Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №188(01.04.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
СОДРУЖЕСТВО НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПУТИ К ПРИЗНАНИЮ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Аттракцион неслыханной щедрости

22.03.2008. Lenta.ru

Михаил Тищенко

Абхазия и Южная Осетия не дождались признания от Думы

21 марта Госдума наконец приняла заявление об отношениях России с непризнанными республиками: Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем. Все эти регионы не раз обращались к российскому парламенту с просьбой о признании, однако положительного ответа так и не получили. Теперь Госдума наконец решилась им ответить.

Ответ был анонсирован еще неделю назад. В Думе тогда проходили слушания, на которые были специально приглашены представители трех мятежных регионов. Наверное, депутаты могли бы ответить гостям в тот же день, но решили все же отложить заявление.

Что ж, время, которое прошло с 13 марта, было явно потрачено не зря. Создается впечатление, что депутаты, которые в отдельных интервью говорят об Абхазии с Южной Осетией почти как о российских регионах, попытались сделать свою позицию как можно более неопределенной. И это им вполне удалось.

В течение минувшей недели парламентарии не скупились на обещания. Собирались, вроде, посоветовать правительству РФ начать с непризнанными республиками беспошлинную торговлю. Похлопотать за их вступление в международные организации. А еще открыть на территории этих регионов российские миссии.

Кого отодвинули

Кое-что из этих обещаний попало в окончательный текст заявления. Например, пассаж о российских миссиях. Вот как это выглядит: "…Депутаты обращаются к федеральным органам исполнительной власти с призывом рассмотреть вопрос об открытии российских миссий на территории Абхазии и Южной Осетии".

Приднестровье, как можно заметить, в этой фразе не упоминается. Очевидно, депутаты полагают, что эта республика вполне может обойтись и без российских миссий. Впрочем, это неудивительно. С момента недавнего признания независимости Косово, после которого активизировались непризнанные республики на пространстве бывшего СССР, Москва предпочитает держать Тирасполь на дистанции.

В одном из проектов заявления Думы, как сообщил приднестровский депутат Валериан Тулгара, его республика не упоминалась вообще. По его словам, "отношение России к Приднестровью по сравнению с ее позицией к Абхазии и Южной Осетии значительно отличалось, причем не в лучшую сторону".

Москва, как неоднократно отмечали политологи, опасается, что при потере Приднестровья Молдавия может полностью сориентировать свой курс на Запад: возможно даже войти в состав Румынии. Поэтому если Грузию российские власти с удовольствием пугают возможным признанием Абхазии и Южной Осетии, то Молдавию даже иногда хвалят "за готовность к разрешению конфликтов мирным путем". Тем более что Воронин , в отличие от Саакашвили, почти уже забыл о своем ГУАМном прошлом и вовсю разглагольствует о дружбе с Россией.

Что поменяли

Для вопроса о беспошлинной торговле РФ с непризнанными республиками (депутаты, вроде, хотели поручить правительству "подготовить предложения по организации беспошлинного ввоза товаров, которые произведены на территории этих республик на предприятиях с российским участием") в итоговом заявлении места не нашлось. Парламентарии ограничились призывом "активизировать всестороннее социально-экономическое и гуманитарное сотрудничество" с непризнанными республиками.

Призыв адресован российским регионам. Какая в нем надобность - не совсем понятно. Те, кто хотел торговать с Абхазией (будь то регионы РФ или коммерческие структуры), делали это и раньше, не обращая особого внимания на отсутствие у нее официального статуса.

А после недавнего заявления российского МИДа, который снял с непризнанной республики экономические санкции, Абхазия фактически получила пропуск для участия в подготовке сочинской олимпиады и других российских проектах. Кстати, по мнению некоторых политологов, отмена санкций была как раз пролоббирирована подрядчиками по строительству олимпийских объектов. Последние в результате получили возможность легально возить из соседней республики (пусть и непризнанной) дешевые стройматериалы. И обошлись при этом без подсказок с Охотного ряда.

В документе есть еще одно предложение. Депутаты рекомендуют правительству "рассмотреть вопрос о возможности усиления потенциала миротворческих сил" в Абхазии и Южной Осетии. Грузия, напомним, давно пытается выгнать российских миротворцев из этих регионов. Безуспешно, впрочем, пытается. Москва, со своей стороны, отказывается выводить оттуда войска, правда, и попыток увеличить их численность тоже не делает. В этой ситуации предложение Думы выглядит, скорее, как возможность для торга: сначала запросить больше, а затем пойти на уступки и согласиться на прежний вариант.

Кого забыли

Заявление Думы замечательно не только тем, что в нем есть, но и тем, чего в нем нет. А нет в нем упоминаний о непризнанной республике Нагорный Карабах. А ведь делегацию из этого региона хотели даже пригласить на слушания в Госдуме. Об этом в конце февраля рассказывал зампред думского комитета по делам СНГ Константин Затулин.

Однако в итоге про Карабах благополучно забыли. На слушания, состоявшиеся 13 марта, представителей этой республики Госдума звать не стала. Вот только депутаты, похоже, не договорились, как будут объясняться в этой ситуации. Зампред комитета по делам СНГ Татьяна Москальцова, например, просто заявила агентству REGNUM, что "Карабах - это совершенно особая территория и ее нельзя поставить на одну ступеньку с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем". Что в ней такого "особенного" (кроме того, разумеется, что на эту республику заявляет свои права богатый нефтью и газом Азербайджан, которому далеко не всякий российский политик посмеет возражать) она не пояснила.

Коллега Москальцовой Константин Затулин в интервью "Известиям" обосновал отказ от приглашения карабахцев "ситуацией в Армении". Очевидно, он имел в виду беспорядки, которые произошли в Ереване после президентских выборов, и последовавший за ними режим чрезвычайного положения. Объяснение, в общем, довольно странное, если учесть, что Карабах позиционирует себя как независимое государство, и беспорядки в Армении на нем фактически не отразились.

Наконец, член того же комитета по делам СНГ Владимир Никитин предположил, что Карабаху отказали из-за "ситуации, которая сложилась между Арменией и Азербайджаном". Можно предположить, что он имел в виду недавнее столкновение в Нагорном Карабахе, которое обострило противостояние между Ереваном и Баку. По словам Никитина, парламентарии "опасались еще более сильного разгорания конфликта".

Версия тоже не слишком убедительная. В Абхазии и Южной Осетии, например, в конце февраля почти одновременно произошли теракты, в которых власти непризнанных республик обвинили грузинских диверсантов. Все это, безусловно, повлияло на "ситуацию, сложившуюся между" Грузией и этими регионами. Однако не помешало российским депутатам пригласить абхазов и осетин в Москву. И даже упомянуть в своем заявлении о мерах, которые российское руководство может принять в том случае, если Грузия нападет на непризнанные республики. Завидная смелость, ничего не скажешь. Особенно по сравнению с той робостью, которую "народные избранники" продемонстрировали перед Азербайджаном.

И, наконец

Да, а что же с признанием мятежных республик? О нем парламентарии не забыли. Вот на какую формулировку они решились после недельного размышления: "…депутаты обращаются к президенту РФ и правительству РФ с предложением рассмотреть вопрос о целесообразности признания независимости Абхазии и Южной Осетии". Излишне, наверное, говорить, что такая фраза ни к чему не обязывает ни ее автора, ни адресата (Приднестровье, кстати, опять забыли).

Однако даже к ней прилагается оговорка. Немного раньше в тексте говорится, в каком случае российское руководство может заняться признанием этих регионов. Если Грузия, например, нападет на Абхазию или Южную Осетию. Или если начнется "форсированное продвижение Грузии в НАТО". Именно в этих случаях, как следует из заявления, может идти речь о признании непризнанных республик. То есть, по выражению депутатов, о "рассмотрении возможности ускорения объективного процесса суверенизации Абхазии и Южной Осетии".

Кстати, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, комментируя заявление депутатов, прямо связал его с предстоящим саммитом НАТО, на котором, как ожидается, Грузия может получить приглашение в НАТО. По его словам, текст, принятый 21 марта, будет, по сути, "временным", рассчитанным на две недели, оставшиеся до саммита. А вот если республику все-таки пригласят в альянс, российское руководство "примет другие меры", пообещал Жириновский. Впрочем, до этого вряд ли дойдет. Евроатлантические перспективы Грузии, если учитывать скептические заявления руководства альянса, выглядят крайне сомнительными. А после довольно прозрачной угрозы, прозвучавшей из Москвы, у Саакашвили осталось еще меньше шансов на успех.

Но это же не единственный результат, который могут записать на свой счет депутаты? Разумеется, нет. Есть еще одно достижение, о котором сообщил все тот же Константин Затулин. В интервью "Известиям" он рассказал, что в Баку, оказывается, "перестали поминать матерей наших депутатов", когда узнали, что Дума отказалась от приглашения карабахцев.

Безусловно, это серьезное дипломатическое достижение. Правда, те, кто ездил в Москву за признанием, рассчитывали, вероятно, на несколько иной результат. Зато это хорошая новость для иностранных депутатов (как признанных, так и непризнанных), которым вдруг может понадобиться, чтобы их матерей перестали поминать в Баку. Теперь они, по крайней мере, знают, куда обращаться за консультацией.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ