Образы России в постсоветских учебниках
«Корректная» русофобия:
мифологизация постсоветской истории в странах ЦА продолжает
совершенствоваться
14.01.2008,
http://www.ia-centr.ru
Алексей Власов
Тема образа России в
современных учебниках по истории постсоветских стран чрезвычайно сложный и,
вместе с тем, актуальный сюжет. Сложность заключается в том, что нет точных
критериев оценки – что мы собственно называем правильным или неправильным в
описании тех сложных процессов, из которых и состоит вся история 20 столетия.
Особое значение этот вопрос имеет по отношению к странам
Центральной Азии, поскольку в первые годы существования независимых государств,
и это ни для кого не секрет, учебники по истории и для школ, и для ВУЗов в
странах этого региона зачастую были основаны на концепции этноцентризма, которую
многие воспринимали, как неизбежную болезнь роста, связанную с необходимостью
заменить коммунистическую модель интерпретации истории моделью
национально-исторической концепции.
Действительно, целый ряд аспектов, связанных, например,
с историей пребывания центрально-азиатских республик в составе Российской
империи, а затем Советского Союза вызывал широкую общественную полемику. И
трудно требовать от историков научной объективности, если государство прямо или
косвенно оформляет социальный заказ на правильную трактовку «исторических
образов». Прежде всего, это касалось проблем так называемого «колониального
периода», который начинался с момента вхождения центрально-азиатских государств
в состав Российской империи и продолжался вплоть до распада СССР.
Концепция этноцентризма, по словам таджикского ученого
д.и.н. Олимова, - «это исследовательский подход, для которого характерны
сочувственная фиксация черт своей этнической группы, вплоть до выделения
этнонационального фактора в качестве основного критерия исторического
познания».
В 90-е годы учебники по истории Казахстана или
Узбекистана были наполнены такими формулировками, как «геноцид царизма по
отношению к местному населению», «военно-комунистические методы в разрешении
национального вопроса», «противопоставление национальной и так называемой
советской культуры».
Нет сомнений в том, что подобная точка зрения имеет
право на существование, но всё дело в том, что она была представлена, как
единственно возможная интерпретация без каких-либо альтернативных
подходов. И, как справедливо отмечал казахстанский историк Нурбулат
Масанов: «При знакомстве с такими учебниками создавалось впечатление, что
«центр» действовал таким образом не потому, что желал установить новый тип
социальных отношений, и потому допускал подобные ошибки и просчёты, а только
лишь потому, что желал причинить Казахстану как можно больше бед и
несчастий».
Но часто приходится слышать, что все эти проблемы
остались в прошлом, и «новое поколение» учебников истории в Казахстане,
Узбекистане и других странах региона содержит гораздо более выверенные,
взвешенные формулировки, в которых нет места этноцентрическим моделям и
противопоставлению центра национальным регионам и республикам.
Во-первых, необходимо признать, что и сам президент
Казахстана Нурсултан Назарбаев ставит проблему качества учебников как
первостепенную задачу. В одном из выступлений годичной давности он подверг
довольно жёсткой критике учебники, которые были написаны на казахском
языке и содержали, по мнению президента, «массу благоглупостей».
Но и в новых учебниках истории Казахстана видим
знакомые фразы. Позволю себе цитату: «В этнической истории казахов 20-80-х годов
20 столетия есть знаковые вехи, связанные с печальными страницами истории:
утрата этнического генофонда, исторического самосознания, уничтожение
этноэкономической среды. Казахстан, как и все республики Союза не имел реального
суверенитета, а «помощь отсталому народу» со стороны центра привела к тому, что
казахи на своей территории были притеснены, унижены и оказались в меньшинстве. В
дальнейшем под флагом интернационализации образа жизни проводились
меры по русификации территории, населённой казахами». Дискуссия с авторами
учебника во многом бессмысленна, поскольку формально эту позицию можно
представить, как авторское видение той роли, которую сыграла Россия и Советский
Союз в истории центрально-азиатских государств. Примечательно ещё одна фраза из
заключительного раздела этого учебника, в которой декларируется, что «советская
власть стремилась выжить из памяти казахского народа его героическую историю, и
в течение 70 лет постоянно уничтожались лучшие представители свободолюбивого
народа, репрессии производились каждые 20 лет, чтобы ликвидировать гордость
нации в последних поколениях. И, когда казахский народ начал превращаться в
манкуртов наступил 1991 год».
1991 год, как условная граница между трагическим прошлым
и светлым будущим – идеальная возможность закрепить в сознании школьников один
из ключевых исторических мифов, которыми наполнены учебники по истории в
постсоветских странах. Исходя из этой логики, распад Советского Союза стал
благом для национальных республик, поскольку в условиях коммунистического режима
происходило тотальное подавление этничности, а с момента обретения независимости
возникли условия для «гармоничного» развития казахов и других национальностей,
проживающих на территории Казахстана. Линия взаимосвязи Российская империя –
СССР – Россия, на первый взгляд, не столь очевидна. Однако целый ряд положений
учебных пособий вызывает определённую тревогу. Например. «Сущность советской
системы в Казахстане проявилась в особо уродливых формах. Все силы
идеологической системы КПСС были направлены на формирование безликой массы –
общности советских людей.
Вместе с тем, под видом советских обычаев преподносилась
и абсолютизировалась роль русской культуры и языка. При отсутствии
демократических традиций в общественной жизни России подобный патриотизм
превращался по отношению к другим в настоящий геноцид».
Таким образом, очевидно, что модернизация и искажение
истории по-прежнему просматривается, хотя и не с такой очевидностью, как в
начале 90-х годов. По-прежнему этнический компонент идентичности значительно
более важен, чем все прочие составляющие понятия идентичности. Формируются
новые, более «корректные» мифологемы, исходя из приоритета национальных идей и
национальной идеологии. Радикальный вариант реализации подобной модели мы
наблюдаем на примере Украины.
|