Украина решила поделить Азовское море по принципу: "мое – это мое, и твое – это тоже мое"
15.01.2008, Единая
Россия
Комментарии К.Затулина
Украина может в одностороннем порядке установить границу
между Россией и Украиной в Керченском проливе, заявил в интервью еженедельнику
"Зеркало недели" министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко.
По словам главы МИДа, спешить Украину заставляет желание
не допустить в будущем катастроф, подобных той, которая случилась в ноябре в
Керченском проливе. Однако на самом деле речь идет о контроле над важнейшей
транспортной артерией Азово-Черноморского бассейна.
Киев настаивает на разделе Азовского моря и Керченского
пролива по серединной линии. В этом случае судоходный фарватер пролива достается
Украине, и она сможет не только взимать с российских судовладельцев сборы за его
проход, но и запустить в Азовское море корабли НАТО. Москва предлагает провести
границу в проливе по фарватеру, а за Азовским морем оставить статус внутреннего,
куда корабли третьих стран могут зайти только с обоюдного согласия РФ и Украины.
Но на это не согласен Киев, и переговоры безуспешно длятся уже более 10 лет.
Установление границ в одностороннем порядке, которым
грозит Огрызко, может означать, что украинские погранкатера начнут перехватывать
в проливе все корабли, идущие из РФ и обратно без разрешения Украины. В этом
случае Волго-Донской канал просто встанет. Далее можно ожидать, что российские
погранкатера и корабли ЧФ с базы в Новороссийске попытаются разблокировать
транспортную артерию. Для Киева это станет поводом форсировать вывод ЧФ из
Севастополя и призвать к посредничеству НАТО, как это уже было в 2003 году в
ходе конфликта из-за Косы Тузла, отмечает РБК daily.
Член Генерального совета партии "Единая Россия", член
комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и
связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин
Затулин:
- Хочу обратить внимание, что Украина, в отличие от
России, впервые в своей истории ведет обсуждение о режиме проливов. Поскольку
прежде Украины не существовало, не существовало и практики ведения подобного
рода переговоров и определения режима проливов. Между тем, исторический опыт
России во многом связан на этом направлении с борьбой за проливы и с
определением режима этих проливов. Речь, правда, шла не о Керченском проливе, а
о Босфоре и Дарданеллах. Напомню, что из-за этого вопроса на протяжении, по
крайней мере, 200 лет лихорадило все страны черноморского бассейна и
прилегающего Средиземноморья.
В конце концов, то, что сегодня является международной
практикой и международным правом в отношении режима проливов, установлено
специальными конвенциями в Монтрё. Эти конвенции, между прочим, устанавливают
гарантии для государств, которые расположены внутри Черного моря и по территории
которых не проходят эти проливы. В соответствии с жесткими регламентами эти
страны на что-то имеют право, на что-то не имеют. Устанавливается общий
согласованный режим судоходства. Например, в отношении военных кораблей
нечерноморских стран. Все это было предметом очень долгой, многолетней
дипломатической борьбы и переговоров.
Сейчас наши украинские коллеги, которые ничего этого
знать не хотят, на голубом глазу пытаются доказать, что они вправе определять
фарватер и границу в Керченском проливе, как им угодно, не договариваясь
предварительно о нормах судоходства в Керченском проливе и о принципах
мореплавания в Азовском море, которое является внутренним морем России и
Украины.
Все это демонстрирует, во-первых, авантюризм, во-вторых,
хватательные рефлексы украинской дипломатии. Никаких односторонне установленных
границ в Керченском проливе, я уверен, Российская Федерация не признавала, и
признавать не собирается. Одно время существовала практика, на мой взгляд,
порочная. Украина пользовалась прежними советскими административными картами, в
соответствии с которыми взимала в свою пользу таможенные проливные сборы. На мой
взгляд, если эта практика еще существует, Россия имеет такое же право собирать
таможенные сборы.
Размер сборов и использование этих средств должны быть
взаимно обговорены. Тот факт, что один берег Керченского пролива российский, а
другой украинский, предрасполагает обе стороны к договоренностям. Вместо этого
наиболее рьяные украинские переговорщики – в данном случае я могу сказать о г-не
Огрызко - передергивают факты и пытаются, как в фильме "Свадьба в малиновке",
определить, что "мое – это мое, и твое – это тоже мое". Когда речь заходит о
фарватере, а это важный во всех отношениях параметр судоходства в Керченском
проливе, они хотят присвоить его себе на всем его протяжении, в соответствии со
своим представлением о серединных линиях. Когда речь заходит об ущербе, который,
например, был нанесен России и Украине недавним ураганом в Керченском проливе,
они охотно предоставляют Российской Федерации право компенсировать ущерб, не
считая, что они имеют к этому отношение. Во всяком случае, это следует из
последнего интервью г-на Огрызко "Зеркалу недели" в Киеве.
Я считаю, что этот дешевый провинциализм и популизм
украинской внешней политики ни в чем так не сказывается, как в попытке играть в
наперстки по вопросу Керченского пролива и Азовского моря. Я убежден, что наша
позиция вполне логична и говорит о том, что дело не в определении границ, а в
обеспечении судоходства и гарантиях безопасности, что лишний раз подчеркнула
трагедия, разыгравшаяся в Керченском проливе и Азовском море. Речь о
необходимости развивать коммуникации и продвинуться, наконец, в осуществлении
уже долго обсуждаемого и тормозимого киевскими властями проекта Керченского
туннеля. Необходимо договориться, чтобы международная юрисдикция в отношении
третьих стран была компромиссной. Азовское море – это море, которое со времен
азовских походов Петра I и сидения казаков в городе Азове в XVII веке было
внутренним озером. В греческие времена оно и называлось Миотским озером. На
берегах этого мелководного моря никто не строил укреплений и пограничных
сооружений.
Если Украина настаивает на правах на Азовское море без
ограничений, это по-русски означает, что, когда будет поставлена последняя
подпись на соглашении о демаркации границы, на следующий день Украина будет в
состоянии нервировать Россию приглашением в свои порты на Азовском море кораблей
НАТО или военных судов третьих стран, которые в этой акватории не появлялись со
времен Петра I.
До тех пор будет висеть замок на окончательных
договоренностях по Керченскому проливу, пока украинская сторона не возьмется за
ум и не поймет, что компромисс – лучший способ договоренностей с другой
стороной, которая, по крайней мере, не меньше Украины и обладает не меньшими
возможностями оказывать давление на ситуацию.
|