СНГ-2: цена отложенной независимости
17.03.2008. РИА
Новости
Мария Лукьянова
Не было сомнений, что «косовский прецедент» эхом
отзовётся в СНГ-2, неформальном объединении четырёх непризнанных республик на
постсоветском пространстве – Абхазии, Нагорного Карабаха, Приднестровья и Южной
Осетии. Объединение создано в 2001 года для оказания взаимопомощи и
консультаций.
Косово провозгласило свою независимость от Сербии 17
февраля текущего года. Спустя считанные часы ряд западных стран уже
заявили о готовности признать новообразовавшееся государство. Абхазия, Южная
Осетия и Приднестровье тут же обратились к Российской Федерации с просьбой
признать их, в свою очередь, суверенными государствами.
Руководство РФ оказалось в сложном положении.
С одной стороны, Москва всячески подчеркивала:
мгновенное признание государственной независимости Косово Соединенными Штатами,
Францией, Великобританией, Германией и иными странами произошло вопреки позиции
Республики Сербия и в обход решений Совета Безопасности ООН. Это противоречит
основополагающим международным документам – Декларации о принципах
международного права, Заключительному Акту Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе, Уставу ООН.
С другой стороны, абхазы, южные осетины и приднестровцы
изначально были против развала Советского Союза (о чём и заявили на
референдумах), никак не поддерживали антироссийскую политику Тбилиси и Кишинева
и ещё в начале 90-х годов заявили о намерении выйти из состава Грузии и Молдовы
- соответственно. За истекшие полтора десятилетия они фактически создали
собственные государства со своими парламентами, экономикой и вооруженными
силами. Грузия и Молдавия, как известно, неоднократно пытались вмешаться в этот
процесс военным путём, но потерпели поражение. Россия в тех локальных конфликтах
выступала в качестве посредника на переговорах, вводила миротворческие силы для
разделения воюющих сторон.
Нужно сказать, что для России здесь наличествует ещё и
непростой фактор морального свойства: население Абхазии, Южной Осетии и
Приднестровья в массе своей настроено в пользу союза с Россией, многие даже
приняли российской гражданство и имеют российские паспорта. Гуманно ли и разумно
ли пренебречь искренним стремлением этих людей, оставить их без поддержки со
стороны Москвы, на которую они продолжают надеяться? Сделать ли России выбор в
пользу их интересов или строго придерживаться буквы международного права –
кстати, грубо нарушенного Западом в случае с Косово?
По этому поводу в российских СМИ разгорелась дискуссия,
в ходе которой поднимался и такой вопрос: а что, собственно, выиграет и что
потеряет Россия, признав сегодня государственность непризнанных республик?
13 марта проблема рассматривалась на парламентских
слушаниях в Госдуме. Депутаты в основном склонялись к тому, что наших искренних
друзей на Кавказе и на Днестре следует поддержать в экономическом и гуманитарном
плане, но с окончательным признанием их государственности не спешить. Алексей
Островский, глава комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками,
заявил, что Россия может изменить формат отношений с членами СНГ-2, переименовав
их из «непризнанных» в «республики с отложенным статусом». Добиваться для них
дипломатическим путём широкой автономии в составе Грузии и Молдовы. Словом,
действовать поэтапно, не подгоняя события. Для начала учредить там постоянные
российские миссии, установить для непризнанных республик режим беспошлинной
торговли с Россией. И ни в коем случае не повторять агрессивную практику
западных партнеров.
Любопытно, что буквально накануне парламентских
слушаний, 12 марта, Джеймс Аппастурай, официальный представитель НАТО, заявил на
пресс-конференции в РИА Новости: «Вопрос о независимости Косово никак не связан
со стремлением к самоопределению других областей, это исключительный случай». Но
если Косово – нечто исключительное, то Абхазия или Южная Осетия ещё более
исключительны.
В Косово, историческое сердце Сербии, албанцы пришли
относительно недавно и начали последовательно теснить коренное население (что,
кстати, вызвало известные репрессии со стороны режима Милошевича).
Абхазы живут на своей земле много сотен лет. В состав
Российской империи Абхазия вошла 200 лет назад как самостоятельное государство.
После революции и крушения империи она в таком же суверенном качестве
присоединилась к Советскому Союзу – наряду и наравне с Грузией. До 1931 года
оставалась отдельной республикой, и только волей Сталина была оформлена как
часть Грузинской ССР. Так что у абхазов есть все исторические основания
претендовать на независимость от Грузии.
Не меньше оснований у осетин, которые и в давние времена
никогда не были подданными никакого грузинского князя. К сожалению, в советский
период их земли волей того же Сталина были поделены надвое: северная часть
осталась в России, южная отошла Грузии. Осетины оказались разделенным народом.
Не исключено, что за нынешним стремлением Южной Осетии к государственной
независимости просматривается ещё и надежда на национальное воссоединение.
«Нахождение в одном государственном пространстве с
новейшей, «демократической» Грузией обернулось для нас двумя чудовищными актами
геноцида осетин, когда был убит каждый сотый - говорит президент Южной Осетии
Эдуард Кокойты. И Косово для нас никакой не прецедент. О своей независимости
мы заявили ещё 17 лет назад, когда Тбилиси самовольно, в нарушение всяких
законов заявил о выходе из Советского Союза. Южная Осетия на своем референдуме
выступила против, за что и поплатилась».
Сходным образом высказывается Сергей Багапш, президент
Абхазии. «Мы требуем независимости, чтобы сохранить свой народ, свой этнос, -
говорит он. А пребывание в составе Грузии обошлась нам в две кровавые,
разорительные войны, отнюдь не нами развязанные. Спасибо за такую «широкую
автономию», нам больше её не надо».
В последнее время обстановка в зоне
грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов снова накаляется. Линия
поведения Тбилиси непредсказуема, зачастую деструктивна. Отмечены факты
нарушения действующих соглашений о поддержании мира. Усиленно наращиваются
наступательные вооружения, раздаётся воинственная риторика. Предпринимаются
попытки разрушить действующие механизмы урегулирования конфликтов и
скомпрометировать миссию российских миротворцев. У абхазов и осетин есть
основания полагать, что Тбилиси делает выбор в пользу силового сценария. С
учетом военного опыта последних пятнадцати лет, вряд ли стоит ожидать, что они
встретят цветами грузинские войска.
Заведующий отделом Кавказа Института этнологии и
антропологии РАН Сергей Арутюнов заявил на днях в РИА Новости: чтобы России
признать независимость Абхазии, ей прежде следует договориться об определенных
компромиссах с Грузией, чтобы не обострять и дальше отношения. В плане
традиционной высокой политики это правильно, только традиции сейчас бесцеремонно
ломаются в ходе очередного передела мира. Как в Косово.
Грузия рвётся в НАТО. Уже в апреле на встрече в
Бухаресте ей могут сделать первое официальное приглашение. Согласно положениям,
принятым в альянсе, все его члены должны оказать вооруженную помощь любому
своему участнику, если против него совершается агрессия. Трудно ли будет бывалым
демагогам доказать, что отчаянный порыв Южной Осетии и Абхазии к независимости
есть покушение на суверенитет Грузии? И с кем и о чём тогда будет договариваться
Россия?
«Абхазию не устраивает формулировка «республика с
отложенным статусом», предложенная российскими депутатами, - говорит Гурам
Гумба, председатель комитета по внешним связям парламента Абхазии. Отложенный
статус для нас – опасная неопределённость. Она не даёт нам ни возможностей для
устойчивого развития, ни гарантий стратегической безопасности». По мнению Гумбы,
подобная неопределенность невыгодна и России: если снова полыхнёт за Кавказским
хребтом, пожар отразится в окнах всего Северного Кавказа.
|