Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №190(01.05.2008)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И УКРАИНЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

15 апреля. Президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с представителями компании Heineken N.V. заявил о том, что республика готова оказывать ей всестороннюю поддержку, «как своей». Белоруссия, по словам Лукашенко, заинтересована, чтобы пивоваренная компания участвовала в производстве всех составляющих пивной продукции.

15 апреля. Парламентская ассамблея Совета Европы одобрила резолюцию о злоупотреблениях в системе уголовного правосудия республики Беларусь. В резолюции ПАСЕ позитивно оценены действия Евросоюза и США по введению санкций против белорусских чиновников, ответственных за серьезные нарушения прав человека. В резолюции Парламентская ассамблея призывала Белоруссию незамедлительно ввести мораторий на смертный приговор, а также отменить статью 193-1 УК РБ, которая предусматривает уголовную ответственность за деятельность от имени незарегистрированной организации. Парламентская ассамблея Совета Европы призвала Евросоюз и США к введению новых санкций в отношении белорусских чиновников, ответственных за серьезные нарушения прав человека. МИД РБ в этой связи заявил, что практика принятия негативных резолюций ПАСЕ по Белоруссии  контрпродуктивна и не имеет перспективы.

16 апреля. Первый вице-премьер РБ Владимир Семашко на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам информировал о том, что  в Белоруссии увеличиваются цены на тепловую и электрическую энергию для реального сектора экономики. С 01.04.08 цены на электрическую энергию возрастают на 2,7%, на тепловую - на 2,9%.

17 апреля. Состоялось открытие выставки-презентации белорусских товаропроизводителей в Москве.

18 апреля. Республика Беларусь в лице администрации Парка высоких технологий и южноафриканская компания Lyons Financial Solutions Holdings (PTY) Ltd. подписали инвестиционное соглашение о строительстве комплекса объектов недвижимости ПВТ.

19 апреля. В Белоруссии прошел республиканский субботник, к которому планировалось привлечь 5 млн. человек. Средства, заработанные на субботнике, по решению правительства РБ будут направлены на укрепление здоровья белорусских детей.

20 апреля. Председателем Объединенной гражданской партии (ОГП) переизбран Анатолий Лебедько, возглавляющий партию с 2000 года. Такое решение большинством голосов принял по итогам тайного голосования XI съезд партии, который проходил в Минске.

22 апреля. Избирательную кампанию по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания четвертого созыва планируется провести максимально открыто. Международные структуры смогут развернуть свои наблюдательные миссии в Беларуси в полном масштабе в соответствии с выработанными ими технологиями, - сообщил БЕЛТА секретарь Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов РБ Николай Лозовик. Возможная дата проведения очередных парламентских выборов в Республике Беларусь - воскресенье 28 сентября 2008 года.

22 апреля. Белоруссия, по информации  первого вице-премьера Владимира Семашко, в 2007 году инвестировала в проекты за рубежом более 1 млрд. долларов США. 36,7% всего объема инвестиций республики за рубежом было размещено в СНГ (35,7% - в России), 63,3% в странах «дальнего зарубежья». Наибольший объем ресурсов инвестировало за рубежом министерство промышленности РБ - 439,1 млн. долл., которые были вложены в создание 21 сборочного производства и развитие товаропроводящей сети. Семашко также сообщил, что в 2007 году РБ привлекла 5,4 млрд. иностранных инвестиций, а Россия остается для Белоруссии главным партнером в торгово-экономическом сотрудничестве.

22 апреля. Белоруссия считает очень важными отношения со странами Персидского залива, - заявил министр иностранных дел РБ Сергей Мартынов на встрече в Минске с государственным министром по иностранным делам Королевства Бахрейн Незаром Садиком Мухаммедом аль-Бахарна. Мартынов подчеркнул высокую заинтересованность в том, чтобы Бахрейн был одним из государств Залива, с которыми Белоруссия имеет «очень активные и серьезные отношения».

22 апреля. Администрация США в очередной раз призвала правительство Белоруссии незамедлительно и без предварительных условий освободить всех политических заключенных.

23 апреля. В министерство иностранных дел РБ был приглашен Временный поверенный в делах США в Белоруссии Джонатан Мур. Белорусская сторона «в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях» предложила реализовать рекомендацию МИД РБ о сокращении на паритетной основе американского дипломатического присутствия в Минске и белорусского – в Вашингтоне.

23 апреля. Госкомимущество РБ утвердило перечни предприятий, подготовленных для акционирования, а также ОАО, акции которых планируются для продажи по конкурсу, на аукционе, в том числе на Белорусской валютно-фондовой бирже.

24 апреля. Генеральный секретарь комиссии Совета Европы "За демократию через право" Джанни Букиккио в Минске, в частности, заявил о том, что в Совете Европы ожидают «знаков доброй воли» со стороны белорусских властей о желании интегрироваться в Европу. Он отметил, что под такими знаками имеет в виду соблюдение прав на свободу выражения мнения, свободу слова и свободу прессы.

24 апреля. Россия была и остается основным стратегическим партнером Белоруссии, - заявил президент РБ Александр Лукашенко на встрече с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем. Союзное строительство, по мнению Лукашенко, является объективным процессом, который отвечает интересам народов двух стран.

24 апреля. Вступил в силу указ, в соответствии с которым в 10 раз повышается арендная плата для общественных неправительственных организаций, которые не занимаются коммерческой деятельностью. Это может привести к ликвидации нескольких сотен белорусских общественных организаций.

24 апреля. США не собирается больше сокращать штат посольства в Белоруссии, - заявил в эфире «Еврорадио» заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэвид Меркель. Меркель назвал безосновательными и необоснованными требования белорусской стороны по очередному сокращению посольства до 5 или 6 человек. В то же время заместитель госсекретаря подчеркнул, что обсуждение вопроса о снятии санкций в отношении Белоруссии возможно только после освобождения политзаключенного Александра Козулина и конкретных шагов по улучшению ситуации с правами человека.

25 апреля. Национальный банк Беларуси установил следующие официальные курсы иностранных валют к белорусскому рублю: 1 доллар США — 2.142,00; 1 евро — 3.381,90; 1 российский рубль — 91,39.

26 апреля. Около двух тысяч человек приняли участие в шествии «Чарнобыльскi шлях». Белорусская оппозиция несла лозунги с протестом против строительства АЭС на территории республики. Мероприятие, разрешенное Мингорисполкомом, прошло спокойно.

28 апреля. Вице-премьер РБ Андрей Кобяков в Минске заявил, что  правительство Белоруссии продолжит работу по финансовому оздоровлению госорганизаций, акционированных обществ, используя при этом процедуру банкротства. Кобяков информировал также о том, что в настоящее время в республике убыточными являются 1565 госпредприятий и акционерных обществ (15,1%), более 400 госпредприятий проходят процедуру банкротства.

29 апреля. Президент Белоруссии Александр Лукашенко обратился с традиционным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию РБ.

29–30 апреля. В соответствии с планом военного сотрудничества министерств обороны Республики Беларусь и России в Минске с двухдневным официальным визитом находился министр обороны России Анатолий Сердюков. Сердюков принял участие в очередном заседании совместной коллегии министерств обороны РБ и РФ, в ходе которого были рассмотрены вопросы подготовки проектов межправительственных соглашений о совместном техническом обеспечении региональной группировки войск (сил) Белоруссии и России, о взаимодействии в области радиоэлектронной борьбы.




Белоруссия активизирует приватизацию госимущества

Александр Фадеев

К середине лета текущего года Белоруссия должна перейти на новую систему приватизации государственного имущества. Президентским декретом недавно были внесены существенные коррективы в основной нормативный акт десятилетней давности, предусматривавший порядок разгосударствления и приватизации госсобственности в Республике Беларусь (Декрет президента РБ №3 от 20.03.1998). Глава белорусского государства Александр Лукашенко не только скорректировал положения этого документа в связи с изменившимися экономическими условиями, но и постарался модернизировать саму структуру процесса изменения собственника субъектов хозяйствования и продажи акций открытых акционерных обществ. И хотя Декрет 2008 г. №7 формально носит временный характер (в соответствии с Конституцией РБ его предстоит рассмотреть и утвердить в  Национальном собрании республики), сомнений в его принятии не возникает.

Суть новаций состоит главным образом в активизации приватизации объектов, находящихся в республиканской и коммунальной собственности, которые меняют собственника согласно специальным трехлетним планам, которые предполагается утверждать регулярно. Так, по наиболее привлекательной и значимой республиканской собственности приватизация будет осуществляться по первому трехлетнему плану (2008 – 2010 гг.), а продажа акций – в рамках перечня ОАО на 2008 – 2010 гг. Пока разработаны госкомитетом по имуществу РБ совместно с другими органами управления республики только перечни предприятий, подготовленных для акционирования, выставления на продажу через конкурсы и аукционы в ближайцшей перспективе. Поэтому трудно говорить о подлинных масштабах приватизации и списке государственных предприятий, которых она в следующие три года затронет.

Сейчас есть ясность в том, что субъекты хозяйствования Белоруссии (ОАО), обеспечивающие работу стратегически значимых отраслей национальной экономики, и другие «важные государственные потребности» продавать республиканское руководство не планирует. Можно предположить, что в разряд «разгосударствленных» субъектов хозяйствования не попадут крупные и средние промышленные предприятия Белоруссии, такие как МАЗ, МТЗ, БМЗ, БелАЗ и другие, которые ориентированы на экспорт продукции и работают успешно. Ведущие предприятия-экспортеры, приносящие в бюджет РБ значительные валютные поступления, по-прежнему останутся в государственной собственности и будут управляться госаппаратом. Они рассматриваются как особо ценный потенциал для наращивания ВВП, устойчивого экспорта белорусской продукции и как источник пополнения бюджета и золотовалютных резервов республики. В сущности, такие субъекты хозяйствования являются не только базовыми для экономики РБ, но и представляют собой опору существующего политического режима.

Скорее всего, акционированию и выставлению на продажу подвергнутся, по терминологии Лукашенко, «заурядные заводы» - нерентабельные предприятия, с неэффективным производственным циклом, продукция которых не пользуется значительным спросом. Модернизация и перепрофилирование таких предприятий требует значительных инвестиций, подготовленных кадров, новых технологий и времени, т.е. всего того, что находится в дефиците у правительства Белоруссии. Этот вывод подтверждают перечни госимущества РБ, в которых обозначены белорусские предприятия, запланированные к акционированию и продаже на  аукционах и конкурсах в первую очередь. Так, в списке на акционирование оказалось менее десятка малых предприятий, а на продажу предполагается сначала выставить 74 неблагополучных предприятия («Ковры Бреста», «Барановичская обувная фабрика», «Борисовский инструментальный завод», «Гомельский Техноприбор» и др.), среди которых большинство представляют заводы и фабрики, много лет числящиеся в безнадежных должниках у государства. Часть из них еще в 2006 году по указу президента (№ 538 от 28.08.2006) вынуждена была передать в государственную собственность свои акции в качестве компенсации и условия реструктуризации задолженности («Ковры Бреста» и др.). Специально следует подчеркнуть, что по белорусскому законодательству новый собственник этих субъектов хозяйствования обязан будет погасить всю их задолженность.

Что касается коммунальной собственности, относительно малопривлекательной для инвесторов, то порядок ее приватизации доверено установить местным советам депутатов. Кроме того, в отличие от методики реализации акций предприятий, находящихся в республиканской собственности, когда окончательное решение об их продаже остается за Александром Лукашенко, местным советам планируется предоставить формальное право продажи и определения начальной цены акций, находящихся в их собственности.

Очевидно и другое – все затеянные по Декрету президента процедуры имеют своей целью привлечение объемных иностранных инвестиций в экономику и финансовую сферу. Известно, что на протяжении ряда лет правительство так и не смогло найти путей привлечения прямых иностранных инвестиций. Это относится как к новым зарубежным капиталовложениям, так и к реинвестициям. По сравнению с другими малыми странами, имевшими аналогичный хозяйственный потенциал, с догоняющими экономиками переходного периода, Белоруссия по показателям притока и объема накопленных ПИИ явно проигрывает. Здесь сказалось снижение конкурентоспособности страны, прежде всего с точки зрения нормативно-правовой базы, предусматривающей сложные бюрократические процедуры, высокой налоговой нагрузки, а также методов тотального государственного управления и контроля.  Национальное законодательство до последнего времени практически не учитывало требования иностранных инвесторов по обеспечению гарантий капиталовложений и доступа к управлению акционированных обществ. Приватизационный процесс не получил достаточного развития и в силу специфики политического режима, выработавшего свое понимание корпоративных и национальных интересов.

В целом сам подход к расширению сегмента приватизированных субъектов хозяйствования не противоречит государственной идеологии Республики Беларусь, теории белорусской модели социально-экономического развития, которая предусматривает сосуществование различных форм собственности в рамках многоукладной рыночной экономики при равноправном функционировании государственной и частной собственности.

Белорусский лидер неоднократно подчеркивал важность не только социальной ориентации национальной экономики, но и приоритет идей рынка и конкуренции. Что касается последней, то в процесс продажи акций предприятий, и это крайне важно, закладывается механизм проведения соответствующих конкурсов и аукционов.

Правда, для допуска к конкурсу декрет президента требует представить проект по развитию ОАО. Но наиболее тревожно выглядит предусмотренная Декретом № 7 возможность проводить продажу акций «иными способами» (в п. 1.8. подпункт 1.11.). Практика уже прошедших ранее продаж акций (включая контрольные пакеты акций) ряда предприятий и других организаций, принадлежавших белорусскому государству, показывает, что решение в пользу конкретного покупателя нередко принималось в условиях канцелярской тайны в недрах президентской администрации. Причем никакой осмысленной аргументации подобных шагов, зачастую, белорусскому обществу не приводилось.

Интересно и то, что впервые в истории независимой Белоруссии процесс продажи предприятий планируется проводить как более активный и масштабный по сравнению с процессом акционирования. Ранее более интенсивно шло «разгосударствление», т.е. преобразование белорусских предприятий в открытые акционерные общества, а вот продажа предприятий шла вяло, а на каком-то этапе вообще была практически заморожена. Например, за первые 15 лет независимости в Республике Беларусь из 4100 трансформированных унитарных госпредприятий (48,2% в ОАО) только треть была продана. Это объяснялось, главным образом, тем, что во многих открытых акционерных обществах государству принадлежали контрольные пакеты акций, с которыми оно не видело необходимости расставаться, а внутренняя мотивация к смене собственника в самих ОАО в этих условиях, естественно, не наблюдалась. 

С помощью приватизации госсобственности ставится задача вытащить платежный баланс Белоруссии из той пропасти, в которую он катится, заложить основу для современного конкурентоспособного производства, решить проблему безработицы и найти новые источники для роста золотовалютных резервов. Очередные изменения в законодательстве (Декреты президента 2008 года № 1 и № 7) направлены и на реализацию проекта главы Национального банка РБ Петра Прокоповича по превращению всей Белоруссии в свободную экономическую зону, который он представил президенту осенью прошлого года. Тогда Прокопович высказал мнение, что при существующей нормативно-правовой базе это просто невозможно. Проект был поддержан президентом, который призвал провести «капитальную ревизию» сложного и противоречивого национального законодательства, мешающего развитию экономики. Поэтому президентский декрет следует рассматривать как первую ласточку в этом направлении.

Для России реализация в союзной стране плана Прокоповича сулит пролонгацию режима недобросовестной конкуренции, выражающегося в предоставлении белорусским государством целой группе предприятий республики, в том числе ориентированных на экспорт продукции в Россию, таможенных и финансовых льгот и преференций.

В Белоруссии с приходом к власти Александра Лукашенко возобладал взгляд на Россию как на главную угрозу республиканской собственности, бизнес-элита которой якобы стремится всеми правдами и неправдами скупить акции белорусских предприятий, контролировать экономику, прибрать к своим рукам финансовую, кредитную и банковские системы республики. Всячески, в том числе и на самом высоком уровне, постоянно подчеркивалась опасность российской финансово-экономической экспансии на территорию Белоруссии, инфильтрации в экономику республики капиталов «олигархов» союзной страны. Многие годы действовало и в каких-то частях продолжает действовать (например, при создании белорусско-российских СП) законодательство, ущемляющее именно российских инвесторов, импортеров и экономических партнеров. В силу этих обстоятельств и рассматриваемый документ не гарантирует инвесторам из России равного доступа и участия в конкурсах и аукционах по продаже пакетов акций белорусских предприятий. Не исключено, что акции и контроль за предприятиями, выставленными на продажу, будут в льготном режиме «иными способами» предоставляться западным и восточным покупателям, в отношении которых правящий в Белоруссии режим не испытывает фобий. Ведь боязнь экономической и политической «экспансии» России все последние годы буквально преследует белорусскую государственно-политическую элиту и ее лидера.




«Карта поляка» как новая польская интрига

Владислав Лосев

31 марта текущего года посольство Польши в Республике Беларусь начало выдачу так называемой «карты поляка» (www.poland.gov.pl), которая является официальным документом (по сути, этническим удостоверением), подтверждающим принадлежность гражданина другого государства (все республики бывшего СССР) к польскому народу. В соответствии с действующим польским законодательством «карта» максимально широко толкует понятие поляка и предоставляет владельцам «карты» значительные льготы в области образования, предпринимательской деятельности и прочих сферах.

Обладатель «карты» получает право на долгосрочную многократную визу на пребывание в Польше, легальную (без специального разрешения)  работу на территории Польши, занятие предпринимательской деятельностью наравне с польскими гражданами. Кроме того, он может в первоочередном порядке претендовать на финансовые средства, выделяемые для поддержку поляков за границей Польши из государственного и местного бюджетов, а также 37-процентную скидку на проезд по железной дороге.

«Карту» может получить лицо, владеющее польским языком на базовом уровне, имеющее в родстве поляка либо того, кто имел в прошлом польское гражданство (отец, мать, дедушка, бабушка, прабабушка, прадедушка). «Карта» действительна десять лет со дня выдачи и при соответствующем заявлении продлевается на следующие десять лет.

По большому счету, «карта поляка» способна охватить помимо собственно поляков (по официальным данным в Белоруссии проживает всего около 400 тысяч лиц польской национальности) и большие массы непосредственно белорусского населения, ближайшие родственники которого (отцы, деды и прадеды) являлись до сентября 1939 года подданными довоенной Польши. Практически, «карта поляка» предлагается всем жителям Белоруссии,  фамилии, имена и отчества которых носят польский оттенок.

И можно не сомневаться, что те  белорусские граждане, которые сумеют получить названную «карту»  изменят (если они официально и не считаются поляками)  свое национальное самосознание в пользу польского самоопределения, тем более что современный паспорт гражданина РБ не предусматривает записи национальности. Более того, белорусское законодательство вообще запрещает требовать от граждан указывать свою национальную принадлежность в обязательном порядке.

По мнению же аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь, «белорус» в настоящее время является понятием не этническим как в советское время, а гражданско-политическим. Таким образом, белорусские власти называют «белорусами» всех граждан Республики Беларусь не зависимо от их национальной принадлежности. Насколько такой подход оправдан, судить трудно, но он значительно облегчает реализацию ближайших планов Польши по существенному  (в два и более раз) наращиванию польского национального присутствия в Белоруссии. Так, в соответствии  с  данными польской статистики, в Белоруссии уже сейчас проживает более 900 тысяч лиц польского происхождения.

По представлениям польской стороны все белорусы-католики однозначно относятся к категории «кресовых» (окраинных) поляков. Такая постановка вопроса вполне уместна, так как белорусы-католики в большинстве своем полагают своими духовно-культурными центрами Варшаву, Краков и Рим и в этом смысле полностью ориентированы на Запад. При этом значительная их часть считает себя поляками, хотя при переписи населения (по официальным данным) и обозначали себя как белорусы. В целом же польского и пропольского населения в Белоруссии проживает в настоящее время от 12 до 15 процентов.

Основная роль в агитационной кампании за «карту поляка» отводится католической церкви (ксендзам и католическому активу) и польским общественным организациям. В связи с чем, в последнее  время резко возросла активность католического клира по привлечению белорусских граждан в католическое вероисповедание с последующим формированием у них и польского национального самосознания.

Римско-католическая церковь обладает в Белоруссии внушительным потенциалом для проведения политики прозилитизма, в том числе и среди православно ориентированного населения. На территории Республики Беларусь действуют Конференция католических епископов, 4 католические епархии, 9 миссий, 8 монастырей и 2 духовных учебных заведения, а также 433 религиозных общины католического вероисповедания. Всего в республике действующими являются более 400 костелов, большинство из которых расположено в западных районах Белоруссии. Ведется  широкое храмовое строительство.

Следует заметить, что польское население крайне неравномерно распределено по Белоруссии и в основном сосредоточено в Гродненской области, на западе Витебской и Минской областей,  а также севере Брестской области. При этом  в 9 из 16 районов Гродненской области поляки составляют от 21 до 51 процента населения, а в Вороновском районе Гродненской области поляков абсолютное большинство. В 5 западных районах Витебской области польское население составляет около 20 процентов, а в Браславском районе Витебской области –  порядка 50 процентов. Высоким является процент поляков среди населения Пружанского (до 6 %), Барановичского (до 6 %) и Ляховичского (до 21 %) районов Брестской области, а также Дзержинского (до 6%), Несвижского (до 21%), Воложинского (до 21%) и Столбцовского (до 51 %) районов Минской области.

В течение последних лет произошел значительный рост общественно-политической активности  Польши в отношении Белоруссии, в первую очередь, ее западных областей. Причем речь идет не просто о культурной и экономической поддержке польского меньшинства,  проживающего в Белоруссии, а о воплощении программы, направленной на достижение радикального изменения геополитической конфигурации в восточноевропейском регионе.

Так, в мае 2006 года правительством Польши было объявлено о начале выполнения программы строительства Четвертой Речи Посполитой. Программа предполагает не только глобальную консолидацию польской нации, но и последовательное формирование в местах компактного проживания польских меньшинств (Гродненская, Брестская области и запад Минской и Витебской областей Белоруссии) национально-культурного ландшафта т.н. «Малой Польщизны», т.е. создание такой культурно-религиозной среды, в которой польско-католическое влияние будет доминировать над восточнославянско-православным, когда православные белорусы и великороссы, проживающие в западных регионах Белоруссии,  будут ощущать себя национально-религиозным меньшинством. Однако, власть  предпочитает не замечать ни попыток ассимиляции белорусского населения посредством «карты поляка», ни стремления «охмурить» его с помощью костела. Официоз избрал тактику заигрывания и задабривания польского меньшинства.

В настоящее время Союзом поляков в Белоруссии совместно с местными властями Гродненской области  и Уполномоченным по делам религий и национальностей РБ при финансовой поддержке правительства Польши (через СПБ) осуществляется обширная постоянно действующая культурно-пропагандистская кампания. 

Во всех районных центрах и крупных населенных пунктах Гродненской области, а также в ряде мест Брестской и Минской областей систематически (каждое воскресенье) проходят праздники польского слова, фестивали  и дни польской культуры. Кроме того, ежегодно в Гродненской области проводятся Всебелорусский фестиваль польской песни и международный фестиваль «Августовский канал в культуре трех народов» с участием официальных представителей Белоруссии, Польши и Литвы. Последнее мероприятие проводится с целью пропаганды «золотого наследства Речи Посполитой».

Активная пропольская культурная политика на западе Белоруссии, проводимая как местными и центральными белорусскими властями, так и правительством Польши привела к стремительному росту польских творческих коллективов на Гроднинщине, а также в «польских» районах Минской, Брестской и Витебской областей.  Так, если в 1990 году в Белоруссии был только один польский хор, то в настоящее время, по данным председателя СПБ Юзефа Лучника, в республике действуют более сотни польских творческих коллективов, которые совместно с католическим костелом играют центральную роль в консолидации польского населения Белоруссии на принципах приверженности  «Золотой Польщизне».

Самым крупным и разветвленным польским общественным объединением в республике является  Союз поляков в Белоруссии, который был создан в апреле 1990 года. Официальной целью СПБ является возрождение и распространение польского языка и культуры, традиций «польщизны» и Речи Посполитой среди польского и католически ориентированного населения Белоруссии. В настоящее время в Союзе поляков в Белоруссии состоит более  30 тысяч человек. Всего СПБ имеет 133 действующих отдела, в том числе в Гродненской области – 75, Брестской – 12, Витебской – 18, Минской – 21, Гомельской - 4 и Могилевской – 3.

В рамках Союза поляков в Белоруссии действует ряд  специализированных обществ, союзов и комитетов: Польское общество врачей, Общество польских художников,  Союз польских ветеранов, Союз бывших солдат Армии Краёвой. Союз поляков – жертв политических репрессий, Общество польской молодежи, Союз среднего и младшего медперсонала,  Комитет памяти Элизы Ожешко, Польское научное общество, Республиканское общественное объединение «Харцерство» и другие.

Выходят  в Гродненской области и польские периодические издания. Наиболее крупными из них являются газета «Glos znad Niemna» и журнал «Magazyn Polski», в которых практически неприкрыто  ведется пропаганда «территориального наследия второй Речи Посполитой (Польша до 1939 г. – авт.)».

Союз поляков в Белоруссии с самого начала своего существования пользовался широкой поддержкой со стороны польских властей различного уровня, включая президента, правительство и парламент Польши. Польской стороной  не только финансировались  различные программы (образовательные, обучающие, культурные, информационные, экономические и др.), направленные на укрепление польского влияния в Белоруссии, но и приобреталось имущество,  недвижимость, технические средства для СПБ и других польских организаций. Практически в каждом населенном пункте западных районов Белоруссии, где действуют отделы СПБ, на средства, предоставленные Польшей, приобретены или построены Дома Польские, являющиеся (наряду с костелами) опорными пунктами по расширению и укреплению польского влияния в Западной Белоруссии (на Кресах Всходних по польской терминологии).

Фактически можно говорить о создании в западных областях Белоруссии обширной инфраструктуры польского влияния, которая при определенных условиях может стать основой для моделирования в этих регионах религиозно-этнического конфликта по «косовскому варианту».

Такие предположения, в принципе, не являются беспочвенными, т.к. в тех западных районах Белоруссии (Браславский и Поставский районы Витебской области, Вороновский, Свислочский, Щучинский  и другие районы Гродненской области), где польское население составляет порядка 40-60 процентов, руководящие должности в органах государственной власти и внутренних дел занимают этнические поляки или лица прокатолической ориентации. Они в значительной мере способствуют  распространению в западных районах (и не только) Белоруссии «польщизны», католицизма и «романтических воспоминаний» о Речи Посполитой, что создает благоприятную почву для широкого распространения «карты поляка».

Красноречивым примером формирования пропольского ландшафта являются переименования улиц в населенных пунктах республики в направлении «польщизны». Так, в сентябре 2007 года  в Минске по предложению римско-католической церкви решением Минского городского совета, находящаяся рядом с Домом правительства улица Берсона была переименована в улицу польского помещика и мецената Эдварда Вайниловича.  На деньги этого магната в начале XX века был построен минский костел Сымона и Алены (Красный костел), расположен на пл. Независимости. И только массовое возмущение минчан и  личное вмешательство А.Г. Лукашенко подвигло министерство юстиции РБ по чисто формальным признакам отменить это решение Мингорсовета. Но это лишь одиночный пример (случай уж больно вопиющий!) пресечения экспансии «польщизны», которая уже широко расползлась по республике.

Польша прилагает значительные усилия по формированию в Белоруссии польского общественно-политического и научного (в области гуманитарных наук) «лобби». Особую активность в этом направлении проявляет действующий при посольстве Польши в РБ Польский институт. Этой организацией взяты на специальный учет преподаватели, аспиранты, студенты  и другие специалисты-гуманитарии (в первую очередь историки), которые положительно относятся к «польщизне» во всех ее проявлениях, а также специалисты занимающиеся историей римско-католической церкви в Белоруссии. Этим людям оказывается финансовая (в том числе и на постоянной основе) поддержка (гранты, стипендии, гонорары и т.д.), они приглашаются на семинары, конференции и другие научные и общественные мероприятия.

Помимо Союза поляков в Белоруссии, опорным центром польского влияния в западных регионах республики  является Гродненский государственный университет. В качестве координаторов по подобному роду деятельности выступают преподаватели-этнические поляки, имеющие тесные отношения, с Варшавой и Ватиканом.

Пропольски и прокатолически (независимо от национального происхождения) настроенные студенты и аспиранты из различных университетов Белоруссии приглашаются для обучения и стажировок в Варшавском университете. Известны случаи, когда координаторами по вопросам «польщизны» в белорусских ВУЗах являются этнически русские (великороссы) аспиранты и преподаватели.

В республике возобновил свою деятельность (особенно активно в Гродненской области) и печально известный в истории Западной Руси (Белоруссии) католический орден иезуитов,  ежегодно организующий для молодежи, так называемые «летние иезуитские школы».

Однако польско-католическая культурно-религиозная экспансия не ограничивается только западными регионами Белоруссии. Все настойчивее предпринимаются усилия по ее распространению на традиционно православно-русские центральные и восточные области республики. В качестве опорного пункта для этого используется ежегодно проходящий в Могилеве музыкальный католический фестиваль «Магутны Божа», руководителем которого является польский ксендз Роман Фоксинский. Попечителем фестиваля выступает, учрежденный в 1993 году Католический благотворительный фонд «Renovabis» (Германия). Учредителем фонда является Немецкая епископская конференция, руководитель – иезуит Ойген Хилленгасс. Годовой бюджет фонда – 30-35 миллионов евро.  Следует отметить, что в подготовке «Магутнага Божа» официально участвуют и представители Совета Министров РБ на уровне вице-премьера.

Так что положение с польским вопросом складывается совсем непростое. И закрывать глаза на это никак нельзя. Ведь речь идет не просто о польско-католическом культурно-религиозном возрождении в Белоруссии, что уже само по себе чревато для белорусов серьезными проблемами. В Варшаве уже не один год обсуждается вопрос о «справедливых границах Речи Посполитой», которые на востоке по ее мнению должны проходить как минимум по «линии Сталина».

Все это, конечно, вызывает озабоченность у официального Минска. В последнее время МИД Белоруссии, руководство Администрации президента РБ и сам Лукашенко неоднократно высказывали протесты, в частности,  по поводу введения «карты поляка», обвиняя Польшу в намерении расколоть Белоруссию по национально-территориальному признаку. Но, пока,  ничего существенного  белорусские власти противопоставить намерениям Варшавы, похоже, не в состоянии.

Ведь единственным действенным  противовесом «мирному польскому вторжению» может стать только укрепление в белорусском обществе и государстве исконного для белорусов православно-русского начала и реальное строительство Союзного государства. Но беда в том, что минская верхушка  видит в этом только посягательство на свой пресловутый суверенитет. Поэтому новая польская интрига и имеет в Белоруссии совсем неплохие шансы на успех.




Взаимодействие России и Белоруссии в ОС ПВО СНГ

Пресс-служба МО РБ. 22.04.08

Командно-штабная тренировка с органами боевого управления и дежурными силами Объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ прошла в третьей декаде апреля. В соответствии с планом совместных мероприятий под руководством председателя Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств-участников СНГ - Главнокомандующего Военно-воздушными силами Российской Федерации генерал-полковника Александра Зелина прошла командно-штабная тренировка с органами боевого управления и дежурными силами Объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ. Помощник руководителя тренировки от Вооруженных Сил Республики Беларусь - командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны генерал-майор Игорь Азаренок.

    Тема тренировки: "Управление дежурными по противовоздушной обороне силами Объединенной системы ПВО государств-участников СНГ при выполнении ими задач боевого дежурства". Основными целями тренировки явилось совершенствование организации взаимодействия сил и средств Объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ и повышение навыков боевых расчётов командных пунктов по управлению действиями дежурных по ПВО сил при выполнении ими задач боевого дежурства.

    В ходе тренировки дежурные силы ПВО государств-участников СНГ проверили полетами контрольные цели, оценили действия органов управления сторон по воздушным судам - нарушителям порядка использования воздушного пространства, нарушителям государственных границ, угоняемым воздушным судам, а также при оказании помощи экипажам воздушных судов, терпящих бедствие.

    К тренировке были привлечены органы управления и дежурные по ПВО силы ВВС и войск ПВО Республики Беларусь и ВВС и войск ПВО Российской Федерации: дежурные расчеты зенитных ракетных и радиотехнических войск, более 25 воздушных судов различных типов России и Беларуси, в том числе российский авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-50, который осуществлял выдачу радиолокационной информации и наведение истребительной авиации Республики Беларусь из зоны дежурства в воздушном пространстве Республики Беларусь, управление дежурными силами по ПВО с помощью АСУ белорусского производства всех звеньев управления.

    Органы боевого управления и дежурные силы получили практику организации взаимодействия сил и средств в рамках Объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ, приобрели навыки управления действиями дежурных по ПВО сил при выполнении ими задач боевого дежурства.

    Взаимодействие в области противовоздушной обороны является одним из важнейших направлений военного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации. Оно осуществляется как на двухсторонней основе, так и в рамках объединенной системы ПВО государств-участников СНГ.

    Участие белорусских военнослужащих в совместных учениях "Боевое содружество" неоднократно подтверждало важное значение такого сотрудничества для обеспечения надежной охраны воздушного пространства, поддержания высокой боевой готовности соединений и воинских частей ВВС и войск ПВО.

    С момента образования ОС ПВО боевые расчеты соединений и воинских частей зенитных ракетных войск ВВС и войск ПВО Республики Беларусь принимали участие во всех совместных учениях "Боевое содружество", а в прошлом году к выполнению задач учений подключились и экипажи истребительной авиации. Всего же практику боевых стрельб на полигонах Российской Федерации получили около четырех тысяч белорусских военнослужащих.

    Важную роль в обеспечении охраны границ воздушного пространства играет несение совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне.

    Организация совместного боевого дежурства по ПВО позволила заметно расширить объем и качество радиолокационной информации о воздушной обстановке на западном стратегическом направлении, контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства, выполнения других задач, возлагаемых на дежурные силы.

    На сегодняшний день Объединенная система ПВО Содружества является важной составляющей Организации Договора о коллективной безопасности, нашедшей свое практическое воплощение и имеющей реальные и долговременные перспективы.




«Это великолепный проект»

БелГазета. 07.04.08

Сергей Жбанов

Встреча посла России в Беларуси Александра Сурикова с журналистами на минувшей неделе дала новый информационный повод для обсуждения старых новостей. «Белтрансгаз» может стать убыточным из-за дополнительных платежей», - поделился накатившей волной тревоги Суриков. Хотя это признание следовало бы сделать еще год назад, когда принималось решение о приобретении «Газпромом» 50% акций «Белтрансгаза» за $2,5 млрд. Причем не дипломату, а кремлевским и газпромовским экспертам, приценивающимся в академической тиши к главному белорусскому активу.

В этой классической ситуации ничего не следовало изобретать. Каждый студент, изучающий экономику, должен знать, что именно срок окупаемости иллюстрирует целесообразность приобретения любого актива. Разделил запрашиваемую сумму на потенциальную годовую прибыль и нашел ответ на мучительный вопрос. Если деньги отобьются более чем через 10 лет, то лучше отказаться от крупного приобретения. В случае с акциями «Белтрансгаза», получившего в 2006г. прибыль в $26 млн., «Газпром» мог рассчитывать на половину этой суммы и ожидать полного возврата денег не раньше чем через два столетия. Год назад «БелГазета» (см. N20 от 21.05.2007г.) удивилась своим расчетам, так же как и полному отсутствию в СМИ публичных оценок окупаемости проекта по созданию российско-белорусского совместного газотранспортного предприятия (СГТП). Это настораживало. Особенно в сравнении с проектом газопровода «Ямал-Европа», срок окупаемости которого составлял 25 лет. К тому же еще в 2004г. первый вице-премьер Владимир Семашко, ссылаясь на мнение специалистов «Белтрансгаза» и Минэнерго, сообщил, что «за 12 лет «Газпром» полностью окупил бы все свои вложения и в виде капитализации еще заработал бы $1,3 млрд. Но это по нашим расчетам. Может быть, они и некорректны, может быть, мы не знаем всех исходных данных, которыми «Газпром» располагает. Но я могу сказать, что проект в энергетике, газовой промышленности, который окупается за 12 лет, - это великолепный проект».

Но сказка об окупаемости $2,5 млрд., вложенных «Газпромом», могла бы стать былью только при обеспечении ежегодной прибыли СГТП не менее $416 млн., и то при условии, что эта сумма делится в равных пропорциях - 50 на 50. Однако на это «Газпром» ранее 2010г. рассчитывать не может, что еще более отодвигает горизонт окупаемости проекта. «Сегодня 75% акций принадлежит Беларуси, 25% - «Газпрому». Заберите хоть всю прибыль. Зачем же залезать в карман партнера?» - так отреагировал Александр Суриков на поборы, произведенные в фонд Минэнерго. Видимо, белорусское министерство немного ошиблось в расчетах окупаемости и решило, не дожидаясь, вместо прибыли отстричь 19% себестоимости. При этом «Белтрансгаз» отделался от «Интерфакса» следующим комментарием к итогам деятельности за 2007г.: «Была обеспечена прибыльная работа общества». Вот так кратко и емко подвели в компании (называющей себя открытым акционерным обществом) публичные итоги работы за год.

Впрочем, это мелочи. Есть и более серьезные детали проекта. Придавая в 2004г. гласности белорусскую оценку окупаемости проекта, Владимир Семашко рассчитывал не только на рост использования белорусских транзитных мощностей, но и на поставки во все возрастающих объемах газа по внутренним российским ценам, которые уже тогда не приносили «Газпрому» прибыли. Помимо этого, «Газпром» должен был вложить не одну сотню миллионов долларов в строительство белорусских подземных газовых хранилищ, реконструкцию белорусской газотранспортной системы, а также обеспечить социальные гарантии для работников «Белтрансгаза». Это не вновь открывшиеся обстоятельства, поэтому вряд ли их имел в виду российский посол, когда назвал «призрачной» даже частичную окупаемость денег, вложенных «Газпромом» в пакет акций белорусского предприятия.

Это значит, что «Газпром» влетел в ту же самую Беларусь, где когда-то пролетела со своими инвестициями пивная компания «Балтика», поскольку, по словам Сурикова, до конца нынешнего года российский газово-энергетический холдинг не собирается более чем на 7% повышать цену на газ, поставляемый в Беларусь. Дополнительных доходов, полученных от роста цен в 2008г., «Газпрому» как раз хватит для компенсации убытков от сборов в инновационный фонд Минэнерго как за прошлый, так и за текущий годы. Но расстраиваться газпромовским менеджерам особенно не стоит. Ведь не в прибыли счастье. Нужно просто $1,5 млрд. или 1 млрд. евро в эквиваленте, затраченных на приобретение акций «Белтрансгаза», добавить к будущей стоимости газопровода Nord Stream.

Для этого есть несколько причин. Во-первых, в «Газпроме» не предполагали платить за акции «Белтрансгаза» больше $1 млрд., но придется заплатить в 2,5 раза больше, как того хотел белорусский президент; во-вторых, именно задержка с акционированием «Белтрансгаза» в 2002-03гг. вынудила руководство «Газпрома» приступить к разработке проекта по строительству альтернативного газопровода Nord Stream. «Если в ближайшее время, возможно в ближайшие полгода, не будут сделаны реальные шаги по акционированию «Белтрансгаза», ОАО «Газпром» вынуждено будет искать альтернативные пути для экспорта газа в Европу», - заявил на российско-белорусских парламентских слушаниях, проходивших в 2002г., бывший зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов.

Но к 1 июля 2003г. российско-белорусское СГТП так и не было создано. Тогда и было принято в Кремле твердое решение о строительстве газопровода Nord Stream, стоимость которого, по самым последним данным «Газпрома», увеличена с 6 млрд. евро до 7,4 млрд. На фоне столь грандиозных капиталовложений, производимых ради будущей транзитной независимости от Украины, $70 млн. ежегодных сборов в фонд Минэнерго РБ - сущий пустяк, которым Россия вполне может пренебречь ради дальнейшей дружбы с Беларусью, единственным верным союзником и партнером по перевалке минерального сырья и углеводородов в Европу.




Россия опасается недобросовестной конкуренции со стороны Беларуси

naviny. by. 21.04.08

Дмитрий Ермак

С 1 апреля почти вся территория страны стала свободной экономической зоной. Согласно декрету № 1, подписанному в конце января, льготный режим работы, сопоставимый с тепличными условиями СЭЗ, теперь распространяется на предприятия и индивидуальных предпринимателей, которые будут создавать производства в малых городах и населенных пунктах. Между тем в России усматривают в этом недобросовестную конкуренцию и опасаются, что благодаря льготам белорусские производители могут завалить их рынок более дешевой и конкурентной продукцией.

Пока рано говорить о том, сколько появилось желающих создать в малых городах производства, прошло еще немного времени. Заманить бизнес в малые города государство решило, напомним, целым рядом льгот и преференций, недоступных для действующих предприятий. В частности, новые производства в течение 5 лет освобождены от уплаты ввозных пошлин и НДС за импортное технологическое оборудование, а также комплектующие и запчасти к нему, ввозимые в качестве вклада в уставный фонд. Им разрешено не платить налог на прибыль на недвижимость, использовать свободные цены на свой товар, самостоятельно определять уровень заработной платы сотрудникам, не продавать в обязательном порядке заработанную валюту.

«Реализация норм декрета № 1 фактически создает свободную экономическую зону почти на всей территории Беларуси», — оценил после подписания документа председатель правления Национального банка Петр Прокопович.

Россия, которая заинтересована в развитии своих производителей, опасается возможной экспансии белорусских товаров на свой рынок. «Нас настораживает, что в Беларуси специальный правой режим распространяется и на предприятия, которые не являются резидентами свободных экономических зон», — высказал мнение «Белорусским новостям» источник, близкий к правительству России. По его словам, Беларусь сейчас активно применяет различные меры государственной поддержки для своих производителей: как общепринятые формы помощи (субсидии, кредиты, займы), так и те, от которых большинство стран, в том числе и Россия, давно уже отказались (индивидуальные льготы по налогам и таможенным платежам).

«Часть товаров, произведенных из сырья и материалов, в отношении которых в Беларуси были предоставлены льготы, поступают потом на внутренний рынок России и создают тем самым недобросовестную конкуренцию российским производителям аналогичных товаров, — пояснил эксперт. — Например, создадут после 1 апреля предприятие по производству ДСП и завалят продукцией всю Россию».

По поводу деятельности белорусских СЭЗ у российской стороны также есть претензии. 70% выпускаемой в них продукции идет на экспорт в Россию и другие страны СНГ. Поскольку производители не уплачивают таможенные пошлины благодаря действию режима свободной торговли между странами, изготовленные на льготных условиях белорусские товары оказывают негативное влияние на конкурентную ситуацию на рынках государств Содружества, считают российские эксперты.

В ближайшее время, по оценкам российской стороны, Беларусь может предпринять шаги, чтобы скорректировать нынешнюю систему государственной поддержки предприятий, ориентированных на экспорт. Однако основной упор будет сделан не на приведение порядка и условий предоставления специфических субсидий к международным требованиям, а на введение механизмов, позволяющих скрывать сохранение индивидуальных льгот и преференций за счет непрозрачных схем, что позволит избежать ответных мер со стороны государств-импортеров белорусских товаров.

Отказываться от господдержки своих производителей Беларусь не намерена. Другое дело, сделать это таким образом, чтобы и «овцы» были целы (то есть производители), и «волки» сыты (российская сторона довольна). Какие могут последовать оргвыводы со стороны восточной соседки, известно на примере экспорта в Россию белорусского сахара. Стоило России добиться ограничения поставок на свой внутренний рынок сахара из Беларуси, как отрасль оказалась в сложном положении: сбывать продукцию стало попросту некуда. По итогам трех месяцев 2008 года складские запасы сахара превысили полугодовой объем производства.

Чтобы соблюсти международные обязательства, в прошлом году белорусское правительство перевело сборку цветных телевизоров и бытовой техники в формат, который позволяет, с одной стороны, сохранять льготы и преференции производителям, а с другой — избегать обвинений в использовании государственных средств для субсидирования отдельных предприятий. Так, в январе минувшего года указом № 29 РУПП «Витязь» и ОАО «Горизонт» были включены в состав свободных экономических зон «Минск» и «Витебск», что позволило получить им особый правовой статус и не платить некоторые внутренние налоги (например, на прибыль и чрезвычайный налог). Но самое главное — не платить ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость. Именно благодаря такому виду господдержки флагманы белорусской экономики сохранили конкурентные преимущества не только у себя в стране, но также и на российском рынке, убеждены в России.

По мнению россиян, белорусская сторона продолжает принимать решения о предоставлении льгот и преференций отдельным предприятиям и организациям, действие которых распространяется на длительное время.

Между тем, согласно межправительственному соглашению о развитии торгово-экономического сотрудничества, подписанному Беларусью и Россией в марте 2007 года, стороны должны договориться о единых правилах предоставления субсидий промышленным производителям. Однако сделать это пока никак не получается из-за принципиальных разногласий. Основной причиной затягивания процедуры подписания документа (сначала это планировалось сделать в октябре 2007 года, а затем в марте нынешнего), по мнению российской стороны, является стремление белорусов выторговать себе односторонние преимущества и продолжить практику господдержки в целях повышения конкурентоспособности белорусских товаров. Белорусы, в частности, предлагают не применять ответные меры в отношении своих производителей, если будет доказан факт применения запрещенных субсидий, в течение трех лет после подписания соглашения, что, в свою очередь, не устраивает российскую сторону.

По оценкам россиян, в Беларуси действует два десятка различного рода мер, препятствующих продвижению российской продукции на белорусский рынок, среди которых квотирование и лицензирование ряда товаров, а также ограничение импорта различными административными способами.




Совмин назначил доноров для формирования фонда национального развития

БДГ. 28.04.08

Светлана Бутырская

Совет Министров РБ утвердил список государственных предприятий, за счет которых в 2008 году будет формироваться фонд национального развития. В общей сложности белорусские предприятия должны будут перечислить более 474 млрд рублей, которые официально пойдут на реализацию важнейших, с точки зрения государства, социальных и экономических проектов. Реально же будут направлены на поддержку убыточных предприятий.

Фонд национального развития был создан в декабре 2005 года. Основной источник формирования этого фонда - прибыль наиболее высокорентабельных предприятий. Перечень их, а также размер части прибыли, порядок и сроки ее перечисления в фонд ежегодно определяются правительством по согласованию с президентом, сообщает "Ежедневник".

Первоначально, в 2006 году, в список были включены 37 предприятий. Они перечислили в фонд 61 млрд рублей. В 2007-м правительство решило использовать фонд на полную мощность и увеличило обязательные отчисления в 20 раз - до 1280 млрд рублей. Основными донорами стали нефтеперерабатывающие предприятия. Например, только ОАО "Мозырский НПЗ" перечислило 229 млрд рублей, хотя всеми силами пыталось убедить правительство, что данная обязанность поставит предприятие в тяжелое положение. Фактически всю прибыль, полученную в 2006 году, перечислил в начале 2007-го и "Нафтан", лишившись при этом оборотных средств для закупки нефти. Однако правительству нужны были деньги для компенсационных выплат в связи с подорожанием газа и нефти, а также для поддержки сельхозпроизводителей. И оно их получило. Только в июле 2007 года облисполкомам было выделено из фонда 260 млрд рублей для обеспечения производителей сельскохозяйственной продукции горюче-смазочными материалами для проведения полевых работ по заготовке кормов и уборке урожая. В 2008 году бюджет фонда национального развития будет формироваться уже усилиями 93 предприятий, но сумма перечислений уменьшится в сравнении с прошлым годом более чем в два раза. Несмотря на значительное увеличение количества "дойных коров" и уменьшение суммы перечислений, как и раньше, бюджет фонда будет формироваться главным образом несколькими сверхприбыльными предприятиями республики.

Как это скажется на финансовой устойчивости предприятий, покажет время. Пока же стоит отметить, что список доноров претерпел некоторые изменения. Правительство не решилось еще раз подвергать финансовому шоку нефтеперерабатывающую отрасль и переложило ношу на другие источники. Так, из 473,8 млрд рублей 230,3 млрд перечислит РУП "ПО "Беларуськалий". Это и неудивительно, учитывая, что рентабельность предприятия только за первый квартал 2008 года повысилась до 144%. Это произошло за счет расширения рынков сбыта Белорусской калийной компании и значительного увеличения цен на калийные удобрения.

На втором месте среди доноров - РУП "Гомельтранснефть Дружба", которое должно перечислить в фонд национального развития 58,2 млрд рублей. Все остальные и того меньше. Впрочем, важно не то, сколько денег перечислит в фонд каждое предприятие, а чего это им будет стоить. Возможно, потеря 100 млн долларов не станет фатальным для "Беларуськалия", но уж точно не позволит одному из самых прибыльных предприятий страны должным образом развиваться. По сути, РУП "ПО "Беларуськалий" выступит инвестором убыточных сельхозпредприятий и других государственных проектов, которые не принесут в дальнейшем никакой прибыли.




Выбор площадки для строительства АЭС

БР. Белорусы и рынок. 28.04. – 05.05.08

Ирина Крылович

Работа по выбору площадки для строительства АЭС должна завершиться до конца года. В этом случае уже в 2009 году на площадке могут начаться строительные работы, но строить начнут не станцию, а необходимую инфраструктуру.

"Если площадка будет выбрана к концу года, то 1 января 2009 года "первый кол", я бы сказал, колышек, на площадке будет забит, но не на строительстве АЭС", — заявил 25 апреля на пресс-конференции в Минске заместитель директора РУП "БелНИПИ-Энергопром" Владимир Бобров. Напомним, что именно "БелНИПИ-Энергопром" определен на сегодня генеральным проектировщиком белорусской АЭС.

Как подчеркнул В. Бобров, еще до начала строительства самой станции необходимо создание транспортной, жилищной инфраструктуры и строительной базы, которая сама по себе является довольно сложным производством. Так, по его словам, если взять за основу строительную базу, которая была создана на площадке Минской АТЭЦ, то необходимо, например, иметь не менее 46 грузоподъемных механизмов (50 тонн и ниже), построить на площадке "хороший бетонный завод" и так далее.

О том, что 1 января на строительстве белорусской АЭС уже нужно забить "первый кол", первый вице-премьер Владимир Семашко говорил в феврале этого года. Тогда же во время проведения выставки "Ядерная энергия для Беларуси" представитель киевского НИИ, которое участвует в работах по выбору площадки, отметил, что "к апрелю будет понятно, какая из двух площадок является преимущественной, а к концу года площадка будет выбрана".

Между тем, как заявил 25 апреля В. Бобров, сегодня работы ведутся на всех 4 площадках (речь идет о Краснополянской и Кукшиновской в Могилевской области, Верхнедвинской в Витебской и Островецкой в Гродненской области) и говорить о том, какая из них является преимущественной, пока рано. На просьбу журналистов назвать ту площадку, которая нравится ему лично, специалист пообещал, что сможет сделать это в сентябре-октябре текущего года.

По его словам, в настоящее время проводится работа по инженерным, геологическим, аэрологическим, гидравлическим, метеорологическим и многим другим видам исследований, для того чтобы можно было сопоставить конкурентные площадки. Но пока площадки изучены в разной степени и нет возможности провести тщательный сравнительный анализ. Вместе с тем он отметил, что "ни одна из площадок в Беларуси не несет в себе запрещающих факторов для строительства АЭС".

Как рассказал на пресс-конференции академик Национальной академии наук Беларуси, академик-секретарь секции физико-технических наук НАН Беларуси Александр Михалевич, более 10 лет назад в институте "Сосны" были разработаны критерии оценки площадки. Проанализировав законодательство самых разных стран, материалы научных конференций и рекомендации МАГАТЭ, ученые выбрали самые строгие требования из всех документов.

Он также отметил, что важно знать не только многие геофизические, сейсмические характеристики площадки, но и пронаблюдать их динамику на протяжении минимум 2 лет. "Поэтому не следует торопиться с окончательным выбором площадки", — подчеркнул А. Михалевич. В то же время В. Бобров, подчеркнув, что сроки строительства станции выбраны довольно жесткие (первый блок должен быть пущен в 2016 году), сообщил, что перед их институтом была поставлена задача ускорить работы по выбору площадки. При этом он отметил, что "все мы прекрасно понимаем, что Беларусь не имеет большого количества специалистов в области практического проектирования строительства АЭС".

Помимо выбора площадки, еще одним важным направлением подготовительных работ по строительству АЭС является оценка воздействия работы станции на окружающую среду. Как сообщил А. Михалевич, методология такова, что сначала необходимо произвести изучение состояния окружающей среды, которое было до начала строительства станции. "Исследуются почва, флора, фауна, фиксируется их состояние. Дальше ведется мониторинг — что меняется во время строительства станции, во время пуска, во время эксплуатации и снятия с эксплуатации", — рассказал он.

В. Бобров в свою очередь подчеркнул, что подготовка документации по оценке окружающей среды, которой также занимается генпроектировщик, — "достаточно серьезная трудоемкая работа", которая должна вестись в "подробном и качественном исполнении в связи с тем, что, согласно подписанным международным конвенциям, этот раздел будет проходить согласование с экспертами близлежащих стран — России, Украины, Литвы, Польши".

А. Михалевич назвал и еще один важный раздел, по которому сейчас разрабатывается методология, — оценка состояния безопасности. По его словам, например, в Швеции раз в год проводится оценка безопасности атомной станции и раз в десять лет — оценка безопасности хранилищ радиоактивных отходов. Причем он особо отметил, что эта оценка должна быть независимой.

Но если к вопросу разработки методологии по оценке безопасности НАН Беларуси только приступил, то работы по обоснованию выбора типа реактора находятся в завершающей стадии. Как подчеркнул А. Михалевич, Беларуси необходим "реактор третьего поколения, эволюционный" и таким реактором, по его словам, является водо-водяной энергетический реактор — ВВЭР.

Во-первых, на сегодня эта технология является наиболее распространенной — 80% энергоблоков в мире сегодня именно такого типа, во-вторых, она прошла эволюционный путь развития, основанный на многолетнем опыте работы. При этом А. Михалевич отметил, что в мире уже разрабатываются более современные технологии реакторов — так называемое поколение 3+. Но, как подчеркнул академик, "мы не хотим, чтобы в Беларуси был построен блок номер 1 нового типа". "Мы не хотим, чтобы на нашей территории был какой-то эксперимент, хотя бы какая-то часть или видимость эксперимента", — пояснил он.

То есть нам нужен, как говорят специалисты-атомщики, референтный блок. Референтные водо-водяные реакторы сегодня производят российский атомпром, американо-японский концерн "Вестингхауз" и франко-германский "Арева".

Когда и как будет выбираться генеральный партнер Беларуси по строительству АЭС, пока неизвестно. В. Бобров сообщил, что подготовка тендерной документации намечена на 2009 год, вместе с тем он отметил, "будет ли это тендер или другой вариант, пока сказать сложно". А. Михалевич подчеркнул, что белорусское законодательство позволяет провести как тендер, так и прямые переговоры с потенциальными партнерами с последующим принятием решения на уровне президента.

Подчеркнув, что это его сугубо личное мнение, А. Михалевич также предположил, что тендер, если и будет проведен, может стать "фиктивным". Он отметил, что в настоящее время наблюдается тенденция по разделу рынка между 4 ведущими компаниями-производителями и может сложиться ситуация, когда "не мы будем выбирать, а они будут выбирать". Несмотря на противоречия между конкурентами, они заключают между собой договоры на совместное участие в проектах или поставку продукции друг другу. В связи с этим А. Михалевич отметил: "Я не исключаю, что, если мы даже объявим тендер, потратив на это много времени, тендер будет фиктивный. Компании могут между собой договориться". То есть, по его словам, например, "Арева" может специально по договоренности с Россией предложить невыгодные условия. Впрочем, академик в очередной раз подчеркнул, что это его "умозрительное заключение".

А. Михалевич подтвердил, что "мы участвовали в целом ряде переговоров с зарубежными компаниями", при этом он отметил: "Единственный вопрос, на который мы никогда не получали ответа — это сколько будет стоить станция". По его словам, представители компаний отмечают, что, когда "вы выберете нас партнерами, мы сядем за стол переговоров и будем определять цену".

Впрочем, кое-какие детали контрактов проскальзывают в мировой печати, подчеркнул он. В 2007 году проходили данные, что канадские "тяжеловодные" реакторы мощностью 1.100 МВт "стоили" 2.180 USD за 1 кВт установленной мощности, французский реактор 1.650 МВт обошелся в 3.200 USD за 1 кВт установленной мощности.

В. Бобров подчеркнул, что стоимость определяется прежде всего спросом и предложением, а спрос в последнее время заметно вырос, поэтому "динамика стоимости идет с ростом". Он также сказал, что в период подготовки обоснования инвестиций, а этот период начнется после выбора площадки, будет проведена аналитика по вопросу стоимости, но опять-таки по открытым источникам. Цена на любое оборудование является конфиденциальной, подчеркнул он.

Комментируя по просьбе журналистов заявление, сделанное на выставке "Ядерная энергетика для Беларуси" вице-президентом "Атомстройэкспорт" Александром Глуховым о возможной стоимости станции 8-12 млрд. USD, В. Бобров подчеркнул, что речь шла о строительстве американских блоков с 6-летним циклом строительства. Вместе с тем он также привел оценки стоимости строительства энергоблоков, сделанные в Украине, которые составили "два с небольшим миллиарда". Что же касается стоимости российских энергоблоков, то, как сказал В. Бобров, "Александр Глухов обычно говорит, что стоимость реактора составляет от 2 до 3 тысяч долларов за киловатт установленной мощности".

Напомним, что мощность белорусской АЭС определена постановлением Совета безопасности и составит 2.000 МВт — планируется построить два блока по 1.000 МВт каждый. Добавим также, что все эти примерные данные по стоимости, как правило, не учитывают затраты на создание инфраструктуры, о которой говорилось вначале, так что конечная стоимость проекта может значительно превысить обсуждаемые цифры.

Есть и другие спорные моменты, которые сопровождают обсуждение различных аспектов строительства АЭС в Беларуси. Так, по мнению большинства экспертов, заявленная мощность АЭС для Беларуси великовата. Но дело в том, что референтных ВВЭР меньшей мощности в настоящее время нет, а экспериментировать на себе мы не хотим, и такую точку зрения можно только приветствовать.

Однако при высокой мощности встает вопрос о том, что делать с избыточной электроэнергией и кому ее продавать. Этот вопрос уже приобретает новые нюансы в связи с планами России построить атомную станцию на территории Калининградской области в связи с планируемым закрытием в 2009 году Игналинской АЭС. Соответствующее соглашение между государственной корпорацией "Росатом" и правительством Калининградской области было подписано 16 апреля. Предполагается, что АЭС будет состоять из двух энергоблоков мощностью 1.150 МВт каждый. Примерная стоимость проекта — около 5 млрд. EUR. Планируется, что проект будет реализован совместными усилиями российско-европейских структур, — до 49% акций может быть передано иностранным инвесторам.

Это соглашение уже вызвало маленькую информационно-атомную войну между Россией и Литвой. Литва назвала это пиар-ходом и полным абсурдом. Россия в ответ заявила, что это не фантазии, а реальность, и что литовцы просто опасаются, что в случае строительства АЭС в Калининграде они не смогут продавать электроэнергию с будущей Игналинской АЭС, которую Литва собирается строить при поддержке других стран ЕС. При этом Литва заявила, что, несмотря на планы России возвести свою АЭС, они все равно у себя построят. Но возникает вопрос, а нужно ли в этом случае строить ее нам?

По имеющимся у "БР" данным, окончательно сомнения в необходимости возведения такого сложного и дорогостоящего объекта в Беларуси не рассеялись даже у тех, кто вовсе не является противником мирного атома, но просто уже смог оценить размеры предстоящих работ и изменений.

Кстати, пресс-конференция, которая не была анонсирована заранее и оказалась неожиданной для журналистов, по признанию А. Михалевича, была проведена потому, что стали появляться публикации, в которых говорилось о кулуарности проведения подготовительного этапа. Но если у академика Михалевича эти публикации вызвали скорее досаду, сопровождавшуюся обещанием устранить пробелы в информационной работе, то у президента страны, появившиеся на страницах газет и в сети Интернет мнения белорусских ученых, являющихся противниками атомной энергетики в целом, спровоцировали вспышку гнева.

"Это не ученые, это бандиты от политики, это вторая чернобыльская политическая волна", — сказал А. Лукашенко. По его словам, они "сейчас пытаются эксплуатировать эту тему и на этом подняться. Не получится! Я им этого не позволю всеми ресурсами и всей властью, которые есть у меня сегодня в руках", — недвусмысленно заявил президент, находясь 26 апреля в Хойникском районе.

Тем не менее А. Лукашенко и сам признал, что далеко не всегда был сторонником строительства атомной станции, чем подтвердил хотя бы теоретическую возможность существования и другой принципиальной позиции по вопросу строительства АЭС. "Почему я являюсь сторонником этой идеи? Я был самым главным оппонентом, потому что хотел заставить ученых и всех в стране аргументировать появление у нас атомной станции. Я был против этого, долго откладывал принятие окончательного решения, хотя, может быть, давно нужно было принять решение о создании своей АЭС", — сказал А. Лукашенко.

Может, давно и нужно было, а нужно ли сейчас? Аргументированный ответ на этот вопрос сегодня хотят получить не только политизированные, по мнению президента, ученые, но и многие вдумчивые небезразличные граждане.

Между тем А. Лукашенко в очередной раз не без пафоса попытался убедить сомневающихся в необходимости строительства. "Неужели вы думаете, что мне так уж надо сегодня раздувать эту непопулярную тему и начинать строительство станции? Неужели свой президентский срок я бы не добыл в этой ситуации с энергоносителями? Добыл бы. Но я думаю о будущем, о белорусских детях. Нам надо не один, а несколько блоков построить, чтобы уйти от такой большой зависимости по нефти и газу от одной страны", — сказал он.

Но почему же мы так стремились впасть в эту зависимость в последние 10 лет, единственным выходом из которой теперь является АЭС, так и не пояснил.




Всеволод Янчевский будет действовать, как Ли Куан Ю

Белорусские новости. 21.04.08

Виктор Малеев

Назначение на пост главного идеолога Всеволода Янчевского практически совпало с одной примечательной датой в сфере госидеологии. 5 лет назад, 27 марта 2003 года, Александра Лукашенко на семинаре руководящих работников по вопросам совершенствования идеологической работы прочитал свой концептуальный и резонансный доклад «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент».

Помните: «Идеология для государства — то же самое, что иммунная система для живого организма»; «Главе государства пришлось брать все на себя и, идя от жизни, а не от теории, закладывать в фундамент белорусской независимой государственности идеи, рожденные и выстраданные нашим народом»; «Марксистско-ленинская, консервативная, либеральная идеология в разной степени, но должны быть присущи нам»; «Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные для нашей цивилизации ценности: способность трудиться не только ради наживы, но и для блага общества, коллектива, других людей»; «Мы не чья-то провинция, не восточная окраина Европы или западная окраина России»; «Наше гражданское общество опирается на недавно избранные Советы депутатов, профсоюзы и молодежную мощную организацию» и так далее.

И практически все озвученные тогда идеологические установки власть попыталась внедрить в жизнь. Однако во многом (сам выбор идеологического фундамента анализировать здесь не будем) кондово, административным ресурсом, для галочки…

Назначение Янчевского, представителя молодого поколения во властной верхушке, можно считать результатом анализа президентом того, как велась до этого идеологическая работа. И цель этого кадрового решения — ее модернизация. Причем, судя по всему, отнюдь не косметическая.

Не случайно должность помощника президента — начальника главного идеологического управления Администрации президента была вакантной после ухода с нее Олега Пролесковского целых три месяца. То есть велся поиск не чисто технической замены.

Кстати, в конкурентах у Янчевского было несколько человек. Например, 47-летний заместитель министра информации Беларуси Александр Слободчук, в 2004-2007 годы поработавший в главном идеологическом управлении Администрации президента, и 59-летний ректор Гродненского государственного университета Евгений Ровба.

Продвижение 32-летнего Янчевского на влиятельный пост помощника президента по идеологии объясняется не только тем, что за ним маячит мощная фигура старшего сына президента Виктора Лукашенко. Надо полагать, Александр Лукашенко в данном случае принимал решение исходя из своих собственных соображений, а не по чьим-то рекомендациям. Главное из этих соображений — растущие риски потерять поддержку и старшего, и молодого поколений.

Пенсионеры после отмены льгот стали косо посматривать на Лукашенко в телевизоре и на страницах госпрессы. Ну а подавляющей части молодежи просто чужд язык, на которой с ней общается власть. Молодые поколения улыбаются «Дожинкам», кривятся на субботники, тянутся к пультам во время «Панорамы», тяжело вздыхают и позевывают в «дни информирования». Да и средние поколения предпочитают спутниковый и кабельный телепродукт шаблонному, а потому утомительному агитпропу.

Изменить ситуацию и призван Всеволод Янчевский. Характерно, что сразу после назначения он заявил о задачах «разъяснения государственной политики, а не пропаганды или давления на людей, как некоторые пытаются представить идеологическую работу». А вот цитата из выше упомянутого президентского доклада пятилетней давности: «Идеология — это та сфера, где надо не приказывать, а разъяснять, убеждать, понимать и верить».

Вопрос только в том, выполнима ли миссия Янчевского в принципе при нынешнем политическом режиме и имеет ли новоиспеченный главный идеолог некий карт-бланш?

Янчевского не отнесешь строго к политикам пророссийской или проевропейской ориентации, к «голубям» или «ястребам». Кстати, если верить нашим источникам, у него вызывает восхищение довольно оригинальный набор исторических деятелей — российский премьер-реформатор граф Витте, батька Махно и жесткий сингапурский реформатор Ли Куан Ю.

Кстати, вот интересная цитата последнего: «Пока большинство населения страны не будет принадлежать к среднему классу, никакая демократия в ней невозможна». Не удивляйтесь, когда услышите ее из уст Янчевского или Лукашенко, хотя белорусский президент что-то похожее по смыслу уже произносил.

По информации «Белорусских новостей», в кулуарах Янчевский резко высказывается по поводу любого административного давления (начиная от добровольно-принудительного приема в объединение «Белая Русь» и заканчивая технологией проведения «единых политдней»).

Конечно, здесь дело не в любви к открытости и демократии. Однако речь и в самом деле может идти о вероятном постепенном переходе от принуждения к убеждению. По крайней мере, о такой попытке.

Янчевский, скорее всего, мыслит прагматично: давление дает лишь внешний результат, а сегодня белорусская власть все острее нуждается в настоящей, искренней поддержке людей. Иначе через несколько лет с белорусской стабильностью может случиться то же самое, что некогда произошло с СССР.

Поскольку карьера (а возможно, и судьба) Янчевского тесно связана именно с личностью Лукашенко, то, естественно, новый идеолог заинтересован в укреплении как собственного положения при нем, так и положения действующего президента. В первую очередь через обеспечение реальной поддержки его власти народом.

Можно предположить, что при Янчевском белорусская пропаганда станет более яркой и агрессивной, в чем-то похожей на созданный им журнал «Планета». В идеологическую работу может быть привнесена доля таблоидности и немало современных политтехнологий, вот только вопрос в перспективах их реализации в рамках консервативной бюрократической системы. Не исключен спуск на тормозах одиозных и не очень-то необходимых власти проектов вроде «Белой Руси».

Главной экспериментальной площадкой для модернизированной идеологической работы наверняка станет интернет. Здесь наименьшие риски как для власти, так и для самого Янчевского в плане карьеры. Правда, пока непонятно каким именно путем предпочтет двинуться новый идеолог. Перед ним три сценария. Первый — действовать путем жестких, но эффектных регламентаций и запретов. Второй — попытаться раскрутить провластные интернет-проекты. Третий — начать мягкое сотрудничество с независимыми ресурсами с тем, чтобы обеспечить их относительную лояльность власти.

Говорят, Янчевский — не карьерный чиновник. По своему темпераменту он скорее фигура из области публичной политики (совсем скоро можно будет услышать его в телевизоре и оценить), которая за отсутствием таковой в Беларуси приспосабливается к бюрократической рутине.




Русака сняли за предложение пренебречь ростом валового сельхозпроизводства

Завтра твоей страны. 21.04.08

Сергей Зеневич

Отставка министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Русака пришлась на разгар мирового продовольственного кризиса и одновременно на посевную кампанию, которая началась в Беларуси. С этими событиями многие и связывают причины, по которым Русак лишился поста.

С одной стороны Леонид Русак был весьма настойчив в требованиях повышения закупочных цен на продукцию в соответствии с мировыми тенденциями. В правительстве его предложения, мягко говоря, не приветствовались, поскольку были чреваты всплеском инфляции -- запланированный годовой показатель 106-108% наверняка бы далеко вышел за рамки прогноза. С другой стороны, в виду необходимости очередных трансфертов под посевную, Леониду Русаку наверняка припомнили, что, несмотря на вложенные в село триллионы рублей, это не привело к выполнению отраслью заданий по росту объемов производства. АПК закончил и 2006, и 2007 годы с невыполнением прогнозных показателей по объемам производства.

Причины отставки своего бывшего подчиненного в общих словах прокомментировал премьер-министр Сергей Сидорский. Он отметил, что «к сожалению, предыдущий министр, его заместители мало внимания уделяли реализации программ развития села», «в основном велись обсуждения, но реальная работа по ее исполнению не проводилась» и вообще «у правительства есть много претензий к работе Министерства сельского хозяйства и продовольствия».

В какой-то мере Сергей Сидорский прав, когда критикует Леонида Русака. Огромные средства в АПК, выделяемые на протяжении нескольких последних лет, не приносят желаемого результата. Но как бы ни хотел премьер спихнуть проблемы села только на фигуру Русака (с которым у премьера, к тому же, были трения по многим вопросам), главные причины сельскохозяйственной стагнации в ином – в экономической политике, которую претворяет в жизнь сам кабинет Сидорского.

Леонид Русак, который, кстати, является в истории независимой Беларуси рекордсменом по количеству человеко-часов, отработанных в ранге министра сельского хозяйства, за пару недель до своей отставки осмелился еще раз в открытую высказаться против этой политики. И именно его выступление на страницах апрельского номера «Белорусской нивы», по информации «Завтра твоей страны», и стало непосредственной причиной отставки.

Честно говоря, не дочитав текст до подписи, где указано, что автором публикации является Л. Русак, авторство материала (в подаче, в стиле и, главное, в выводах) можно приписать какому-нибудь независимому экономисту. Взяв за основу узкопрофильную тему – перспективы развития в стране молочного животноводства – бывший министр достаточно обосновано раскритиковал глобальные направления нынешней государственной политики – в экспорте, в финансировании села. В своем материале он даже поставил под сомнение необходимость роста валового сельхозпроизводства.

Приведем лишь некоторые самые интересные высказывания и выводы: «В нашей стране на производство молока и говядины расходуется на 3 млн тонн больше кормов, чем это предусмотрено нормативами. Основная причина – низкое их качество из-за несоблюдения технологии заготовки, а также невысокая обеспеченность кормов белком и сахаром…. Тем не менее себестоимость молока в республике пока достаточно низкая – 0,21 доллара за кг. Такой ее уровень складывается за счет того, что большинство зданий и сооружений для содержания скота были построены 30-40 лет назад, и они амортизированы на 100%. Почти на 40% ферм преобладает дешевый рабочий труд, коровы доятся в ведра, там нет молокопроводов и холодильного оборудования. Заработная плата обслуживающего персонала не превышает 250-300 тыс рублей в месяц. На себестоимость молока не относятся затраты по воспроизводству основного стада, а это третья часть затрат в производстве молока»…

«Но сегодня строятся новые фермы, сметная стоимость которых обходится очень дорого – в 25 млн рублей на одно скотоместо. Несколько лет назад меньше стоила однокомнатная квартира!» -- этот пассаж дает понимание того, куда уходит часть денег в рамках программы развития села.

Достаточно серьезные вопросы ставит Леонид Русак по наращиванию экспорта молочных продуктов. Сельское хозяйство постоянно увеличивает производство молока и молочных продуктов, притом что их потребление в 2007 по сравнению с 2006 годом уменьшилось на 21 кг.

Главной целью роста объемов на правительственном уровне назван экспорт.

«Но какая при этом экономика экспорта? – спрашивает Л. Русак и тут же дает ответ: «В целом за минувший год экспорт молочной продукции был рентабельным. Но с начала текущего года цены пошли вниз, и на последних торгах на товарной бирже и сухое молоко, и масло продавалось по 3 доллара за килограмм, а сыры – по 4,5 доллара. Если сухое молоко и сыры продаются пока с рентабельностью до 15%, то на каждом килограмме масла убыток до 2 тыс. рублей. А какие цены будут летом?!» …

«Еще хуже обстоят дела с экономикой экспорта говядины», -- продолжает бывший министр. «К слову, не получаем мы прибыли и от реализации на экспорт свинины, птицы и яйца. Значит, заведомо дотируем импортеров нашей продукции».

В этой связи у него возникает вопрос: а зачем тогда стране программа по строительству молочных ферм?

«Но спрашивается: зачем тратить огромные средства из бюджета и природные ресурсы для того, чтобы наращивать экспорт продукции, которая только из-за удельных инвестиций на строительство помещений будет неконкурентоспособной на внешнем рынке в сравнении с новозеландской, австралийской и даже европейской… Тратить огромнейшие средства налогоплательщиков на поддержку зарубежных потребителей не такой уж богатой стране, как наша, контрпродуктивно», -- делает вывод Л. Русак.

«Видимо, в ближайшее время специалистам, ученым необходимо скрупулезно подсчитать, сколько нужно скота молочного направления, сколько – мясного, сколько необходимо молока, говядины. Правда, при этом придется пренебречь таким прогнозным показателем, как рост производства валовой продукции сельского хозяйства», -- делает по нынешним мерках уже совсем «антигосударственный» вывод бывший министр.

Возникнет ли у нового министра Семена Шапиро через, скажем, хотя бы полсрока, которые отбыл Русак на посту министру, такой писательский зуд, покажет время. Но в любом случае проблемы, которые обозначены бывшим руководителем министра всего лишь на одном фронте, у Шапиро останутся. Более того, под воздействием внешних обстоятельств их количество, несомненно, будет расти.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ