Старые проблемы для нового правительства
БР.
24-31.03.08
Татьяна Маненок
Беларусь и Россия сохраняют около двух десятков
принципиальных разногласий во взаимной торговле.
Однако в ходе заседания союзного Совмина 21 марта
стороны не приняли каких-либо серьезных решений по данному вопросу. Масштабная
повестка заседания союзного Совмина включала 23 вопроса. Среди них — ценовая
политика, проблемы субсидирования агропромышленного комплекса, ход выполнения и
принятие новых союзных программ и т. д.
По данным "БР", в ходе этого заседания в Минске
российская сторона намеревалась обсудить и целый ряд достаточно острых вопросов,
касающихся торгово-экономических отношений ближайших союзников.
Однако работа Совмина завершилась в рекордно короткое
время. Рассмотрение всех вопросов, включенных в повестку, завершилось в течение
часа. По данным информированного собеседника, и на этот раз стороны лишь
констатировали наличие принципиальных разногласий в торгово-экономическом
сотрудничестве и договорились продолжить работу по их устранению.
Торговые отношения между Беларусью и Россией уже год
регулируются подписанным 23 марта 2007 года межправительственным соглашением.
Напомним, что именно этот документ должен был снять ряд накопившихся проблем,
которые провоцировали "торговые войны" между ближайшими союзниками.
Однако и спустя год в Беларуси действуют, как считает
российская сторона, 20 мер различного характера, препятствующих продвижению
российской продукции на белорусский рынок. Они в первую очередь связаны с
порядком осуществления в стране государственных закупок, субсидированием и с
общей системой ограничения импорта разнообразными административными
способами.
Несмотря на прилагаемые усилия, российская сторона
констатирует, что крайне медленно решаются вопросы по отмене запрещенных в
понимании ВТО субсидий по предоставлению национального режима в сфере
государственных закупок и по отмене мер нетарифного регулирования. Не
урегулированы вопросы ввоза в Беларусь российского табака, рыбы, морепродуктов и
продуктов их переработки, закупок сельхозтехники и автобусов российского
производства.
Эксперты отмечают, что формально Минск выполнил многие
из взятых на себя обязательств. Однако фактически одни запретительные меры в
отношении российских товаров были заменены на другие. Так, квотирование табачных
изделий и рыбной продукции было заменено, по мнению российской стороны, весьма
экзотическими мерами — институтом специмпортера. В России институт
специмпортеров не распространен, за исключением одного предприятия — "Газпрома",
обращают внимание эксперты.
Москва считает, что это меры нетарифного регулирования,
то есть инструмент по недопущению российских товаров на белорусский рынок.
Российская сторона не устает доказывать торговым
партнерам, что существующая в Беларуси система госзакупок поощряет
отечественного производителя и ограничивает участие в них российских
компаний.
Россияне давно обращают внимание белорусов еще на один
вопрос — о принципах и правилах применения субсидий, в том числе в сельском
хозяйстве. По итогам 8 раундов переговоров стороны так и не смогли договориться
по принципиальным вопросам. В итоге подписание соглашения снова откладывается,
хотя первоначально сделать это планировалось еще в октябре 2007 года, а затем
срок перенесли на март нынешнего года.
В числе новых претензий — введение в Беларуси института
специмпортера на ввоз алкогольной продукции.
Помимо этого, Москва настаивает на отмене Беларусью
взыскания неналоговых отчислений с совместных компаний в правительственные
фонды.
Речь идет о том, что в Беларуси, согласно
правительственным решениям, введен высокий процент неналоговых отчислений со
стороны коммерческих структур в ряд государственных фондов.
К примеру, в прошлом году ОАО "Белтрансгаз" перечислило
в инновационный фонд Минэнерго Беларуси около 19% от себестоимости продукции и
услуг, что составило порядка 70 млн. USD. Москва считает эту меру недопустимой,
поскольку в созданном на базе "Белтрансгаза" совместном предприятии "Газпрому"
уже принадлежит 25%.
"Мы считаем это серьезным ущемлением интересов
"Газпрома", который является миноритарным акционером "Белтрансгаза", — заявил
журналистам 21 марта замминистра экономического развития и торговли РФ Андрей
Белоусов.
По его словам, Правительство РФ будет подробно изучать с
юридической точки зрения аргументацию Беларуси по введению неналоговых
отчислений в размере 19% на продукцию "Белтрансгаза" на соответствие таких
сборов двусторонним соглашениям.
Он отметил, что это противоречит действующим соглашениям
между Россией и Беларусью в сфере торгово-экономического сотрудничества.
Касаясь введенных аналогичных отчислений для Мозырского
НПЗ, который вынужден был ранее перечислить 100 млн. USD в целевой бюджетный
фонд Беларуси, А. Белоусов заметил, что эта ситуация более сложная, так как она
сложилась в начале 2007 года, когда между Россией и Беларусью еще не было
заключено соглашения, касающегося взаимной торговли.
|