Страны ЦА стремятся к океану
21.03.2008.
Республика (Казахстан)
Сергей Нежданов
А экологи считают, что проблему
дефицита воды в Центральной Азии переброс сибирских рек не решит
Западную Сибирь ждет экологическая катастрофа,
утверждают экологи, если воплотится в жизнь реанимированная недавно
центральноазиатскими политиками идея переброса сибирских рек в Азию. В свою
очередь нефтяники утверждают, что поворот рек приведет к дефициту необходимой в
деле добычи углеводородов воды в нефтеносном сибирском регионе. В то же время
Европа в повороте сибирских рек заинтересована.
Дело в том, что из-за увеличения стока пресных вод в
северном направлении мягкий европейский климат может в значительной степени
ухудшиться. Ученые объясняют это тем, что с возрастанием поступления пресной
воды в Северный Ледовитый океан соленость этого водоема понизится, что может
привести к значительному изменению режима теплого течения Гольфстрим. А это
значит, что европейцев могут ждать холодные и снежные зимы.
«Евразия» или… «Волго-Дон»
Напомним, что впервые в современной истории идею
переброса сибирских рек в Азию озвучил во время экономического форума в
Петербурге летом 2007 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, заявивший,
что с помощью канала «Евразия» республики ЦА смогут выйти к мировому океану.
Как считают разработчики, новый водный путь по имени
«Евразия» будет использован для транспортировки нефти с разрабатываемых на
Каспии месторождений, а возможно, и для контейнерных перевозок. Пройти он должен
по Кумо-Манычской впадине, соединив Азовское и Черное моря с Каспийским.
Протяженность его – 700 км, глубина – 5,5 м, предполагаемая грузоподъемность
пропускаемых судов – 8 – 10 тысяч тонн. По информации разработчиков для пуска
первой очереди для судов типа «река-море» с портом в поселке Дивный потребуется
$2 – 2,7 млрд, а строительные работы займут 6 – 8 лет.
Предполагается, что строительство канала позволит решить
проблему недостаточной пропускной способности функционирующего речного
Волго-Донского канала и обеспечить глубины, необходимые для того, чтобы
пропускать даже океанские лайнеры под иностранными флагами. Проектировщики
«Евразии» также предполагают, что канал позволит перехватить часть контейнерного
грузопотока, идущего по маршруту Иран – Средиземное море.
Проект супер-, мегамасштабный. Казалось бы, что плохого
в том, чтобы странам каспийского региона иметь выход к океану? Почему,
собственно, степным жителям не попробовать освоить океанские просторы?
Заманчиво.
Однако эксперты не столь оптимистично относятся к
реализации этой идеи. Они убеждены, что, дав согласие на прокладку «Евразии»,
Россия многим рискует. Ведь ради этой идеи весь Юг придется перерыть, причем
перерыть не просто плодородные земли Кубани и Ставрополья, но и земли уникальных
заповедников Ростовской области и Северного Кавказа.
Параллельно «Евразии» рассматривается вариант
строительства второй линии действующего Волго-Донского канала, которая
значительно увеличит объемы грузоперевозок между Балтикой, Каспием и
Азово-Черноморским бассейном и в принципе будет решать те же задачи, что и
«Евразия», только ее строительство обойдется несколько дешевле.
Разработка технического задания по проведению
сравнительной оценки двух проектов развития транспортного коридора между Каспием
и Азово-Черноморским бассейном уже завершилась. По предварительным оценкам,
инвестиционная емкость каждого варианта может составить 6 – 7 млрд евро.
Проект-победитель будет определен в ходе тендера, организатором которого
выступает российско-казахстанский Евразийский банк развития, выделивший для этих
целей 3 млн евро.
Утолит ли жажду Азии
Обь?
О реанимации проекта переброса сибирских рек в Азию
говорит не только президент Казахстана, но и мэр Москвы Юрий Лужков. Несколько
лет назад последний даже предоставил конкретный план. Он предложил построить на
Оби в районе Ханты-Мансийска водозаборную станцию и протянуть от нее канал
длиной 2550 км, глубиной 16 м и шириной 200 м до Сырдарьи и затем до Амударьи.
Потребляя ежегодно 10,2 млрд кВт/час электроэнергии, 8
насосных станций поднимут воды Оби на 110 м. По каналу из Оби ежегодно будет
отбираться 27 кубокилометров воды. Для реки Обь это 6 – 7% ежегодного стока, а
для бассейна Аральского моря — более 50%. Вода, по замыслу московского
градоначальника, должна пойти не только на нужды Челябинской и Курганской
областей, но и Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Кроме того, реализация
этого проекта спасет сибирские регионы от затоплений, происходящих во время
паводков.
«У народов Центральной Азии есть все: тепло, богатые
недра, рабочие руки. Единственное, чего им не хватает, – воды. И другом будет
тот, кто принесет ее сюда. Если бы мы смогли продавать им воду, это был бы
просто подарок. Мы получили бы в этих странах союзников на вечные времена», –
утверждает мэр Москвы.
Безусловно, идея переброски сибирских рек не лишена
здравого смысла. Водный кризис в Средней Азии с каждым годом становится все
более острым. Иртыш протекает через территорию Китая. Там, как известно,
производственный бум – соответственно, потребление воды растет, равно как и
количество отходов, сливаемых в реку. Рано или поздно наладится мирная жизнь и в
Афганистане. Если там начнут массово сажать и сеять (или – что еще хуже –
организуют какую-нибудь промышленность), то бывшие республики СССР будут
получать меньше воды. А тут еще по прогнозам грядет глобальное потепление с
засухами и прочими напастями...
Не проще ли экономить?
При такой ситуации неудивительно, что главы Казахстана и
Узбекистана на уровне общих деклараций не отвергают реанимации советского
проекта. Но на более детальном уровне становится понятно, что далеко не все в
этих странах готовы приветствовать аплодисментами эту идею. Почему?
Водозабор будет хоть и на территории дружественного, но
все равно другого государства, говорят эксперты. К тому же существуют другие
идеи доставки воды в центральные районы Казахстана. Можно, например,
использовать собственные водохранилища, соединив их каналами с более засушливыми
территориями. Ученые не отвергают использования российских рек (в частности,
реки Катунь), но речь идет о совсем других масштабах. В любом случае нужен
детальный экологический, технологический и экономический анализ.
Казахстанские экологи считают, что проблему нужно решать
не столько за счет переброски рек, сколько за счет более экономичного
использования воды. В этом с ними солидарны и российские эксперты. По их мнению,
причины водного кризиса в республиках Центральной Азии прежде всего
экономические. Проблема дефицита воды может быть решена только через
водосбережение, через переход от экстенсивного к интенсивному типу
водопользования. Но, увы, пока структура реального сектора экономики не
проявляет никаких признаков перестройки, необходимой для рационализации
водопотребления.
|