Госдума рекомендует признание?
19 марта 2008, Старан.RU
Наталья Приходко
На внеочередном заседании комитета Госдумы по делам СНГ
в среду предполагается в окончательном виде принять проект заявления по
непризнанным республикам СНГ с тем, чтобы вынести его на рассмотрение Думы на
пленарном заседании в пятницу.
Как рассказал Стране.Ru зампредседателя комитета
Константин Затулин, в упомянутом проекте, в частности, содержится рекомендация
правительству начать консультации по процедуре признания Абхазии и Южной Осетии.
При этом оговаривается, что в отношении Приднестровья
еще сохраняется некоторый шанс достичь сближения позиций сторон в рамках
совместных переговоров, на проведение которых им предполагается предоставить
определенное время.
По слухам, на внеочередном заседании комитета в
понедельник, проведенном "по следам" состоявшихся в конце прошлой недели
парламентских слушаний по проблематике урегулирования конфликтов на пространстве
Содружества, принять проект в окончательном виде не смогли из-за возникшей вдруг
задержки со стенограммой. Будет ли он в итоге одобрен комитетом в среду и
утвержден Госдумой в пятницу? "Ответ на этот вопрос мы получим в указанные дни",
- философски заметил г-н Затулин, подчеркнув, что, в целом, у думцев сложилось
понимание того, что, к сожалению, иными способами, скажем, посредством диалога с
Тбилиси, проблемы Абхазии и Южной Осетии решить уже невозможно.
Впрочем, самое главное, будут ли подобные, достаточно
радикальные рекомендации парламентариев реализованы на деле?
По мнению депутата, этому может помешать существующая у
представителей российского истеблишмента определенная инерция и нежелание брать
на себя ответственность, в том числе за неизбежное в этом случае изменение
политики по отношению к соседним странам и проистекающие отсюда новые риски.
"Риски, конечно, существуют. Но если мы возьмемся за дело сейчас, перед нами
возникнут проблемы, которые, в общем-то, предсказуемы на сегодня. Если же мы
будем и далее воздерживаться от конкретных шагов, продлевая период
неопределенности, это чревато возникновением все большего числа новых и, не
исключено, гораздо более опасных, угроз", - констатировал Затулин. Как он
добавил, потеря времени обернется, в том числе, и утратой возможности
использовать "эффект Косово", в отношении которого Россия уже продемонстрировала
образцовую политику и получила свою "пятерку" по нормам международного права -
"однако, дальше-то что?"
"В данном случае я согласился бы со словами Владимира
Путина о том, что "обезьянничать не надо", - заметил в интервью Стране.Ru
заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института военного и
политического анализа Сергей Маркедонов, комментируя вероятную последующую
реакцию России на косовский прецедент. По его убеждению, россиянам сегодня
следовало бы обеспечить для себя возможность осуществления "свободной политики",
не обремененной дополнительными обязательствами, в том числе и в отношении
непризнанных республик.
В этой связи для Москвы было бы разумнее избежать
признания их юридического статуса, одновременно наращивая взаимодействие с ними
в экономической, гуманитарной, а также в миротворческой, разумеется, сферах. Эти
задачи и должны быть отражены в итоговом заявлении Госдумы, прогнозировал
эксперт. В то, что депутаты рекомендуют руководству страны признать
"непризнанных", Маркедонов не верит.
В данном случае, как уточнил в комментарии для Страны.Ru
исполнительный директор общественного всероссийского движения "За права
человека" Лев Пономарев, правозащитники оказались в двойственном положении. С
одной стороны для них было бы, конечно, легче отстаивать права конкретных людей,
проживающих в непризнанных республиках, если бы их (республик) статус был
официально прояснен и признан. И лично сам Пономарев согласен с тем, что
"абхазский поезд" уже навсегда ушел из Грузии. Но одновременно он считает, что
Москва не должна признавать Абхазию, чтобы бесповоротно не испортить отношений с
Тбилиси, в налаживании партнерского сотрудничества с которым в кавказском
регионе россияне весьма заинтересованы. "Нынешняя неопределенная ситуация
сохранится еще достаточно долго, но когда-нибудь, со сменой политических
поколений, она неизбежно разрешится", - резюмировал г-н Пономарев.
Опрошенные Страной.Ru эксперты фактически выступили
сторонниками трех существующих на сегодня подходов к решению проблемы
непризнанных республик. Ревнители первого подхода ратуют за последующее их
признание или, по крайней мере, публичное заявление о возможности признания в
будущем. Таких называют "радикалами" те, кто выступает за "прагматичную
политику". "Прагматики" призывают воздерживаться от резких движений, способных
еще более осложнить внешнее и внутреннее положение российского государства,
продолжая развивать сотрудничество с непризнанными в традиционных направлениях.
Ну а третьи надеются, что стоит набраться терпения, подождать, и со временем все
эти мучительные проблемы современности рассосутся сами собой.
Дискуссии между "радикалами", "прагматиками" и
"ожидающими" ведутся годами, и потому некоторые их аргументы приобрели характер
классических "страшилок".
В одной из публичных дискуссий на эту тему, к примеру,
политолог Марк Урнов заявил, что признание непризнанных для России опасно по
двум причинам. Во-первых, этот факт затем может быть использован для
расшатывания ее собственной территориальной целостности. И, во-вторых, в данном
случае она рискует утратить тот моральный авторитет, который заработала в
качестве стороны, последовательно отстаивавшей принцип территориальной
сохранности государств.
Как известно, первое соображение не остановило Англию,
имеющую давние проблемы с ирландцами, когда Лондон принимал решение о признании
независимости Косово. В действительности, сегодня многие страны, в том числе и
Россия, подвержены угрозе регионального сепаратизма. И совершенно правы те, кто
напоминает, что и сегодня на Северном Кавказе, в том числе благодаря содействию
извне, по-прежнему весьма неспокойно, и "в Ингушетии стреляют едва ли не каждый
день". Но, думается, подобные внутренние и внешние угрозы будут сохраняться и
впредь, вне увязки с проблемой "непризнанных". В федеральном государстве
подобные риски неизбежны по определению. Их минимализация обуславливается
реальным укреплением самого государства, прежде всего, в экономической сфере,
конечно, но и в политической, и внешнеполитической тоже. И в эту формулу
продолжение неопределенной и аморфной политики по принципиальному, в том числе
для проживающих на непризнанных территориях граждан РФ, вопросу никак не
вписывается.
Некорректным выглядит и призыв к продолжению Россией
роли эдакого "морального лидера", продолжающего "правое" дело в заведомо
бесперспективной ситуации. До сих пор, к слову, россиянам любили попенять за
привычку руководствоваться в своих решениях, в первую очередь, моральными
ценностями, а не правовыми нормами. В истории же с Косово они бились как раз за
соблюдение общепризнанных правил международного общежития, и не их вина в том,
что эти нормы в итоге оказались перечеркнуты.
И хотя в опубликованном во вторник в "Российской газете"
интервью глава МИД России Сергей Лавров вновь призвал активизировать
разъяснительную работу, "объясняя всю двуличность этой (косовской - Страна.Ru)
ситуации, всю ее опасность для международных отношений с непредсказуемыми
последствиями", похоже, объяснения эти не будут услышаны. Во вторник о решении
признать Косово также официально объявило правительство Японии, присоединившись,
таким образом, к 25 государствам, сделавшим это ранее.
Похоже, увещеваниями и призывами вернуться назад, в
"до-косовскую эру", ситуации уже не изменишь.
И вот здесь перед нами в полный рост встает затулинский
вопрос "а дальше-то что?" А дальше в условиях нарастания новых вызовов, для
России, естественно, было бы проводить более энергичную настойчивую и
последовательную и, одновременно, более взвешенную и осторожную политику по
отстаиванию собственных интересов во всех направлениях и сферах. Тогда как
зачастую до сих пор деятельность Москвы в отношении тех же непризнанных
гособразований удручала своей непродуманностью, инерционностью и расчетом на
"само рассосется". Но теперь-то, наконец, настало время четко уяснить: чего мы
хотим, как этого добиться и как минимизировать потенциальные угрозы?
В ситуации с Приднестровьем, между прочим, более 17 лет
существующим самостоятельно, очевидно, Москва хотела бы решить 2 ключевые
проблемы - урегулировать конфликт, выступив в принципиально важной для себя роли
миротворца, сумевшего поспособствовать достижению консолидированного решения
обеих сторон, и при этом удержав Молдавию, в целом, от приобщения к НАТО. Для
выполнения второй задачи предполагается принять некий документ с
соответствующими обязательствами Кишинева, которые были бы подкреплены подписями
международных гарантов. Но представители западных структур и, в частности,
Евросоюза с большим скепсисом комментируют эту идею.
Реализовать же первый пункт предполагается в рамках
предоставленного Приднестровью широкого, и даже самого широкого, автономного
статуса, который, в силу заведомой своей подчиненности, послужил бы основой для
неизбежных новых конфликтов сторон. В присоединенном Приднестровье Кишинев, без
сомнения, начнет реализовывать сценарий, уже апробированный в Гагаузии. Сначала
теми или иными средствами там совершат фактический "госпереворот", поставив у
власти лояльных людей, а затем с их помощью займутся реприватизацией тамошних
предприятий, попутно вытесняя из всех руководящих структур представителей
немолдавского населения и повсеместно насаждая государственный язык.
В то время как сегодня, после Косово, и в самом деле
появилась уникальная возможность признать Приднестровье, скажем, одновременно
посодействовав достижению его соглашения с Кишиневом о создании
межгосударственного или какого-то еще, достаточно свободного (во избежание
излишне тесного соприкосновения и трений), конфедеративного союза. При таком
повороте факт признания Приднестровья послужил бы гарантией возможности его
выхода из союза, на случай, если Кишинев заностальгирует по политике силового
давления.
Возможны, конечно, и иные варианты. Главное, чтобы они
разрабатывались, обсуждались "радикалами" и "прагматиками" и, наконец, начали
реализовываться властью, в том числе, разумеется, и в отношении Абхазии с Южной
Осетией, выдвинутых думцами в "передовой отряд" непризнанных.
Потянувшаяся от Косово событийная цепочка доказывает -
это только начало. В подобных обстоятельствах традиционный расчет на то, что все
как-нибудь утрясется без нас, может привести только к тому, что все в итоге
решат без нас. И не в нашу пользу, естественно.
|