Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №188(01.04.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
СОДРУЖЕСТВО НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПУТИ К ПРИЗНАНИЮ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Кыргызстан – страна без территории?

19.03.2008. Дело № (Киргизия)

Вопросы задавал Виталий Пожарский

Этот вариант вполне вероятен, если власти и дальше будут уступать соседям спорные участки…

Небольшая, всего-то 198 с половиной тысяч квадратных километров, территория Кыргызстана для соседей все равно что лакомый пирог. Каждый так и норовит отхватить кусочек покрупнее. Помните, сколько шуму было, когда руководство страны согласилось отдать Китаю Узенгукууш, чтобы не будить "спящего дракона"? Закончилось все печально - аксыйскими событиями. Теперь Кыргызстану предстоит договориться о границах с Казахстаном, в результате чего, как предупреждают некоторые депутаты, мы можем потерять еще часть территории. Добавьте сюда спорные участки с Узбекистаном да "ползучую миграцию" на границе с Таджикистаном, и вы получите весь спектр нерешенных приграничных проблем.

Мурат Джураев - один из немногих депутатов, который постоянно поднимает в парламенте пограничные вопросы. Об этом наш с ним разговор.

СНАЧАЛА ПАНСИОНАТЫ, ПОТОМ - ЗЕМЛЯ?

- Мурат Каттабекович, давайте для начала мысленно пройдемся по карте Кыргызстана и посмотрим, какие именно участки являются предметом спора с нашими соседями. Я, например, с удивлением узнал, что спорные территории есть даже на севере Кыргызстана. Казалось бы, здесь граница уже давно определена…

- Действительно, существуют две большие проблемы, которые мы должны решить с Казахстаном. Во-первых, это передача нашим соседям четырех пансионатов. Этот вопрос не так давно обсуждали депутаты. Знаете, мне трудно принять аргументы главы Госкомимущества, когда он говорит, что если мы не отдадим эти пансионаты Казахстану, соседи будут делать Иссык-Кулю антирекламу, наши отношения с ними ухудшатся. Тогда, по его логике, последует второй этап - нам нужно отдать Каркыру и еще два спорных участка? Я очень уважаю казахский народ, но считаю, что обмен земли должен идти в правовом поле.

- Расскажите, что представляет собой Каркыра и вообще из-за чего разгорелся весь сыр-бор? Почему вы выступаете против ратификации соглашения с Казахстаном?

- Каркыра - это территория на северном берегу Иссык-Куля на границе с Казахстаном, которая пока что еще является кыргызской землей. Соседи говорят, что испокон веков они пасли там скот. Но и мы тоже пасли. Еще во времена правления Акаева они вышли с предложением сделать обмен - выровнять границу, которая там зигзагом идет, - какую-то часть отдать нам, какую-то им. Но при этом неравноценном обмене мы теряем 620 гектаров нашей земли! Более того, мы отдаем Казахстану высокогорное пастбище, а получаем каменистую местность. Комиссия из депутатов предыдущего созыва выезжала туда, дала отрицательный ответ.

Второй спорный участок расположен в районе Токмака. Раньше здесь граница проходила по реке Чу, как и положено по международным стандартам. Но когда строили канал, русло искусственно повернули, чтобы взять воду из реки. Так вот, Казахстан на 800 метров залез в глубь нашей территории и провел границу по искусственному руслу. При этом мы потеряли примерно 35 гектаров. На этой территории граждане соседнего государства установили автозаправки, где заправляют наши автомобили, но нам не платят ни копейки. Через этот коридор свободно вывозят картошку, цемент, шифер, потому что здесь никаких пограничных постов нет. По сути это контрабанда.

И третья спорная территория расположена в Таласской области. Казахстан просит отдать ему гранитный карьер, а взамен предлагает нам участок в селе Степном. Но там голимый песок и засоленные почвы. Получается, мы отдаем месторождение гранита, которое можно разрабатывать и разрабатывать…

- Как вы думаете, парламент согласится ратифицировать этот договор с Казахстаном?

- Социал-демократическая партия высказала свое мнение - мы против. Я не думаю, что фракция "Ак Жол" проголосует за. Хотя, конечно, на нее может быть оказано мощное давление. Если же "Ак Жол" согласится, тогда это решение останется на совести этой партии, и эти депутаты за него рано или поздно ответят!

- Почему же кыргызские власти такие добрые, раз соглашаются на такой неравноценный обмен? Почему так легко отдают свои территории? С чем тогда останется Кыргызстан?

- Возможно, им пообещали что-то взамен. Может быть, какие-то инвестиции или что-то еще. Но тогда нужно раскрывать все карты. Хотя я все равно считаю, что нельзя просто так отдавать родную землю. За нее люди кровь проливают.

СЛАБОЕ ГОСУДАРСТВО ОТДАЕТ СПОРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

- Что ж, двигаемся дальше. С Узбекистаном, насколько известно, тоже не все гладко. Какие проблемные районы вы выделите здесь?

- Спор из-за некоторых участков на кыргызско-узбекской границе идет еще с советских времен… Например, в 1961 году мы отдали землю под Кампирабадское (Андижанское) водохранилище, и при этом должны были получить компенсацию, которую до сих пор не получили. А ведь этот гидроузел наносит огромный ущерб - Узгенский и Кара-Суйский районы Ошской области подпирают подземные воды, которые подтопляют и постепенно разрушают дома.

Вторая проблема - это Бургандинский массив в Кадамжайском районе Баткенской области. Он считается территорией Кыргызстана и на него вроде бы никто не претендует. Но еще во времена СССР Узбекистан организовал здесь добычу нефти и газа и до сих пор продолжает выкачивать. Каждый день соседи добывают, по моим данным, до 80 тонн сырой нефти - заметьте, нашей нефти! И с этим наши власти ничего не могут поделать.

Узбекистан претендует на Сохский коридор, который позволит соединить этот узбекский анклав с территорией страны. Но если мы его отдадим, то Баткенская область сама превратится в анклав. Это только кажется, что земли тут много, на самом деле здесь сплошные труднопроходимые горы!

Но в целом ситуация на кыргызско-узбекской границе лучше, чем на кыргызско-таджикской. Во всяком случае, со стороны Узбекистана не наблюдается так называемой "ползучей миграции". На спорных территориях узбекские власти выставили блокпосты с колючей проволокой, так что никто не может переходить на нашу землю. Никакого заселения и освоения кыргызской территории нет.

- Стало быть, самые большие проблемы - на кыргызско-таджикской границе…

- Да, у нас с Таджикистаном идет давний спор, даже до кровопролитий доходило. Наши страны не могут договориться о том, по какому году рассматривать линию границы. Ориентируясь на линию границы, проведенную в 1927 году, чуть ли не половина Баткенской области отходит Таджикистану. Если брать за основу границы 1962 года, то Кыргызстан теряет какую-то часть своей территории, а если остановиться на разметке 1983 года, то, наоборот, часть территории Таджикистана отходит Кыргызстану. Со стороны таджикских властей, что интересно, нет стремления урегулировать этот спор, потому что им нужно решить свою проблему нехватки земли.

Международные эксперты называют Ферганскую долину зоной конфликтов. Оно и понятно: портится экология, засаливается почва, а население увеличивается. Если в советское время в Узбекистане проживало 18 миллионов человек, то сейчас уже - 26 миллионов! Да и население Таджикистана уже составляет семь с половиной миллионов. Положение на юге Кыргызстана, признаем честно, безвыходное. Оттого и идет отток мигрантов, причем уезжают молодые трудоспособные люди в возрасте 18-50 лет. Уезжают из-за неустроенности быта, из-за того, что нет нормальных школ и больниц, и самое главное - нет работы. А кто остается? Школьники да старики.

Хуже всего обстоят дела в Баткенской области. Ее население, по официальным данным, - около 400 тысяч человек. Фактически же если наберется 200 тысяч, то хорошо. А вот в приграничной таджикской Ходжентской области живет около миллиона человек. И эта перенасыщенность давит. Граждане соседнего государства преспокойно заходят на территорию Кыргызстана, вырубают наши арчовые леса. А кыргызстанцы продают им дома - разумеется, неофициально, под расписку. Они заселяются, зовут своих родственников, друзей, которые тоже покупают жилье. Мы сами провоцируем соседей занимать наши пустующие земли. Когда таджики видят через дорогу заколоченные окна домов и заросшую травой землю, разве можно тут устоять?

- Ну а для чего существуют пограничники? Почему они позволяют гражданам Таджикистана беспрепятственно проникать в нашу страну?

- Они и рады бы охранять, да нечего - нет границы, во многих местах территории-то спорные. Причем спорными их считаем мы, для Таджикистана они давно уже не спорные. Они потихоньку их осваивают, строят трехэтажные дома с фонтанами и висячими садами и, конечно, никуда не собираются уходить. По моим подсчетам, Таджикистану уже отошло около двух тысяч гектаров спорных территорий. Три премьер-министра приезжали в этот район, его посетил президент, но это ничего не изменило.

- В случае с Казахстаном и Узбекистаном уступчивость кыргызских властей понять (но не оправдать!) еще можно - они просто боятся осложнить отношения с более могущественными соседями. Но разве Таджикистан можно назвать более сильным государством?

- Если бы мы были сильным государством, естественно, с нами бы так не обращались. Но здесь я говорю не о военной мощи. Несмотря на последствия гражданской войны, Таджикистан развивается хорошими темпами, и реформы там прошли не так болезненно, как у нас. У них работают заводы, сохранились колхозы… Там тоже существуют региональные диспропорции - сильный, индустриально развитый север и слабый юг. Но их север как раз располагается возле нашего юга. Ходжентская область для Таджикистана - все равно что Чуйская для Кыргызстана. Андижанская, Ферганская, Наманганская области Узбекистана тоже считаются промышленно развитыми. А рядом - наша Баткенская… Поэтому мы теряем свои позиции, причем не только на юге. Первым был Китай, сейчас идут разговоры о том, чтобы отдать земли Казахстану… Потом по цепочке Узбекистан чего-нибудь потребует. А затем и Таджикистан подключится к этому процессу.

Простой пример. Недавно наши соседи договорились продавать газ по мировым ценам. Это коснется и нас. А мы не можем им сказать: "Теперь и вы покупайте воду по мировым ценам", - потому что стоим намного ниже по уровню развития. Поэтому нам нужно быстрее проводить реформы, укреплять свои границы, развивать средний класс. И, конечно, нужно поднимать патриотизм. Кыргызам повезло - они обрели государственность, хотя многие другие более многочисленные народы, такие, как курды, которых насчитывается 60 миллионов, или уйгуры (20 миллионов), не имеют своего государства. Мы должны защищать свое государство и границы.

САМОЕ ГЛАВНОЕ - УДЕРЖАТЬ ЛЮДЕЙ НА ЮГЕ

- Все, что вы сказали, - это больше план действий в среднесрочной и долгосрочной перспективе. А что можно сделать уже сейчас?

- Свое мнение по этому вопросу должен высказать президент. Может, он просто получает неверную или недостаточную информацию? Когда эта проблема обсуждалась на заседании Совета безопасности, меня просто туда не допустили, так что я не знаю, о чем там шла речь.

Самое главное - мы должны любыми способами удержать людей на юге страны. Я разработал несколько законопроектов, которые я бы разделил на три группы. Первый - об особом статусе приграничных территорий. Здесь не идет речь о вооруженных формированиях. Мы просто хотим создать условия для людей, живущих в приграничных районах, чтобы они не уезжали и не бросали свои дома. Возможно, им нужно дать долгосрочную ссуду, чтобы они могли начать свой маленький бизнес; освободить от уплаты земельных налогов; сделать бесплатной электроэнергию; предусмотреть льготы по здравоохранению и образованию; повысить зарплату учителям и врачам. Детям из глубинки можно выделить квоту на бюджетные места в бишкекских вузах, но с условием, что они вернутся обратно.

- Но этот ваш законопроект, насколько известно, не был одобрен несколькими парламентскими комитетами…

- Да, законопроект отклонили, но спикер - спасибо ему! - отправил его на доработку. В ближайшее время мы вынесем этот законопроект на рассмотрение парламента еще раз. Вторая группа законов, которые я разработал, - о переносе отдельных министерств в Ош. И третья - о переносе столицы в Ош. Думаю, это уже может произойти до 2010 года.

- Разве можно переносить столицу в Ош? Представляете, каких финансовых расходов это потребует…

- Если мы хотим сохранить целое государство, мы должны пойти на это. Нас должна насторожить проблема Косово…

- А Косово-то тут при чем? Где расположено оно, а где мы…

- Да потому что у нас на юге складывается похожая ситуация. После войны в Югославию стали приезжать мигранты из Албании, которые там и осели. Когда страна распалась, получилось так, что в Сербии одна область стала преимущественно албанской. Албанцы провели референдум в своей области, объявили о независимости Косово, и Сербия раскололась. На юге Кыргызстана проживает около миллиона кыргызов, 600-700 тысяч узбеков и 100-120 тысяч таджиков. Но многие кыргызы уехали и продолжают уезжать на заработки. Может получиться так, что в будущем кыргызы не будут составлять этническое большинство. А вдруг другая этническая группа захочет образовать Южно-Кыргызскую республику со столицей в Оше? Проведут референдум и все, получится еще одно Косово, но только в Азии. Произойдет раскол Кыргызстана на два государства. Такой вариант событий тоже нельзя исключать.

- Может ли, на ваш взгляд, передача территорий соседним государствам вылиться в социальное недовольство, которое привело к событиям наподобие аксыйских?

- Если мы все-таки отдадим свои земли, социального взрыва, думаю, все же не будет, а вот недовольства населения вполне можно ожидать. И это не забудется. Рано или поздно люди, которые принимают решения, за это ответят. Как ответят и те, кто уговаривал подписать и ратифицировал соглашение с Китаем по Узенгукуушу. Час суда еще придет.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ