Проблемы диаспоры
Братские могилы – историческое наследие
2.12.2007,http://www.rdu.org.ua/
ЗАЯВЛЕНИЕ
Русской общины Крыма об
объявлении братских, отдельных могил и захоронений советских воинов, крымских
партизан, подпольщиков, а также памятников и памятных мест, Великой
Отечественной войны, расположенных на всей территории Крымского полуострова,
национальным историческим наследием этнических русских Крыма
В связи с непрекращающимися со стороны неофашистких сил
на Украине (в том числе чиновников, занимающих высшие государственные посты) -
попытками уничтожения братских могил советских воинов, партизан, подпольщиков, а
также памятников и памятных мест Великой Отечественной войны, другого
материального и нематериального исторического наследия данной исторической
эпохи:
- для консолидации крымского общества по защите своей
героической истории – памяти о Победе Советского Союза в Великой Отечественной
войне;
- в целях военно-патриотического воспитания
подрастающего молодого крымского поколения;
- на основании международного, в том числе европейского,
законодательства о приоритетной защите исторического наследия этносов и
этнических групп
- Русская община Крыма объявляет:
могилы и захоронения советских воинов, крымских
партизан, подпольщиков, а также памятники и памятные места Великой Отечественной
войны, расположенные на территории Крымского полуострова - национальным
историческим наследием этнических русских Крыма.
Русская община Крыма, объявляя право этнических русских
Крыма на защиту братских, отдельных могил и захоронений советских воинов,
крымских партизан, подпольщиков, а также памятников и памятных мест, связанных с
периодом Великой Отечественной войны, и расположенных на территории Крымского
полуострова, считает это своим конституционным, естественным этническим правом и
моральным долгом.
Реализацию своего этнического права на защиту братских,
отдельных могил и захоронений советских воинов, крымских партизан, подпольщиков,
а также памятников и памятных мест Великой Отечественной войны, расположенных на
территории Крымского полуострова, Русская община Крыме не считает исключительной
прерогативой только своей общественной организации, а приглашает к данному
движению всех, кто к этому стремиться.
Данный политико-правовой шаг Русской общины Крыма не
имеет целью ограничения или нарушения прав на мероприятия в поддержку,
увековечение либо сохранение этих объектов культурного наследия: родственников
или близких, а также боевых товарищей погибших (умерших), нарушения прав иных
этносов, этнических групп, национально-культурных обществ и национальных общин
Крыма (и других территорий), иных объединений граждан, любых коммунальных,
республиканских, государственных или негосударственных учреждений и
институтов.
В случае же попыток либо реализации актов вандализма,
разрушения либо демонтажа (в том числе под видом ремонта или реставрации
памятников), несанкционированных раскопок, а также проведения любыми физическими
или юридическими лицами действий, не подтвержденных документально, что они
проводятся в интересах увековечения памяти советских воинов, крымских партизан,
подпольщиков, а также памятников и памятных мест Великой Отечественной войны –
Русская община Крыма заявляет о своем моральном праве - пресекать данные
действия (с одновременным их обжалованием во внутригосударственных,
международных и судебных инстанциях).
Принято Думой Русской общины Крыма, 1 декабря 2007 года,
в г.Симферополе
Вещь в себе, но не для себя.
Соотечественники -
неиспользуемый ресурс для отстаивания интересов России на постсоветском
пространстве. Интервью с профессором КРСУ Александром Князевым.
26.11.2007, Независимая газета.
Виктория Панфилова
В Бишкеке недавно был избит российский политолог
Александр Князев - один из организаторов конференции по проблемам российских
соотечественников, проживающих в Центральной Азии. Сам Князев считает, что
нападение связано с его профессиональной деятельностью, поскольку то, что он
делает, не устраивает ни власти, ни оппозицию. О трудностях диалога с властями
стран постоянного проживания наших соплеменников, о положении потенциальных
граждан России за пределами РФ доктор исторических наук, профессор
киргизско-российского Славянского университета, член Координационного совета
российских соотечественников Киргизии, один из руководителей
Центральноазиатского института русской диаспоры Александр Князев рассказал в
интервью "НГ".
- Александр Алексеевич, вы занимаетесь проблемами
русских в Центральной Азии. А сколько их в пяти странах этого региона?
- Больше всего русских в Казахстане - около 4 миллионов
человек, это более 26% населения, хотя их численность снижается. В Узбекистане в
1989 году проживало 1 миллион 660 тысяч русских. Сейчас около миллиона, причем
почти 600 тысяч из них живут в Ташкенте. В Киргизии около 600 тысяч человек
славянского населения, среди них - полмиллиона русских. В Туркмении накануне
распада СССР русских было 550 тысяч почти 15% населения Туркменской ССР. Сейчас
там остается от 100 до 120 тысяч наших соотечественников. Меньше всего их
сегодня в Таджикистане - не больше 1% всего населения (неполных 70 тысяч человек
в 2000 году). Значительную часть русских в Таджикистане составляют люди
пенсионного и предпенсионного возраста, которые просто вымирают.
- Основной поток русских мигрантов пришелся на первые
годы обретения республиками независимости. Много ли желающих сегодня переехать в
Россию?
-Желающих уехать в Россию всегда было много. Другое
дело, что для наших соотечественников во всех странах Центрально-Азиатского
региона проблемой было и остается отсутствие материальных возможностей для
выезда. Скажем, для Киргизии миграция - это базовая и неуклонно нарастающая
тенденция. Согласно итогам исследования, проведенного по заказу МИД РФ,
переехать в Россию на льготных условиях, представляемых Государственной
программой содействия добровольному переселению, только из Киргизии готовы
выехать 42% тех, кого мы называем российскими соотечественниками. Получается,
что желающих вернуться на историческую родину гораздо больше, чем тех, кто
предпринимает какие-либо действия. Если бы со стороны России проводилась более
адекватная политика, то многие из тех, кого сегодня можно отнести к категории
желающих, переместились бы в категорию действующих. Думаю, через нескольких лет
сельского русскоязычного населения в Киргизии почти не останется. Горожанам
сложнее найти свое место в России, только поэтому в Бишкеке русская община в
каком-то виде будет сохраняться еще довольно долго. В любом случае есть выбор -
уезжать или смириться с тем, что никакой карьеры твоим детям здесь не светит.
Эта тенденция сегодня актуальна и для Казахстана, причем стимулировать
миграционный поток может и тот факт, что у казахстанских русских проблема
материального обеспечения переезда стоит как раз наименее остро. А вот для
русских в Таджикистане и Туркмении это очень тяжело.
- Россия, объявив о программе по переселению
соотечественников, с будущего года прекращает упрощенную выдачу российского
гражданства...
- Российские консульства и сегодня уже фактически
прекратили оформление гражданства, но в регионах процедура получения гражданства
достаточно проста, и многие пользуются этим каналом. Человек едет, скажем, в
Тамбов, прописывается у родственников, за пару месяцев получает российский
паспорт, а затем возвращается домой, чтобы, не торопясь, решать вопросы переезда
и обустройства. Наиболее вероятной жизненной парадигмой соотечественников
ближнего зарубежья остается выезд на постоянное место жительства в Россию.
- Участвуют ли представители нетитульных наций в
политической жизни страны проживания?
- Участие отдельных представителей русской диаспоры в
структурах власти, например, в Киргизии в разное время на протяжении
постсоветских лет скорее исключение, а не правило, и по сути - это попытка
создать иллюзию того, что политическая жизнь республики имеет полиэтнический
характер. О русских вспоминают лишь во время очередных предвыборных кампаний как
об определенном электорате. Но никто и никогда не был по-настоящему озабочен
интересами и проблемами русского населения. Что-то аналогичное происходит в
Казахстане. В Узбекистане преобладает сугубо прагматический подход: есть очень
много русских чиновников довольно высокого ранга даже в таких специфических
сферах, как МИД, силовые структуры и спецслужбы. Применительно к Таджикистану
или Туркмении этот вопрос вряд ли вообще имеет смысл. Отдельные личности,
занимающие какие-то должности, чаще всего просто инкорпорированы в клановые
теневые связи.
- Отличается ли жизнь русских общин в Казахстане,
Киргизии и Узбекистане?
- В любой из стран Центрально-Азиатского региона
существует потенциал этнического национализма, самой иррациональной и жестокой
формы национализма, этакого коллективного комплекса неполноценности. Это то, что
объединяет и подпитывает миграционные настроения. Но различия при этом
существенные. В Киргизии положение русскоговорящего и русского населения,
пожалуй, наиболее сносное, хотя Киргизия пошла по пути строительства
этнократического государства, где титульная нация становится доминирующей во
всех сферах жизни. Сейчас русские в Киргизии, как и подавляющее большинство
граждан, не относящихся к титульному этносу, исключены из политической,
общественной и культурной жизни, из серьезного бизнеса. Чрезвычайно
интернациональным городом остается Ташкент. Некоторая неприязнь к русским первых
постсоветских лет ушла в прошлое. А вот положение русских в Таджикистане
остается крайне тяжелым, де-факто это люди второго сорта. Самая высокая
безработица - среди русских. Хуже, может быть, разве что в Туркмении.
- А что делают организации российских соотечественников
для изменения ситуации?
- На территории Киргизии проявляют себя около двух
десятков организаций российских соотечественников, а кто-то говорит чуть ли не о
семидесяти... Все эти организации не оказывают какого-то заметного влияния на
повседневную жизнь людей, и наши соотечественники в основной своей массе просто
не знают о них. Выживает и становится полноценной диаспорой лишь та общность,
которой удается соединить интересы различных социальных групп, в нее входящих.
Наиболее важными представляются интересы тех, кто является хранителем
этнокультурного наследия. Это, конечно, остатки интеллигенции. Во-вторых, те,
кто обеспечивает экономическую основу выживания общины, включая и создание
рабочих мест для соотечественников. И в-третьих, это те, кто создает
общественно-политические условия для сохранения этнической общины. Это могут
быть партийные группы, депутаты в местных представительных органах и т.д. Но вот
обеспечить соединение этих интересов - задача сверхсложная. Слишком они
разрозненны сегодня, российские соотечественники. Пока это скорее вещь в себе,
но не для себя+
- Центральноазиатский институт русской диаспоры может
изменить ситуацию?
- Центральноазиатский институт русской диаспоры -
недавно созданная неправительственная организация. Пока это скорее группа
энтузиастов, не имеющая никакого финансирования, кроме собственных средств. Тем
не менее мы уже сумели опубликовать несколько исследований о русских в Киргизии
и в странах региона и будем продолжать эту работу.
- Какова в этом роль России?
- Мы впервые за последние годы почувствовали себя
востребованными. Хотя пока больше деклараций, чем реальной помощи. Россия вроде
бы осознала преимущества наличия за рубежом многочисленной диаспоры.
Продолжением этого процесса должна бы стать кардинальная ревизия существующих
отношений, создание каких-то новых схем взаимодействия. Пока же российские
соотечественники - это не используемый Россией ресурс в диалоге со своими
постсоветскими партнерами и в распространении собственного влияния в регионе,
относящемся к сфере российских жизненно важных интересов.
Русским Литвы не хватает внимания
03.12.2007, Vilniaus diena
Стасис Гудавичюс
Русские Литвы жалуются Москве на подавление культурной и
национальной самобытности. Россия такие жалобы использует в целях агрессивной
пропаганды, но слабо помогает своим живущим за рубежом соотечественникам
сохранить национальное самосознание, пишет ежедневная газета "Vilniaus diena".
«Русский язык в Литве – словно знамя поверженного врага.
Каждый хочет его потоптать», - так в Москве на круглом столе, посвященном
положению русских в странах Балтии, недавно говорила помощница члена Сейма Ирины
Розовой Татьяна Ясинская.
По возвращении из России Т.Ясинская от своих слов не
отказывается. «Действительно, можно констатировать, что в Литве, к сожалению,
очень распространено мнение, что использование русского языка создает угрозу
национальному самосознанию литовцев. Мне кажется это неправильным. Кроме того,
такое отношение постоянно ухудшает возможности русского национального
меньшинства сохранять свой язык, культуру, национального самосознание», -
сказала в интервью газете «Vilniaus diena» глава Русского культурного центра в
Вильнюсе Т.Ясинская.
Кроме того, в Москве, как отмечает издание, она
жаловалась на то, что большинство безработных в Литве составляют русскоязычные,
постоянно сокращается число школ с русским языком обучения, местных СМИ на
русском языке, русским негде проводить свои культурные мероприятия.
Высказались за независимость
Литвы
Т.Ясинская призвала в этой «констатации проблем» не
видеть никакого политического контекста. «Здесь нет и не может быть политики. Я,
как и все другие проживающие в Литве русские, являемся гражданами независимой
Литвы и точно не хотим, чтобы к проблемам культурной и национальной самобытности
относились как к последствиям подозрительной политики», - подчеркнула она.
«Подобными заявлениями о положении русских в Литве мы
никогда не хотели говорить и не захотим сказать России, что эти наши проблемы
надо решать нецивилизованными, недемократическими или агрессивным методами.
Никто здесь точно не хочет русских танков или захвата экономики Литвы. Мы лишь
хотим, чтобы были созданы условия для сохранения русской культуры в Литве», -
добавила Т.Ясинская.
Член Сейма И.Розова согласна с выводами Т.Ясинской, что
пространство русского языка, культуры и традиций в Литве постепенно сокращается,
и это плохо. «А о своих бедах русские должны говорить в России. Ведь литовские
поляки говорят о своих в Польше, литовцы из Ирландии приезжают в Литву и говорят
о своих бедах», - рассуждала И.Розова.
Член Сейма Владимир Орехов в интервью газете сказал, что
не согласен с тем, что русских в Литве ущемляют. «В нашей стране многие проблемы
были решены еще на заре независимости, когда всем живущим здесь людям –
литовцам, полякам и русским – было предоставлено литовское гражданство. Поэтому,
наверное, не стоит говорить о таких бедах, которые испытывают русские в Латвии и
Эстонии», - считает В.Орехов.
«Русские окраины» Эстонии прозябают в нищете
10.12.2007, http://news.mail.ru/
В
Эстонии насчитывается 13 тыс. 874 безработных. Таковы обнародованные сегодня
данные Департамента рынка труда по состоянию на 30 ноября.
Это примерно 2% численности всего трудоспособного
населения республики, составляющего 630,6 тыс. человек. Как и в прошлые
годы, у эстонской безработицы преимущественно «женское лицо»: среди всех
ищущих через бюро занятости работу женщины составляют более 60%. Самый
высокий удельный вес среди безработных составляют люди самого продуктивного
возраста 24-49 лет. Их насчитывается около 8 тыс. человек. Более 4 тыс.
человек — лица старше 50 лет и около полутора тысяч — молодежь
в возрасте 16-24 лет.
Наиболее безработными регионами являются аграрный юг
Эстонии — Валгаский и Выруский уезды и северо-восток республики,
где компактно проживает значительная часть русскоговорящего меньшинства. Здесь
уровень безработицы в 2-2,5 раза выше, чем в среднем
по республике. Во всех официальных статистических данных фигурирует термин
«зарегистрированная безработица». Как считают специалисты, официальная
статистика дает далеко не полное представление о состоянии занятости
в Эстонии, так как примерно столько же потерявших работу предпочитает
обходить стороной бюро по трудоустройству и заниматься поисками работы
самостоятельно, перебиваясь случайными заработками.
На прошлой неделе Департамент статистики
в ежегодном сборнике «Города и волости Эстонии в цифрах»
опубликовал данные об уровне доходов населения страны. Регионы, где
компактно проживают представители русскоязычного меньшинства, признаны самыми
бедными в Эстонии. Согласно ежегоднику среднемесячный доход жителей
третьего по численности населения эстонского города Нарва (население
которого на 96% состоит из русских) в прошлом году составлял 6154
кроны, или 395 евро, что на треть ниже, чем в среднем
по республике, отмечает ИТАР-ТАСС.
|