Какой увидели Беларусь шведские эксперты
26. 11.2007.
БелГазета
Ярослав Романчук
Стокгольмский институт переходных и восточноевропейских
экономик (SITE) по заказу МИД Швеции презентовал страновой доклад по Беларуси.
Шведские аналитики изучали последствия нефтегазового шока для Беларуси и дали
рекомендации политикам своей страны по возможному формату сотрудничества с
нашей.
Больших неожиданностей и откровений в докладе нет: с
начала 90-х Стокгольмская школа экономики работала с различными переходными
странами, в т.ч. с Россией. Шведы вполне адекватно раскусили суть нашей системы:
«Беларусь - важная страна на границе ЕС, которая выбрала отличный от Запада путь
развития с централизованным контролем над экономикой и слабыми демократическими
институтами. Попытки вовлечь ее руководство в диалог, который мог бы привести
страну к большей открытости и рынку, не были успешными. С другой стороны,
переговоры с Россией по газу и нефти в 2006г. и последующие соглашения,
вступившие в силу в 2007г., стали значительным шоком для внешних связей страны и
привели к широкомасштабным макроэкономическим и социально-политическим
последствиям».
Вслед за МВФ шведы говорят о «постоянном шоке», хотя
белорусское правительство его категорически отрицает. Вплоть до IV квартала
2007г. население действительно не ощущало шока. Спокойный сон берегли низкие
тарифы на ЖКУ и существенный рост денежных доходов. Совмин делал все, чтобы
госпредприятия не испытывали дефицита кредитных ресурсов. Пока получилось. Благо
внешние кредиты и терпение вкладчиков не закончились.
Шведские аналитики считают: «Механизмы работы
белорусской экономики тесно связаны с сетью спецсоглашений по торговле нефтью и
газом с Россией». Они указывают на то, как без собственных нефти и газа наша
страна сумела в полной мере насладиться энергетической рентой: «В 2006г.
топливные и нефтехимические товары составляли около одной трети общего объема
промышленного производства, которое, в свою очередь, составляет одну треть ВВП.
Минеральные продукты составляли около 40% экспорта, в 2001г. их доля была меньше
20%».
Поставки газа также стали источником роста белорусской
экономики. Получая дешевое топливо, страна быстро довела уровень его потребления
в структуре первичного потребления энергии до более чем 60%. Для сравнения: в
России и на Украине этот показатель составляет соответственно 50% и 40%. В Литве
и Польше доля газа в структуре потребления первичной энергии составляет 25% и
10%. То, что в 2001-06гг. было благом (тотальная газификация и расчет на дешевую
нефть вкупе с экспортным грантом), с 2007г. стало шоком: «Если бы в 2006г.
Беларусь платила «европейскую рыночную цену», дополнительные издержки составляли
бы около 10% ВВП». Таков российский газовый грант Беларуси от России. А ведь был
еще и нефтяной оффшор!
Ликвидация нефтегазового гранта и есть суть
внешнеторгового шока. К нему необходимо адаптироваться сокращением госрасходов,
переходом внутренних цен на мировые и модернизацией производственной базы. Но
госрасходы увеличились, тарифы на ЖКУ еще в меньшей степени покрывают издержки
производства, а модернизация свелась к механическому перераспределению
многомиллиардных бюджетных ресурсов в пользу традиционных секторальных
«священных коров», в первую очередь сельского хозяйства.
По расчетам шведов, в бюджете 2007г. сельхозсубсидии
составляют около 20% госрасходов. Крупные промышленные предприятия продолжают
работать в условиях «мягких бюджетных ограничений»:«Предприятиям, которые
испытывают трудности, может быть оказана поддержка разными способами, а для
предприятий, которые получают высокую прибыль, может быть в весьма
непредсказуемой форме увеличена налоговая нагрузка».
С 1995г. по 2000г. экономический рост был обеспечен за
счет экспансионистской фискальной и монетарной политики и свободного доступа
белорусских товаров на российский рынок. На этом этапе белорусские производители
сумели добиться существенных ценовых преимуществ перед россиянами. Но в
2001-06г. наступила золотая нефтегазовая эпоха. И такой же свободных доступ на
российский рынок.
В 2007г. настал новый этап во взаимоотношениях между РБ
и РФ. По мнению шведов, влияние «шока на торговый баланс и баланс текущего счета
будет существенным». Они попытались подсчитать последствия, предположив, что
объемы экспорта и импорта не будут меняться: «В 2007г. совокупное влияние
нефтяного и газового шока составляет около $1,7 млрд., что эквивалентно 5% ВВП.
Оно будет увеличиваться вплоть до 2011г. и достигнет $4,7 млрд. (для сравнения:
потери от исключения Беларуси из Общей системы преференций ЕС составят $23-36
млн.)».
При фиксированном обменном курсе и валовых
золотовалютных резервах в объеме $1,4 млрд. на конец 2006г. правительство
сделало акцент на стремительное увеличение объема внешних кредитов. Эксперты
полагают, что оценка МВФ общих потерь Беларуси от внешнего шока в 10-15% ВВП
может быть занижена, потому существует ряд факторов, которые могут увеличить эти
потери: фиксированный обменный курс, жесткая структура экономики и низкое
качество институтов. С учетом этих факторов SITE прогнозирует: потери могут
составить до 33% первоначального объема ВВП (а не 15%, как рассчитывает МВФ):
«Тот факт, что рост объемов производства сократится на 5%, затем на 4, 3, 2 и 1%
процент в период между 2007г. и 2011г., не значит, что потеря объемов
производства составит 15% (т.е. сумма потери темпов роста по отдельным годам).
Если в качестве отправной точки брать темпы роста экономики 10% в год без шока,
а влияние на них является таковым, как описано выше, то при сравнении годового
уровня производства с гипотетическим трендом и суммировании всех потерь по годам
до 2011г. мы получаем 67% от первоначального ВВП».
Шведские аналитики предлагают стандартный набор мер по
адаптации к внешнему шоку, ключевыми из которых являются «улучшение институтов
(установление принципа верховенства закона, демократии, реформа системы
налогового администрирования и т.д.), сокращение роли государства в бизнесе,
либерализация цен для обеспечения адекватной аллокации ресурсов и создания
конкурентной по международным меркам экономики, ликвидация субсидий, не
являющихся частью пакета мер по реформированию сельского хозяйства,
промышленности и финансового сектора, ликвидация кредитования банками под
административным давлением...».
В краткосрочном периоде помимо структурных реформ шведы
предлагают правительству выпустить облигации для смягчения внешнего ценового
шока, приватизировать госпредприятия, ужесточить фискальную и монетарную
политику, девальвировать белорусский рубль для стимулирования экспорта. Это
набор пожарных мер. Однако даже он может повергнуть в шок белорусское
правительство. Шок не нефтегазовый, а психологический…
|