Межнациональные отношения
« Русские в Молдавии …, что и евреи на стадии становления Третьего Рейха…»
23.01.2008,
www.regnum.ru
В любой цивилизованной стране радиостанцию, допустившую
в эфире ксенофобские высказывания, оштрафовали бы, а ксенофоба - нашли бы и
посадили в тюрьму. Так прокомментировал 23 января 2008 года в интервью
корреспонденту ИА REGNUM инцидент с русофобскими высказываниями, прозвучавшими в
эфире радиостанции Noroc, молдавский писатель, финалист "Русской премии" 2007
года Владимир Лорченков.
Напомним, 11 января 2008 года в утренней интерактивной
передаче Radio Noroc прозвучали оскорбления в адрес живущих в Молдавии русских.
Дозвонившийся в эфир радиослушатель заявил, что собаки, которые пугают его
ребенка, "как правило, принадлежат русским, которые не любят детей". Ведущие
программы не прервали радиослушателя, который, воспользовавшись этим, продолжил:
"У них (у русских - прим. ИА REGNUM) собаки упитаннее любых детей". Но и после
этого ведущие не сочли нужным дать оценку выпадам против русских, а спокойно
продолжили передачу.
"Вся эта история очень показательна, - продолжил
Лорченков. Она доказывает, что в обществе Молдавии существует и очень
распространен бытовой нацизм. Что это за явление? Низшие слои населения
убеждаются высшими в том, что виноваты в страшной молдавской разрухе "русский
Иван и его дети". А высшие слои в Молдавии - это национал-буржуазия, которая, по
существу, и правит страной второй десяток лет, сменяя знамена аграриев на
коммунистические или либеральные. Поскольку речь идет о собственности, то все
становится совершенно понятным. Национал-буржуазия отвлекает обобранное ею
население от истинных виновников бед страны. А виновник этот -
национал-буржуазия. В результате ненависть к национальным меньшинствам создается
и формируется искусственно правящей верхушкой страны при всех трех ее
президентах. В этом верхушку поддерживает "культурная элита" РМ, которая зависит
от верхушки экономически".
По словам писателя, бытовой нацизм внедряется в сознание
люмпенизированного населения Молдавии очень успешно. "То есть, свою долю вины
общество тоже несет. Бытовой нацизм для низших слоев общества Молдавии
становится тем же, чем была религия для крепостных в Средневековье. Опиумом и
средством забыть свои унижения и нищету. Но все это теория... А она выливается в
практику, когда какое-то животное позволяет себе публично, в эфире СМИ,
оскорбить этническое меньшинство страны, а двое так называемых журналистов на
это не реагируют. "Защитник" русских, - наше государство в лице Координационного
совета по телевидению и радио, реагирует на это... требованием к радиостанции
"более ответственно подходить к подбору кадров". Что это, как не издевательство?
Этот "слушатель" должен сидеть в тюрьме. Эта радиостанция должна выплатить
огромный штраф. Это моментально произошло бы в любой цивилизованной стране, будь
то США или даже сегодняшняя Румыния. Но от товарищей "воронинцев" мы слышим
только "пшик". Примерно такая же история была, когда в Молдавии местный
"интеллектуал" Дабижа в своей газете объявил детей от смешанных браков
неполноценными. Наказали его... выговором из какой-то европарламентской
структуры. Только вдумайтесь: за уголовное преступление человеку машут пальчиком
откуда-то из Страсбурга или Брюсселя. При этом русскоязычное население страны
исправно платит налоги, то есть, содержит бюрократический аппарат, который по
идее, должен защищать всех своих налогоплательщиков", - отметил молдавский
писатель.
"На фоне активизации молдавско-российских отношений,
визита Владимира Воронина в Москву, призванного показать крепнущую
молдавско-российскую дружбу, инцидент с радио Noroc и ситуация с русским языком,
который фактически выдавливается сегодня из молдавского медиа-пространства и
молдавской общественно-политической жизни, выглядят особенно цинично", -
подчеркнул Лорченков.
По его мнению, бытовой нацизм свидетельствует о
глубочайшем кризисе молдавского государства. "Вернее, оно государством де-факто
так и не стало. Не выработано никакой национальной идеи, население страны не
ощущает себя единым целым. Государство не состоялось. Полное фиаско. А в таких
случаях всегда ищется враг. Русские в Молдавии занимают место примерно то же,
что и евреи на ранней стадии становления Третьего Рейха. До погромов еще не
дошло, но... Вроде они во всем виноваты, но в то же время их нигде нет, поэтому
никаких прав им давать не нужно. Это паранойя. И до тех пор, пока многие
молдаване не поймут, что их враг не русский сосед, - такая же жертва бездарного
управления РМ, что и титульные граждане, - а собственная совершенно прогнившая
"элита", из этой страны ничего путного не выйдет", - подвел итог Владимир
Лорченков.
Напомним, как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в
Координационном совете по телевидению и радио в Молдавии, на своем заседании 18
января 2008 года КСТР "взял на карандаш" ксенофобские заявления, прозвучавшие на
радиостанции Noroc. Координационный Совет указал администрации радиостанции на
необходимость "проявлять больше требовательности при подборе кадров и повышать
профессионализм своих ведущих". На заседании было подчеркнуто, что "вещание в
прямом эфире сопряжено с определенным риском, поэтому ведущие подобных передач
должны быть более внимательными".
Этномазохизм по-казахски
Или дискуссия об аспектах
межнациональной и внутренней политики
«Мегаполиc»№ 1 (366)
от 14.01.2008
Серик МАЛЕЕВ
Это похоже на ожесточенный спор целого ряда казахских
газет между собой, касающийся вопросов внутренней и, прежде всего,
межнациональной политики государства. А кто прав – судить читателю.
"Этномазохизм" – так озаглавлена статья в газете "Жас Казак", в которой
говорится:
– Этот термин у нас не используется, но для нашего
случая он подходит как нельзя кстати. Казахи неравнодушны в отношении власти,
поскольку власть эта наша. Мы за нее болеем, переживаем. Однако почему же
власть-то нас никак не замечает? Тенгиз, Шилек, Маловодное, Маятас… Поругана
была казахская честь, убиты были казахи, судимы были казахи, пострадали
опять-таки казахи. А нам говорят: "Об этом писать нельзя, молчите". И мы молчим
покорно. Отныне на любую жесточайшую несправедливость, вместо победного боевого
клича, мы отвечаем лишь трусливым молчанием. Молчание становится нашим девизом,
начертанным на наших боевых знаменах и щитах. А о чем тогда, спрашивается,
писать? Да и зачем писать о другом, когда вот она – острейшая социальная
проблема перед нами? И кто скажет, не случится ли так в скором времени, что если
произойдет назавтра драка между представителями двух не титульных этносов в
Казахстане, то опять судить будут казахов? Только за то, что вовремя не
вмешались и не разняли.
И эту же позицию разделяет редакция газеты "Казахстан –
Заман". В частности, ее политический обозреватель Ертай Айгалиулы в своей статье
"Сидящие во власти, похоже, не считают себя казахами?" делится своими мыслями с
читателями:
– Да, – говорит он, – иногда сгоряча я так и думаю.
Может те, кто во власти не считают себя казахами? Иначе чем все объяснить? Земля
у нас богатая, власть в руках казахов, Президент – умница, не в каждой стране
такой есть, на внешних границах над нами не нависает враг, и стабильность вроде
тоже есть. Но почему же тогда мы не можем решить свои проблемы? Когда я вижу
аульских казахов, лишившихся земли и мало – мальского достатка, лишенных
будущего, признаюсь, у меня обливается сердце кровью. Неужели до них никому нет
дела? Как нет дела никому до проблем казахского языка? И вот тогда-то и
приходишь к крамольной мысли, что сидящим наверху плевать на нас всех. У
тамошних казахов, похоже, нет в душе ничего казахского.
Как видим, претензии к власти конкретные. Однако так ли
во всем виновата власть? Ведь необходимо учитывать и то, в каких обстоятельствах
она сегодня находится и какими были эти обстоятельства всего шестнадцать лет
назад. И об этом уже рассуждает лауреат Государственной премии Казахстана,
известный казахский писатель Кадыр Мырза Али в своей статье "Задушенный народ.
Солнце едва взошло", опубликованной в газете "Егемен Казахстан" от 5 января 2008
года. Эта статья, как бы рецензия на книгу казахского автора Мир Шаирдына "О
Милосердный Мир", но мысли в ней звучат совсем не рецензионные. Кадыр Мырза Али
пишет:
– У каждого народа бывает время взлетов и падений. И
самая непостоянная вещь в мире – это Власть и Богатство. Когда–то бывшие великие
империи Атиллы, Чингисхана, Батыя, наводившие страх и ужас на своих врагов,
пришли в упадок. Их слава померкла. В то время, как поднимались другие
государства. И вот уже появилась на картах Российская империя. А мы, казахи,
наследники былой славы своих великих предков, оказались ее колонией. Фактически
Казахстан был порабощен.
Однако проходит еще какое-то время и в той же России
происходит революция, давшая впервые порабощенным народам надежду на лучшую
жизнь. Которой не суждено было сбыться. И виной тому Сталин. Тиран, принесший
неисчислимые бедствия казахскому народу.
В самой партии большевиков в начале 30-х годов
двадцатого столетия берут верх шовинистические настроения. Что оборачивается для
населения двух наиболее крупных социалистических республик Советского Союза –
Украины и Казахстана геноцидом по отношению к коренным обитателям этих земель. В
те годы погибло около трех миллионов казахов.
Но и после было не легче. К власти в СССР пришел Хрущев,
при котором в Казахстане начала проводиться политика повсеместной русификации.
Закрывались казахские школы и интернаты. Так, только в Алматы из четырех
казахских действующих школ – интернатов, в которых учились дети чабанов,
осталась только одна, где занятия велись на родном языке. Хрущев самовольно
раздавал наши территории. При его правлении часть казахских земель отошла
Узбекистану. Он же поставил под сомнение наш союзный статус. Он мечтал об
автономии для Казахстана. И причиной тому, помимо всего прочего, была наша
великая история. Казахам неоднократно удавалось создавать величайшие империи
древности. Выбить эту память из головы у народа, лишить его национального
самосознания – такова была еще одна цель Москвы по отношению к Казахстану.
В те годы вторыми секретарями областей в Казахстане
повсеместно назначались русские. А, к примеру, в Западном Казахстане и вовсе
казахов не допускали к власти. Казахам трудно было устроиться на работу. Шла
откровенная дискриминация казахов по этнической принадлежности. В массы
внедрялась специальная установка, дескать, казахи не могут работать на
высококвалифицированных должностях. И поэтому вовсе не случайно известный
индийский политик Джавахарлал Неру, узнав о шовинистических ужасах, здесь
творящихся, пришел в негодование, заметив, что Казахстан – это никакая не
союзная республика, а некий порабощенный, жестоко подавляемый, бесправный
доминион.
И здесь же можно вспомнить восемьдесят шестой год,
декабрь, и все, что предшествовало этим событиям. Того же шовиниста Горбачева, с
его "перестройкой и ускорением", пожелавшего поставить в Казахстане своего
ставленника. Но затея провалилась. Возмущенный народ вышел на улицы. А потом,
спустя три года, последовали события Нового Узеня. Как продолжение декабря 1986
года. И только после этого к власти в стране пришел Нурсултан Назарбаев.
Словом, если исходить из логики Кадыра Мырза Али,
президенту Назарбаеву досталось не легкое наследство. И это надо понимать. Надо
уметь сравнивать то, какой была страна вчера и какой она стала сегодня.
Позитивные перемены, по мысли Кадыра Мырза Али, в нашей жизни есть, они налицо,
и они будут происходить в дальнейшем. Но вот только, правда, они не могут быть
сиюминутными, моментальными, как бы этого кому-то ни хотелось. Поскольку
политика – это искусство достижения возможного.
37% русскоязычных школьников из Ласнамяэ хотят уехать из Эстонии
18.01.2008,
DELFI
37 % процентов русскоязычных школьников из столичного
района Ласнамяэ по окончании учебы собираются уехать из Эстонии за границу.
Таковы данные исследования, проведенного среди старшеклассников.
Социологи объясняют растущую тенденцию к отъезду
сложными взаимоотношения между русскими и эстонцами, обострившимися после
апрельских событий, пишет ETV 24, ссылаясь на "Актуальную камеру".
Большинство привлекает перспектива хорошего заработка, а
также возможность получить высшее образование, котирующееся во многих странах
Европы. К тому же вступление Эстонии в Шенгенское пространство значительно
упрощает этот процесс, делая отъезд в другую страну более реальным.
По данным социолога Юхана Кивиряхка, начиная с 2000
года, русскоязычная молодежь стала предпочитать Эстонии жизнь за рубежом. На
данный момент желающих уехать уже 37%, и во многом причина этого — апрельские
события.
"События прошлого года немного обострили отношения между
двумя национальностями. Надеюсь, это эмоцинальное влияние скоро пройдет. Это
очень нехорошо, если 1/3 русскоязычной молодежи уедет из Эстонии. К тому же,
понятно, что это умная молодежь и она нужна здесь" — сообщил "Актуальной камере"
Юхан Кивиряхк.
Одиннадцатиклассники из Таллиннской Ляэнемереской
гимназии рассказали "Актуальной камере" почему они хотят уехать из Эстонии после
окончания школы. Для некоторых из них основная причина отъезда плохое владение
государственным языком и опасение остаться без работы.
В ходе исследования было опрошено 479 учащихся русских и
эстонских школ, проживающих в столичном районе Ласнамяэ.
По словам Кивиряхка, данные цифры наглядно показывают,
что нужно продолжать работу и показывать как русским, так и эстонцам что
Эстонское государство нуждается в каждом из них.
|