КАЗАХСТАН
Только бизнес – и никакой политики?
21.03.2008.
Республика (Казахстан)
Александр Караваев Главные СНГшные поставщики газа в Европу продемонстрировали
полное согласие между продавцами и покупателями
В прошлом номере газеты мы писали о том, как государства
Центральной Азии «неожиданно» поставили Россию перед фактом – отпускная цена
газа на границе с РФ будет соответствовать европейской. Точная формула расчета
пока не оглашалась, понятно лишь то, что эта новая цена будет приближена к
среднеевропейской за вычетом стоимости транзита и НДС на таможне. Кроме того,
Казахстан в ближайшие недели намерен поставить вопрос о повышении тарифов на
транзит туркменского и узбекского газа по своей территории. С выравниванием дуги
стоимости газа между городами Европы и просторами Азии картина российской
газовой политики наконец приобретает законченные формы, формально заполняя
последние лакуны спекулятивного интереса общеизвестными правилами рынка.
Газовые монополисты Казахстана, Узбекистана и Туркмении
объявили в Москве о необходимости с 1 января 2009 года перейти на новый способ
ценообразования газа. Москва сразу же согласилась. Глава «Газпрома» Алексей
Миллер подтвердил, что решение о переходе на модель, увязанную с европейским
рынком, является окончательным и пересмотру не подлежит, проявив невиданное
доселе, а потому неожиданное, публичное согласие с коллегами из Центральной
Азии.
Для «Газпрома» и газовой стратегии РФ в целом это
означает, что возрастет цена газа, который монополист покупает в свой баланс,
потому что прямой контракт со странами региона имеет только Украина, остальные
потребители в Европе лишь перекупают тот же казахстанский и туркменский газ у
РФ. Кроме того, возрастет цена и для потребителей азиатского газа в самой
России. Доля таковых относительно мала, но данная новость лишь очередное событие
на пути к полной либерализации внутренних цен на газ в самой РФ, планируемой к
2011 году.
Графики газовых трейдеров скакнули вверх. Если в своих
декабрьских прогнозах на 2008 год «Газпром» закладывал цену на российский газ в
Европе на уровне $310 за тысячу кубометров, то сейчас, в конце первого квартала,
она уже превышает $370, а осенью цена может достигнуть рубежа $400 за тысячу
кубометров. Росту цены способствуют и темпы падения курса доллара. В
краткосрочной перспективе переводить торговлю газом на евро РФ и Европа не
планируют, во всяком случае официальных обсуждений такой возможности пока нет.
Just business?
«Неожиданное» заявление газовых монополистов было
обставлено в лучших традициях кремлевского театра времен Путина. Встреча четырех
руководителей монополий в башне «Газпрома» на последнем этаже. Напряженное лицо
Алексея Миллера. Затем кульминация – доклад Путину: «Считаем, что постановка
этого вопроса для потребителей среднеазиатского газа произведена очень
своевременно. Потребитель должен учитывать при формировании бюджета на следующий
год ту динамику цен, которая реально складывается на европейском рынке».
Зрители волнуются, в первых рядах переживают европейцы,
пытаясь разгадать замысел, а потом все рукоплещут гениальному решению. Но в
отличие от украинских «премьер» в данном случае на сцене интернациональная
труппа – уже не только россиян ожидают рекордные сборы.
Поразительно, как «купились» многие российские издания,
закаленные, по идее, подобными постановками Кремля. В первых сообщениях СМИ были
тревожные высказывания о якобы случившемся «перевороте во взаимоотношениях с
производителями», о «консолидированной позиции трех стран, заставших «Газпром»
врасплох», о «возникновении газового ОПЕК» и так далее. И практически никто
почему-то не обратил внимания на то, что консолидированное заявление о повышении
цены сделано в разгар очередного газового кризиса России и Украины. Оно не
оставило киевским лидерам возможностей для дальнейших маневров и фактически
лишило интриги предстоящий очередной раунд многосторонних переговоров о газовой
цене на 2009 год.
Но отдадим должное всем участникам постановки – давно
важные изменения на рынке газа не происходили в столь элегантной форме,
демонстрирующей полное согласие производителей и понимание покупателей.
Правила газового рынка СНГ не изменятся: Кремль, как
хозяин ситуации, еще больше закрепил свое положение. Но можно выделить как
минимум четыре темы из общего комплекса газовой проблематики, в которых
неизбежно произойдут изменения в ближайшее время.
Пространство сокращается
Россия еще больше привязывает к себе центральноазиатский
газ. Если раньше это происходило только за счет советской инфраструктуры,
благосклонного отношения к серым схемам оплаты, то теперь основную роль играет
рыночная цена. То, что обсуждали президенты газоносных стран с 2003 года,
видимо, свершилось, им дали справедливую цену за национальный газ. Но каковы
последствия этого шага для Европы и Китая?
Данный прорыв если не торпедирует, то усложняет позиции
Китая на газовом рынке ЦА. Пекин все эти годы рассчитывал на дешевый газ,
являясь очень активным переговорщиком (в 2007 г. Пекин договорился с Ашхабадом о
цене $90 за 1000 куб.). Теперь ситуация кардинально меняется – дешевого газа для
своей трубы Пекин не купит. Вряд ли стоит ему рассчитывать на скидку как
союзнику по ШОС.
Новая ценовая реальность создаст трудности для проекта
транскаспийского газопровода и некоторых элементов проекта «Набукко», увязанных
с перспективами подключения месторождений ЦА. Переговорщики от Еврокомиссии и
США намекали руководству стран, богатых газом, о более выигрышной цене, чем
предлагал им Кремль. Теперь все расходы по развитию этих проектов придется
корректировать на новую стоимость.
Что касается покупателей газа в СНГ, то очевидно, что
пространство для непрогнозируемых политических ходов и волюнтаристских скачков
цен сокращается. Видимо, грядет этап, когда газовые споры окончательно перейдут
из плоскости политики в плоскость экономики. Наверняка различные схемы
посредников, предлагаемые Кремлем, еще будут косвенным образом влиять на
политику, но постепенно они уйдут в прошлое. Определенные дотации в виде
поэтапного увеличения цены на газ существуют для Украины, Молдавии, Беларусии и
Армении, но они ограничиваются рубежом 2009 – 2010 годов.
Очевидно, что переход к рынку вызовет необходимость
поиска ресурсов для расширения возможностей энергосбережения, что в долгосрочной
перспективе позитивно отразится на развитии экономики этих стран. Можно
предположить, что в дальнейшем переход на более транспарентные схемы поставок
сократит доходы бизнеса президентского и околопрезидентского окружения во многих
странах СНГ. Но это лишь отдаленная перспектива, у нынешнего поколения власти
газовый бизнес по-прежнему останется одним из главных интересов, поэтому общая
картина взаимоотношений внутри СНГ кардинально не изменится.
Дешевого газа не будет
Самое неприятное в этой истории то, что цена на газ
изменится отнюдь не только для внешних потребителей. «Газпром» считает
внутренний рынок РФ перспективнее европейского и наращивает темпы газификации
российских регионов именно с учетом перехода на свободное ценообразование. С 1
января 2011 года все контракты с российскими потребителями «Газпром» подгонит
под европейские. Кстати, определенным образом это вытекает из структуры
поставок: традиционно большая часть газовой добычи реализовывалась внутри РФ.
Согласно планам на 2008 год компания планирует добыть 561 млрд кубометров, и
только треть этого объема, 157 млрд кубометров газа, будет отправлена за пределы
СНГ.
Аналогичный рост неизбежен и для потребителей
Казахстана. Согласно требованиям ВТО внутренние цены должны соответствовать
внешним. В 2007 году средняя цена для внутренних потребителей в Казахстане
составляла около $30 за тыс. куб. Наверняка цена на газ в Казахстане будет расти
вслед за ценами в западной части СНГ, но при этом всегда оставаясь меньше раза в
два за счет отсутствия расходов на транспортировку и таможенные платежи. Другой
мотор роста цен – стоимость добычи и разведки газа, которая постоянно
увеличивается. Кроме того, увеличению цены на газ способствует не только темп
экономического развития, который может и снижаться, но и приток капиталов из-за
рубежа в реальный сектор экономики.
Внутреннего роста стоимости газа не случится только в
Туркменистане, но это лишь некоторая отсрочка. Дешевого газа больше не будет
нигде.
Почему Ющенко не улыбался?
21.03.2008. Немецкая
волна
Анатолий Вайскопф Президент Украины вернулся из Казахстана с пустым
портфелем
Судя по совместному заявлению Нурсултана Назарбаева и
Виктора Ющенко, стороны довольны итогами недавнего визита украинского президента
в Астану, «прошедшего в дружеской и деловой атмосфере». В то же время, несмотря
на многочисленные уверения сторон о высоком потенциале казахстанско-украинских
отношений, по итогам визита было подписано только одно новое соглашение. Да и то
касается не обеих стран в целом, а только двух городов – Уральска и Запорожья,
которые теперь будут сотрудничать между собой согласно специально разработанному
плану.
Как заметили в связи с этим казахстанские эксперты,
несмотря на общий позитивный тон совместного заявления, впору говорить о том,
что визит президента Ющенко в Астану был фактически безрезультатным. Более того,
больше напоминал некий шаг из области политического этикета в связи с открытием
Года Украины в Казахстане.
Надо прямо сказать, как и год назад казахстанские СМИ на
визит Ющенко в Астану отреагировали достаточно вяло. В большинстве своем все
свелось либо к ставшему уже традиционным в таких случаях перечислению
статистических данных о развитии товарооборота между двумя странами, либо к
констатации нерушимости дружбы между Казахстаном и Украиной, учитывая наличие
достаточно многочисленной украинской диаспоры в стране. В то же время, в отличие
от прошлых лет, на этот раз у отдельных электронных средств массовой информации
появились при освещении визита новые нотки.
Так, один из республиканских проправительственных
телеканалов не без доли яда заметил: если Ющенко в Казахстане, значит, в Украине
очередной политический кризис. Ну а чтобы казахстанским телезрителям и вовсе
стало все понятно, в качестве убедительного доказательства была приведена
информация о возможном роспуске Верховной Рады уже в ближайшую неделю.
Соответственно было особо уделено внимание тому, что в ходе своего визита в
Казахстан Виктор Ющенко ни разу публично не улыбнулся.
Возможно, доля правды в этом замечании казахстанского
телеканала и есть, однако и сам ход нынешних казахстанско-украинских переговоров
особого повода для улыбок Ющенко не давал. В частности, Ющенко старался
рекламировать нефтепровод Одесса – Броды – Плоцк, заявляя, что:
– Я всегда был оптимистом и остаюсь оптимистом по поводу
этого проекта. Потому что это действительно новое слово, которое дает
возможность разнообразить европейский рынок, и, самое главное, дать новую
возможность производителям нефти в районе Каспийского моря для сотрудничества с
ключевыми потребителями нефти и нефтепродуктов в Западной Европе.
А в итоге услышал от Нурсултана Назарбаева самый что ни
есть ответ на восточный манер. Дескать, мы в целом согласны поддержать данную
идею, но с учетом определенных обстоятельств:
– Мы четко понимаем заинтересованность Украины в
энергоносителях. И имея огромные запасы, возможности в будущем увеличивать
добычу как нефти, так и газа, Казахстан потенциально может удовлетворить эту
потребность.
И Казахстан имеет желание это сделать! Но то, что
касается транспортировки нефти, нам надо вместе с Россией, на троих,
договариваться по этому вопросу.
Не помогла Ющенко переубедить Назарбаева и своеобразная
домашняя заготовка, согласно которой Украина готова предоставить Казахстану
любое место на своей территории, где будет проходить стратегически важный
трубопровод под строительство нефтеперерабатывающего завода. В ответ президент
Назарбаев стал говорить о перспективах развития несырьевого сектора экономики
Казахстана, при этом особо подчеркнув, что Астана в частности нуждается в
строительстве заводов по производству сельскохозяйственной техники. Как итог,
Виктор Ющенко был «вынужден» пригласить казахстанский бизнес к сотрудничеству в
этой сфере, заметив, что Украина имеет уникальные возможности по производству
целого ряда сельхозпродуктов, которые нужны для экономики Казахстана.
Между тем, по мнению казахстанского политолога Досыма
Сатпаева, еще до визита Виктора Ющенко в Астану можно было без труда
предугадать, что по экономическим вопросам Украине не удастся договориться с
Казахстаном. Прежде всего потому, что Киев фактически ничего не может предложить
Астане взамен ее более активного участия в проекте «Одесса – Броды»:
– Ющенко приезжает только с одной целью – еще раз
убедить Казахстан все-таки подумать подключиться к этому проекту. И все! У
Украины нет другой стратегии по отношению к Центральной Азии в целом и к
Казахстану – в частности. Только сырье! Постоянные газовые трения с Россией
усиливают желание Украины более активно работать с регионом только в этом
плане.
Как это ни странно, отметил г-н Сатпаев, но Киев
проглядел изменившиеся настроения у руководства Казахстана, которое в последнее
время при рассмотрении экономических вопросов демонстрирует жесткий
прагматический подход:
– Казахстан любит теперь работать по принципу: я –
продавец, а вот – покупатель. Как это происходит сейчас с Китаем. Это быстрее,
это легче и в какой-то степени это более перспективно. Поэтому, естественно, что
для Казахстана все новые проекты, где опять будет большое количество посредников
между нами (продавцами) и покупателями, теперь, конечно, невыгодны.
В этой связи, подчеркнул Сатпаев, если Украина не начнет
искать новые подходы к Центрально-Азиатскому региону, то в итоге так и будет
довольствоваться лишь констатацией развития дружеских отношений между странами,
где основную роль будет играть отнюдь не экономика, а культурные связи. Кстати,
отчасти подтверждает слова казахстанского политолога и совместное заявление
Ющенко и Назарбаева. Касаясь вопроса строительства трубопровода Одесса – Броды –
Плоцк, в заявлении указывается, что стороны продолжат работу по рассмотрению
долгосрочных перспектив развития проекта нефтепроводной системы. Как говорится в
таких случаях, без комментариев.
Деприватизация: кто получил 100 млн. долларов за «Хабар»?
24.03.2008.
www.geokz.tv
Виталий Мантров
Наполовину государственный медиа-холдинг «Хабар»,
созданный старшей дочерью президента Казахстана Даригой Назарбаевой, на прошлой
неделе стал полностью государственным. Выставленные на торги «неизвестным» 49,99
% акций купил государственный холдинг "Самгау".
Известие о том, что «Хабар», а вместе с ним «ЕЛ арна»,
спутниковый канал «Caspionet», и «Радио Хабар», входящие в холдинг, продаются,
особого резонанса не вызвало. Победитель был известен заранее тем, кто решил
цивилизованным путем деприватизировать собственность. Это было понятно судя по
условиям торгов – все акции продавались одним пакетом.
Да и вообще, нелогично выглядела бы перепродажа
телевидения одного частного лица другому, во время развернутой программы
«огосударствливания» крупного бизнеса, и возвращения государству земель и другой
собственности некогда приватизированной «шустрыми предпринимателями». Власть не
заинтересована отдавать сильнейший пропагандистский ресурс в частные руки, и тем
более дробить собственность среди людей с разными политическими взглядами,
которые в дальнейшем могли бы влиять на редакционную политику средства массовой
информации, ведь «Хабар» это элемент «пропагандистской машины». Полный контроль
над масс-медиа для действующей власти не менее важен, а возможно и поважнее, чем
контроль над другими сферами. Современное телевидения это ресурс, позволяющий
удерживаться у власти, можно сказать, признающий ее таковой. Так, например, в
Грузии в 2007 году во время предвыборной гонки, и активизации оппозиционных
протестов, спецназ захватил оппозиционный телеканал «Имеди», контролируемый
оппозиционным кандидатом в президенты Бадри Патаркацишвили, основного конкурента
Михаила Саакашвили, выдвинувшего свою кандидатуру на второй срок. Власти
обосновали прекращение вещания «Имеди» тем, что в эфире звучали призывы к
дестабилизации обстановки.
В Казахстане правящая элита почти на 100 % контролирует
средства массовой информации. Только несколько газет и сайтов имеют
оппозиционную направленность, но и то непонятно, принадлежат ли они
оппозиционерам или же публично лояльным к власти чиновникам, скрыто использующим
критические масс-медиа для удовлетворения своих интересов. Так осенью 2001 года,
когда несколько государственных служащих рассказали Назарбаеву, что заместитель
председателя Комитета национальной безопасности Рахат Алиев использует против
него компромат, было прекращено вещание телеканала «КТК» и остановлен выпуск
газеты «Караван». После ослабления конфликта, СМИ возобновили работу. Так же и в
2007 году, после появления открытых заявлений Рахата Алиева против своего тестя
Нурсултана Назарбаева через информационное агентство «Казахстан Today»,
последовавших из-за возбуждения против Алиева уголовного дела с подачи
президента, заблокировали сайт агентства, а потом был прекращен эфир телеканала
КТК, и запрещен выпуск газеты «Караван». Позже, в руководство пришли люди,
работавшие в администрации президента, и СМИ продолжили работу.
Рахат Алиев несколько лет опровергал заявления
депутатов, оппозиционеров, СМИ о том, что он контролирует эти масс-медиа. Он
судился и выигрывал. Но в 2007 году, во время инициированной президентом
«легализации имущества», в ходе которой бизнесмены выводили из тени свои активы,
превращая их в законные, и не получая за это наказания, государственный служащий
Алиев объявил о том, что вместе со своей женой Даригой Назарбаевой является
акционером рядя СМИ. И даже закон, запрещающий чиновнику заниматься бизнесом не
был ими нарушен. Супруги на время отдали «Хабар», «КТК», “Караван” «Kazakhstan
Today» в доверительное управление двум юридическим лицам.
Еще в 2001 году группа депутатов хотела узнать на каких
условиях почти 50% государственного телеканала «Хабар» оказались в частных
руках, и пополнился ли после этого бюджет. Но истина так и не всплыла наружу.
Вплоть до начала легализации имущества. Теперь же, следуя логике, раз акции
продавались одним лотом, понятно, что после устранения Алиева, половина из 49,99
% акций АО «Хабар» перешла в собственность другого лица, получившего холдинг в
доверительное управление. Доверителем второго поверенного юридического лица была
Дарига Назарбаева, основавшая агентство в 1990 году и до 2004 года им
руководившая. Отсюда и просвечивается имя того «неизвестного продавца»,
получившего после продажи акций агентства более 100 миллионов долларов.
О том, что холдингом, на который деньги выделяются из
государственного бюджета владеет Дарига Назарбаева несколько лет назад заявлял
экс-министр информации, ушедший в оппозицию - Алтынбек Сарсенбаев, убитый в 2006
году. Он призывал демонополизировать медиа-холдинг. На Сарсенбаева АО «Хабар»
подало в суд, который постановил взыскать с оппозиционера миллион тенге и дать
опровержение. Потом, еще и министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев
зарекался вернуть «Хабар» в государственную собственность в течении 100 дней. Но
так и не выполнил обещанное.
И только теперь, после объявления Рахата Алиева
«криминальным лидером», холдинг возвращен в государственную собственность.
Когда-то государство его дешево продало, а теперь, с учетом увеличения рыночной
стоимости канала, дорого купило.
«Фондовая биржа» (KASE) на которой проходили торги,
информирует даже о том, что претендентов на лот Акционерного общества «Хабар»
было два. Чтоб нельзя было упрекнуть в «измене» рыночной экономике. Правда, если
о втором «борце» за «Хабар» данных нет, то победителя объявили, хотя он мог
остаться неизвестным. Но в этом заинтересованности власти нет. Во-первых
деприватизация – исправление ошибок прошлого - стала, как одна из национальных
программ. Во-вторых покупка медиа-холдинга государственной организацией «Самгау»
- стремление к корпоративному управлению государством. Если фонд «Казына» создан
для управления государственными инвестициями, «Самрук» для управления
государственными активами, то «Самгау» для управления информационным сектором
Казахстана, в том числе и технической стороной пропаганды.
Перемена инвестиционного вектора как стержень новой политики Казахстана
25.03.2008.
Gazeta.kz
Самат Рахимбаев
Взаимоотношения Казахстана и Соединенных Штатов Америки
скоро ожидает очередное испытание: после очередных выборов президента, политика
Вашингтона в отношении Астаны неизбежно претерпит определенные коррективы.
В какой степени, вопрос открытый. Это будет, в первую
очередь, зависеть от того, кто победит на выборах, еще не определившийся
кандидат от демократов или ставленник республиканцев сенатор Маккейн.
Но даже во втором случае перемены грядут, и, скорее
всего, значительные, несмотря на то, что будет сохранена преемственность
администрации - от республиканца Буша к республиканцу Маккейну.
Приход в Белый дом демократов будет означать усиление
внимания США к соблюдению политических прав и свобод в других странах, и
Казахстан исключением не станет. Отечественные политологи уже сейчас
предсказывают усиление критики нас в этом направлении. Республиканцы, скорее
всего, не станут слишком акцентировать внимание на этой теме. Тем более, что США
поддержали кандидатуру нашей республики председательствовать в ОБСЕ именно при
республиканской администрации Буша. Но поводов для сложных "разговоров" найдется
и при них немало.
В последнее время некоторые казахстанские эксперты
высказывают опасения, что обозначившееся сближение Казахстана с Россией может
стать причиной недовольства с американской стороны. На самом деле, как
представляется, не это основной конфликтогенный момент в двусторонних отношениях
Вашингтона и Астаны.
Намного больше возможных угроз несет политика
Казахстана, направленная на более жесткое отстаивание своих интересов во
взаимоотношениях с западными, и в первую очередь, американскими,
нефтедобывающими компаниями. И, вообще, на выравнивание американского
инвестиционного присутствия в Казахстане.
В последние примерно год-два Казахстан пытается изменить
"правила игры" с крупным зарубежным (читай - в основном, американским)
бизнесом.
Главная задача - исправить, хотя бы постепенно, тот
перекос, который возник в инвестиционной политике иностранцев в прежние
годы.
Например, если американцы суммарно инвестировали в
казахстанскую экономику в январе-сентябре прошлого года немую сумму в объеме 5,6
млрд. долларов, лишь немногим меньше трети из них пришли в страну в качестве
прямых инвестиций.
Остальное "проглотили" такие секторы, как финансовая
деятельность, операции с недвижимостью (аж 2,7 млрд. долларов!), торговля и
ссуды. Получается, что фактически "львиная доля" инвестиций из США идет в
спекулятивные секторы экономики. Насколько это полезно Казахстану, если
вышеперечисленные сферы итак "пухнут" от "лишних" денег? В экономическом плане
ответ на этот вопрос, выраженный математически, наверное, стремится к нулю. Зато
в политическом плане американское влияние, опирающееся на свои инвестиции, в том
числе и чисто спекулятивные, имеет амбиции доминировать среди иностранных
интересов в Казахстане.
Просто так, для сравнения, приведем цифры американских
инвестиций в такие сферы жизни нашей республики, как образование,
здравоохранение, иная "социалка". На все это у США "ушло" в январе-сентябре 2007
года 25,1 млн. долларов. То есть, примерно столько, сколько в то время стоили
два-три дома в Алматы.
"Разночтения" между реальным американским вкладом в
развитие эффективных сфер нашей экономики и претензиями влиять на политику
Казахстана давно известны. И рано или поздно должны были войти в противоречие с
интересами Казахстана. Похоже, что такой момент настал. Обострил его
продолжающийся рост цен на нефть, и получаемые американскими нефтедобывающими
компаниями, работающими в Казахстане, сверхприбыли.
Астана декларирует приверженность соблюдению старых
контрактов, но в свою очередь, требует более жесткого соблюдения государственных
интересов.
- Мы будем менять правила "игры" с иностранными
инвесторами, и уже делаем это. Казахстан будет ставить более жесткий акцент на
таких вопросах, как соблюдение экологических норм, соучастие в развитии проектов
казахстанских фирм, привлечении при этом казахстанских рабочей силы и
оборудования, - заявил на недавней дискуссии по проблемам перспектив
казахстанско-американских отношений Булат Султанов, директор Казахстанского
Института стратегических исследований.
Та часть экономических взаимоотношений двух стран,
которая не касается сырьевых контрактов, очень невелика само по себе (кстати,
объем товарооборота во взаимной торговле США и Казахстана в последнее время
снижается по сравнению с прежними годами).
И политика Казахстана должна быть направлена на то,
чтобы побудить американцев больше участвовать в несырьевом сегменте
казахстанской экономики.
Именно на этом будет сосредоточены отечественные
инициативы в отношениях с США в обозримой перспективе.
Рахат Алиев признан суперпреступником
27.03.2008. Немецкая
волна
Анатолий Вайскопф
Следуя логике заявления государственного обвинителя,
экс-посол Казахстана в Австрии Рахат Алиев и бывший председатель КНБ Альнур
Мусаев – не просто преступники, а настоящие злодеи, приходит к выводу Анатолий
Вайскопф.
За совершение целого ряда тяжких и особо тяжких
преступлений военный суд Акмолинского гарнизона приговорил экс-посла Казахстана
в Австрии Рахата Алиева и бывшего председателя Комитета национальной
безопасности страны Альнура Мусаева к 20 годам лишения свободы. Об этом во
второй половине дня 26 марта текущего года на брифинге в Астане сообщили не
члены военного суда, а представители Генеральной прокуратуры Казахстана,
которые, по их признанию, полностью удовлетворены вынесенным приговором.
Приговор огласил не суд, а
обвинитель
Отныне бывший зять Нурсултана Назарбаева, экс-посол
Казахстана в Австрии и ОБСЕ Рахат Алиев и бывший глава КНБ Альнур Мусаев – не
просто преступники. Следуя логике заявления государственного обвинителя Кульзии
Кьюковой, прозвучавшего на прокурорском брифинге в Астане, они – настоящие
злодеи. Внушителен список преступлений, совершённых Алиевым и Мусаевым. Здесь и
злоупотребление служебным положением, и хищение государственного имущества в
особых крупных размерах, и создание организованной преступной группы, и
незаконное получение и разглашение государственных секретов в купе с попыткой
совершить насильственный захват власти:
- В этих целях осужденные Алиев и Мусаев под видом
особого подразделения по защите Президента Республики Казахстан создали
организованную преступную группу и с 1996-го года до мая 2007 года руководили ее
незаконной деятельностью.
По словам прокурора Кульзии Кьюковой, подготовку к
государственному перевороту Алиев и Мусаев вели с особой тщательностью. Вместе
они не только закупили и похитили 864 единицы всевозможного автоматического
оружия и 57 тысяч различных боеприпасов, но и специально готовили боевые группы
на базах за рубежом:
- Обучение боевиков осуществлялось в Израиле и Египте на
личные средства осужденного Алиева. Чтобы не вызывать подозрений, все эти
боевики были оформлены на работу в КНБ, Службу охраны Президента, финансовой
полиции, получали там заработную плату по штатному расписанию. Сверх того
осужденный Алиев лично выплачивал каждому до 10 тысяч долларов США. Такое
высокое материальное стимулирование боевиков было направлено на то, чтобы они
были готовы к выполнению любых команд, вплоть до физического устранения
неугодных им лиц.
Я список преступлений прочел до
половины...
Впрочем, что там боевики, да оружие - согласно Кьюковой,
бывший зять президента Назарбаева Рахат Алиев и экс-председатель Комитета
национальной безопасности готовились и к более изощрённым методам устранения
ряда первых руководителей Казахстана. Например, используя более 1000 видов особо
токсичных ядов, и различного рода радиоактивных материалов. В частности, заявила
на брифинге в Астане государственный обвинитель Кульзия Кьюкова, в 2001 году
Рахат Алиев, пользуясь своим служебным положением (первого заместителя
председателя КНБ Казахстана - прим.) организовал незаконный сбор радиоактивных
изотопов, которые (цитата): "при воздействии на организм человека вызывают
угнетение всех функциональных систем, поддерживающих жизнедеятельность
организма, вплоть до летального исхода". Более того, уже весной 2007-го Алиев и
Мусаев незаконно доставили из Австрии в Казахстан несколько специальных
авторучек, которые, оказывается, стреляли ядом.
Но и это не всё. Из слов Кульзии Кьюковой выяснилось,
что бывший председатель Комитета национальной безопасности Альнур Мусаев был ещё
и агентом некой иностранной разведки, непосредственно передавая полученные
сведения одному из установленных судом спецагентов:
- Мусаев передавал ему государственные секреты –
секретные карты, секретные сведения на электронных носителях, бумажные копии
документов секретного характера и другое. А взамен получал денежные
вознаграждения в крупных размерах.
А чтобы население страны было готово к совершенному
государственному перевороту, Рахат Алиев, по версии прокуроров, вместе со своими
"подельниками" организовал подготовку общественного мнения. Для этого,
подчеркнула Кьюкова, ими были созданы не только интернет-сайты "asiopa.ru" и
"kompromat.kz", где систематически публиковались материалы ложного характера в
отношении высших должностных лиц государства, но и целая медиа-структура,
которая (цитата): "через подконтрольные средства массовой информации формировала
в массовом сознании стойкое негативное отношение к действующей власти".
Оппозиционеры все-таки были
правы?
Казалось бы, все точки над "i" расставлены. Тем более,
что согласно словам Кьюковой, почти все осужденные, участвовавшие в судебном
процессе, свою вину полностью признали, изобличив как себя, так и своих
руководителей и Мусаева в совершении инкриминируемых им преступлений. Однако
главного обвиняемого, вернее, обвиненного - самого Алиева, на суде не
заслушивали, и он, будучи за рубежом, всякую свою вину отрицает. Далее, судя по
реакции участников форумов в казахстанском сегменте Всемирной сети, далеко не
все верят в искренность властей Казахстана, выявивших некие преступления Рахата
Алиева и Альнура Мусаева. Во-первых, задаётся резонный вопрос – как получилось
так, что Алиев и Мусаев безнаказанно действовали на протяжении 11 лет, почти
открыто доставляя в Казахстан оружие, специальное оборудование для прослушивания
телефонных разговоров и даже десятки автомашин военного образца высокой
проходимости для своих боевиков? Во-вторых, получается, что такие политики, как
Галымжан Жакиянов и Мухтар Аблязов были правы, когда в 2001 году убеждали
Назарбаева, что Алиев готовит захват власти?
Соответственно, надо ли надеяться, что президент
Казахстана признает свои ошибки и реабилитирует этих политиков, получивших тогда
длительные сроки наказания? В-третьих, Кьюкова может говорить всё что угодно, но
проверить это нельзя, поскольку суд проходил в закрытом режиме, со ссылкой на
некие государственные секреты. Наконец, в-четвёртых, отмечают участники форумов
в интернете, где гарантия, что после ожидаемого ответа остающегося на свободе и
вне пределов Казахстана Рахата Алиева в виде анонсируемой им книги "Крёстный
тесть", в стране не начнётся очередная "охота на ведьм", как это уже было в
упомянутом 2001 году? Тем более, что ряд независимых СМИ страны уже получил
предупреждение от властей Казахстана, предлагающих не цитировать книгу на
страницах прессы в обмен на спокойную жизнь. Предупреждение особенно весомое в
свете того, что силовые структуры страны, согласно представительнице
прокуратуры, продолжают активную работу по выявлению и пресечению преступной
деятельности лиц, покушавшихся на верховную власть государства, на его устои, на
его конституционный строй.
|