Аттракцион неслыханной щедрости
22.03.2008.
Lenta.ru
Михаил Тищенко Абхазия и
Южная Осетия не дождались признания от Думы
21 марта Госдума наконец приняла заявление об отношениях
России с непризнанными республиками: Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем.
Все эти регионы не раз обращались к российскому парламенту с просьбой о
признании, однако положительного ответа так и не получили. Теперь Госдума
наконец решилась им ответить.
Ответ был анонсирован еще неделю назад. В Думе тогда
проходили слушания, на которые были специально приглашены представители трех
мятежных регионов. Наверное, депутаты могли бы ответить гостям в тот же день, но
решили все же отложить заявление.
Что ж, время, которое прошло с 13 марта, было явно
потрачено не зря. Создается впечатление, что депутаты, которые в отдельных
интервью говорят об Абхазии с Южной Осетией почти как о российских регионах,
попытались сделать свою позицию как можно более неопределенной. И это им вполне
удалось.
В течение минувшей недели парламентарии не скупились на
обещания. Собирались, вроде, посоветовать правительству РФ начать с
непризнанными республиками беспошлинную торговлю. Похлопотать за их вступление в
международные организации. А еще открыть на территории этих регионов российские
миссии.
Кого отодвинули
Кое-что из этих обещаний попало в окончательный текст
заявления. Например, пассаж о российских миссиях. Вот как это выглядит:
"…Депутаты обращаются к федеральным органам исполнительной власти с призывом
рассмотреть вопрос об открытии российских миссий на территории Абхазии и Южной
Осетии".
Приднестровье, как можно заметить, в этой фразе не
упоминается. Очевидно, депутаты полагают, что эта республика вполне может
обойтись и без российских миссий. Впрочем, это неудивительно. С момента
недавнего признания независимости Косово, после которого активизировались
непризнанные республики на пространстве бывшего СССР, Москва предпочитает
держать Тирасполь на дистанции.
В одном из проектов заявления Думы, как сообщил
приднестровский депутат Валериан Тулгара, его республика не упоминалась вообще.
По его словам, "отношение России к Приднестровью по сравнению с ее позицией к
Абхазии и Южной Осетии значительно отличалось, причем не в лучшую сторону".
Москва, как неоднократно отмечали политологи, опасается,
что при потере Приднестровья Молдавия может полностью сориентировать свой курс
на Запад: возможно даже войти в состав Румынии. Поэтому если Грузию российские
власти с удовольствием пугают возможным признанием Абхазии и Южной Осетии, то
Молдавию даже иногда хвалят "за готовность к разрешению конфликтов мирным
путем". Тем более что Воронин , в отличие от Саакашвили, почти уже забыл о своем
ГУАМном прошлом и вовсю разглагольствует о дружбе с Россией.
Что поменяли
Для вопроса о беспошлинной торговле РФ с непризнанными
республиками (депутаты, вроде, хотели поручить правительству "подготовить
предложения по организации беспошлинного ввоза товаров, которые произведены на
территории этих республик на предприятиях с российским участием") в итоговом
заявлении места не нашлось. Парламентарии ограничились призывом "активизировать
всестороннее социально-экономическое и гуманитарное сотрудничество" с
непризнанными республиками.
Призыв адресован российским регионам. Какая в нем
надобность - не совсем понятно. Те, кто хотел торговать с Абхазией (будь то
регионы РФ или коммерческие структуры), делали это и раньше, не обращая особого
внимания на отсутствие у нее официального статуса.
А после недавнего заявления российского МИДа, который
снял с непризнанной республики экономические санкции, Абхазия фактически
получила пропуск для участия в подготовке сочинской олимпиады и других
российских проектах. Кстати, по мнению некоторых политологов, отмена санкций
была как раз пролоббирирована подрядчиками по строительству олимпийских
объектов. Последние в результате получили возможность легально возить из
соседней республики (пусть и непризнанной) дешевые стройматериалы. И обошлись
при этом без подсказок с Охотного ряда.
В документе есть еще одно предложение. Депутаты
рекомендуют правительству "рассмотреть вопрос о возможности усиления потенциала
миротворческих сил" в Абхазии и Южной Осетии. Грузия, напомним, давно пытается
выгнать российских миротворцев из этих регионов. Безуспешно, впрочем, пытается.
Москва, со своей стороны, отказывается выводить оттуда войска, правда, и попыток
увеличить их численность тоже не делает. В этой ситуации предложение Думы
выглядит, скорее, как возможность для торга: сначала запросить больше, а затем
пойти на уступки и согласиться на прежний вариант.
Кого забыли
Заявление Думы замечательно не только тем, что в нем
есть, но и тем, чего в нем нет. А нет в нем упоминаний о непризнанной республике
Нагорный Карабах. А ведь делегацию из этого региона хотели даже пригласить на
слушания в Госдуме. Об этом в конце февраля рассказывал зампред думского
комитета по делам СНГ Константин Затулин.
Однако в итоге про Карабах благополучно забыли. На
слушания, состоявшиеся 13 марта, представителей этой республики Госдума звать не
стала. Вот только депутаты, похоже, не договорились, как будут объясняться в
этой ситуации. Зампред комитета по делам СНГ Татьяна Москальцова, например,
просто заявила агентству REGNUM, что "Карабах - это совершенно особая территория
и ее нельзя поставить на одну ступеньку с Абхазией, Южной Осетией и
Приднестровьем". Что в ней такого "особенного" (кроме того, разумеется, что на
эту республику заявляет свои права богатый нефтью и газом Азербайджан, которому
далеко не всякий российский политик посмеет возражать) она не пояснила.
Коллега Москальцовой Константин Затулин в интервью
"Известиям" обосновал отказ от приглашения карабахцев "ситуацией в Армении".
Очевидно, он имел в виду беспорядки, которые произошли в Ереване после
президентских выборов, и последовавший за ними режим чрезвычайного положения.
Объяснение, в общем, довольно странное, если учесть, что Карабах позиционирует
себя как независимое государство, и беспорядки в Армении на нем фактически не
отразились.
Наконец, член того же комитета по делам СНГ Владимир
Никитин предположил, что Карабаху отказали из-за "ситуации, которая сложилась
между Арменией и Азербайджаном". Можно предположить, что он имел в виду недавнее
столкновение в Нагорном Карабахе, которое обострило противостояние между
Ереваном и Баку. По словам Никитина, парламентарии "опасались еще более сильного
разгорания конфликта".
Версия тоже не слишком убедительная. В Абхазии и Южной
Осетии, например, в конце февраля почти одновременно произошли теракты, в
которых власти непризнанных республик обвинили грузинских диверсантов. Все это,
безусловно, повлияло на "ситуацию, сложившуюся между" Грузией и этими регионами.
Однако не помешало российским депутатам пригласить абхазов и осетин в Москву. И
даже упомянуть в своем заявлении о мерах, которые российское руководство может
принять в том случае, если Грузия нападет на непризнанные республики. Завидная
смелость, ничего не скажешь. Особенно по сравнению с той робостью, которую
"народные избранники" продемонстрировали перед Азербайджаном.
И, наконец
Да, а что же с признанием мятежных республик? О нем
парламентарии не забыли. Вот на какую формулировку они решились после недельного
размышления: "…депутаты обращаются к президенту РФ и правительству РФ с
предложением рассмотреть вопрос о целесообразности признания независимости
Абхазии и Южной Осетии". Излишне, наверное, говорить, что такая фраза ни к чему
не обязывает ни ее автора, ни адресата (Приднестровье, кстати, опять забыли).
Однако даже к ней прилагается оговорка. Немного раньше в
тексте говорится, в каком случае российское руководство может заняться
признанием этих регионов. Если Грузия, например, нападет на Абхазию или Южную
Осетию. Или если начнется "форсированное продвижение Грузии в НАТО". Именно в
этих случаях, как следует из заявления, может идти речь о признании непризнанных
республик. То есть, по выражению депутатов, о "рассмотрении возможности
ускорения объективного процесса суверенизации Абхазии и Южной Осетии".
Кстати, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский,
комментируя заявление депутатов, прямо связал его с предстоящим саммитом НАТО,
на котором, как ожидается, Грузия может получить приглашение в НАТО. По его
словам, текст, принятый 21 марта, будет, по сути, "временным", рассчитанным на
две недели, оставшиеся до саммита. А вот если республику все-таки пригласят в
альянс, российское руководство "примет другие меры", пообещал Жириновский.
Впрочем, до этого вряд ли дойдет. Евроатлантические перспективы Грузии, если
учитывать скептические заявления руководства альянса, выглядят крайне
сомнительными. А после довольно прозрачной угрозы, прозвучавшей из Москвы, у
Саакашвили осталось еще меньше шансов на успех.
Но это же не единственный результат, который могут
записать на свой счет депутаты? Разумеется, нет. Есть еще одно достижение, о
котором сообщил все тот же Константин Затулин. В интервью "Известиям" он
рассказал, что в Баку, оказывается, "перестали поминать матерей наших
депутатов", когда узнали, что Дума отказалась от приглашения карабахцев.
Безусловно, это серьезное дипломатическое достижение.
Правда, те, кто ездил в Москву за признанием, рассчитывали, вероятно, на
несколько иной результат. Зато это хорошая новость для иностранных депутатов
(как признанных, так и непризнанных), которым вдруг может понадобиться, чтобы их
матерей перестали поминать в Баку. Теперь они, по крайней мере, знают, куда
обращаться за консультацией.
|