Дума разочаровала непризнанных
23.03.2008.
Независимая газета
Марина Перевозкина Представители Южной Осетии и Абхазии с изумлением
наблюдали, как действуют тайные пружины парламентаризма эпохи суверенной
демократии
Заявление Госдумы «О политике Российской Федерации в
отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья», принятое на пленарном
заседании в пятницу, вызвало разочарование как в этих республиках, так и у
многих депутатов, которые в думских кулуарах прямо говорили о трусости коллег,
помешавшей внести в текст более определенные формулировки. Вместе с тем многие
эксперты отмечают, что это самое радикальное заявление, которое российский
парламент когда-либо принимал по данному вопросу.
Наиболее радикальным, по мнению собеседников «НГ»,
является последний пункт документа (кстати, отсутствовавший первоначально и
внесенный туда буквально накануне пленарного заседания).
В окончательной редакции он предлагает президенту и
правительству РФ «рассмотреть вопрос о целесообразности признания независимости
Абхазии и Южной Осетии».
«В целом текст можно оценить не просто как позитивный, а
весьма позитивный, – заявил «НГ» представитель Южной Осетии в Москве Дмитрий
Медоев. – Впервые за все время существования югоосетинского и абхазского
вопросов Госдума рекомендует президенту и правительству признать независимость
этих республик. Впервые вопрос ставится так прямо. Мы понимаем: это связано с
тем, что после признания Косово мир проснулся в другом измерении. А также с тем,
что Вашингтон дал «добро» на вступление Грузии в НАТО. Форсирование событий
сейчас невыгодно России. Заявление Госдумы – это начало политического процесса
признания Абхазии и Южной Осетии».
По мнению Медоева, те практические меры, которые
предлагаются в заявлении, в частности открытие российских миссий в Абхазии и
Южной Осетии, де-факто означают признание. Это могут быть как дипломатические
миссии, так и представительства правительства РФ или крупных российских
компаний, таких, например, как «Газпром». Представитель Южной Осетии позитивно
оценил и такие меры, как усиление миротворческих сил в зонах грузино-абхазского
и грузино-осетинского конфликтов, введение упрощенного порядка пересечения
границы для двух бывших грузинских автономий и активизацию сотрудничества
субъектов РФ с тремя непризнанными республиками.
Однако в тексте заявления содержатся и слова об уважении
территориальной целостности Грузии и Молдавии, которые вступают в явное
противоречие с выраженной депутатами готовностью ее нарушить. Депутаты полагают,
что «стремление Грузии вступить в НАТО является ее суверенным правом». Вместе с
тем они считают, что в случае нападения Грузии на Абхазию или Южную Осетию или
«шагов по форсированному продвижению Грузии в НАТО» необходимо «рассмотреть
возможность инициирования Российской Федерацией ускорения процесса суверенизации
Абхазии и Южной Осетии». Что сие означает, не могли взять в толк даже сами
народные избранники, многие из которых предлагали отказаться от столь витиеватых
и мутных формулировок. Кроме того, непонятно, что делать России, если Грузия
будет двигаться в НАТО не «форсированно», а постепенно. Например, ее примут туда
не через год, а через три.
«Это половинчатый документ, – сказал «НГ» депутат от
фракции «Справедливая Россия» Семен Багдасаров. – Отсутствие принципиального
решения приведет к тому, что Россия потеряет этот регион. Если Грузия вступит в
НАТО, Южный Кавказ окажется в зоне ответственности вооруженных сил Турции.
Территория Грузии будет использована США для нанесения удара по Ирану. Возникнет
непростая ситуация. Мы же можем создать буферную зону между РФ и НАТО». Кроме
того, по мнению депутата, нерешительность Москвы может быть использована
сепаратистами Северного Кавказа для пропаганды тезиса о «слабости России», что
может привести к тяжелым последствиям.
Как заявил спикер абхазского парламента Нугзар Ашуба, у
граждан Абхазии может возникнуть «определенное разочарование» текстом заявления.
Представители Южной Осетии и Абхазии, присутствовавшие на заседании, с
изумлением наблюдали, как действуют тайные пружины парламентаризма эпохи
суверенной демократии. Все предлагаемые поправки отклонялись представителями
правящей партии. «Мнение большинства депутатов отличалось от принятого решения»,
– заметил «НГ» в кулуарах один из представителей непризнанных республик.
В заявлении Госдумы ничего не говорится о Приднестровье.
Как заявил руководитель думского комитета по СНГ Алексей Островский, депутаты
сознательно выделили эту непризнанную республику из общего ряда, потому что «во
время переговоров на высшем уровне в рамках неформального саммита СНГ 22 февраля
мы увидели желание руководства Молдовы сесть за стол переговоров и решить
проблему мирным путем». В то же время спикер приднестровского парламента Евгений
Шевчук сообщил «НГ», что в Тирасполе обеспокоены позицией Думы. «Ссылка на то,
что Молдова ведет какой-то переговорный процесс в конструктивном ключе, не
основана на конкретных фактах», – сказал Шевчук.
|