И. Шишкин. Претензии Прибалтики надо приветствовать
Военно-промышленный курьер, 18.06.08
В правительстве Латвии рассматривается отчет специальной
комиссии по подсчету ущерба от «советской оккупации». Никто и не скрывает его
связь с подготовкой российско-латвийской встречи на высшем уровне. Руководство
Латвии уверено - такой документ может стать рычагом давления на переговорах с
Москвой. Претензии финансового, политического и морального характера к России за
годы «советской оккупации» стали уже нормой в наших взаимоотношениях со всеми
прибалтийскими республиками. Литовский сейм в 2000 году принял даже закон,
обязывающий правительство добиваться возмещения ущерба оцененного в 28 млрд.
долларов. В Эстонии пошли еще дальше: профессор Вело Сало на торжественном
вручении председателю парламента «Белой книги», посвященной анализу ущерба от
оккупации, предложил в качестве компенсации потребовать от России во временное
пользование Новосибирскую область.
Практически ежегодно, под тем или иным соусом, мы слышим
о своей вине перед прибалтами и о более или менее экзотических способах ее
искупления. Претензии эти давно набили оскомину и вызывают в российском обществе
стандартную реакцию: одни вспоминают сразу уши от мертвого осла, другие
преступления латышских стрелков и прибалтийских эсесовцев, третьи колоссальные
инвестиции СССР в экономику Прибалтики. Большинство же и вовсе не обращает
никакого внимания. Однако такое равнодушно-пренебрежительное отношение к
инициативам наших маленьких, но гордых соседей совершенно не оправдано и не
заслужено ими. России давно уже пора достойно оценить их бескорыстный труд на
нашу пользу и наше благо. Именно упорство, энергия и целеустремленность
русофобствующих сил Прибалтики не позволяли все годы после краха СССР
международному сообществу и, самое главное, нам в России забыть о нашем
первородстве, о наших законных правах на постсоветское пространство. Выражаясь
языком международного права, забыть о континуитете России.
Понятие «континуитет» отражает непрерывность
государства как субъекта международного права. У государства могут изменяться
политическая и социально-экономическая системы, название, границы, но оно
продолжает существовать как один и тот же субъект истории, участник
межгосударственных отношений, носитель прав и обязанностей, вытекающих из
распространения на него норм международного права. Континуитет Франции означает,
что феодальная и капиталистическая Франция; французское королевство Капетингов,
Каролингов, Валуа, Бурбонов; две империи и несколько республик, несмотря на все
различия в политике, экономике, территории, – один и тот же субъект
международного права.
Именно на континуитете России, Латвии, Литвы и Эстонии
основываются все претензии прибалтов к нашей стране. В своих действиях они
исходят из ясного и четкого положения: Российская Федерация тот же субъект
международного права, что и Советский Союз, а современные прибалтийские
государства – правопродолжатели довоенных Литвы, Латвии и Эстонии. Такая позиция
является общепринятой в Прибалтике. Президент Литвы Валдас Адамкус в интервью Le
Figaro заявил: «Россия оккупировала страны Балтии и удерживала их силой на
протяжении 50 лет». Министр иностранных дел соседней Латвии: «Правопреемницей
СССР является только и единственно Россия». Им в унисон депутат эстонского
парламента: «Россия является правопреемником СССР - то есть оккупировавшего
Эстонию государства, которое нанесло Эстонии урон».
Тезис о континуитете России получил признание в
мире, а благодаря усилиям прибалтийских политиков, ведущие игроки на мировой
арене еще и регулярно официально высказываются в его поддержку: не поддается
учету количество заявлений парламентов, парламентских ассамблей и глав
государств с призывами к России покаяться за деяния СССР. В преддверии 60-летия
Победы Конгресс США принял даже специальную резолюцию. Сознавали авторы всех
этих демаршей или нет, но все они тем самым вновь и вновь подтверждали
континуитет нашего государства: никому ведь и в голову не пришло призывать
каяться за грехи СССР Узбекистан или Украину. Списать все на политическую
конъюнктуру, русофобию или геополитическую игру нельзя. Российская Федерация
автоматически заняла место СССР в Совете Безопасности ООН, хотя РСФСР, в отличие
от Белоруссии и Украины, в ООН даже не входила. Тем самым все мировое сообщество
единодушно признало, что Российская Федерация - тот же субъект международного
права, что и СССР, страна победитель во Второй мировой войне, учредитель
Организации Объединенных Наций.
Возникает резонный вопрос: «Какой прок нам от этого
признания? Зачем нам первородство, если оно оборачивается лишь платой по долгам
СССР, постоянными требованиями покаяния за его действия, выставлением
многомиллиардных счетов?». Однако причина здесь не в континуитете, а в нашей
неспособности открыто и последовательно отстаивать свои права. Во-первых, не
существует обязанностей без прав, как и прав без обязанностей. Коли Россия
принимает на себя все пассивы СССР, то ей принадлежат и все активы. Во-вторых,
континуитет России означает, что современная Российская Федерация
правопродолжатель не только СССР, но и Российской империи и Московского царства.
Доказывать это едва ли нужно, достаточно вспомнить, что наша страна, а не Грузия
или Казахстан по требованию западных кредиторов погашает царские займы.
Московское царство, Российская империя, РСФСР, СССР,
Российская Федерация – один и тот же субъект международного права, один и тот же
участник межгосударственных отношений. При таком, единственно возможном
подходе, континуитет России становится для нас не проклятием и источником бед, а
источником силы, мощным инструментом защиты прав России на постсоветском
пространстве, позволяет совершенно с иных позиций вести диалог с прибалтийскими
режимами.
Прибалты, при полном одобрении и поддержке их коллег по
ЕС и НАТО, с 1991 г. строят отношения с Россией на исторической основе. Их
позиция на первый взгляд беспроигрышна. В 1920 г. Советское правительство
признало независимость Эстонии, Латвии и Литвы. В 1940 г. в результате пакта
«Молотова-Риббентропа», а в 1945 г. в результате победы над Германией СССР
включил их в свой состав (оккупировал) и лишь в 1991 г. они вновь смогли обрести
независимость. Отсюда делается вполне естественный вывод: Россия в полном
соответствии с нормами международного права, как ответственный член
международного сообщества обязана возместить прибалтийским государствам
ущерб за их не добровольное нахождение в составе СССР. Сумма ущерба, характер
компенсаций признаются предметом переговоров, но сам долг России в такой системе
координат очевиден и обсуждению не подлежит. Однако все это выглядит логически
безупречно лишь до тех пор, пока мы будем брать за точку отсчета континуитет
прибалтийской государственности (1920 г.) и ограничивать континуитет России
советским периодом. Как только мы перестаем играть в поддавки, отбрасываем такие
ничем ни исторически, ни юридически не оправданные ограничения, как все сразу
встает с головы на ноги.
Таллин и Рига вошли в состав России не в 1940 г., а в
1721 г. в итоге русско-шведской (не русско-эстонской или русско-латышской) войны
по Ништадтскому мирному договору. Полезно напомнить, Россия заплатила за эти
земли огромную по тем временам сумму – 2 000 000 ефимков, что позволяет говорить
об их покупке в русскую собственность у тогдашнего законного владельца. С Литвой
история особая. Это государство вело длительную, упорную и кровавую борьбу с
Москвой, когда-то реально претендовало на роль объединителя русских земель, но
после добровольной унии с Польшей разделило ее судьбу и сейчас оказалось в одной
компании с Эстонией и Латвией. Литовские территории стали частью России в
результате разделов Польши, по договорам между Австрийской империей, Пруссией и
Российской империей.
Вхождение Прибалтики в состав России произошло в полном
соответствии с нормами действовавшего на тот момент международного права.
Границы Российской империи имели международное признание, ее территориальная
целостность была столь же легитимна, как и территориальная целостность
Великобритании или Германии.
В результате революции и Гражданской войны
сепаратистским силам в условиях немецкой оккупации удалось отторгнуть Прибалтику
от России и образовать на ее территории три лимитрофных государства. Договоры
1920 г. в юридическом плане ничего не меняют: лидеры сепаратистов, подписали
договоры с узурпаторами. О соблюдении при этом норм международного права
говорить не приходится.
В системе координат континуитета России, ни о
какой оккупации 1940 и 1945 гг. не может быть и речи: Россия восстановила свой
суверенитет над незаконно отторгнутыми у нею землями. Причем сделано это было,
как подчеркнул российский МИД на примере Эстонии, в строгом соответствии с
нормами международного права того периода. Пакт «Молотова-Риббентропа»
нисколько не компрометирует действий СССР. Пакт не передавал Прибалтику СССР
(Гитлер не мог распоряжаться тем, что ему не принадлежит), он лишь обеспечивал
невмешательство Германии в процесс восстановления территориальной целостности
России. Никакого отношения к межгосударственным отношениям России с современными
Литвой, Латвией, Эстонией не имеет и столь активно эксплуатируемая
прибалтийскими политиками тема политических репрессий. Революция, Гражданская
война, репрессии – трагические страницы истории российского государства, в
которой народы Латвии, Эстонии и Литвы были не объектами, а активными
субъектами. Что же касается конкретных людей, проживающих на территории
Прибалтики и пострадавших в годы репрессий, то в России принят и действует закон
«О реабилитации жертв политических репрессий».
Континуитет России общепризнанный в Прибалтике и мире
позволяет по-новому взглянуть и на события 1991 г., на характер современной
прибалтийской государственности. Никто не ставит под сомнение тот факт, что
отделение Прибалтики вновь, как и в первый раз, произошло в результате нарушения
норм международного и российского права: принципа нерушимости послевоенных
границ и закона о порядке выхода из СССР. Признание Российской Федерацией их
суверенитета ничего в данном вопросе не меняет: никакое признание независимости
не может отменить факт незаконности ее провозглашения.
Таким образом, прибалтийские политики при поддержке
ведущих стан Запада 17 лет упорно и целеустремленно доказывали себе, нам и всему
миру, что Латвия, Литва и Эстония – незаконно отторгнутые территории России.
Было бы просто черной неблагодарностью не оценить и не отметить их вклад в
защиту прав и интересов России в Прибалтике и на постсоветском пространстве в
целом.
И.С.Шишкин, заместитель директора Института стран
СНГ
|