В. Лосев. Сможет ли Лукашенко одолеть коррупцию?
05.06.08
В Белоруссии вновь произведены аресты высокопоставленных
должностных лиц. В очередной раз «карающая длань правосудия» коснулась военного
ведомства.
Белорусская военная прокуратура возбудила уголовное дело
(ст. 430 ч. 2 «Получение взятки» УК РБ) в отношении начальника 2-го управления
Главного финансово – экономического управления и начальника Управления закупок и
ремонта вооружения Министерства обороны Белоруссии. В военной прокуратуре
сообщили, что взятые под стражу полковники-лиходеи (фамилии в интересах
следствия не разглашаются) подозреваются в получении взяток за продажу военной
техники по заниженным ценам.
Вместе с ними арестован и начальник сектора реализации
государственного предприятия «Белспецтехника», в отношении которого также
возбуждено уголовное дело по упомянутой статье.
При этом следует заметить, что это уже далеко не первые
в текущем году уголовные дела в отношении высокопоставленных чиновников
Минобороны РБ. Сама цифра заведенных дел не афишируется, но известно, что в суды
уже передано, по крайней мере, два из них.
Вообще же аресты и уголовные дела в отношение чиновников
стали в Белоруссии каким-то обыденным явлением. Они перестали носить характер
сенсационности, а ведь есть чему удивляться.
К примеру, в ноябре 2007 года Верховным судом Белоруссии
по обвинению в «завладении имуществом путем обмана и в подстрекательстве к даче
взятки, совершенном неоднократно» к восьми годам лишения свободы с отбыванием
срока наказания в колонии усиленного режима с конфискацией всего имущества был
приговорен Владимир Холод, до ареста занимавший пост первого заместителя
начальника главного идеологического управления Администрации президента РБ.
Тогда же в поле зрения правоохранительных органов по
подозрению в коррупционной деятельности попал и целый ряд других чиновников
Администрации президента РБ. Александр Лукашенко в ходе последнего (29 апреля
2008 г.) ежегодного послания к народу и парламенту Белоруссии обвинил, не
называя имен, в мздоимстве пятнадцать (!) высокопоставленных чиновников и
сотрудников своей администрации (явление-то приобретает массовый характер).
По словам Лукашенко, ему предоставили «целые таблицы»
коррупционных схем, по которым работали чиновники и «некоторые парламентарии». И
поэтому надо полагать, что аресты в военном ведомстве были произведены из
«президентского списка».
Взяточничество и другие виды мздоимства со стороны
чиновников не только представляют угрозу для государства, но и являются
благодатной почвой для успешных политических кампаний. Борьба с финансовой и
прочей служебной нечистоплотностью госслужащих всегда вызывает симпатию со
стороны простых граждан, которые больше всех страдают от этого общественного
порока. И Лукашенко использует борьбу с «гидрой коррупции» на всю катушку.
Еще во время первых президентских выборов в 1994 году он
сделал ее одним из главных коньков своей предвыборной программы и естественно не
проиграл. Народ так воодушевился его пламенными предвыборными речами на этот
счет, что уже после выборов многочисленные сторонники победившего президента
создали общественное объединение по поддержке борьбы с чиновничьим мздоимством
«Очищение».
Однако одно дело словесно бичевать взяточников и прочих
коррупционеров, а другое – реально искоренить эту «ржавчину», разъедающую тело
госаппарата. И проблема не в том, что сам Лукашенко не хотел бы кристальной
чистоты своих чиновников. Авторитарному правителю всегда хочется, чтобы
госаппарат состоял из «винтиков» с минимальными потребностями. Но в условиях,
когда любое частное или коллективное, коммерческое или общественное начинание
требует многочисленных согласований, упорядочений и разрешений трудно
утверждать, что отсутствует почва для возникновения у должностных лиц, желания
небескорыстно порадеть «заинтересованному человечку».
Положение усугубляется еще и тем, что, несмотря на
формирование специального государственного кадрового реестра и функционирование
специальных ВУЗов (Академия управления при Президенте РБ и др.) по подготовке
специалистов государственной службы, вертикаль власти на всех уровнях
комплектуется в первую очередь по принципу личной преданности, личных симпатий и
родственных связей, т.е. «по блату». При этом напрочь отсутствует система
реальной оценки эффективности деятельности органов государственного
управления.
Все это привело к тому, что чиновник за свою работу
фактически отвечает только перед своим «благодетелем», а тот в свою очередь –
перед своим «патроном» и так далее. В результате самый верхний начальник
фактически не контролирует свою же вертикаль власти.
Сложившаяся в Белоруссии система государственной власти
уже давно «вещь в себе» и практически не несет ответственности за свою
деятельность перед обществом, которое со своей стороны не имеет сколь-либо
эффективных рычагов воздействия на чиновничий аппарат, отождествившим себя с
государством как таковым.
А если к этому добавить всеобщий культ красивой жизни,
«скорого богатства» и быстрого успеха, а по сути, «золотого тельца», то не стоит
удивляться тому, что поток желающих сколотить состояние за счет служебного
положения практически не иссякает. Более того, пойманные госслужащие-мздоимцы
считаются всего лишь неудачниками и никак во мнении большинства чиновников не
осуждаются. Поэтому сколько не ужесточай уголовный кодекс и сколько не грози с
трибун, успехи по искоренению коррупции будут более чем скромными.
Сейчас в Белоруссии много любят ссылаться на опыт борьбы
с коррупцией в различных странах, но при этом забывают сказать, что успех
оказался возможен только там, где граждане имели реальную возможность
контролировать власть. В современной же Белоруссии такая возможность напрочь
исключена.
Существующее положение таково, что граждане практически
лишены права голоса и отрезаны от управления государством. Политическая
конкуренция отсутствует и повлиять на власть с помощью выборов не возможно.
Страна стала заложницей госаппарата и поэтому коррупция неистребима.
Владислав Лосев, Институт стран СНГ
|