Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №193(23.06.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Белорусская экономика: «ключ на старт»!

                                                                                                                             Газета «7 дней», 14.06.08 г.

Экономике Белоруссии в том виде, который в последнее время принято называть «белорусской моделью социально-экономического развития», более двух пятилеток. И много, и мало. Доказала ли она свою жизнеспособность, нуждается ли в корректировке или более радикальном обновлении — реформировании? На эти вопросы мы попросили ответить декана экономического факультета Белгосуниверситета, доктора экономических наук, профессора Михаила Ковалева.

Приватизация по-белорусски

— С 1995 года модель белорусской экономики модифицировалась, менялись приоритеты. Главное же — была восстановлена роль государства в экономике, наведен порядок. Можно дискутировать о роли государства в рыночной экономике, что и делают экономисты всего мира. Ясно одно: в переходный период, когда многое нужно менять, роль государства исключительно велика. Почти все предприятия в Белоруссии оставались государственными, и государство эффективно сыграло роль собственника. В первые реформенные годы либерализм в экономике многие стали понимать как «что хочу, то и ворочу»! Хочу — приватизирую, хочу — устанавливаю новые цены... Государство задало строгие рамочные условия работы. Появилась законодательная база, и государство контролировало, чтобы все работали по этим правилам. Не секрет, что в свое время «красные директора», получив бесконтрольную власть, больше заботились не об эффективности и прибыли предприятия, а о том, как бы вывести активы с предприятия в личную собственность.

Мы умело воспользовались внешней ситуацией — на рынках России, других сопредельных государств, где в течение почти 10 лет занимались не столько производством, сколько переделом собственности. Зачастую она доставалась случайным людям, которые не знали, как ею распорядиться. И мы продавали на этих рынках продукцию наших предприятий. Был абсолютно правильно выбран приоритет: экспортная ориентация экономики. Важно и то, что в стране сохранялась социальная стабильность. У людей появились деньги, внутренний спрос оживил производство товаров народного потребления, строительство жилья и многое другое. То есть этот сложный период мы прошли в высшей степени эффективно. И сейчас, когда мы переходим к следующему этапу экономического развития, у нас, слава богу, есть что продать! Думаю, о приватизации по-белорусски со временем напишут в учебниках.

— Неслучайно к нам зачастили и восточные, и западные бизнесмены!

— Тракторный завод в прошлом году заработал почти миллиард долларов на внешних рынках, о чем четыре года назад и мечтать не мог! Сколько язвила оппозиционная пресса по поводу того, что белорусы, мол, непомерно поднимают цену «Белтрансгаза». «Упорство» руководства страны привело к тому, что только за половину стоимости «Белтрансгаза» мы получим в конечном итоге 2,5 млрд. долларов! Нас торопили: скорее продайте государственную долю в банках. А сейчас иностранные банки один за другим с удовольствием покупают пакеты акций белорусских банков. Компании выстраиваются в очередь, чтобы строить, реконструировать наши гостиницы. Их привлекают порядок, стабильность в стране.

Зачем государству гармонь?

Но все-таки мы идем к рыночной экономке, как и наши соседи. А рыночная экономика — в первую очередь частная собственность. В самом деле: зачем государству думать о цементе, строительных заводах и многом другом! Это лучше отдать частнику. Значит, надо дальше проводить приватизацию, модернизировать заводы. Мы провозгласили, что будем строить высокотехнологичную экономику, экономику знаний. Ресурсы в мире сегодня очень дорого стоят: значит, лучше продавать не то, что делают из нефти и газа, а интеллектуальные ресурсы.

Но в секторе интеллектуальных технологий государство — плохой собственник, поскольку здесь исключительно высоки риски. Госчиновнику трудно отделить продуктивную идею от необдуманного высказывания ученого (а может, и авантюриста). К тому же сам он не рискует: он делит деньги, а за риск отвечать своим «карманом» будет государство. Когда же человек вкладывает в высокие технологии, инновации личный капитал, он долго будет все взвешивать, просчитывать, пока не примет правильное решение. И даже если ошибется, то пострадает только он один. Поэтому во всем мире инновационный сектор — исключительно частный. Здесь государство, как бы ни старалось, эффективно работать не сможет. Поэтому я бы поставил первоочередной задачей для нового этапа реформ создание негосударственного, современного инновационного сектора. Пусть он опирается на государственную поддержку, но не так, как это у нас сегодня сделано, когда все сдают в инновационный фонд, и потом эти средства чиновники делят. Собирают со всех, а потом кому-то одному дают на инновации. Это и несправедливо, и неэффективно. В Китае тоже создали инновационные фонды, но — децентрализованные. Просто каждая фирма, предприятие обязаны часть своих доходов направлять на инновационное развитие. Таким образом, всех заставили заниматься инновациями. Инновационное развитие для Белоруссии  исключительно важно, в эту сферу надо привлекать инвестиции. И мы их уже увидели! Как сообщил недавно премьер-министр Сергей Сидорский, более 70% иностранных инвесторов положительно оценивают инвестиционный климат в Белоруссии. Ясно, что инвесторов в первую очередь интересуют рестораны, магазины, страховые компании, банки. Нас же прежде всего интересует приток иностранных инвестиций в инновационный сектор, высокие технологии. Его государство должно стимулировать всеми доступными средствами. К примеру, отвести территорию под строительство в хорошем месте. Тут особо и изобретать не надо, достаточно посмотреть, как это сделал Китай, который из страны, еще 10 лет назад экспортировавшей мягкие игрушки, превратился в главного мирового экспортера телевизоров, компьютеров, мобильных телефонов и даже автомобилей.

Он сам к нам пришел!

— То есть пустить в страну транснациональные корпорации?

— Да. Но если «Макдональдс» сам пришел, то «Nokia», «Microsoft», IBM надо «завлекать», чтобы они создали здесь центры научно-технологических разработок. Отличие нашего народа в том, что он хорошо образован и умеет заниматься наукой. Надо только создать для этого условия. Трудоемкие, всякие «отверточные» производства создавать не нужно хотя бы потому, что нам вскоре будет остро не хватать рабочей силы. Прогноз ООН предсказывает, что белорусов к 2050 году останется всего 7 миллионов! Из них экономически активного населения — примерно половина... Сегодня свободных рабочих мест на заводах, как и в строительстве, хватает. Еще более остро стоит проблема с рабочей силой в России. А там очень любят белорусских метростроителей, строителей, программистов и т.д. Поэтому мы должны платить им большую зарплату. Это будет один из факторов, удерживающих здесь рабочую силу. Более того, пора поставить задачу возврата тех, кто раньше уехал не только в Россию, но и в Германию, США, стимулируя их определенными благами. Ведь они получили ценный западный опыт, познакомились с технологиями, организацией управления, труда.

— В белорусской модели экономики важная роль придавалась административным методам управления...

— Функцию государства как собственника нужно сохранить на тех предприятиях, которые остаются в его собственности. А у нас в течение длительного времени государство зачастую смешивало управление собственными предприятиями и частными. Это привело к тому, что чуть ли не каждый третий в стране либо бухгалтер, либо плановик, либо готовит статотчетность, либо контролирует этих трех... У нас чрезвычайно сложное и запутанное администрирование налогов, много туманных нормативных актов. Нужно избавляться от стереотипов социализма, которые отчасти сохраняют смысл на госпредприятиях, но абсурдны на частных. На современном этапе вся мощь государства, вся чиновничья прыть должны быть направлены на создание конкуренции. Ни в одной немецкой деревушке не увидишь два магазина от одной торговой сети — это обязательно конкуренты. А где конкуренция — нет места ценовому сговору, росту цен. Поэтому государству нужно заботиться об антимонопольном законодательстве, его неукоснительном соблюдении.

Адаптация к новым вызовам

— Каковы перспективы белорусской экономики?

— Любая модель экономического развития требует адаптации к новым вызовам. В частности, они связаны с тем, что в России фактически реформирование закончено, там создана жесткая конкуренция, и российские товаропроизводители неизбежно придут сюда. К этому надо быть готовыми. Лучше, чтобы в стране были, к примеру, сети и российских, и немецких, и собственных гипермаркетов. Чтобы они конкурировали, а покупатель сам решал, в какой магазин лучше идти. Сегодня понятия «экономика Союзного государства», СНГ, евразийская — достаточно условны. Есть одна, глобальная, экономика. И либо ты глобально конкурентен, либо окажешься «на задворках».

Я оптимистично смотрю в будущее, ибо мы находимся в очень выгодных стартовых условиях для нового витка реформ. Мы научились приватизировать, нам есть что приватизировать. Наше географическое положение таково, что мы вызываем всеобщий интерес — России, арабского мира, Китая, европейских государств. Наши предприятия, с одной стороны, нуждаются в инвестициях; с другой стороны, вложение капитала в наши заводы и фабрики, магазины и т.п. очень эффективны. Наш ВВП за 2007 год оценен экспертами более чем в 100 млрд. долларов по паритету покупательской способности. И я убежден, что мы в ближайшие 7—8 лет можем его удвоить.

Геннадий Ануфриев

 

 

 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ