Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №193(23.06.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Армянский фальстарт, или еще раз о надежде, что железнодорожные маневры России в Абхазии выведут Армению из изоляции

Day.Az, 05.06.08

Ввод железнодорожных войск России в Абхазию, вызвавший жесткую реакцию в Тбилиси, не остался незамеченным на Западе, где посчитали необходимым выразить свою обеспокоенность по поводу не укладывающихся в логику международного права действий Москвы.

Формально эти действия мотивируются желанием России восстановить железнодорожную инфраструктуру непризнанной республики и наладить бесперебойное сообщение по маршруту Сочи-Сухуми. При этом, выражается недоумение в связи с поведением Тбилиси, который, как утверждает российская сторона, вообще-то должен быть благодарен Москве за подобную милость.

Так, по мнению члена Генерального совета партии «Единая Россия», первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, директора Института стран СНГ Константина Затулина, «Грузия должна быть довольна тем, что будет открыто железнодорожное сообщение через Абхазию, вместо того, чтобы препятствовать этому» («Интерфакс»).

К.Затулин заметил, что требования вывести из Абхазии подразделения российских железнодорожных войск «затыкают коммуникационные возможности самой Грузии, которые были бы востребованы для поддержания экономических связей между Россией и Арменией через грузинскую территорию, а также и для развития внутреннего рынка Грузии». Он добавил, что грузинские власти, вместо того, чтобы адекватно оценить позицию России, предпочитают заниматься «хоровым пением на внешнеполитические темы».

При этом обращает на себя внимание следующая фраза депутата: «Железнодорожные войска, в отличие от беспилотных самолетов, на территории, собственно Грузии не появятся». Получается, что Абхазия – это не Грузия. Циничное (впрочем, далеко не первое) высказывание К.Затулина отчетливо показывает отношение Москвы, формально выступающей в качестве миротворца, к грузино-абхазскому конфликту.

После этого, заявление постпреда РФ при ООН Виталия Чуркина о том, что «несмотря на какие бы то ни было эмоциональные политические пропагандистские всплески с грузинской стороны, Россия не забывает о своей роли миротворца», звучит откровенным издевательством над нормами международного права. Как можно позиционировать себя в качестве миротворца, и при этом, открыто поддерживать одну из сторон конфликта?

Какой же мир творит Москва? Выгодный ей самой? Если так, то призывы Тбилиси к интернационализации миротворческого контингента в зоне конфликта выглядят вполне оправданными.

Как справедливо отмечает ведущая передачи «Код доступа», выходящей на радио «Эхо Москвы» Юлия Латынина, игра на обострение с Грузией выгодна группировке силовиков в нынешнем руководстве России, которые вполне могут развязать очередную войну на Кавказе. При этом, политобозреватель подчеркивает, что подобный сценарий в интересы России явно не вписывается.

«Что выиграет Россия от бардака на Кавказе – я, как и вы, понять не могу, - говорит Ю.Латынина, отвечая на соответствующий вопрос слушателя. - Кто за все это отвечает – это еще более серьезный вопрос, потому что хотелось бы понять, кто у нас в Кремле определяет российскую политику по отношению к Абхазии? Если ее определяет ФСБ, которая кладет на стол Путину доклады о том, что Грузия продалась НАТО, американцам, и живет в несколько фантастическом мире, то есть определяют люди закрытые, не поддающиеся корректировке со стороны не только общественного мнения, но у них нет взаимодействия и с международными организациями, и если эту политику определяет сейчас премьер Путин, который физически не является неким человеком, который должен это определять, потому что международную политику России должен определять Медведев, то возникает очень страшная конфигурация, когда у Запада и у Грузии нет второй стороны для переговоров».

Ведущая радиопередачи указывает, что российским силовикам выгодна дестабилизации в любом варианте, в том числе, и том, при котором Грузия в битве за Абхазию наносит поражение России. «Какая разница, даже если Россия проиграет войну, если люди все равно получат звездочки и объяснят, что они проиграли войну злобным войскам НАТО? Ну, какая разница, если будет дестабилизация на Кавказе, когда, собственно, люди живут тем, что они осваивают деньги в процессе борьбы против дестабилизации на Кавказе?», - задается риторическими вопросами Ю.Латынина.

Между тем, очередной виток грузино-абхазского кризиса серьезно обсуждается и в соседней Армении, где во вводе железнодорожных войск России в Абхазию усмотрели то благо, о котором выше говорил К.Затулин. Так, министр транспорта и связи Армении Гурген Саркисян отметил, что восстановление железнодорожной инфраструктуры Абхазии следует рассматривать в более широком контексте, а именно, как звено в цепи общей политики по восстановлению железнодорожного сообщения между Россией и Арменией по грузинской территории.

«Позитивную роль в этом процессе может сыграть обсуждаемый сегодня проект строительства железной дороги Иран-Армения, заинтересованность в котором высказали как армянская, иранская и российская стороны, так и ряд международных финансово-кредитных организаций», - пояснил Г.Саркисян. Министр отметил, что подобный сценарий «будет иметь неоценимое значение для развития экономики Армении» («Новости-Армения»).

Правда, по мнению независимых экспертов, оптимизм ереванских транспортников, пытающихся заручиться поддержкой (как политической, так и финансовой) Москвы в вопросе строительства железной дороги Иран - Армения, совершенно не уместен. Интернет-издание Rbcdaily.Ru приводит мнение по этому поводу руководителя InfraNews Алексея Безбородова. Эксперт называет идею строительства железной дороги через Армению, которая свяжет Россию и Иран, абсолютно неадекватным проектом. По его словам, российские железнодорожники «уже строят железную дорогу в Иран через Махачкалу, так зачем строить еще одну? - резонно вопрошает эксперт. - Учитывая же мизерную грузовую нагрузку на этом пути (около 3-5 млн. т в год), этот проект экономически нецелесообразен».

Очевидно, что железнодорожные маневры России в Абхазии к Армении никакого отношения не имеют. Можно предположить, что цели здесь стоят более прозаические, и связаны они с планами по обеспечению столицы Зимней Олимпиады 2014 года Сочи дешевыми стройматериалами. Поэтому и реконструируется железнодорожная инфраструктура. Попутно решается и задача по оказанию политического давления на грузинское руководство.

Что касается иранской карты Армении, то она на деле невыгодна не только России, но и Грузии, которая уже задействована в гораздо более выгодном железнодорожном проекте – речь идет о строительстве магистрали Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс. Нельзя забывать и о неблагоприятной для Ирана международной конъюнктуре, которая явно не будет способствовать продвижению идеи маршрута из Ирана в Россию через Армению и Грузию.

Вдобавок ко всему, в Тбилиси все еще свежи в памяти результаты голосования в Генассамблее ООН по проекту грузинской резолюции относительно статуса беженцев и вынужденных переселенцев в зоне грузино-абхазского конфликта. Напомним, что Ереван, вопреки просьбам Тбилиси, проголосовал против данного документа.

Как отмечал незадолго до голосования грузинский дипломат Георгий Саганелидзе, «мы заранее знаем, что Российская Федерация проголосует против этого документа. Есть сигналы с армянской стороны, что она может разделить позицию России, что нас более чем волнует. Мы будем глубоко озабочены, если армянская сторона окончательно примет подобную позицию», - отмечал диппредставитель, подчеркнув, что в случае выступления Еревана против грузинского документа в ООН, это «может быть чревато» («Новости-Армения»).

Последующие события показали отношение Армении к проблемам Грузии. Теперь же Ереван почему-то рассчитывает, что Тбилиси проглотит очередное оскорбление от Москвы в виде ввода железнодорожных войск в Абхазию только потому, что это якобы будет способствовать преодолению изоляции Армении.

Так что, политических и экономических «но» вполне достаточно, чтобы в Ереване повернулись лицом к реальности и занялись бы более актуальными вопросами. В частности, освободили бы, наконец, оккупированные азербайджанские территории, и, тем самым, наладили бы добрососедские отношения с Азербайджаном и Турцией. Впрочем, вряд ли ереванский истеблишмент согласится на это, поскольку это сделает абсолютно ненужной всю иждивенческую систему армянской власти, построенной по принципу «осажденной крепости», находящейся на попечении сердобольной диаспоры.

М.Сафалы


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ