного языка – русского. Тем не менее, как показывают некоторые исследования, зачастую смешанные браки оказываются гораздо менее устойчивыми, чем мононациональные либо монорелигиозные.

2.1. Три типа смешанных семей

С юридической точки зрения, можно выделить три основных типа смешанных семей в русскоязычной среде в Германии. Это: а) семьи немцев-переселенцев и представителей иных национальностей, чьи браки были заключены до приезда в ФРГ; б) то же – семьи еврейских мигрантов и представителей иных национальностей, образовавшиеся до приезда в страну; в) семьи коренных немцев и представителей иных национальностей. Смешанные немецко-еврейские семьи и иные варианты браков, возникших уже в Германии, желательно в данном случае оставить в стороне, так как их проблематика, как правило, не связана с особенностями юридического статуса членов этих семей.

2.2. Краткое изложение юридической и бытовой проблематики всех трех типов смешанных семей

Согласно немецкому закону о праве на возвращение, все члены семей немцев-переселенцев, приехавшие вместе с этими немцами в Германию, сразу получают права и обязанности гражданина ФРГ. Их социальный статус регулируется отдельно, двумя параграфами этого закона, а именно – четвертым и седьмым. Вкратце остановившись на этих различиях, стоит сказать, что те, кто был принят в стране по §4, имеют право на зачет трудового стажа, причем их стаж работы в стране исхода приравнивается к стажу соответствующей работы на территории ГДР, после чего все начисленные по тарифам ГДР суммы делятся пополам. Попавшие в Германию по §7, не имеют права на зачет трудового стажа и должны либо зарабатывать пенсионный стаж в Германии, либо вынуждены довольствоваться социальным пособием. Тем не менее следует еще раз подчеркнуть, что представители иных национальностей, приехавшие с немцем-переселенцем, принятым согласно §4, получают гражданский статус согласно §7, то есть – мужья и жены поздних переселенцев также считаются поздними переселенцами, независимо от их национальности. В том же случае, если вместе с поздним переселенцем, к примеру, отцом, приехали взрослые сыновья или дочери (поздние переселенцы согласно §7), то их супруги уже не имеют права на немедленное получение немецкого паспорта – трактующий их положение §8 Закона о возвращении предусматривает для них право постоянного места жительства, которое может быть утеряно в случае развода, если он произойдет в течение трех лет со дня приезда в Германию. Более того, до 1994 года супруг такого переселенца мог даже потерять право на проживание в ФРГ в случае смерти супруга, если она последовала в течение трех лет с момента прибытия в Германию, однако Конституционный суд ФРГ признал это положение незаконным.

Супруги еврейских мигрантов, так же, как и сами еврейские мигранты, получают постоянный вид на жительство – однако только в том случае, если брак был заключен до получения разрешения на переезд в ФРГ. В противном случае супруги еврейских мигрантов получают трехлетний вид на жительство, причем представители Федерального ведомства по делам иностранцев имеют право осуществлять надзор за такой семьей: в случае, если будет доказано, что брак носит фиктивный характер, оба супруга могут потерять право проживания в ФРГ. То же самое относится и к бракам, заключенным после получения разрешения на переезд немцами-переселенцами. Отдельно регулируются права супругов после рождения ребенка: в случае, если гражданин Германии или человек, обладающий правом постоянного проживания на территории ФРГ, разводится с супругом-иностранцем после рождения ребенка и суд отдает родительские права этому супругу, то последний получает право постоянного проживания. По истечении 7 лет с момента приезда в страну он имеет право подать прошение о предоставлении гражданства – для этого он должен знать на разговорном уровне немецкий язык, иметь постоянный заработок, отказаться либо официально сообщить о намерении отказаться от гражданства других стран и подтвердить в присутствии официальных лиц свою приверженность Основному закону Германии. Все это, конечно же, относится и к иностранным супругам коренных немцев, хотя, в данном случае, с 2005 года были приняты некоторые изменения в миграционном законодательстве: для иностранных супругов был введен возрастной ценз, а для граждан Германии, желающих жениться либо выйти замуж за иностранца – не гражданина Евросоюза, имущественный ценз. Что касается детей, родившихся в таких семьях, то они получают вид на жительство до 18-летнего возраста, после чего имеют возможность сами определить, хотят ли они быть гражданами ФРГ либо страны, из которой приехали родители. Двойное гражданство немецким законодательством предусмотрено лишь в исключительных случаях. При этом право постоянного жительства у них остается.

Что касается прямых родственников, не приехавших в ФРГ в составе семьи немцев-переселенцев либо еврейских мигрантов, то они также в основном имеют право приехать позже и жить в Германии. Это право оговорено «Законом о воссоединении семей», однако следует подчеркнуть, что федеральный закон Германии лишь задает правовые рамки этого статуса, а подробности в различных немецких федеральных землях трактуются по-разному. Не вдаваясь в детали, можно сказать, что наиболее либеральным в отношении воссоединения семей является соответствующее законодательство Северного Рейна – Вестфалии, а наиболее жестким – Баварии. Таким образом, в данном случае особую роль играет место проживания того иммигранта, с которым желают воссоединиться его прямые родственники.

Хотелось бы отдельно остановиться еще на одной проблеме, не относящейся к теме данного исследования: многие русскоязычные выходцы из стран бывшего СССР, родившиеся на территории ГДР в семьях советских военнослужащих, проходивших службу в Ограниченном контингенте Советской Армии в Германии, ошибочно полагают, что имеют право претендовать на немецкое гражданство. Дело в том, что в ФРГ право гражданства определяется не по американской системе: родившиеся на территории Германии дети иностранцев не становятся автоматически гражданами Германии. Иными словами, их гражданство определяется не по территории, а по крови.

3. Смешанные семьи: религиозное определение

Сразу следует заметить, что религиозный аспект в смешанных русскоязычных семьях в Германии не играет той роли, которая отводится ему в Израиле – это относится ко всем типам смешанных семей, представленных выше. Основных причин тому две: во-первых, в отличие от Израиля, в Германии церковь не только отделена от государства, но и не является монолитной – существуют две основные христианские конгрегации, католическая и евангелическая, которые, в отличие от религиозных направлений иудаизма, являются куда более отстоящими друг от друга конфессиями. Во-вторых же, религия не играет основополагающей роли для большинства русскоязычных жителей Германии, независимо от их принадлежности к той или иной группе. Те же, кто в самом деле исповедуют в быту каноны того или иного направления иудаизма, христианства либо иных религий, как правило, предпочитают вступать в браки с единоверцами. Поэтому в данном случае следует лишь остановиться на некоторых особенностях религиозной принадлежности русскоязычных, более всего относящихся к семьям немцев-переселенцев. Основная часть немцев-переселенцев официально исповедуют евангелизм, вторая по величине религиозная группа – христиане-меннониты, далее, по убыванию, идут баптисты, католики и православные. При этом нередки случаи, когда при оформлении документов по различным причинам православные христиане оказываются записанными евангелистами. На церковном уровне эта путаница легко преодолевается и верующие отправляются в тот храм, который предпочитают в жизни, однако на административном происходит так, что так называемый религиозный, или культовый, налог (Kultussteuer), взимаемый с этих людей, попадает в кассу «не их» конфессии. Тем не менее, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что на проблемы брака, воспитания детей, совместного проживания различие религий в смешанных русскоязычных семьях в Германии не оказывает того влияния, которое оно оказывает на эту проблематику в Израиле. То же самое относится и к смешанным семейным парам русскоязычный – коренной немец. Впрочем, из этого правила имеется одно исключение: в последние пять лет было зарегистрировано несколько случаев, когда на религиозной почве распадались смешанные (в национальном определении) браки иудеев: это происходило потому, что супруг-неиудей, решивший принять гиюр, проходил его в синагоге иного направления, нежели супруг-иудей. Однако количество таких случаев исчезающее мало и подобные браки так или иначе не являются смешанными с религиозной точки зрения.

4. Общие проблемы и предварительные выводы

Вывод, который можно без труда сделать из всего вышеизложенного, следующий: несмотря на отличия в социальном и юридическом статусе, а также в религиозной и бытовой ментальности, проблемы, возникающие в смешанных русскоязычных семьях в Германии, сходны между собой и в основном отличны по своей структуре и направленности от проблем, бытующих в израильских смешанных семьях. Это обусловлено, как уже отмечалось, отличиями в отношениях церкви и государства в Германии, а также отличиями общих миграционных концепций ФРГ и Израиля. Не претендуя на глубокий анализ ситуации, следует, однако, отметить, что сходство этих проблем лежит, скорее, на бытовом, «внутрисемейном» уровне, нежели на уровне общественных отношений, так называемом «внешнем». В данном докладе не рассматривались проблемы совместного воспитания детей, трудности интеграционного процесса и особенности бракоразводных процессов – каждая из этих тем сама по себе является предметом отдельного исследования. Вывод можно сделать следующий: опыт смешанных семей в ФРГ может пригодиться израильским специалистам в том случае, если социальные и общественные системы двух стран с течением времени окажутся более сходны, чем это можно наблюдать в данный момент. Смена поколений также в состоянии внести новые аспекты в сложившуюся ситуацию. До тех пор, однако, следует наблюдать и систематизировать данные.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ