Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №182(15.12.2007)
<< Список номеров
НАПЕРВОЙ ПОЛОСЕ:
Международная конференция по проблемам преподавания истории в странах СНГ, Литве,Латвии и Эстонии
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Переселенцы нужны там, где они нужны

Почему бы не предложить соотечественникам, которые давно живут в России и никак не могут стать ее полноправными гражданами, войти в программу содействия переселению? Этот вопрос витает в воздухе и не находит вразумительного ответа с тех самых пор, как было объявлено о запуске программы переселения.

14.12.2007, Российская газета

Татьяна СМОЛЬЯКОВА

Не удержалась и я от этого вопроса, когда несколько дней назад брала интервью у крупного чина Федеральной миграционной службы. Наконец, мне популярно объяснили, почему это невозможно. Все дело в том, что программа содействия переселению преследует совершенно конкретные цели, которые не всегда совпадают с интересами осевших в России выходцев из республик бывшего СССР.

Да, у нас серьезнейшая демографическая ситуация. Во всех странах, испытывающих дефицит населения, эта проблема решается в том числе за счет привлечения мигрантов. Причем мигрантов, скажем так, определенного качества. Где-то это жесткие возрастные ограничения, где-то отдается преимущество определенным социокультурным группам, где-то на первый план выходит профессиональная подготовка мигрантов. При этом демографы прогнозируют, что уже в недалеком будущем в старом свете разразится серьезнейшая конкуренция за качественных мигрантов.

В нашей программе содействия переселению соотечественников, которая логично вписалась в Концепцию демографической политики, нет абсолютных требований. Но есть некая идеология, первый пункт которой гласит: люди нам нужны там, где они нужны. Обратите внимание на то, что большинство пилотных регионов - приграничные, в основном дальневосточные, и сибирские (Амурская, Иркутская, Тюменская области, Красноярский, Приморский, Хабаровский края). Это оголенные с точки зрения населенности или интенсивно развивающиеся регионы, где без притока свежей крови просто не обойтись.

Для того чтобы сподвигнуть соотечественников переселяться в "непрестижные", но важные с геополитической точки зрения регионы, переселенцам гарантируются дополнительные блага (например, подъемные). Тем не менее, и таким калачом не каждого заманишь. Скажем, заявлений перебраться в Калининградскую область - хоть отбавляй, а желающих поехать на самый Дальний Восток на порядок меньше. Тем более что по программе переселения предлагаются отнюдь не краевые и областные центры, а в лучшем случае районные.

Что же касается тех соотечественников, которые уже приехали и живут в России, то они предпочитают мегаполисы и крупные города, которые и так перегружены, в худшем случае - пригороды больших городов, где жилье дешевле, а выбор работы достаточно большой. Кроме того, много переселенцев и беженцев в южных регионах, которые уже давно испытывают серьезную миграционную нагрузку, тем не менее, поток желающих туда переехать не иссякает.

Ну а самая сложная проблема для переселяющихся по программе соотечественников - подходящая работа. С нее все начинается. Если для предполагаемого переселенца в выбранном им регионе нет соответствующей профессии и квалификации работы, то ему, скорее всего, откажут. Или предложат другой регион. Кстати, по данным ФМС, на сегодняшний день процент отказов - около 30. В том числе - по причине низкой квалификации или отсутствия достаточного опыта работы. С этой точки зрения наибольшие трудности испытывают выходцы из Центрально-Азиатского региона, которые хоть и имеют профессиональное образование, но зачастую не имеют никакого опыта работы.

Некоторые регионы отказывают в приеме многодетных семей, поскольку это дополнительная нагрузка на них. Кто-то это может расценить как дискриминацию, но у страны в целом и субъекта в частности есть конкретные потребности не просто в увеличении народонаселения, не просто в трудовых ресурсах, а в людях, заинтересованных жить и профессионально самореализовываться в России, рожать детей, в конце концов.

С будущего года в госпрограмму вольются новые субъекты Федерации, потом еще. Но нужно заметить, что 14 регионов заявили о том, что для них эта программа не актуальна. В том числе Москва, Ингушетия, Дагестан, Чечня, Чукотка, Астрахань, Ставрополье. Правда, столица выразила готовность поучаствовать в программе, но только в качестве транзитного пункта, где можно было бы, например, переобучать переселенцев, повышать их квалификацию.

Впрочем, все это не означает, что "старые русские" переселенцы, живущие в России на птичьих правах, не могли бы вписаться в госпрограмму. Без сомнения, найдутся люди, готовые перебраться из одного российского региона в другой, где действует программа, приняв все ее условия. Единственное, что для этого нужно, - политическая воля. И по нашим сведениям, такая возможность сейчас прорабатывается. Также госпрограмма будет адаптироваться и к тем согражданам, которые готовы приехать в Россию со своим бизнесом. Поправки в госпрограмму, по имеющейся у нас информации, могут быть внесены уже в самое ближайшее время.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ