Почетная должность и… никакого уважения
07.12.2007.
Республика (Казахстан)
Мухамеджан Адилов
Чем мы отличаемся от дикарей, которые обменяли остров
Манхэттен на связку разноцветных стеклянных бус?
В прошедшую пятницу в Мадриде, в ходе заседания Совета
министров ОБСЕ было принято решение о председательстве в ОБСЕ в ближайшие годы.
Казахстан, претендовавший на эту роль в 2009 году, вынужден был уступить это
право Греции, но будет возглавлять организацию в 2010 году. Этот вариант,
найденный за два дня работы заседания в Мадриде, назван компромиссом между
странами Запада и Астаной.
Итак, официальная Астана празднует победу над
международным сообществом. Особенно среди прочих выделяется голос
государственного секретаря Республики Казахстан – такого славословия в адрес
Нурсултана Абишевича мы еще не слышали. Говоря о пяти составляющих «успеха»
казахстанской дипломатии, четыре из них Канат САУДАБАЕВ отнес на счет главы
государства. Оказывается, г-н Назарбаев «действительно лидер от Бога», у него
«стратегическое видение и выдающийся созидательный талант», «удивительная
способность добиваться намеченных целей», и к тому же «мудрое и мужественное
решение президента Назарбаева отказаться от ядерного орудия и уничтожить его
инфраструктуру… открыло Казахстан для мира… и мир для нас».
Но, похоже, пропагандистские фанфары и барабаны звучат
громко и назойливо только для того, чтобы замаскировать провал
внешнеполитического наступления. Попробуем без эмоций проанализировать решение
Мадридского совещания министров иностранных дел государств – участников ОБСЕ
29-30 ноября 2007 года.
Расклад сил перед Мадридом
Казахстан выдвинул свою кандидатуру на пост председателя
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на 2009 год несколько лет
назад. В соответствии с действующим регламентом ОБСЕ вопрос должен был решаться
в декабре 2006 года, но впервые в истории организации был отложен на год.
Перед Мадридом семь государств СНГ во главе с Россией и
Казахстаном предприняли жесткое фронтальное наступление на ОБСЕ. Они требовали в
том числе пересмотра мандата Бюро по демократическим институтам и правам
человека (БДИПЧ), особенно в части механизма наблюдения над выборами, и угрожали
заблокировать работу организации, все решения которой принимаются консенсусом,
если Казахстан не будет избран председателем ОБСЕ на 2009 год. При этом каждый
из участников «фронды» преследовал свои интересы: если путинская Россия
принципиально хотела заткнуть горло влиятельной и неудобной для нее организации,
то назарбаевский Казахстан жаждал лишь почетной должности.
Основная часть государств – участников ОБСЕ занимала
нейтральную или молчаливо-соглашательскую позицию.
Во-первых, потому что не играла самостоятельной роли в
международной политике, в том числе в регионе Казахстана и Средней Азии.
Во-вторых, была заинтересована в сохранении хороших отношений с потенциальным
поставщиком углеводородов на мировой рынок, то есть с нами. В-третьих, просто не
желала портить дипломатических отношений с Казахстаном, потому что эту тяжелую
обязанность можно было переложить на других. Поэтому жестко против
председательства Казахстана в ОБСЕ стояли Великобритания, США и Чехия.
Впрочем, ради справедливости нужно сказать, что первыми
двумя двигали скорее геополитические и геостратегические интересы, нежели забота
о продвижении в регионе стандартов ОБСЕ. Судя по всему, и Великобританию, и США
тревожили все большая близость политических режимов Назарбаева и Путина и
усиливающееся сотрудничество Казахстана и России в политической, экономической и
военной областях. Поэтому к Мадридской встрече министров иностранных дел
сформировался очаг напряжения, в котором вопрос о председателе ОБСЕ на 2009 год
играл роль запала. Но цели и задачи у основных игроков были разные.
Если Россия хотела навязать ОБСЕ и доминирующим в этой
организации западным государствам во главе с США и Великобританией свое видение
мира в XXI веке и подтвердить свое восстановление в ранге первоклассной мировой
державы, диктовать которой что-либо никому не позволено, то США и Великобритания
хотели ослабить отношения между Казахстаном и Россией, предотвратить их
дальнейшее сближение, сохранить ОБСЕ как инструмент влияния и подтянуть к себе
Казахстан как богатое нефтью государство, способное поставлять углеводороды на
мировой рынок, минуя Россию.
Налицо также заинтересованность в нашей стране как
потенциальном плацдарме в Центральной Азии, возможном барьере между Китаем и
Россией – двумя наиболее беспокоящими Запад государствами, форпосте, с которого
западная цивилизация может развиваться на пространстве в этом беспокойном
регионе, включающем в себя Афганистан, Пакистан и Иран.
А такие государства, как Франция, Германия, Испания и
Италия, хотели сохранить ОБСЕ как инструмент продвижения своих интересов на
территории Евразии и не допустить ухода из ОБСЕ России, Казахстана и других
государств СНГ, поскольку подобная конфронтация нанесла бы ущерб растущему
экономическому и внешнеполитическому сотрудничеству ЕС с постсоветскими
государствами.
Что мы видим в итоге?
Казахстан фактически «кинул» Россию, приняв на себя
обязательства сохранить мандат ОБСЕ и БДИПЧ в неприкосновенности и
противодействовать в качестве председателя ОБСЕ на 2010 год попыткам
пересмотреть их. В результате единый фронт государств – членов СНГ оказался
разрушенным и Россия не смогла добиться ни одной из намеченных ею целей. Судя по
оценкам российских экспертов, это ясно понимают в соседней стране, и теперь
вполне можно ожидать пересмотра отношения и к Казахстану, и к казахстанскому
президенту.
Получается, что, согласившись на председательствование
Казахстана в 2010 году, Великобритания и США частично добились своего. Остальные
государства остались, как говорится, при своих позициях. Казахстан же вроде бы
тоже добился своего – стал председателем, пусть не на 2009, а на 2010 год, но
все равно может праздновать дипломатическую победу. Однако так ли это?
Казахстан возглавит авторитетную международную
организацию в 2010 году. Но вопрос в том, возрос или упал авторитет нашей страны
за эти пять лет? Вопрос риторический. Ответ на него легко найти на страницах
зарубежной и казахстанской прессы – конечно, упал. И то, что республика
возглавит ОБСЕ, ничего не даст ей в плане имиджа.
Ведь что собой представляет пост председателя
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с практической точки
зрения? Всей текущей работой ОБСЕ и его институтов руководит тройка из
представителей бывшего, текущего и будущего председателей – значит, Казахстан
всегда будет в меньшинстве. К тому же наша страна устами министра иностранных
дел пообещала сохранить мандат и самой ОБСЕ, и ее институтов, значит,
возможности поруководить путем аппаратных и организационных реформ минимальны.
Похоже, кто-то сильно дезинформировал Нурсултана
Абишевича о том, как вообще функционирует эта организация, раз он купился на
фишку председателя, а на днях даже поручил акиму Астаны продумать строительство
здания, где могли поместиться и работать делегации всех (!) 56 государств –
участников ОБСЕ.
Получается, что в результате долгого дипломатического
наступления Республика Казахстан получила почетную должность и… никакого
уважения со стороны мирового сообщества. Но чем мы тогда отличаемся от дикарей,
которые обменяли остров Манхэттен на несколько долларов и связку разноцветных
стеклянных бус?
Пиррова победа
В общем, резюмируя ситуацию, следует сказать, что на
Мадридском совещании министров иностранных дел государств – участников ОБСЕ
29-30 ноября 2007 года был достигнут компромисс. Причем цена и эффективность
этого компромисса для его участников разная.
Казахстан получит почетную должность и ничего более,
даже уважения со стороны соседних государств мы вряд ли дождемся. Но при этом
поставил под угрозу взаимоотношения с соседней Россией и выставил себя на
ближайшие четыре года под пристальный взор мировой общественности и средств
массовой информации. Плюс взял на себя непосильные обязательства по
демократизации, включая изменение законодательства о выборах, СМИ и политических
партиях.
Россия потерпела сокрушительное внешнеполитическое
поражение от западных государств, что особенно обидно на фоне укрепления
политического режима внутри страны и экономического подъема. США и
Великобритания сохранили ОБСЕ как инструмент влияния на постсоветском
пространстве и пробили брешь в российско-казахстанских отношениях. Остальные
государства – участники ОБСЕ ничего не выиграли и не проиграли.
Но в таком случае невольно напрашивается вопрос – чем
хвастаются президент Назарбаев, государственный секретарь Саудабаев и министр
иностранных дел Тажин? А вслед за ними все провластные СМИ? Прорывом? Но не
факт, что он в нашу пользу. Победой? Да, но она пиррова.
В двух шагах от культа
Между тем стоит задаться еще одним вопросом, а нужно ли
было Назарбаеву председательствование Казахстана в ОБСЕ? С первого взгляда
вопрос глупый – ведь избрание на почетный пост должно свидетельствовать о
международном признании страны, ее растущем авторитете и т.д. Но мы уже
отмечали, что после 2001 года налицо разочарование в Казахстане как в стране,
идущей по демократическому пути. Это не скрывают даже дипломаты на официальных
встречах, для них мы сегодня в одном ряду с Афганистаном, Узбекистаном,
Туркменистаном. И если еще можно согласиться с официальной пропагандой – что
Казахстану быть председателем ОБСЕ почетно, непонятно, зачем это лично первому
президенту?
Уже очевидно, что созданная Назарбаевым политическая
система не поддается реформированию, а все попытки демократизировать ее приводят
к обратному результату – доказательством тому майское изменение Конституции
страны и последующие выборы в представительные органы власти. Сидел бы себе
спокойно Нурсултан Абишевич в ранге отца-основателя, Папы казахстанского народа
и Спасителя отечества и просто не обращал бы внимания на шпильки ОБСЕ. Как
Туркменбаши. Но нет, кто-то очень умный и дальновидный в политическом
руководстве подставляет его самого и администрацию под шквальный обстрел со
стороны мировой общественности на ближайшие четыре года. Можно поспорить, что в
результате потери будут намного больше, чем приобретения.
Ну а закончить этот «разбор полетов» стоит еще одной
цитатой из выступлений государственного секретаря: «Поэтому сегодня я хотел бы
поздравить прежде всего нашего первого президента Нурсултана Абишевича
Назарбаева, автора этой выдающейся победы, отца-основателя современного
Казахстана, лидера подлинно мирового масштаба. Именно этот человек все годы
независимости без левых и правых, без колебаний и потрясений решительно и
последовательно вел страну к нынешним высотам».
Эти слова свидетельствуют о том, что «управляемая
демократия» по казахстанскому варианту достигла своей высшей стадии – культа
личности Нуреке. И теперь в победителях будут те, кто громче, слаще и ближе к
царственному уху произнесет волшебные слова, которые вернутся обратно чинами,
должностями, деньгами и влиянием.
|