Утопия исторической правды
17.01.2008, Молодежь
Эстонии
Подводя итоги ушедшего года,
историки, публицисты, социологи по-разному определяли его. Кто-то назвал его
«бронзовым» годом, имея в виду известные события, кто-то заговорил об «эпохе
безмолвия», наступившей после них. Оказалось, что взгляды на историю разделили,
раскололи общество, противопоставили многих людей друг другу.
А в общем-то история любой
страны, как считают наиболее трезвомыслящие ученые, дает повод и гордиться ею, и
быть ею недовольным. Главное, как подавать эту историю, как видеть и оценивать
ее, не фальсифицируя сложнейших, порой трагических событий в угоду сиюминутным
политическим потребностям.
Об этом сегодня разговор с
известным общественным деятелем, профессором Ханоном БАРАБАНЕРОМ. Его ведет
журналист Нелли КУЗНЕЦОВА.
— Вот вы, профессор, недавно принимали участие в
большой международной конференции историков. Как там оценивают те попытки
пересмотра истории, которые мы наблюдаем в ряде стран?
— Вы знаете, возник даже термин «война историй».
Она нередко возникает в государствах, где происходит какой-то крупный социальный
или экономический, политический слом. Тогда тем, кто приходит к власти,
требуется некое идеологическое обоснование того, что случилось, того, что
происходит. А это обоснование обычно ищут и находят в прошлом.
Мы видим это во многих бывших республиках Советского
Союза, ставших независимыми государствами, мы видим это в странах Восточной,
постсоциалистической Европы. В каждом из этих государств идет, по существу,
процесс создания своей собственной истории, причем в большинстве случаев именно
мифологической истории. Ведь в этой, вновь создаваемой истории необходимо найти
врагов или тех, кого можно причислить к врагам, или тех, кто сегодня кажется
таковым. Ищут, находят и друзей, которых необходимо, которых выгодно считать
такими сегодня. И при этом утверждается, что это объективно исторически.
— Некоторые специалисты, или, быть может, лучше
сказать, публицисты, политики, считают, что новое государство имеет право
создавать свою собственную историю. Но имеет ли? Ведь в каждой из этих стран, в
нашей Эстонии, например, жили те же люди, они вместе переживали, хотя, быть
может, и по-разному, какие-то крупные события, определяющие жизнь всего
общества… Куда их деть, эти события, эти переживания, этот исторический опыт
поколений?
— Это действительно очень сложный вопрос. Недаром
на Западе в последнее время появилось понятие: утопия исторической правды.
— Парадоксально звучит, не правда ли?
— И тем не менее есть такие течения в науке,
которые обосновывают это. Давайте подумаем, что это такое — история. Странный
как будто вопрос, не правда ли? И все-таки странного тут мало. История, если
коротко определить ее сущность, это факт и его толкование. А именно толкование
всегда субъективно. Отсюда и сложность возникающих проблем. Об этом сейчас очень
много говорят и спорят. Быть может, именно здесь завязывается наиболее острый,
болезненный узел, разрубить который сложно.
Кстати, на международной конференции, о которой вы меня
спросили и на которой собрались историки-ученые, преподаватели школ и вузов
стран СНГ, государств Балтии, как раз и шла речь о том, что общая история наших
стран и народов, на протяжении веков находившихся в составе единого государства,
— факт неоспоримый. Тем не менее после распада СССР во многих из вновь
образованных государств реализуется практика одностороннего пересмотра многих
исторических событий и процессов. В угоду именно сиюминутным политическим
интересам. Но самое главное, что в сознание школьников, молодых людей усиленно
внедряются искаженные представления об истории собственных народов, об истории
стран-соседей. И это во многом препятствует развитию нормальных добрососедских
отношений между государствами.
— Вспоминаю, как учителя, руководители одной из
экскурсий гимназистов из Таллинна в Петербург рассказывали, что во время
посещения Пискаревского кладбища, когда разговор шел о трагической гибели тысяч
людей, один мальчик, да уже, в сущности, юноша, со странной злобой заявил: не
надо было СССР нападать на Германию. Кто его этому научил? Откуда он взял этот
факт?
— Из объяснений учителя, возможно. Из учебника,
наверное… Ведь учебник истории — это, в сущности, один из главных элементов
идеологического, мировоззренческого воспитания молодежи. Есть две дисциплины,
которые в наибольшей степени формируют человека, его мировоззрение, его
убеждения, его отношение к миру, к людям. Это литература и история. Но если
история подменяется идеологией, притом идеологией, удобной именно в этот отрезок
времени, необходимой для той или иной партии, то можно ли говорить о воспитании
именно исторического мышления? Можно ли говорить о воспитании толерантности,
взаимного уважения к истории, культуре, религии разных народов?
На конференции, кстати, говорили о том, что в содержании
целого ряда учебников, используемых сегодня и в России, и в странах СНГ, и в
государствах Балтии, встречаются необоснованные толкования как всеобщей, так и
национальной истории.
Кстати, в последнее время мне довелось побывать и на
конференции эстонских историков, созванной по инициативе ректора Таллиннского
университета. Там шел очень серьезный и острый разговор. О том, например, что
история, какой она сегодня представляется и какой трактуется, далеко не всегда
такова. Это касается и хода Освободительной войны, ее результатов. Это касается
и трехдневного правительства Тиффа. И небезызвестный наш историк Март Лаар
сказал, что в действительности да, все это достаточно субъективно.
— А оккупация? Это ведь тоже достаточно сложно.
Есть такие понятия, как «инкорпорация», «аннексия». И все это тоже трактуется
зачастую с точки зрения «текущего момента».
— Да, историческая наука может задавать себе
вопросы, как именно произошло вхождение Эстонии в состав СССР. Оккупация,
инкорпорация, аннексия — для каждого из этих терминов существуют свои строго
определенные наукой критерии. Или, может быть, это было все же добровольным
решением большинства народа? Есть документальные фильмы, сделанные тогда, в 40-м
году, которые утверждают именно это. Как есть и другие, прямо
противоположные…
Но если историческая наука не решила с уверенностью и
полной объективностью этот вопрос, то включились публицисты, журналисты. И если
с газетных полос, со страниц учебников однозначно звучит это слово «оккупация»,
то молодые люди воспринимают это как абсолютную и непреложную истину. Хотя
историки понимают: здесь много вопросов, и все это требует детального,
тщательного, строго научного анализа.
Выступая на одной из конференций, я сказал, что если
раньше описывали, изучали историю войн, то теперь нам, увы, не до изучений, мы
вступили в эпоху войны историй.
— В сущности, «бронзовая» ночь и была одним из
«боев», проявлением «войны историй». И недаром Лео Куннас, бывший кайтселийтчик
и нынешний писатель, назвал это пирровой победой…
— Я думаю, что если серьезно подходить к тому, что
происходит, то надо постараться восстановить некую периодизацию нашего
существования здесь. Я говорю о русскоязычном населении… При этом, я убежден,
такую периодизацию можно провести в любом постсоветском государстве.
— И как вы определяете эти этапы?
— На первом этапе было четко заявлено, что эта
страна — для титульной нации, то есть Эстония для эстонцев.
— Да, мы такой лозунг помним…
— Вот тогда и началось создание новой истории,
перетолкование того, что было до этого. Тогда главным было — добиться того,
чтобы большинство русскоязычных уехали.
Второй этап наступил, когда выяснилось, что создать
условия для полного исхода русских оказалось невозможным. Большинство все же
здесь осталось. И все мы знаем, почему. Здесь могилы предков, могилы родителей,
братьев, сестер, здесь родились дети, здесь жилье, работа. А там — никто не
ждет…
И возникла новая идеология: вы здесь? Что ж, живите. Но
решать будем мы. Мы — титульная нация. Кстати, вспомним высказывания некоторых
ведущих политиков: в событиях «бронзовой» ночи мы показали, кто здесь хозяин.
Еще раз скажу, нечто подобное происходило не только в Эстонии.
— Только здесь жестче, больнее, острее…
— И тогда начался, я думаю, что уже все-таки
начался, третий период. У части представителей титульной нации, у думающих,
анализирующих, понимающих ситуацию людей возникло представление, что если мы все
живем на этой земле, в пределах этого государства, то всем нам вместе и решать.
Но это понимание вступило в противоречие с идеологией, доминировавшей на первом
и втором этапах.
— Этим людям, социологам в первую очередь, таким,
как Юхан Кивиряхк, как профессора, предупреждавшие, что так беспощадно
разделываться с Бронзовым солдатом нельзя, пришлось несладко. Вот тогда в
эстонской печати и заговорили об «эпохе безмолвия».
— Вот именно. Но все же понимание в среде
эстонского истеблишмента, в эстонской среде, что надо искать сближение, находить
позиции совместной жизни, совместного решения жизненно важных вопросов, растет.
Да, мы получили суровый урок. Но мы должны постараться понять боль и тревогу
друг друга. Вы обратили внимание? Сегодня слово «интеграция», так явно
скомпрометированное, активно заменяется словом «сближение». И у меня такое
ощущение, что те, кто разделял и до сих пор разделяет идеологию прежних
периодов, несколько испугались. Им не хочется, им страшно, что понимание, о
котором я только что говорил, возьмет верх.
Сегодня мы все стоим на перепутье. Куда пойдет Эстония?
Какая позиция возобладает?
И возвращаясь к тому, с чего мы начали, хочу еще раз
сказать: надо максимально вывести научно-исторические дискуссии за пределы
текущей политики. Только тогда, быть может, удастся как-то решить многие
наболевшие вопросы.
|