Холостой выстрел или об издании одной книги
Сайт Русской Общины Украины,
10.06.08
Вышла в свет книга "Русские Казахстана", автором
проекта которой является Алексей Лобанов, а составителем – Любовь Шашкова. Книга
имеет неплохой дизайн, переплет и отпечатана на отличной бумаге. В этом,
пожалуй, и состоит ее основное достоинство.
Что касается содержания и востребованности ее у
читателей, то эти качества ее желают быть лучшими.
Кто же является основными авторами статей помещенных в
книге? Это во-первых, бывшие корреспонденты и работники официоза казахстанских
властей прошлых годов и нынешних как "Казахстанская правда": это Л.Шашкова,
Е.Брусиловская, Л.Варшавская, отдавшие лучшие годы своей жизни этой газете. Это
и Сергей Горбунов – спецкор Казправды по Павлодарской области, Г.Дорошин – зам.
гл.редактора и др. авторы отмеченные многими советскими наградами и званиями.
Исходя из состава авторов, легко просматривается партийная коммунистическая
направленность публикаций. Все эти бородатые заметки просто перепечатаны из этой
же газеты или других партийных изданий, прошедших в свое время партийную
цензуру, а потому идеологически выдержаны и в нынешние времена.
Конечно, интересными были записки о трехдневном
посещении А.С.Пушкиным Западного Казахстана, о пребывании Ф.М.Достоевского и др.
Но обо всем этом уже столько писано-переписано в советское время, что читающей
публике сегодня этого недостаточно.
И какое отношение к русским Казахстана имеет, например,
повествование О.Тарлыковой "Добро пожаловать в Чураевку" о когда-то родившемся в
Томской губернии г. Гребенщикове и покинувшем страну в 1920 году, и умер в США.
Ну, был такой, писал стихи, создал Сибирский скит в Америке. И причем здесь
русские Казахстана?
Вторая часть книги идет под рубрикой "Зерна целинной
страды" (стр. 165-364). Почти на двухстах страницах целинной рубрики только два
рассказа о целине: один о кустанайском секретаре обкома Андрее Бородине, другой
– о Вере Сидоровой начавшей свой путь агрономом на Кустанайщине, затем
комсомольско-партийный взлет до ЦК Казахстана и Верховного Совета Каз.ССР. Вот и
вся целина.
Сегодня, когда русские Казахстана находятся на последнем
этапе своего исхода из этой страны, другие вопросы их интересуют. В течение
последних 10-15 лет правящий режим тихой сапой выжил из Казахстана 3 миллиона
славян, в первую очередь – русских, они изгнаны из органов власти, их нет в
правоохранительной системе, в судах, прокуратуре и др. Они подвергаются в первую
очередь дискриминации в языковой среде. Почему об этом ничего не сказано?
Ответ в составителях и авторах книги, в их менталитете.
Уж коль начали авторы книги повествование с XIX века, то почему бы не рассказать
о строительстве русскими Казахстана городов и селений. Правда, немного сказано о
строительстве Верного (Алматы) генералом Г. Колпаковским и архитектором П.
Зенковым в статье Натальи Селивановой. Была когда-то в Верном и улица
Колпаковского, и дом его имени, и село в Семиречье и городское училище. Сегодня
ничего не осталось, ни от Колпаковского ни от самого Верного.
В литературе достаточно материалов о строительстве
Акмолинска – нынешней столицы Казахстана. Коренной акмолинский казак Андрей
Дубицкий в своей книге "Лихолетье" рассказал о том, как по приказу
генерал-губернатора Западной Сибири Вельяминова отряд казаков под командой
Федора Шубина основал Акмолинск. Это укрепление было настолько мощным, что
Кенесары Касымов в течение недели весной 1838 года штурмовал укрепление, но
взять так и не смог. Как пишет А.Дубицкий, города Акмолы никогда в природе не
было, был город Акмолинск, который местные казахи называли Акмолой, точно так
же, как русские Петербург-Ленинград всегда называли Питером, хотя города с таким
названием никогда не было.
По аналогии можно утверждать, что никогда в истории не
было города Кокшетау, а был город Кокчетав, на всех географических картах и в
атласах он именно так и значится. Генерал П.М. Капцевич дал инструкцию
подполковнику Григорьевскому, которая хранится в Центральном архиве: "На
основании § 14 Устава о сибирских киргизах", первый округ именовать
Кокчетавским". Эта инструкция, как свидетельство о рождении города, а имя,
указанное в свидетельстве – на всю жизнь дается родившемуся.
Сегодня местные ономасты одним поднятием руки при
голосовании моментально делают наши города и села казахскими, хотя казахи к их
строительству не имели никакого отношения и к названию – тоже.
Можно ли сегодня упрекнуть того же Капцевича или
Вельяминова в том, что они называли и писали название в русской транскрипции на
кириллице, если у казахов в то время не было своей письменности, своей
лингвистики, да и сами они стали называться казахами лишь в советское время. А
если и было полтора-два десятка грамотных по всей степи, то это были муллы,
читавшие свои молитвы на арабском языке. Переименовывать значительно легче, чем
строить, оборонять и сохранять. Этой теме не нашлось места в сборнике "Русские
Казахстана" как не нашлось места другим основателям Казахстана – казакам
Русского Сибирского Казачьего войска, Семиреченского, Уральского,
Оренбургского.
Ни слова не сказано в книге о фактах фальсификации
истории нынешними горе-историками, бывшими ранее, в основном, преподавателями
марксизма-ленинизма, написавшими свои кандидатские диссертации по истории
Казахстана и руководящей роли партии. А сегодня, опровергая самих себя, защитили
диссертации докторские и врут не стесняясь, и не моргнув глазами.
Договорились до того, что границы казахского ханства на
севере доходили до Ледовитого океана, что исконно-казахскими являются города
Омбы, Тумен, Орынбор, Астрахан и др. Они пишут, что Александр Невский никогда не
победил бы на Чудском озере в 1242 году, если бы не казахская конница.
Договорились до того, что никакой Куликовской битвы не
было, а Дмитрий Донской пришел на поле Куликово с ватагой разбойников и т.п.
Почему не разоблачаем подобные инсинуации? Опять в силу советского меньшинства
пишущих? А эти национал-патриоты вдалбливают в головы своих одноплеменников
подобную чушь. И это не казахский народ, который знает силу с русскими
Казахстана, на себе испытал и испытывает прелести прежней и нынешней власти. Но
ведь баламутят же, пытаются тевтонской свиньей протаранить вечную дружбу двух
наших народов. А мы молчим. Издаем красиво оформленные книжонки, тратим деньги и
стреляем холостыми по воробьям.
Александр Пономарев
|