Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №193(23.06.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


И. Шишкин. Претензии Прибалтики надо приветствовать

Военно-промышленный курьер, 18.06.08

В правительстве Латвии рассматривается отчет специальной комиссии по подсчету ущерба от «советской оккупации». Никто и не скрывает его связь с подготовкой российско-латвийской встречи на высшем уровне. Руководство Латвии уверено - такой документ может стать рычагом давления на переговорах с Москвой. Претензии финансового, политического и морального характера к России за годы «советской оккупации» стали уже нормой в наших взаимоотношениях со всеми прибалтийскими республиками. Литовский сейм в 2000 году принял даже закон, обязывающий правительство добиваться возмещения ущерба оцененного в 28 млрд. долларов. В Эстонии пошли еще дальше: профессор Вело Сало на торжественном вручении председателю парламента «Белой книги», посвященной анализу ущерба от оккупации, предложил в качестве компенсации потребовать от России во временное пользование Новосибирскую область.

Практически ежегодно, под тем или иным соусом, мы слышим о своей вине перед прибалтами и о более или менее экзотических способах ее искупления. Претензии эти давно набили оскомину и вызывают в российском обществе стандартную реакцию: одни вспоминают сразу уши от мертвого осла, другие преступления латышских стрелков и прибалтийских эсесовцев, третьи колоссальные инвестиции СССР в экономику Прибалтики. Большинство же и вовсе не обращает никакого внимания. Однако такое равнодушно-пренебрежительное отношение к инициативам наших маленьких, но гордых соседей совершенно не оправдано и не заслужено ими. России давно уже пора достойно оценить их бескорыстный труд на нашу пользу и наше благо. Именно упорство, энергия и целеустремленность русофобствующих сил Прибалтики не позволяли все годы после краха СССР международному сообществу и, самое главное, нам в России забыть о нашем первородстве, о наших законных правах на постсоветское пространство. Выражаясь языком международного права, забыть о континуитете России.

Понятие «континуитет»  отражает непрерывность государства как субъекта международного права. У государства могут изменяться политическая и социально-экономическая системы, название, границы, но оно продолжает существовать как один и тот же субъект истории, участник межгосударственных отношений, носитель прав и обязанностей, вытекающих из распространения на него норм международного права. Континуитет Франции означает, что феодальная и капиталистическая Франция; французское королевство Капетингов, Каролингов, Валуа, Бурбонов; две империи и несколько республик, несмотря на все различия в политике, экономике, территории, – один и тот же субъект международного права.

Именно на континуитете России, Латвии, Литвы и Эстонии основываются все претензии прибалтов к нашей стране. В своих действиях они исходят из ясного и четкого положения: Российская Федерация тот же субъект международного права, что и Советский Союз, а современные прибалтийские государства – правопродолжатели довоенных Литвы, Латвии и Эстонии. Такая позиция является общепринятой в Прибалтике. Президент Литвы Валдас Адамкус в интервью Le Figaro заявил: «Россия оккупировала страны Балтии и удерживала их силой на протяжении 50 лет». Министр иностранных дел соседней Латвии: «Правопреемницей СССР является только и единственно Россия». Им в унисон депутат эстонского парламента: «Россия является правопреемником СССР - то есть оккупировавшего Эстонию государства, которое нанесло Эстонии урон».

Тезис о континуитете России  получил признание в мире, а благодаря усилиям прибалтийских политиков, ведущие игроки на мировой арене еще и регулярно официально высказываются в его поддержку: не поддается учету количество заявлений парламентов, парламентских ассамблей и глав государств с призывами к России покаяться за деяния СССР. В преддверии 60-летия Победы Конгресс США принял даже специальную резолюцию. Сознавали авторы всех этих демаршей или нет, но все они тем самым вновь и вновь подтверждали континуитет нашего государства: никому ведь и в голову не пришло призывать каяться за грехи СССР Узбекистан или Украину. Списать все на политическую конъюнктуру, русофобию или геополитическую игру нельзя. Российская Федерация автоматически заняла место СССР в Совете Безопасности ООН, хотя РСФСР, в отличие от Белоруссии и Украины, в ООН даже не входила. Тем самым все мировое сообщество единодушно признало, что Российская Федерация - тот же субъект международного права, что и СССР, страна победитель во Второй мировой войне, учредитель Организации Объединенных Наций.

Возникает резонный вопрос: «Какой прок нам от этого признания? Зачем нам первородство, если оно оборачивается лишь платой по долгам СССР, постоянными требованиями покаяния за его действия, выставлением многомиллиардных счетов?». Однако причина здесь не в континуитете, а в нашей неспособности открыто и последовательно отстаивать свои права. Во-первых, не существует обязанностей без прав, как и прав без обязанностей. Коли Россия принимает на себя все пассивы СССР, то ей принадлежат и все активы. Во-вторых, континуитет России означает, что современная Российская Федерация правопродолжатель не только СССР, но и Российской империи и Московского царства. Доказывать это едва ли нужно, достаточно вспомнить, что наша страна, а не Грузия или Казахстан по требованию западных кредиторов погашает царские займы.

Московское царство, Российская империя, РСФСР, СССР, Российская Федерация – один и тот же субъект международного права, один и тот же участник межгосударственных отношений.  При таком, единственно возможном подходе, континуитет России становится для нас не проклятием и источником бед, а источником силы, мощным инструментом защиты прав России на постсоветском пространстве, позволяет совершенно с иных позиций вести диалог с прибалтийскими режимами.

Прибалты, при полном одобрении и поддержке их коллег по ЕС и НАТО, с 1991 г. строят отношения с Россией на исторической основе. Их позиция на первый взгляд беспроигрышна. В 1920 г. Советское правительство признало независимость Эстонии, Латвии и Литвы. В 1940 г. в результате пакта «Молотова-Риббентропа», а в 1945 г. в результате победы над Германией СССР включил их в свой состав (оккупировал) и лишь в 1991 г. они вновь смогли обрести независимость. Отсюда делается вполне естественный вывод: Россия в полном соответствии с нормами международного права, как ответственный член международного сообщества обязана возместить прибалтийским государствам  ущерб за их не добровольное нахождение в составе СССР. Сумма ущерба, характер компенсаций признаются предметом переговоров, но сам долг России в такой системе координат очевиден и обсуждению не подлежит. Однако все это выглядит логически безупречно лишь до тех пор, пока мы будем брать за точку отсчета континуитет прибалтийской государственности (1920 г.) и ограничивать континуитет России советским периодом. Как только мы перестаем играть в поддавки, отбрасываем такие ничем ни исторически, ни юридически не оправданные ограничения, как все сразу встает с головы на ноги.

Таллин и Рига вошли в состав России не в 1940 г., а в 1721 г. в итоге русско-шведской (не русско-эстонской или русско-латышской) войны по Ништадтскому мирному договору. Полезно напомнить, Россия заплатила за эти земли огромную по тем временам сумму – 2 000 000 ефимков, что позволяет говорить об их покупке в русскую собственность у тогдашнего законного владельца. С Литвой история особая. Это государство вело длительную, упорную и кровавую борьбу с Москвой, когда-то реально претендовало на роль объединителя русских земель, но после добровольной унии с Польшей разделило ее судьбу и сейчас оказалось в одной компании с Эстонией и Латвией.  Литовские территории стали частью России в результате разделов Польши, по договорам между Австрийской империей, Пруссией и Российской империей.

Вхождение Прибалтики в состав России произошло в полном соответствии с нормами действовавшего на тот момент международного права. Границы Российской империи имели международное признание, ее территориальная целостность была столь же легитимна, как и территориальная целостность Великобритании или Германии.

В результате революции и Гражданской войны сепаратистским силам в условиях немецкой оккупации удалось отторгнуть Прибалтику от России и образовать на ее территории три лимитрофных государства. Договоры 1920 г. в юридическом плане ничего не меняют: лидеры сепаратистов, подписали договоры с узурпаторами. О соблюдении при этом норм международного права говорить не приходится.

В системе координат континуитета России,  ни о какой оккупации 1940 и 1945 гг. не может быть и речи: Россия восстановила свой суверенитет над незаконно отторгнутыми у нею землями. Причем сделано это было, как подчеркнул российский МИД на примере Эстонии, в строгом соответствии с нормами международного права того периода.  Пакт «Молотова-Риббентропа» нисколько не компрометирует действий СССР. Пакт не передавал Прибалтику СССР (Гитлер не мог распоряжаться тем, что ему не принадлежит), он лишь обеспечивал невмешательство Германии в процесс восстановления территориальной целостности России. Никакого отношения к межгосударственным отношениям России с современными Литвой, Латвией, Эстонией не имеет и столь активно эксплуатируемая прибалтийскими политиками тема политических репрессий. Революция, Гражданская война, репрессии – трагические страницы истории российского государства, в которой народы Латвии, Эстонии и Литвы были не объектами, а активными субъектами. Что же касается конкретных людей, проживающих на территории Прибалтики и пострадавших в годы репрессий, то в России принят и действует закон «О реабилитации жертв политических репрессий». 

Континуитет России общепризнанный в Прибалтике и мире позволяет по-новому взглянуть и на события 1991 г., на характер современной прибалтийской государственности. Никто не ставит под сомнение тот факт, что отделение Прибалтики вновь, как и в первый раз, произошло в результате нарушения норм международного и российского права: принципа нерушимости послевоенных границ и закона о порядке выхода из СССР. Признание Российской Федерацией их суверенитета ничего в данном вопросе не меняет: никакое признание независимости не может отменить факт незаконности ее провозглашения.

Таким образом, прибалтийские политики при поддержке ведущих стан Запада 17 лет упорно и целеустремленно доказывали себе, нам и всему миру, что Латвия, Литва и Эстония – незаконно отторгнутые территории России. Было бы просто черной неблагодарностью не оценить и не отметить их вклад в защиту прав и интересов России в Прибалтике и на постсоветском пространстве в целом.

И.С.Шишкин, заместитель директора Института стран СНГ


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ