Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №188(01.04.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
СОДРУЖЕСТВО НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПУТИ К ПРИЗНАНИЮ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Страны ЦА стремятся к океану

21.03.2008. Республика (Казахстан)

Сергей Нежданов

А экологи считают, что проблему дефицита воды в Центральной Азии переброс сибирских рек не решит

Западную Сибирь ждет экологическая катастрофа, утверждают экологи, если воплотится в жизнь реанимированная недавно центральноазиатскими политиками идея переброса сибирских рек в Азию. В свою очередь нефтяники утверждают, что поворот рек приведет к дефициту необходимой в деле добычи углеводородов воды в нефтеносном сибирском регионе. В то же время Европа в повороте сибирских рек заинтересована.

Дело в том, что из-за увеличения стока пресных вод в северном направлении мягкий европейский климат может в значительной степени ухудшиться. Ученые объясняют это тем, что с возрастанием поступления пресной воды в Северный Ледовитый океан соленость этого водоема понизится, что может привести к значительному изменению режима теплого течения Гольфстрим. А это значит, что европейцев могут ждать холодные и снежные зимы.

«Евразия» или… «Волго-Дон»

Напомним, что впервые в современной истории идею переброса сибирских рек в Азию озвучил во время экономического форума в Петербурге летом 2007 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, заявивший, что с помощью канала «Евразия» республики ЦА смогут выйти к мировому океану.

Как считают разработчики, новый водный путь по имени «Евразия» будет использован для транспортировки нефти с разрабатываемых на Каспии месторождений, а возможно, и для контейнерных перевозок. Пройти он должен по Кумо-Манычской впадине, соединив Азовское и Черное моря с Каспийским. Протяженность его – 700 км, глубина – 5,5 м, предполагаемая грузоподъемность пропускаемых судов – 8 – 10 тысяч тонн. По информации разработчиков для пуска первой очереди для судов типа «река-море» с портом в поселке Дивный потребуется $2 – 2,7 млрд, а строительные работы займут 6 – 8 лет.

Предполагается, что строительство канала позволит решить проблему недостаточной пропускной способности функционирующего речного Волго-Донского канала и обеспечить глубины, необходимые для того, чтобы пропускать даже океанские лайнеры под иностранными флагами. Проектировщики «Евразии» также предполагают, что канал позволит перехватить часть контейнерного грузопотока, идущего по маршруту Иран – Средиземное море.

Проект супер-, мегамасштабный. Казалось бы, что плохого в том, чтобы странам каспийского региона иметь выход к океану? Почему, собственно, степным жителям не попробовать освоить океанские просторы? Заманчиво.

Однако эксперты не столь оптимистично относятся к реализации этой идеи. Они убеждены, что, дав согласие на прокладку «Евразии», Россия многим рискует. Ведь ради этой идеи весь Юг придется перерыть, причем перерыть не просто плодородные земли Кубани и Ставрополья, но и земли уникальных заповедников Ростовской области и Северного Кавказа.

Параллельно «Евразии» рассматривается вариант строительства второй линии действующего Волго-Донского канала, которая значительно увеличит объемы грузоперевозок между Балтикой, Каспием и Азово-Черноморским бассейном и в принципе будет решать те же задачи, что и «Евразия», только ее строительство обойдется несколько дешевле.

Разработка технического задания по проведению сравнительной оценки двух проектов развития транспортного коридора между Каспием и Азово-Черноморским бассейном уже завершилась. По предварительным оценкам, инвестиционная емкость каждого варианта может составить 6 – 7 млрд евро. Проект-победитель будет определен в ходе тендера, организатором которого выступает российско-казахстанский Евразийский банк развития, выделивший для этих целей 3 млн евро.

Утолит ли жажду Азии Обь?

О реанимации проекта переброса сибирских рек в Азию говорит не только президент Казахстана, но и мэр Москвы Юрий Лужков. Несколько лет назад последний даже предоставил конкретный план. Он предложил построить на Оби в районе Ханты-Мансийска водозаборную станцию и протянуть от нее канал длиной 2550 км, глубиной 16 м и шириной 200 м до Сырдарьи и затем до Амударьи.

Потребляя ежегодно 10,2 млрд кВт/час электроэнергии, 8 насосных станций поднимут воды Оби на 110 м. По каналу из Оби ежегодно будет отбираться 27 кубокилометров воды. Для реки Обь это 6 – 7% ежегодного стока, а для бассейна Аральского моря — более 50%. Вода, по замыслу московского градоначальника, должна пойти не только на нужды Челябинской и Курганской областей, но и Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Кроме того, реализация этого проекта спасет сибирские регионы от затоплений, происходящих во время паводков.

«У народов Центральной Азии есть все: тепло, богатые недра, рабочие руки. Единственное, чего им не хватает, – воды. И другом будет тот, кто принесет ее сюда. Если бы мы смогли продавать им воду, это был бы просто подарок. Мы получили бы в этих странах союзников на вечные времена», – утверждает мэр Москвы.

Безусловно, идея переброски сибирских рек не лишена здравого смысла. Водный кризис в Средней Азии с каждым годом становится все более острым. Иртыш протекает через территорию Китая. Там, как известно, производственный бум – соответственно, потребление воды растет, равно как и количество отходов, сливаемых в реку. Рано или поздно наладится мирная жизнь и в Афганистане. Если там начнут массово сажать и сеять (или – что еще хуже – организуют какую-нибудь промышленность), то бывшие республики СССР будут получать меньше воды. А тут еще по прогнозам грядет глобальное потепление с засухами и прочими напастями...

Не проще ли экономить?

При такой ситуации неудивительно, что главы Казахстана и Узбекистана на уровне общих деклараций не отвергают реанимации советского проекта. Но на более детальном уровне становится понятно, что далеко не все в этих странах готовы приветствовать аплодисментами эту идею. Почему?

Водозабор будет хоть и на территории дружественного, но все равно другого государства, говорят эксперты. К тому же существуют другие идеи доставки воды в центральные районы Казахстана. Можно, например, использовать собственные водохранилища, соединив их каналами с более засушливыми территориями. Ученые не отвергают использования российских рек (в частности, реки Катунь), но речь идет о совсем других масштабах. В любом случае нужен детальный экологический, технологический и экономический анализ.

Казахстанские экологи считают, что проблему нужно решать не столько за счет переброски рек, сколько за счет более экономичного использования воды. В этом с ними солидарны и российские эксперты. По их мнению, причины водного кризиса в республиках Центральной Азии прежде всего экономические. Проблема дефицита воды может быть решена только через водосбережение, через переход от экстенсивного к интенсивному типу водопользования. Но, увы, пока структура реального сектора экономики не проявляет никаких признаков перестройки, необходимой для рационализации водопотребления.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ