Россия заинтересована в развитии региональной поддержки соотечественников
"Голос России" 04.06.08
Интервью с директором
Департамента по работе с соотечественниками МИД А. Чепуриным
Верхняя палата парламента России — Совет Федерации — на
днях заявила о начале подготовки нового закона о соотечественниках. О том,
почему необходимость принятия нового документа назрела именно сейчас и как он
отразится на жизни российских граждан, находящихся за пределами родины, в
эксклюзивном интервью «Голосу России» рассказал директор Департамент по работе с
соотечественниками за рубежом МИД РФ Александр Чепурин.
- Что изменится в работе МИДа по
поддержке российских соотечественников за рубежом с принятием нового
закона?
- Сейчас подошло время, когда нужно особое внимание
уделить законам, которые напрямую отражаются на жизни наших граждан за границей.
Этих законов несколько. Это касается и закона о гражданстве, и закона о
приграничном сотрудничестве, и еще десятка других. Но главный среди них – это
закон «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом»,
который был принят в мае 1999 года. Закон этот явно устарел. Те, кто его видел,
знает, что многие положения уже изменились, и жизнь сегодня несколько другая,
чем это описано в документе.
Есть три основные вещи, которые необходимо пересмотреть
и адаптировать к нынешним реалиям. Первое – это стратегия Российской Федерации в
отношении российской диаспоры за пределами нашей страны. Нужно посмотреть,
отвечает ли она сегодняшним интересам, и внести соответствующие коррективы
глобального, стратегического плана. Второе – это само понятие «соотечественник».
В нынешнем законе дается достаточно специфическое, но подробное определение
термина «соотечественник, проживающий за рубежом». Оно вызывает бурные споры и
массу предложений, и в ходе реализации нового закона нужно принять окончательное
решение. И третье — там есть такой спорный момент, касающийся «свидетельства
соотечественника». Это тоже нужно обсудить и понять, нужно это свидетельство или
нет, будет ли оно предоставлять какие-либо льготы, преференции для наших граждан
за границей, и как это все будет организовано.
Мы надеемся, что уже к сентябрю новый закон будет
доработан и представлен правительственной Комиссии по делам соотечественников за
рубежом. Затем в начале ноября в Москве состоится Всемирная конференция
соотечественников, где также обсудят новый вариант закона. И уже в конце года
документ может быть внесен в российский парламент для его рассмотрения и
принятия соответствующего решения.
- Какова стратегия МИДа по
развитию сотрудничества с соотечественниками на 2009 год?
- У нас есть ежегодные планы работы. Сейчас они
основываются на трехлетней программе, которая была принята в 2006 и уже подходит
к концу. Правительственной Комиссией по работе с соотечественниками также
создана рабочая группа, у которой есть первоначальный план на три будущих года,
до 2011. Он должен быть принят к осени.
Нынешняя программа на 2006-2008 годы состоит из 37
направлений. Однако в ней не предусмотрены некоторые вещи, необходимые для нашей
зарубежной диаспоры, а значит, их невозможно реализовать.
- Например, какие?
- У нас не предусмотрена экстренная гуманитарная помощь,
когда соотечественникам по тем или иным причинам требуется операция. Например,
детям. В этом плане, конечно, нужно взять ребенка, прооперировать его в России,
но у нас пока нет такого направления. Поэтому мы сейчас стараемся активно
сотрудничать с регионами. Помогаем с оплатой билетов, с оформлением. При этом
регионы берут наших соотечественников на лечение за счет своего бюджета. Здесь,
прежде всего, помогает Москва. Но все это можно было бы сделать и через
федеральную программу, которая уже существует.
- Предусмотрено ли в федеральной
программе развитие регионального сотрудничества с соотечественниками?
- Эта программа делается под эгидой правительственной
Комиссии по работе с соотечественниками. Она является головной структурой в
России по всем направлениям сотрудничества с нашими гражданами за рубежом. В
федеральной программе предусмотрено финансирование мероприятий, которые
проводятся и по линиям субъектов Российской Федерации. Но лишь тех из них, что
проходят непосредственно с участием Центра.
В свою очередь, Министерство иностранных дел РФ помогает
некоторым регионам, тому же Татарстану или Москве, в проведении их собственных
мероприятий. К примеру, оплачиваем билеты на проезд соотечественников на
конференции, спортивные или культурные акции. Поэтому я считаю, что в
федеральной программе должен быть блок, который касался бы содействия именно
региональным инициативам. Чтобы регионы имели солидную поддержку и со стороны
федерального центра. Это очень важно, и если мы сможем помогать регионам, то они
более охотно будут развивать это направление сотрудничества.
- А как Вы оцениваете создание
Совета по вопросам соотечественников под эгидой Совета Федерации?
- На мой взгляд, это очень положительное явление. Я уже
говорил, что в Российской Федерации есть головная структура — это
правительственная Комиссия по делам соотечественников за рубежом. В ее состав
входит руководство Совета Федерации, Государственной Думы РФ, правительства и
регионов России. Но помимо этого, есть и другие структуры, активно работающие на
своих направлениях. Это, в частности, законотворческая деятельность, и Совет
Федерации, как законодательный орган сможет сыграть здесь очень важную роль.
Финансирование: Совет Федерации имеет солидный вес и будет помогать более
активному финансированию нашей работы с соотечественниками. Для нас это тоже
очень важно. Ну, и новая структура — это еще один канал контактов с российскими
гражданами за рубежом. Вот эти три вещи, на мой взгляд, очень значительны,
поэтому мы исключительно положительно оцениваем данную инициативу.
Е.Исакова
|