Место славянских организациях в становлении гражданского общества
22.01.2008,
http://www.za-nauku.ru
Леопольд Карабач.
Славянский мир сегодня находится
в смятении: вбомблены в средневековье православные
народы Югославии, разрушается храм души и
тела через насаждение культа сребролюбия западных
славян, подвергаются глобалистскому накату по -
американски восточные славяне России, Белоруссии и
Украины.
Главное событие ХХ1 века-
интеграция. Европа интегрируется ускоренными
темпами. Китай заявил об инвестиции
миллиарда долларов в дело развития сотрудничества
азиатских стран. В этих условиях странам
славянской цивилизации важно осмыслить эту ситуацию.
Сегодня у каждого второго
пишущего или говорящего на славянскую тему
под рукой дежурная фраза: славянский мир
переживает не лучшие времена. А когда
они были лучшими? Просто изменился мир, изменились
угрозы, которые требуют адекватного выбора
приоритетов противодействия в усилиях сохранения
славянских народов и культур, величайшей цивилизации
мира. Происходящие в мире изменения являются
предметом обсуждений, дискуссий, круглых столов на
всех уровнях как в России , так и за
ее пределами.
В последние годы наиболее
часто обсуждаются вопросы рыночного либерального
мироустройства под лозунгами «демократии»,
прав человека, « общечеловеческих» ценностей , под
руководством надгосударственных органов типа МВФ,
Всемирного банка по глобализации мировых
хозяйственных, политических, научнотехнических,
культурных и иных связей.
Настало время обсудить роль
славянских общественных организаций по
формированию гражданского общества. Надо полагать -
нового типа.
А чтобы говорить как бы об
одном и том же, неплохо договориться, а что
это - Гражданское Общество, которое нужно строить?
Посмотрел в словари :
- Гражданское общество - это контроль
общества, наивысший уровень участия для решения
наиболее противоречивых вопросов;
- Гражданское общество- это институт
взаимодействия органов госвласти, органов самоуправления и
негосударственных некоммерческих объединений;
- Гражданское общество контролирует
государство, которое служит обществу.
Имеющийся Институт гражданского
общества готовит специалистов для органов местного
самоуправления, общественных организаций, партий и СМИ.
Короче Гражданское общество - это
институт влияния на любую власть при
принятии важных для общества решений , это диалог
и социальное партнерство власти и общественных
объединений. Именно с этих позиций попробуем
поговорить о роли славянских общественных
организаций в консолидации и мобилизации общества.
В прошедшем году мир отмечал 60-летие
окончания второй мировой войны .Не подлежит
сомнению ,что решающую роль в этой Победе принадлежала
объединенному Славянству. Вершиной деятельности
славянского движения принято считать славянский
конгресс в декабре 1946 г. в Белграде, шестидесятилетие которого
славянский мир отметит в текущем году.
Выступая на нем руководитель Югославии Иосип
Броз Тито сказал: «Мы собрались здесь, чтобы
твердо заявить- славяне никогда больше не
будут служить чужим интересам...» К сожалению все
последующие события в мире были далеки от
пожеланий участников съезда. Идея славянской
взаимности по сути была похоронена. Этого следовало
ожидать. Славяне объединялись ПРОТИВ общего врага
-фашизма. А союз против чего-то или кого-то ,как правило
, недолговечен. По мере достижения целей,
ради которых был создан союз - он исчезает.
Авторы рыночного либерального мироустройства
утверждают, что постиндустриальный мир уже выбрал путь
дальнейшего развития мирового сообщества и этот
путь -либеральный.
В июле 2005 год в Минске прошел 9-й
Славянский Съезд, на котором были представлены делегации 16
славянских стран. Вот что они говорили: « Мы не
против либерализма .Мы против либерализма без берегов,
который ведет ко вседозволенности и, как
следствие, полной обреченности перед
многочисленными внешними и внутренними угрозами.
Сегодня свобода, ради которой уничтожили вторую державу
мира, оказалась в России лишь свободой
воровства. И никакого простора для творческого
начала во всех областях человеческой деятельности,
кроме бездарной добычи и продажи природных
ресурсов. На фоне интеграционных процессов в
Европе и Азии благополучные славянские страны
,в том числе вступившие в ЕС, превращаются в
государства с нестабильным гражданским обществом
с высоким уровнем безработицы, с обнищавшим
и растерявшимся населением ,в состоянии
перманентного гражданского недовольства, обострения
отношений православных, католиков и мусульман. Западные
политические лидеры и мировые СМИ откровенно
причисляют к странам изгоям. Уже создан
Центр Европейской Солидарности с Лехом Валенсой
во главе , цель которого раздувать религиозные
и межнациональные конфликты прежде всего в
Белоруссии, а также в Украине, Молдавии , Приднестровье и
России. Работа этого Центра была наглядно
продемонстрирована в канун Нового года в «газовой
войне» между Россией и Украиной. . .Следующий
промежуточный этап работы этого Центра -
выборы в Белоруссии и Украине .Еще не
закончилось празднование Православного Рождества Христова,
а министр иностранных дел Польши Стефан
Меллер спешит в Киев возложить цветы к
памятному знаку «Жертвам Голодомора 1932-1933 годов». Культовый
польский кинорежиссер Анджей Вайда спешит к
началу выборов выпустить на экраны новый фильм
о Катыни.
Что может Славянский мир
противопоставить этому? Только свою самоорганизацию, только
более высокий уровень информационного противодействия
. А именно это, к сожалению, находится
на очень низком организационном уровне. Много
шума, суеты, многословия, пустопорожних мероприятий.
Принимают на съездах решения, которые некому
выполнять. Справедливости ради нужно сказать, что
славянские организации, особенно за Уралом в
Томске, Новосибирске, Челябинске проводят много
мероприятий в Центрах славянского просвещения,
интернетклубах, фестивалях, летних молодежных лагерях.
Но уровень информационной поддержки не
отвечает современным требованиям.
Цветные революции в Украине и других
странах СНГ до сих пор являются предметом
повышенного интереса мировых СМИ. Аналитиков
интересует, явились ли события в Киеве
выражением позиции гражданского общества Украины? Вывод
аналитиков таков: в постсоветских государствах
после распада СССР интеграция их в
периферию Западной системы кроме Прибалтики идет
с трудом. Более того , именно гражданское общество
стало проявлять инициативу восстановления связей
между собой. И тогда Запад под видом «продвижения
демократии» спешит на помощь Центру Солидарности.
И все же. На Майдан
вышло около миллиона человек со всей
Украины недовольных своим бытием. Большинство это
были молодые люди .И не считаться с
этим было нельзя.
Сегодня президент Украины В.Ющенко, у
которого своих проблем выше крыши, утверждает, что и в России
и в Белоруссии революции не избежать. Вопрос времени. Из тех,
видимо, соображений . что власть во всех славянских
странах занята переделом собственности, не хочет и
не прислушивается к любым советам
общественных организаций, и не будет их
реализовать.
В России Холдинг Romir Monitoring
провел 31.10.2005г. опрос более, чем в ста городах
: «Ваше отношение к власти?»- Большинство граждан
России( 52%) не верит ни одному институту
государственной власти .Состав этого большинства по возрасту
35-45 лет. Образование- высшее. Комментарии
излишни .Знает ли об этом власть? Конечно,
знает и принимает меры. Создается Союзная
Общественная палата. Установлен новый праздник -
День народного Единения 4 ноября. Российские
электронные СМИ постоянно призывают к политкорректности
и развитию толерантности. Это при том, что
децельный коэффициент (отношение доходов десяти
процентов наиболее обеспеченных жителей к
десяти процентам наименее обеспеченных) при
норме 5-8 в Москве более 40.
Сам Президент РФ постоянно призывает
к созданию новой национальной идеи. При
Президенте появился Совет по реализации
приоритетных национальных проектов ( для этой цели в
бюджете на 2006 год предусмотрено 139 миллиардов
рублей). Население России пока еще не мобилизовано
и подозревает, что 130 миллиардов бюджетных денег
чиновники «распилят», но ВВП не удвоят. И никто за
это отвечать не будет.
Президент РФ потребовал тщательно
продумать переход к новой системе местного
самоуправления (131 Федеральный Закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления РФ»). Это
действительно очень важный закон для развития
гражданского общества для России, и помощь в этом
всех без исключения общественных организаций
необходима. И даже 51-й по счету в Списке
ста наиболее влиятельных политиков в стране
заключенный Краснокаменского острога М.Ходорковский в
свободное от пошива строительных рукавиц время
пишет докторскую диссертацию на тему: «Муниципальная
власть- основа Гражданского общества РФ». И это правильно,
потому как Гражданское общество это всегда
процесс с механизмом регулирования баланса
сил государств и общественной самоорганизации
К сожалению, в российской
истории государство рано или поздно подчиняло
себе любые общественные инициативы и структуры .Сегодня,
наблюдая за форумом Общественная палата РФ констатируем, что
идем проторенной дорожкой с прогнозируемым
результатом. Какую-то надежду возлагают на
предстоящий Форум - Всемирный Русский Народный
Собор.
И все же исторически именно славянские
народы и организации имеют положительный опыт
взаимодействия культур, религий, интересов, как
общественных, так и межличностных и не использовать этого
в становлении гражданского общества было бы
неразумно.
Мы не устаем повторять,
что синергия глубоко имманентна славянской
культуре, славянской цивилизации. Термин синергия(
от греческого слова syn- вместе, ergon- работа
переводится как соработничество), - концентрация усилий на
создание общих ценностей совместно живущих народов
в условиях разнообразия языков, религий и этносов.
Но мы имеем то, что имеем.
Первопроходцем по развитию гражданского общества в России
является член корреспондент Академии наук РФ Б.А.Березовский.
Это он организовал в 2000 году Фонд
гражданских свобод со штаб-квартирой в Нью-Йорке, а
в 2001 зарегистрировал Филиалы в Москве и
Риге. Цель Фонда- помочь в строительстве
института гражданского общества. На это он
выделил 25 миллионов долларов. И такой
институт мы получили, где ключевые слова: кумовство,
коррупция, отсутствие конкуренции, отсутствие
социальной ответственности, а свобода имеет
только одно измерение- свобода воровства. Счетная
Палата РФ провела анализ приватизации в России за
1993-2003г.г. Вывод один: ни одна из целей приватизации не
была достигнута кроме одной- ликвидации монополии
госсобственности. Такая приватизация с н и з и л а показатели
в социальной сфере, образовании, науке, культуре и
здравоохранении.
Странам славянской цивилизации
важно осмыслить эту ситуацию для сохранения
своих народов и культур. Важно разобраться,
почему и каким образом просвещенная Европа
продолжает уничтожать Югославию, государственное
европейское образование, которое по своему
конфессиональному и культурному плюрализму, по
национальному и религиозному образованию, по образу
жизни, по единству в многообразии было
прообразом будущей Европы.
Сегодня Белоруссия впереди всех в
решении интеграционных проблем Славянского мира. Долг и
почетная обязанность каждого славянина помочь ей.
Об авторе: Леопольд КАРАБАЧ, Член
Международного Славянского Комитета
|