Казахстан спас ОБСЕ от исчезновения
30.11.2007. РИА
Новости
Дмитрий Косырев
В Организации по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ)
выбор страны-председателя всегда был формальной и несущественной процедурой. Но
на закончившемся в Мадриде совете министров иностранных дел ОБСЕ от того, станет
или не станет Казахстан председателем ОБСЕ в 2009 году, зависело выживание всей
организации. Именно решение этого вопроса удерживало члена ОБСЕ Россию, и еще
несколько стран, от выхода из организации. После чего смысла в существовании
таковой уже не оставалось бы - общеевропейской организация быть бы уже не могла,
а никакой другой не требуется, евроструктур и так немало.
Битва за Казахстан шла несколько лет и кончилась
компромиссом. По решениям Мадридской встречи, председательство эта страна
получит в 2010 году, после уже утвержденной Финляндии и Греции.
Но в любом случае, даже сняв угрозу российского выхода,
ОБСЕ всего лишь купила себе некоторое время перед неизбежными реформами.
Если кому-то хочется выяснить, что не так между Россией
и Западом (то есть странами Европы и США), то достаточно посмотреть, как обстоят
дела с ДОВСЕ (договором об обычных силах и вооружениях в Европе) и с ОБСЕ. Что
касается договора, то с 12 декабря вступает в силу мораторий на российское
участие в нем, поскольку слишком долго только одна сторона, российская,
выполняла его положения, а те, кого принято называть Западом, от выполнения
отказывались. Хотя моратория можно было бы избежать, если бы прислушались, что
несколько лет говорила и предлагала Москва насчет военной безопасности на
континенте.
Примерно то же самое - разговор Москвы с глухими -
происходило в ОБСЕ. Дело в том, что организация эта, рожденная Хельсинским
совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, и включающая как
чисто европейские государства, так и США, Канаду, Узбекистан, Казахстан и т.д.,
в 90-е годы нашла себе новую работу. ОБСЕ в лице американцев и европейцев начала
постепенно превращаться в инструмент по принятию стран бывшего СССР в западные
структуры, в широком смысле этих слов. Как-то незаметно оказалось, что в ОБСЕ
две группы государств - "полноценные" и не очень. Организация, где, как
предполагалось, все ее участники равны и учатся общению путем равноправного
диалога, оказалась "похищена" группой стран, взявших на себя роль экзаменаторов
и наставников для других стран-членов.
Конечно, ОБСЕ в этом плане отражала ситуацию 90-х годов,
когда Россия и многие другие страны были слишком слабы, чтобы возражать всерьез,
а для европейцев или американцев мысль о неизбежной интеграции бывших
коммунистических государств в евроструктуры, и никуда больше, казалась
естественной и единственно возможной. Инерция мышления оказалась настолько
сильной, что уже в 2000-е Запад за несколько лет не сумел воспринять всерьез
намеки и прямые заявления Москвы о том, что ОБСЕ придется или изменить свой
стиль поведения, или исчезнуть. Собственно, инерция эта, нежелание заметить, что
эпоха поменялась, и есть основная проблема между Москвой и "западной" частью
мира.
Список претензий России к ОБСЕ, давно известный, был в
чрезвычайно резкой и ясной форме изложен в Мадриде министром иностранных дел
Сергеем Лавровым. Который использовал такие слова, как "переломный для Европы
период", "момент истины по целому ряду фундаментальных проблем европейской
безопасности" - намекнув, что терпение кончилось здесь и сейчас.
Министр напомнил, в частности, что в истории с
председательством Казахстан пытались принудить как-то дополнительно доказывать
свою "пригодность" для этой роли, и выжимали у него уступки. И дальше это
продолжаться не может.
Недовольна Москва и тем, что структуры, формально
подотчетные ОБСЕ, постепенно взяли на себя не только мониторинг выборов в
нескольких странах-членах организации, но и начали напрямую участвовать в
незаконных операциях по смене там власти ("цветные революции"). При этом ОБСЕ
как таковая, где требуется консенсус всех членов, денег на это не давала.
Делалось все по-другому. Использовались, по словам Лаврова, "фантомные"
неправительственные организации, с такими же "фантомными" источниками средств,
которые орудовали на Украине, в Грузии, Киргизии и где угодно от имени ОБСЕ.
Наконец, не слишком подчиняется этой организации и Бюро по демократическим
институтам и правам человека - БДИПЧ, которая по большей части занимается именно
выборами. Что проявилось в неожиданном отказе БДИПЧ присылать наблюдателей на
российские выборы 2 декабря - никаких поручений на этот счет ОБСЕ не давала.
Москва, наконец, обвиняет ОБСЕ в том, что увлекшись
"выборной" темой, похитители организации игнорируют реальные проблемы
европейской безопасности, которые требуют внимания.
Исправить положение Россия предлагает путем внесения
ясности в механизм работы ОБСЕ - в частности, приняв устав организации, где все
процедуры были бы прописаны точно. Пока что она каким-то мистическим образом без
такого документа обходилась. Хотя действовал принцип, по которому без консенсуса
никакие решения организации законными не считаются. Этот принцип и позволил
России добиться нынешнего успеха и подвести ОБСЕ вплотную к реформированию.
Надо сказать, что многие не только в Москве, но и в
самом Казахстане считали стремление Нурсултана Назарбаева добиться
казахстанского председательства в ОБСЕ маленькой слабостью большого человека.
Но, так или иначе, именно казахстанская заявка, повторим, сдержала тех в Москве,
кто считал, что ОБСЕ неизлечима. И вот сейчас появляется шанс - возможно, 50 на
50 - возрождения ОБСЕ. В "положительные" 50 процентов добавляются президентские
выборы в России, переводящие многие процессы в ней в "ждущий режим", и позиция
таких стран, как Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Они
вряд ли будут в духе "социалистического лагеря" голосовать вслед за Россией. И в
целом считают, что от нынешней, "полудохлой" ОБСЕ вреда особого нет, пусть
подождет реформ.
|